Маша Троекурова

Мария Кириловна Троекурова
О персонаже
Страна
Россия
Создатель
Деятельность
дворянка

История персонажа

Маша Троекурова впервые появилась на страницах романа Александра Пушкина «Дубровский» и стала возлюбленной главного героя, чья судьба была незавидной и вызывала сочувствие автора. Девушка стала символом высокородных дворянок своей эпохи, живших в золотой клетке и не имевших права выбора.

Создание персонажа

Героиня вошла в число основных персонажей романа «Дубровский», работу над которым Александр Пушкин начал в 1832 году. В основу лег случай, рассказанный приятелем писателя, меценатом Павлом Нащокиным. Друг Пушкина поведал о белорусском дворянине Островском, который по вине соседа лишился владений и начал промышлять грабежами. В первых черновиках произведение называлось этой фамилией.

Марина Зудина в образе Маши Троекуровой в фильме «Благородный разбойник Владимир Дубровский» / Фото: Кинориум
Марина Зудина в образе Маши Троекуровой в фильме «Благородный разбойник Владимир Дубровский» / Фото: Кинориум

Работая над романом, Александр Сергеевич побывал в нескольких городах, где мелкие помещики в результате тяжб лишались имущества в пользу более влиятельных дворян. В соседнем с пушкинским имением селе нашлись некие Дубровские, давшие окончательную фамилию главному герою. А место действия получило название Кистеневка в честь села Кистенево. Образ Маши был собирательным и не имел прототипа.

При жизни Пушкина роман так и не получил названия и не был завершен, в 1833 году Александр Сергеевич забросил черновики. В рукописях писателя остались наброски нового тома, в котором история любви Марии Троекуровой и Владимира Дубровского получила развитие. Впервые неоконченное произведение, название которому дала фамилия главного героя, было опубликовано через 4 года после смерти автора — в 1841-м.

Биография Марии Кирилловны Троекуровой

Мария родилась в семье зажиточного помещика Кирилы Троекурова и рано потеряла мать. Воспитанием девочки в прошлом занималась няня-крестьянка Егоровна, а также своенравный овдовевший отец. Кирила Петрович принимал в гостях в основном друзей-мужчин, поэтому у дочери не было подруг. В детстве она общалась с Владимиром Дубровским, сыном живущего по соседству небогатого дворянина Андрея Гавриловича, но тот со временем уехал служить в Петербург.

С возрастом к образованию девочки подключилась гувернантка-француженка мадемуазель Мими. Она же родила барину внебрачного сына Сашу, которого Кирила Петрович признал и тоже воспитывал.

На момент описываемых в романе событий Марии Кирилловне 17 лет. Ее отец рассорился с соседом и отсудил его имение Кистеневку, после чего Андрей Гаврилович тронулся умом и умер. Узнав об этом, Владимир Дубровский вернулся в родные края и поджег свой бывший дом, а сам стал разбойником.

Тем временем Кирила Петрович нанял для сына учителя-француза Дефоржа. По пути его перехватил и уговорил поменяться местами Владимир Дубровский, прибыв к Троекуровым под видом гувернера. Постепенно между ним и Марией Кирилловной вспыхнуло чувство, ради которого мужчина был готов отказаться от мести. Он также раскрыл любимой настоящее имя.

Узнав об этом, Троекуров выдал дочь замуж за князя Верейского, в разы ее старше. Хотя девушка отправилась под венец против своей воли и любила другого, мужа она не предала. Дубровский же попал в правительственный розыск и скрылся за границей.

Внешность и характер Маши Троекуровой из романа Пушкина «Дубровский»

Пушкин нарисовал портрет Маши как настоящей красавицы. По описанию автора, уже в детстве она обладала миловидной внешностью, а с возрастом расцвела еще больше. Она одевалась со вкусом, поражая окружающих стройной фигурой и богатыми нарядами, носила бриллианты.

Девушка обладала мечтательным характером и была воспитана на любовных романах. Благодаря гувернантке Троекурова в совершенстве овладела французским языком и выступала переводчиком отца. У героини были способности к музицированию на фортепиано, пению и вышиванию на пяльцах.

Галина Григорьева в образе Маши Троекуровой в фильме «Дубровский» / Фото: Кинориум
Галина Григорьева в образе Маши Троекуровой в фильме «Дубровский» / Фото: Кинориум

Отношения Маши Троекуровой с окружающими

Отношение Троекурова к Маше неоднозначное. С одной стороны, отец до безумия любил дочь и старался угождать ее прихотям, с другой — иной раз относился с жестокостью. Взрослея в такой обстановке, героиня не доверяла папе полностью, скрывала от него мысли и чувства и предпочитала уединение, когда в доме появлялись гости.

Вместе с тем, как и отец, девушка имела аристократические предрассудки и относилась к слугам или беднякам как к людям второго сорта. Именно таким было первое впечатление Маши Троекуровой о Дубровском: она даже не посчитала нового гувернера за мужчину, но позже была впечатлена его храбростью во время схватки с медведем. А вот Владимир Андреевич был с первой секунды взволнован встречей: его голос дрожал от знакомства с «небесным видением».

По ходу действия романа отношения Маши Троекуровой и Дубровского переросли в любовь. Однако она осознавала разницу в их положении, не хотела запятнать репутацию и видела во Владимире мужа только в самом крайнем случае. При этом до последнего надеялась, что он спасет ее от брака с Верейским, пугавшего ее еще больше — «как плаха или могила». Жениха она считала отвратительным и ненавистным и предпочитала умереть или уйти в монастырь, чем выйти замуж за старого князя. Тем не менее ее поступки говорили о том, что чувство долга для Марии Кирилловны важнее любви: после свадьбы она не нарушила клятвы, данной на венчании, и отреклась от Владимира.

Символизм персонажа

Мария Троекурова олицетворяла незавидную судьбу юных дворянок той эпохи. Они жили в золотой клетке, довольствовались мечтами о приключениях и великой любви из книг, не имели друзей, хотя и вызывали зависть у окружающих. Такие девушки были вынуждены подчиняться воле родителей, иногда деспотичной, и, не смея ослушаться, выходить замуж за стариков своего сословия, дабы сохранить семейный статус и богатство.

Авторское отношение к героине видно через характеристики. Пушкин явно симпатизировал красивой и блестяще образованной Маше и сочувствовал ее незавидной участи, описывая ее тяжелое состояние во время свадьбы с Верейским.

Маша Троекурова на экране

Роман Пушкина впервые поставили на сцене Мариинского театра как оперу в конце XIX века. Партитуру к ней написал Эдуард Направник, а либретто создал Модест Чайковский. Впоследствии музыкальный спектакль гастролировал по России и за рубежом, а в 1961 году был показан на советском телевидении.

Первые экранизации «Дубровского» появились еще в 1920-х за границей — в Германии и Соединенных Штатах. Позже адаптации выпускали в Италии, Франции, Мексике. В итальянской версии под названием «Черный орел» соавтором сценария выступил Федерико Феллини.

Дебютная советская экранизация вышла в 1936 году. Роль Маши исполнила Галина Григорьева, а главный мужской образ воплотил Борис Ливанов.

Через 52 года свет увидела полнометражная мелодрама и ее 4-серийная телеверсия «Благородный разбойник Владимир Дубровский», которая считается наиболее близкой к оригиналу. Центральная роль досталась Михаилу Ефремову, а его экранную возлюбленную изобразила Марина Зудина.

Клавдия Коршунова в роли Маши в фильме «Дубровский» / Фото: Кинориум
Клавдия Коршунова в роли Маши в фильме «Дубровский» / Фото: Кинориум

Весной 2014 года состоялась премьера полного метра и 5-серийной версии «Дубровского», действие которого перенесли в наши дни. На первом плане оказались Данила Козловский и Клавдия Коршунова.

Интересные факты

  • На момент исполнения роли Маши Троекуровой Галине Григорьевой было 19 лет, Марине Зудиной — 23 года, а Клавдии Коршуновой — 30 лет.
  • Существует крылатое выражение: «Спокойно, Маша, я Дубровский». Оно впервые прозвучало в 1975 году в фантастическом фильме «Большое космическое путешествие», а через 10 лет — в мелодраме «Время отдыха с субботы до понедельника». Ни в оригинальном романе, ни в экранизациях главный герой не произносил эту фразу.
  • Борис Гребенщиков (внесен Минюстом РФ в реестр иностранных агентов) упоминал Марию Троекурову в песне «Дубровский», выпущенной в 1996 году.

Цитаты Маши Троекуровой из романа «Дубровский»

Как видно из цитат, Александр Сергеевич большое внимание уделил выдающимся внешним данным героини, не раз подчеркивая ее привлекательность:

«…старый волокита был поражен ее красотой»,
«…взоры мужчин и женщин обратились на нее; первые удивлялись ее красоте, вторые со вниманием осмотрели ее наряд».

Перемены в отношении Марии к Владимиру, которого она поначалу не восприняла как мужчину, писатель списал на проявленные Дубровским храбрость и гордое самолюбие. С тех пор Троекурова начала выказывать к учителю уважение и внимание, сама не заметила, как влюбилась, хотя и понимала, что тот ей не ровня:

«Она начинала понимать собственное сердце и признавалась, с невольной досадою, что оно не было равнодушно к достоинствам молодого француза… Она скучала без Дефоржа, в его присутствии поминутно занималась им, обо всем хотела знать его мнение и всегда с ним соглашалась… Она чувствовала, что ей было бы неприлично слышать объяснение от человека, который по состоянию своему не мог надеяться когда-нибудь получить ее руку».

При этом было заметно, что внимание гувернера ей льстило, а вот ухаживания Верейского были противны:

«...старый князь поцеловал ее руку, вдруг слезы побежали по ее бледному лицу».

В лице Дубровского Маша увидела спасение от ненавистного брака:

«...участь супруги разбойника казалась для нее раем в сравнении со жребием, ей уготовленным».

После венчания девушка

«чувствовала холодный поцелуй немилого супруга, слышала веселые поздравления присутствующих и все еще не могла поверить, что жизнь ее была навеки окована».

Однако, встретив Дубровского, Маша проявила твердость характера и отвергла возможность дальнейших отношений:

«Поздно — я обвенчана… Я согласилась, я дала клятву».