История персонажа
Отважный пес чернильного цвета по имени Артемон верно служит Мальвине в сказке Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Ревностно следит за внешним видом и, не задумываясь, бросается в бой с врагами своих друзей. Пудель входит в состав главных героев и в книге, и на экране, а однажды образ собаки даже примерил мальчик.
История создания
Сказка о приключениях деревянного мальчика вошла в историю мировой литературы еще в конце 19 столетия. Итальянец Карло Коллоди придумал непослушного Пиноккио, появившегося на свет из простого полена. В 1923 году прочитать книжку смогли российские дети – об этом позаботились переводчик Нина Петрова и писатель-эмигрант Алексей Толстой. Прозаик «причесал» повесть согласно русскому менталитету: в ней появилась россыпь поговорок и пословиц, у части персонажей изменились имена, да и сюжет вдруг приобрел новые повороты.
Сказка так увлекла Алексея Николаевича, что в 1933 году тот сел за основательную переработку первоисточника. Спустя три года из-под пера автора, наконец, вышло волшебное произведение «Золотой ключик, или Приключения Буратино», презентованное юным читателям в газете «Пионерская правда». Рядом с легкомысленным длинноносым мальчиком ожило более десятка колоритных персонажей. Среди них – щеголеватый помощник Мальвины пудель Артемон.
Алексей Толстой, выбросив нещадно из повести Коллоди некоторых героев, пса все же пощадил. В итальянской сказке тоже живет собака этой породы, только зовут ее Медоро. Пес – настоящий франт: ходит на двух ногах, носит белоснежный парик и праздничную кучерскую ливрею, потому что трудится кучером феи.
В произведении Коллоди присутствует еще один пес – Алидоро, который из злой ищейки позднее превратился в друга Пиноккио. Литераторы уверены, что Толстой в Артемоне соединил эти два характера.
Возможно, что имя персонажа российский писатель позаимствовал у собаки по кличке Арто, появившейся на страницах повести «Белый пудель» Александра Куприна. Также Артамонами часто называли помещики своих дворовых слуг.
Образ и сюжет
Читатели знакомятся с героем только в середине сказки. Толстой создал образ ухоженного франта:
«Под окном, трепля ушами, появился благородный пудель Артемон. Он только что выстриг себе заднюю половину туловища, что делал каждый день. Кудрявая шерсть на передней половине туловища была расчесана, кисточка на конце хвоста перевязана черным бантом. На передней лапе – серебряные часы».
Черный пудель – под стать своей образованной и педантичной хозяйке, любит всегда выглядеть превосходно. Но вместе с тем характер у Артемона добрый и отзывчивый. Как и все собаки, обожает на травке погонять птиц, но в шутку, никого не убивая и не калеча. Впрочем, на счету у персонажа все же имеется одна смерть – это он задушил крысу Шушару в каморке папы Карло.
Роль пса начинается с того, что он помогает Мальвине снять Буратино с дерева, на которое того после погони повесили кот Базилио и лиса Алиса. Артемон попросил муравьев перегрызть веревку, подхватил деревянного мальчика лапами и отнес в дом. Пудель похлопотал, чтобы собрать около бедного Буратино медицинский «консилиум» из славного врача Совы, фельдшера Жабы и знахаря-травника Богомола.
Артемон верой и правдой служит Мальвине, ночуя у дверей спальни и исполняя все поручения девочки. Когда проказник и лентяй Буратино не захотел постигать науки, пудель по приказу девочки отвел гостя в темный чулан и для убедительности порычал. Правда, охранять не стал – собаку больше интересовали игры с птицами на лужайке.
Мохнатый персонаж проявил отвагу и доблесть, сражаясь с Карабасом-Барабасом и полицейскими. Благодаря его помощи другие герои смогли оторваться от погони. В конце концов, Артемон вместе с Буратино, Мальвиной и Пьеро оказался под опекой папы Карло в его уютной каморке с нарисованным очагом на стене.
Экранизации
Дебютный выход Артемона на советские экраны случился в 1939 году – киношный сказочник Александр Птушко снял «Золотой ключик». На тренировку собаки потратили массу сил, ведь авторам киноленты нужно было, чтобы животное открывало и закрывало пасть в нужные моменты.
Спустя 20 лет красивый верный пес Мальвины появился в мультфильме «Приключения Буратино», который создали Иван Иванов-Вано и Дмитрий Бабиченко. Здесь собака носит огромный голубой бант.
Самая знаковая экранизация произведения Алексея Толстого произошла в 1979 году. Зрителям подарили фильм-мюзикл «Приключения Буратино», где все роли играют люди, включая и Артемона. Образ бесстрашного пса воплотил Томас Аугустинас.
Юного актера создатели ленты искали долго, пока не наткнулись на мальчика аж в Прибалтике. Детям повезло оказаться на съемочной площадке со звездами кино – Владимиром Этушем, Роланом Быковым, Владимиром Басовым, Риной Зеленой и другими. Эта работа стала единственной в кинокарьере Томаса. Сегодня он ведет собственный бизнес в Канаде.
Интересные факты
- Артемон – герой еще одной сказки. Пса позаимствовал Леонид Владимирский для своего произведения «Буратино в Изумрудном городе». Пудель служит в театре «Молния», который расположен в городе Тарабарске.
- Скульпторы не обошли вниманием столь яркий персонаж. Памятник Артемону и его милой хозяйке Мальвине установлен в Киеве у здания Академического театра кукол. Герои словно приглашают юных посетителей окунуться в мир волшебства, который скрывается под крышей этого храма Мельпомены. Со временем сложилась традиция – загадать желание и потереть нос Артемона.
- Не оставляют в покое и нос бронзового пуделя, «живущего» в Гомеле. Артемон, запряженный в карету, в которой восседает Мальвина, украшает в этом городе окрестности кукольного театра. Автором памятника стал скульптор Валерий Кондратенко.
- Пудель – порода не простая. Собаки стоят на втором месте по уровню интеллекта после бордер-колли, поэтому не зря авторы сказок о Пиноккио и Буратино выбрали эту породу для умного говорящего персонажа.
- В Стране Советов вспыхнул модный бум на пуделей во времена Никиты Хрущева. Случилось это после того, как английская королева Елизавета преподнесла в дар советскому генсеку белоснежного кудрявого красавца.
Цитаты
«Артемон! Артемон, отведи Буратино в темный чулан».
«Благородный Артемон, любивший все благополучное, схватил зубами свой хвост, вертелся под окном, как вихрь из тысячи лап, тысячи ушей, тысячи блестящих глаз».
«Артемон, уткнув нос под хвост, спал у дверей ее спальни».