Биография
Весной 2020-го новостной портал о кино, музыке, играх и книгах Soyuz.ru познакомил читателей с десятью группами, начинавшими свой путь в качестве аккомпанирующих составов. Среди иностранцев Тони Шеридана и The Beatles, Линды Ронстадт и Eagles, Нила Янга и Crazy Horse и других была и Антонина Жмакова с будущей «Арией». Последний коллектив вырос из ВИА «Поющие сердца».
Детство и юность
На второй год Великой Отечественной войны, 26 июля 1942-го, у Анатолия Жмакова родилась дочь Тоня. Девочка с детского возраста желала быть и артисткой, и исполнительницей песен, и танцовщицей. Поэтому после школы отнесла документы в Московское музыкальное училище имени Михаила Ипполитова-Иванова.
Учебное заведение девушка окончила со «званием» классической певицы и хотела продолжить вокальную карьеру, но вместе с тем мечтала и о театральных подмостках. Этому в немалой степени поспособствовала педагог сценической речи, актриса Музыкального театра имени Константина Станиславского и Владимира Немировича-Данченко, заложившая в подопечную основы «глубокой внутренней познавательности».
Антонина отправилась штурмовать ГИТИС, у института поинтересовавшись у первой встретившейся преподавательницы, что ей следует читать. Абитуриентка призналась, что подготовила стихи Роберта Бёрнса, творческие зарисовки и кусочки из произведений Максима Горького.
Послушав собеседницу прямо на улице, женщина пригласила ее в аудиторию, где той удалось покорить самого Бориса Покровского. Оперный режиссер предупредил, что если поступающая сдаст все экзамены, то он возьмет ее сразу на 2-й курс. Так и случилось.
«Борис Покровский — удивительный человек и гениальный режиссер, уже тогда ставивший неординарные спектакли. Были такие моменты, когда мы, студенты, сами репетировали ночами, а он приходил к нам и, будучи таким знаменитым, становился рядом с нами совсем мальчишкой», — вспоминала в интервью звезда советской эстрады.
Театр и фильмы
На 4-м курсе студентке доверили главную роль в «Таежном десанте» о молодежной бригаде строителей, прокладывающих в тайге железнодорожную трассу Абакан — Тайшет. После этого дебютантке казалось, что судьба предрешена и будет связана исключительно с кино.
Однажды на дипломном спектакле «Воскресенье в Риме» в учебном театре в Гнездниковском переулке ее заметил ленинградский режиссер, позвавший в театр музкомедии в Северной столице. Его коллега Андрей Петров написал мюзиклы «Верка и алые паруса» и «Мы хотим танцевать», и срочно требовалась артистка. Девушка согласилась, но через 2 года поняла, что не может без любимой Москвы, и вернулась назад.
В столице она вместе с Валентиной Шендриковой, Натальей Вилькиной, Ириной Печерниковой отправилась на просмотр к Андрею Гончарову, попала к нему в «Маяковку» и сразу получила место в «Детях Ванюшина», «Марии», «Мамаше Кураж и ее детях». Актриса ездила на зарубежные гастроли и фестивали, задумав реализовать себя и как певица.
В новогодний период Жмакова работала на утренниках, а в свободное время участвовала в концертах. На одном из таких выступлений к ней подошел представитель Минкультуры и предложил попробовать силы на Международном конкурсе эстрадной песни в Токио.
13 мая 1972-го исполнительница произвела настоящий фурор в Японии, с помощью шлягера «Звездам навстречу» завоевав специальный приз и золотую медаль. С того момента она успешно гастролировала по Советскому Союзу и собирала залы в Болгарии, Индии, Африке.
Несмотря на то, что в профессиональной биографии прочно обосновалась музыка, Антонина снялась в «Кабачке “13 стульев”», «Беглеце из «Янтарного», «Инженере Прончатове» и иных лентах, в 80-х засветившись в картинах «Утро вечера мудренее», «Следствие ведут Знатоки» и «Крейцерова соната».
Музыка
После триумфа в Японии Жмакова сразу улетела в ФРГ с Муслимом Магомаевым, который всячески помогал коллеге, а также посетила с ним Варшаву.
В 1972-м Антонина участвовала в гала-концерте на летних Олимпийских играх в Мюнхене. Через 2 года в сопровождении ансамбля «Мелодия» под руководством Георгия Гараняна она записала пластинку «Шум берез» с песнями советских композиторов. На обложке сборника красовался фотопортрет певицы.
В 1976-м артистку, быстро ставшую лицом коллектива, пригласили в «Поющие сердца». С 1984-го они по задумке художественного руководителя работали в двух направлениях. За классический эстрадный стиль отвечала солистка, за хеви-метал — новые молодые музыканты.
Постепенно ВИА вырос в «Арию», а исполнительница, запомнившаяся хитами «Ты мне больше не звони», «Прощальный тост» и «Прошу тебя», перешла в созданные рок-группы «Раунд» и «Спрут».
Личная жизнь
Отношения у рыжеволосой красавицы, на которую, по слухам, равнялась Алла Пугачева, с основателем и худруком ВИА «Поющие сердца» Виктором Векштейном вышли за рамки служебных. Влюбленные поженились, воспитывали сына и, казалось, наслаждались счастьем. Женщина называла супруга лучшим человеком в мире, неординарным, добрым, обожавшим все талантливое.
18 января 1990-го композитор умер. Его обнаружили в гараже в собственном «Мерседесе» с признаками отравления выхлопными газами.
«Для меня все сплетни, недоговоренности не имеют значения. Главное — его больше нет! Стечение ли обстоятельств, чья-то ли злая воля — неважно. Эти события воспринимаю как испытание, проверку на прочность. Слишком мы любили друг друга. Слишком все было хорошо, все те годы, что мы были вместе», — говорила знаменитость.
После смерти избранника певица, открывшая для себя русский романс, ушла со сцены. Решение она объяснила тем, что петь композиции мужа не могла физически, а исполнять чужие выглядело бы предательством. В начале нулевых Антонина Анатольевна призналась, что даже и не думала устраивать повторно личную жизнь, так как испытывала серьезные чувства только к одному мужчине.
Антонина Жмакова сейчас
Конкретных данных о том, чем сейчас занимается Антонина Анатольевна, нет.
Известно, что в середине нулевых она преподавала в столичном музыкальном вузе и периодически выступала. Звезда советской эстрады появилась на презентации альбома нынешнего ВИА «Поющие сердца», а в июне 2007-го — книги Валерия Щелкина и Сергея Фролова «Легенды ВИА».
6 февраля 2021 года в эфире Первого канала на шоу «Привет, Андрей!» за круглым столом собрались любимые зрителями ВИА 1970-х. В программе приняла участие и Антонина Жмакова.
Дискография
- «Волшебное зеркало»
- «Вот и всё»
- «Звездам навстречу»
- «Звёздный час»
- «Не сегодня - завтра»
- «Письмо»
- «Под лежачий камушек»
- «Прекрасный день»
- «Прошу тебя»
- «Прощальный тост»
- «Сэр Дюк»
- «Твои шаги»
- «Тропинка та не затерялась»
- «Ты мне больше не звони»
- «Шум берез»
Фильмография
- 1965 — «Таёжный десант»
- 1966-1980 — «Кабачок "13 стульев"»
- 1967 — «Татьянин день»
- 1968 — «Беглец из "Янтарного"»
- 1972 — «Инженер Прончатов»
- 1975 — «От зари до зари»
- 1981 — «Утро вечера мудренее»
- 1982 — «Следствие ведут Знатоки»
- 1987 — «Крейцерова соната»
Интересные факты
- «После “Кабачка «13 стульев»” к Польше у меня отношение чуть ли не как ко второй родине. Особенно после встречи с Анной Герман. Как-то приехала я в Варшаву на фестиваль и зашла передать письмо от ее московской подруги Анны Качалиной. Хотя мы не были знакомы, она встретила меня словно родную. Ужаснулась моему обмундированию. Вытащила из шкафа нарядное меховое манто и чуть ли не силой надела его на меня», — рассказывала знаменитость.
- Наряды для выступления на Международном конкурсе эстрадной песни в Токио соотечественнице предоставил художник-модельер Вячеслав Зайцев.
- У Антонины Анатольевны есть племянник Дмитрий Жмаков, который изредка размещает на личной странице в «Фейсбуке» ссылки на статьи о любимой тете. Так, 21 января 2021-го он обратил внимание подписчиков на публикацию «Антонина Жмакова и Алла Пугачева. Похожие и разные» на «Яндекс.Дзене».
- В родной «Маяковке» актриса, помимо уже упомянутых спектаклей, играла в постановках «Два товарища», «Соловьиная ночь» и «Разгром». К слову, в «Детях Ванюшина» ее партнером оказался сам Евгений Леонов.
- «У нас были пробы с Владимиром Высоцким в “Бег”. Когда нас познакомили, он рассмеялся: “Ты такая же рыжая, как моя Маринка! Думаю, поладим!” Но наша пара не прошла: Высоцкий был не в фаворе. Я расстроилась, он успокаивал, предложил поехать на его концерт. Когда он запел, я даже вздрогнула от необычности его манеры, голоса. Но буквально через пару минут весь зал и я в том числе были загипнотизированы его музыкой. Это был какой-то магнетический сеанс», — вспоминала в интервью Жмакова.