Исаак Левитан — факты о творчестве знаменитого русского пейзажиста
Исаак Левитан — самый известный пейзажист Российской империи, мастер, создавший более 1000 пейзажей. Подробнее о жизни и творчестве знаменитого художника — в материале 24СМИ.
Юность живописца
Исаак Ильич Левитан появился на свет в Августовской губернии. Сегодня это территория Литвы. В родном городе художника Кибартае ему установлен памятник. Автор — литовский скульптор Бронюс Вишняускас.
Дата рождения живописца — 18 августа 1860 года, но это не точно, поскольку Исаак Ильич считается младшим братом Авеля Левитана, родившегося через пять месяцев после него, 9 января 1861 года. Из этого биографы делают вывод, что Исаак — не сын Эльяша Абрамовича Левитана и его жены Баси, а племянник, усыновленный ими. Звали его при рождении Ицык Лейб Левитан.
Семья была небогатой. Отец Исаака получил образование раввина, преподавал в Ковно иностранные языки. Он владел французским и немецким, поэтому в дальнейшем работал переводчиком в строительной компании. Через десять лет после рождения Исаака семья переехала в Москву. Там мальчики стали учениками Московского училища живописи. Здесь преподавали такие живописцы, как Алексей Саврасов, Василий Перов и Василий Поленов.
Через пять лет после переезда, в 1875 году, умерла мать семейства. Отец тяжело болел. Поэтому семья жила в крайней нищете. В училище об этом знали и время от времени помогали братьям, у которых иногда не хватало денег даже на еду.
Первая выставка
Произведения Левитана публика увидела впервые на ежегодной выставке работ студентов училища в 1877 году. Для показа использовались лучшие картины. Вместе с горожанами выставку посещали члены царской семьи, поэтому участие в ней было очень престижным для начинающих мастеров.
Работы молодого художника понравились посетителям. Критики отзывались о них благосклонно. Но личная жизнь Исаака оставалась сложной. В 1877-м умер его отец, и семья оказалась в еще большой нужде. Тогда училище назначило 16-летнему живописцу стипендию, чтобы он продолжал занятия.
Окончание учебы и переезд
У Исаака были и творческие проблемы. Он выбрал специализацией пейзажи, а некоторые академики считали, что еврей не должен рисовать русский пейзаж — якобы он в этом не разбирается. Об этом неприятном эпизоде написал в мемуарах писатель Константин Паустовский. В результате Исаак Левитан завершил учебу, но не получил подтверждения статуса художника. Ему выдали диплом со специализацией «учитель чистописания».
Через год он уехал из Москвы и перебрался в пригород. На императора Александра II в 1879 году было совершено покушение, и, хотя революционер-террорист не был евреем, императорский указ постановил выселить из города всех лиц иудейского вероисповедания.
Левитан и Чеховы
Художник подружился с Антоном Павловичем еще в училище. Он часто бывал у Чеховых дома, и считается, что был влюблен в Марию, сестру писателя, но девушка его отвергла. Тем не менее Исаак и Мария сохранили дружеские отношения.
Вместе с братьями Чеховыми Левитан работал в 1880-х над иллюстрированным журналом «Москва». Специально для друзей он написал картину «Осень на реке Истра». Однако дружба завершилась взаимными обидами. В 1892-м Исаак поссорился с Антоном Чеховым из-за рассказа «Кузнечик». Живописец считал, что за основу повествования приятель взял его новые любовные отношения с Софьей Кувшинниковой.
Дальнейшая биография
Левитан прожил всего 39 лет. Причиной смерти стало плохое здоровье. Он дважды перенес тиф и в результате получил осложнения на сердце. Поэтому в его жизни произошло не так много событий:
- Поездка во Францию, а затем в Италию в 1889–1890-х годах.
- В 1892-м художник вернулся в Россию, но из-за гонений в отношении евреев ему пришлось переехать в Тверь, а затем во Владимирскую губернию. В это же время он присоединился к выставкам объединения передвижников.
- В 1898 году друзья добились для Левитана разрешения на проживание в Москве. Также ему предложили преподавать пейзажистам в том же училище, которое окончил он сам. Был удостоен звания академика.
- Через два года, в 1900-м, художник рисовал этюды вместе с учениками. Простудился и умер.
Могила живописца находилась на еврейском кладбище в Москве, но позже его перезахоронили на Новодевичьем рядом с друзьями — писателем Антоном Чеховым и художником Михаилом Нестеровым.
Пейзаж настроения
Пейзажем настроения называют картину, которая вызывает у зрителя дополнительные эмоции и ощущения. Например, глядя на «Золотую осень», человек представляет себе теплоту солнца, шуршание листвы под ногами, треск ветки под ногой и т. д.
Кажется, что рисовать пейзаж просто. Главное — смотреть прямо перед собой и переносить на холст увиденное. Но пейзажисты XIX века так не считали. Алексей Саврасов говорил ученикам: «Жаворонка не обязательно видеть. Его нужно слышать». Это значит, что художник должен нарисовать условия, в которых возможно действие.
Жаворонок вьет гнездо на земле, в траве, на открытом пространстве (луг, степь). Петь начинает весной. Значит нужно рисовать луг в мае-июле, а там растут какие-то травы. Саврасов учитывал, что трудно рисовать воображаемый луг, если человек его никогда не видел. Поэтому ученики брали пленэры и отправлялись на природу. Это правило Левитан использовал и для обучения собственных учеников.
Помочь начинающему мастеру в создании пейзажа, на который откликаются эмоции зрителя, может и мифология или общая для обоих культурная составляющая. Угадывая знакомые мотивы, зритель хочет посмотреть на картину подольше, а может, и приобрести ее в личное пользование.
Интересные факты:
- Лесной жаворонок средней полосы России как бы произносит «юль-юль». Французы называют его «люлю», то есть француз, возможно, нарисует луг в июле.
- Древние славяне верили, что песня жаворонка соединяет небо и землю невидимыми струнами, для того чтобы боги послали на землю дождь. Значит, русский художник подсознательно добавит больше солнца.
Василий Поленов акцентировал внимание учеников на колористике. В своих полотнах Исаак Левитан подражал пейзажам учителя, посетившего множество городов в России и Европе. Поленов предлагал ученикам рисовать спонтанно: видишь пейзаж, который вдохновляет, — рисуй.
Учителя познакомили Левитана с французскими пейзажистами барбизонской школы. Само название придумал британский искусствовед Дэвид Томсон, объединив в нем художников, которые рисовали природу в лесу Фонтенбло. Главный элемент, на который рекомендовалось обратить внимание, — деревья.
Березы Левитана
Исаака Ильича называют певцом русского пейзажа из-за прекрасных березовых рощиц на его полотнах. Самые знаменитые среди них — «Березовая роща», «Золотая осень», «Март», «Солнечный день. Весна». Но кроме Левитана, это популярное дерево встречается и у других художников: Густава Климта, Гвидо Борелли, Джонатана Харриса, Карла Ларсона.
Популярность березы объясняют по-разному:
- Это одно из первых деревьев, у которого весной распускаются листья. Поэтому оно ассоциируется с пробуждением природы, молодостью и весенним ростом.
- Это авангард леса, который стремится занять новые участки земли. Поэтому береза часто встречается художникам, рисующим с натуры. Благодаря белой коре дерево визуально заметно, его используют, чтобы добавить света в картину.
Левитан не оставил записей, в которых объяснял бы свои приоритеты в рисовании. Поэтому зрителю остается только догадываться о причинах выбора березы и наслаждаться созерцанием пейзажа.
«Осенний день. Сокольники»
Эту картину Левитан написал в 1879 году. Считается, что изначально он нарисовал осенний пейзаж. Николай Чехов, увидев работу, сказал, что путь существует для того, чтобы по нему кто-то шел, и дорисовал идущую по алее женщину в черном платье. Сотрудничество художников при написании картин было обычным делом. Подобное возникало и в творчестве Василия Перова.
В 1880 году работу «Осенний день. Сокольники» приобрел меценат Павел Третьяков для Третьяковской галереи, где она находится и сегодня. Всего Третьяков купил около 20 полотен Левитана.
Лирический пейзажи
Следующая особенность творчества Левитана — отсутствие городских пейзажей. Исключение из правила — итальянские пейзажи, созданные в 1890 году: «Венеция. Рива дельи Скьявони» и «Близ Бордигеры на севере Италии».
На левитановских полотнах изображена тихая сельская местность, где не ощущается присутствие человека. Такие работы еще называют лирическими пейзажами. В коллекции Третьяковской галереи это «Владимирка», «Над вечным покоем», «Вечерний звон». Художник жил во Владимирской губернии и часто изображал то, что его окружало.
Исторические пейзажи
«Владимирка», предположительно, жаргонное обозначение Владимирского тракта — грунтовой дороги, соединявшей Москву и Владимир. По ней каторжники начинали путь в Сибирь, в ссылку.
Художник Михаил Нестеров говорил о «Владимирке», что ее смело можно называть русским историческим пейзажем. Она изображает не безымянную проселочную дорогу, а то, что считалось дорогой 1-го класса в XVIII веке. Возлюбленная художника Софья Кувшинникова говорила о работе, что она «полна удивительной прелести».
«Владимирка» участвовала в выставке передвижников в феврале 1893 года вместе с другими работами Левитана — «Лесной пожар», «Осень», «Под вечер», «Лесистый берег. Сумерки». Но тогда о пейзажах в прессе почти не писали, поэтому реакция зрителей неизвестна.
Зато известна реакция брата Антона Чехова, Михаила. Ему Исаак Левитан подарил эскиз «Владимирки» с надписью «Будущему прокурору» — Михаил учился на юридическом факультете Московского университета. Будущий юрист тогда обиделся на приятеля за прозрачный намек.
Мрачная трилогия
«Владимирку» вместе с двумя другими полотнами — «У омута» и «Над вечным покоем» — называют «мрачной» или «драматической трилогией».
На картине «У омута» изображен водоем. Через него переброшены мостки из бревен, а на противоположной стороне темнеет густой лес. Художник писал этот вид в Тверской губернии, в деревне Затишье. Здесь находилось имение Анны Вульф.
Левитану понравился пейзаж у старой развалившейся мельницы, и тогда хозяйка рассказала ему местную легенду. Дед Анны Николаевны был женат и имел пятерых детей, но не пропускал ни одной красивой крестьянки. Однажды нашлась красавица, отвергшая притязания барина. Она любила конюха. Тогда дед Анны выпорол конюха на конюшне и отдал в рекруты, а девушка с горя утопилась в омуте. Художника взволновал рассказ, и он зарисовал пейзаж.
Картина была представлена на выставке передвижников в 1892 году и получила ряд критических отзывов. Рецензенты отмечали, что бревна и омут выглядят правдиво, но колорит мрачный.
С точки зрения живописи Левитан решил непростую задачу. Ему требовалось создать стену из сплошных деревьев так, чтобы они не сливались в одно пятно и выглядели реалистично. Левитановские бревна совпадают по цвету с оттенком серо-желтого неба, отражающегося в воде, и это объединяет небо и землю в одно целое.
Искусствовед Владимир Петров, характеризуя «У омута», назвал Левитана драматургом русского пейзажа. По композиции и описанию эта работа похожа на другое полотно — «Тихая обитель», но погружает зрителя в совершенно противоположные эмоции.
Картина «Над вечным покоем» написана в Тверской губернии, у озер Островно и Удомля. Это одна из трех самых больших картин мастера. Ее размер — 150 х 206 см («У омута» — 150 х 209 см, «Озеро» — 148 х 208 см).
По воспоминаниям Софьи Кувшинниковой, они увидели изображенную местность во время конной прогулки. Пара гостила в имении Гарусово, принадлежавшем дальним родственникам графа Алексея Аракчеева. Вид на озеро так понравился Левитану, что он сразу же приступил к написанию картины. Исаак Ильич рисовал, а Софья Петровна играла ему на рояле Героическую симфонию Бетховена (№ 3 ми-бемоль мажор).
Картину еще до открытия выставки приобрел Павел Третьяков. Художник был счастлив, так как считал, что это одна из его наиболее эмоциональных работ. Критики в ее оценке оказались неоднозначны.
Если вернуться к трилогии в целом, то картину «У омута» рассматривают в контексте личных переживаний человека. «Владимирка» вызывает размышления над историей страны и Владимирского тракта как ее элемента. «Над вечным покоем» призывает задуматься над вечными вопросами бытия. Она перекликается с такими работами, как «Могила на Волге» Алексея Саврасова, «На Севере» и «Вечер на Волге» самого Левитана.
Плёс
Маленький город Плёс, расположенный на правом берегу Волги, так же важен для творчества Исаака Левитана, как имение Болдино для поэзии Александра Пушкина. По легенде, художник случайно увидел окрестности Плёса, когда путешествовал по Волге вместе c Софьей Кувшинниковой.
Он пару раз возвращался в этот город, чтобы запечатлеть на холсте местные пейзажи. Самые известные из плёсовских картин — «Вечер. Золотой Плёс» и «После дождя. Плёс». Впервые их показали публике в феврале 1890 года на выставке передвижников.
В середине прошлого века в Плёсе открыли дом-музей Левитана. Здание до революции было домом купца Солодовникова. Здесь Исаак и Софья останавливались, снимая пару комнат. В экспозиции музея имеется 17 картин живописца, в том числе «Портрет С. П. Кувшинниковой», «Озеро», «Закат на Волге», «Речная заводь».
Озеро
Будучи мастером, который ведет в Московском училище живописи пейзажный класс, Левитан дает студентам задания иллюстрировать поэзию. Например, стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Туча». В качестве примера-иллюстрации показывает эскиз тучи для своей картины «Озеро».
Художник Борис Липкин, ученик Левитана, вспоминал, как Исаак Ильич сказал им: «Я давно работаю над темой, которую хотел бы назвать Русью. Но это претенциозно. Лучше назову как-то попроще». То есть, несмотря на то, что «русским пейзажем» Левитана называют березовые рощи, Владимирский тракт и небольшие деревни, эталоном следует считать «Озеро», созданное в 1899 году. Художник писал его на берегу Сенежского озера.
Сделав наброски, он вернулся в Москву, где дорабатывал картину до первых чисел мая. Затем Левитан уехал на дачу в Химки. Там его студенты работали над заданными пейзажами. В Химках он заболел простудой, от которой так и не сумел излечиться и скончался 22 июля 1900 года. В московской мастерской осталось 40 незавершенных полотен, включая «Озеро».
Последняя выставка
В память об Исааке Ильиче Императорская академия художеств организовала выставку его работ в начале 1901 года. В экспозиции представили 140 больших работ Левитана и много этюдов. «Озеро» купил Русский музей и внес в каталог под названием «Солнечный день». Мастер очень редко давал названия собственным произведениям. Большинство из них названы организаторами выставок.
Исаак Левитан — один из самых ярких мастеров русского пейзажа. До его прихода в живопись академики Императорской академии художеств считали, что в России нет природы, достойной восхищения зрителя, — все серое и безликое. Талантливого еврейского юношу с его видением мира академики восприняли агрессивно, но похоже, что природа продолжает смеяться с холстов Левитана над их экспертным мнением.