Биография
Творчество группы «Ария» — это не просто судьба отдельного музыкального коллектива. Это летопись становления целой жанровой культуры, хронология появления других популярных рок-групп, которые стали столпами российского жанра хеви-метал.
История создания и состав
Говоря об истории создания команды, следует вспомнить 1982 год, когда студенты МЭИ Виталий Дубинин и Владимир Холстинин создали любительскую рок-группу «Волшебные сумерки». Дубинин солировал и играл на бас-гитаре, потом на роль вокалиста пришел Артур Беркут. Однако коллектив быстро распался.
В 1985 году Холстинин примкнул к ВИА «Поющие сердца», которым руководил Виктор Векштейн. За ним в качестве аккомпанирующего состава пришли Алик Грановский и Валерий Кипелов. Ребята играли в ВИА, но мечтали совсем о другой музыке.
Желание создать свой мужской коллектив, играющий в стиле тяжелого рока, воплотили Холстинин и Грановский. Новая группа получила название «Ария». Идея названия принадлежала Владимиру, который оценил его лаконичность и одинаковое написание на кириллице и латинице.
Датой основания коллектива значится 31 октября 1985 года — день выхода первого студийного альбома «Мания величия». К этому времени состав окончательно стал таким: солист — Валерий Кипелов, ударник — Игорь Молчанов, звукооператор — Александр Львов, бэк-вокалист — Кирилл Покровский, гитаристы — Владимир Холстинин и Андрей Большаков.
В 1986 году группа провела первый концерт, приняла участие в нескольких фестивалях, в том числе «Рок-панораме – 86», благодаря последнему выступление ребят впервые попало на ТВ. Однако деятельность коллектива нельзя было назвать полноценной. Ребята играли на разогреве на санкционированных концертах. Жанровый неформат не пропускали по идеологическим соображениям.
Директор группы Векштейн проявлял чудеса изобретательности, чтобы утвердить у всесильного худсовета концертную программу «Арии». Материал вуалировали настоящими ариями из известных опер, оправдывая название, прописывали авторами композиций уважаемых поэтов-песенников.
И вот — победа! 12 сентября 1986 года комиссия утвердила сольную программу группы и ее название. Тогда еще никто и не думал, что уже в декабре того же года коллектив останется без основных участников.
Раскол назревал давно. Холстинин и Большаков не сходились в творческих взглядах. Музыканты были недовольны маленькими заработками и вечной цензурой, предъявляя претензии Векштейну. В итоге Большаков, Грановский, Молчанов и Покровский ушли и образовали команду «Мастер». Покинул коллектив и Александр Львов по приглашению группы «Парк Горького».
К оставшимся в «Арии» Кипелову и Холстинину примкнул Виталий Дубинин, который играл еще в «Волшебных сумерках», а также гитарист Сергей Маврин и барабанщик Максим Удалов. Этот состав впоследствии назовут классическим, а записанный музыкантами третий альбом «Герой асфальта», вышедший в 1987-м, тоже станет классикой в дискографии группы. Тираж пластинки на виниле составил 1 млн копий. Для «Арии» наступило время подъема.
В 1987–1988 годах «Ария» совершила гастрольную поездку по СССР и впервые выехала в Германию. В октябре 1988 года музыканты, недовольные менеджментом Векштейна, ушли к новому директору Юрию Фишкину. И в 1989 году под его эгидой вышел новый альбом «арийцев» «Игра с огнем».
90-е стали для группы трудным периодом. Концерты, гастроли — все, что вчера еще наполняло жизнь музыкантов, внезапно стало исчезать. Финансовые трудности привели к тому, что в команде опять произошел раскол. В 1994 году «арийцы» вернулись после тура по Германии, не заработав фактически ничего.
Поскандалив с организаторами, музыканты стали искать пути дополнительного заработка. По предложению друзей из группы «Мастер» Валерий Кипелов стал выступать в клубах, чтобы заработать. Это не понравилось другим «арийцам». Они объявили о замене вокалиста. Обиженный Кипелов разорвал отношения с бывшими коллегами. Вслед за ним ушел Сергей Маврин. На его место пригласили Сергея Терентьева.
Впрочем, отбыл Кипелов ненадолго. С новыми вокалистами у «Арии» не складывалось, а звукозаписывающая компания не желала работать с «арийцами» без Валерия. Под угрозами санкций Дубинин и Холстинин договорились с ним о возвращении. Вместе они записали шестой альбом «Ночь короче дня».
С 1998 года, а именно с выхода пластинки «Генератор зла», началась медийная слава «Арии». Клип «Отшельник» попал в ротацию канала «Муз-ТВ» и надолго занял верхние строчки хит-парада. В 1999 году группа заполнила радиоэфиры, этому способствовал успех песни «Беспечный ангел». Такая широкая ротация позволила музыкантам обрести поклонников среди нового поколения.
2001 год ознаменовался выходом альбома «Химера», многие песни из которого мгновенно стали хитами. В это время Кипелов, который и раньше увлекался сольными проектами, окончательно решил оторваться от коллектива.
Таким образом, летом 2002 года после прощального тура группы и финального концерта в «Лужниках» Валерий и поддержавшие его Терентьев и Манякин покинули «Арию», объявив о создании новой группы «Кипелов». Первый же альбом музыкантов ознаменовался балладой «Я свободен» (была написана еще в 1997 году и вошла в совместный альбом Маврина и Кипелова «Смутное время»), которая вывела группу на верхушки рок-чартов.
Тем временем «Ария» тоже пожинала плоды успеха. Альбом группы «Крещение огнем», записанный с новым вокалистом Артуром Беркутом, стал лидером рок-хит-парадов. С Беркутом «Ария» провела почти 10 плодотворных лет, в течение которых были реализованы замечательные проекты: участие в метал-опере «Эльфийская рукопись», концертные туры «Пляска ада» и в честь 20-летия альбома «Герой асфальта», фестиваль «Ария Фест», который впоследствии стал традиционным, и многие другие.
В 2011 году группа объявила об уходе из состава Артура Беркута. Интригу вокруг имени нового вокалиста подогревали слухи о возвращении Кипелова. Но тот сразу отказался: его коллектив был уже известным и готовился отпраздновать десятилетие.
Новым вокалистом «Арии» стал Михаил Житняков из группы «Гран-КуражЪ». С новым солистом «Ария» выпустила в 2012 году альбом Live in studio, где были перепеты старые хиты группы. После этого коллектив начал активную концертно-гастрольную деятельность в России и за рубежом.
В 2016 году в биографии группы случилось выдающееся событие: «Ария» впервые выступила в Кремле на концерте, посвященном Дню космонавтики. «Арийцы» исполнили хит «Точка невозврата», музыку к нему написал Михаил Житняков, который сейчас остается солистом команды.
Музыка
Группа начинала играть в стиле классического хеви-метала. На ранних этапах ориентирами в творчестве были такие гранды, как Rainbow, Scorpions, Deep Purple, Iron Maiden и Judas Priest. В первой зарубежной поездке по Германии группу даже назвали русским Iron Maiden, а логотип коллектива по шрифту напоминал логотипы западных коллег.
Часто меняющийся состав, новые веяния, усиливающаяся конкуренция — все это влияло на трансформацию музыкального жанра «Арии». Вскоре ее визитной карточкой стали традиционно русские переливы. Конец 90-х и начало нулевых — это время первых лирических рок-баллад («Потерянный рай», «Осколок льда»), благодаря которым группа в разы увеличила круг слушателей.
В 2001 году коллектив начал эксперименты с классикой. На рок-фестивале «Нашествие-2001» «Ария» впервые выступила вместе с симфоническим оркестром «Глобалис» Константина Кримца, а в 2002 году провела совместный тур, который назвала «Классическая Ария». В 2015 году в рамках празднования 30-летнего юбилея группы музыканты возродили этот проект, поработав со шведским дирижером Ульфом Ваденбрандтом. А в 2017-м рокеры отправились в одноименный тур.
В том же году команда анонсировала пополнение дискографии выпуском нового альбома, запланированного на осень 2018-го. Летом музыканты представили публике первый сингл пластинки, а уже в ноябре фанаты «арийцев» смогли оценить свежие треки диска, получившего название «Проклятье морей». Житняков отметил в интервью, что релиз во многом получился экспериментальным, включил как традиционные для стиля «Арии» композиции, так и несвойственные группе.
Спустя год участники проекта отправились в большой тур в поддержку пластинки. После представления музыкантов на «ВТБ Арене» в Москве решено было записать концертный альбом «Гость из царства теней». Параллельно с выступлениями в российских городах группа появлялась и на зарубежных площадках.
На 2020-й команда планировала ярко отметить 35-летие творческой деятельности. Однако пандемия коронавируса внесла свои коррективы — музыкантам пришлось ограничиться онлайн-концертами. Также на ютьюб-канале «Арии» запустился юбилейный проект «Через все времена» — в роликах участники коллектива вспоминали самые знаковые моменты каждой из пятилеток группы. Выступления все же состоялись, но уже в следующем году. В них приняли участие как действующие исполнители, так и бывшие: Сергей Терентьев, Артур Беркут и Сергей Маврин.
Телевидение
Несмотря на популярность, полные залы и большие тиражи альбомов, «Ария» нечасто попадала в телепроекты. Одним из них стало шоу «Акулы пера», которое вел Илья Легостаев. Эфир прошел в 1996-м и представил зрителям интервью с участниками золотого состава команды: Валерием Кипеловым, Владимиром Холстининым и Виталием Дубининым. Музыканты ответили на острые вопросы, в частности связанные с кризисными периодами в развитии коллектива и слухами о его распаде.
А в декабре 2020-го команда уже в другом составе появилась на «Новогоднем квартирнике НТВ у Маргулиса». В эфире состоялась оригинальная коллаборация: вместе с Теоной Дольниковой и Ритой Дакотой «арийцы» исполнили композицию «Позади Америка». Оригинальная аранжировка придала песне новое, более жесткое звучание.
Группа «Ария» сейчас
В 2022-м «Ария» продолжила творческую деятельность, знакомя поклонников с новостями, размещенными на официальном сайте (с фото и видео) и в соцсетях. Музыканты провели тур с песнями из концертного альбома «Гость из царства теней». Выступления прошли в российских городах, а также в странах ближнего зарубежья. Вместе с «арийцами» на время концертов вновь сыграли Беркут, Маврин и Терентьев. Летом Виталий Дубинин представил вниманию публики авторский альбом «Бал-маскарад».
В начале декабря группа понесла утрату: скончался композитор и органист Кирилл Уманский, с которым команду связывало плодотворное сотрудничество в течение более двух десятилетий. Он участвовал в разработке симфонических аранжировок для рок-коллектива, стал автором оригинальных обработок «арийских» песен для проекта «Классическая Ария».
В конце декабря участники «Арии» вновь появились в выпуске «Новогоднего квартирника у Маргулиса». Темой праздничного эфира стал «Гараж желаний», так как многие талантливые идеи зарождались именно в гаражных стенах. Среди гостей передачи оказались также Пелагея, группа «Чайф», Светлана Сурганова и другие.
Дискография
- 1985 — «Мания величия»
- 1986 — «С кем ты?»
- 1988 — «Герой асфальта»
- 1990 — «Игра с огнем»
- 1991 — «Кровь за кровь»
- 1995 — «Ночь короче дня»
- 1998 — «Генератор зла»
- 2001 — «Химера»
- 2003 — «Крещение огнем»
- 2006 — «Армагеддон»
- 2011 — «Феникс»
- 2014 — «Через все времена»
- 2018 — «Проклятье морей»
Клипы
- 1987 — «Позади Америка»
- 1988 — «Улица Роз»
- 1989 — «Дай жару!»
- 1991 — «Всё, что было»
- 1995 — «Возьми моё сердце»
- 1998 — «Отшельник»
- 2000 — «Беспечный ангел»
- 2000 — «Потерянный рай»
- 2001 — «Штиль»
- 2002 — «Осколок льда»
- 2003 — «Колизей»
- 2004 — «Крещение огнём»
- 2005 — «Там высоко»
- 2006 — «Последний закат»
- 2015 — «Точка невозврата»
- 2019 — «Убить дракона»
- 2021 — «Битва»
Интересные факты
- В начало композиции «На службе силы зла» из альбома «Герой асфальта» оказался вставлен фрагмент песни «Санта Лючия», которую исполнял юный итальянец Робертино Лоретти. Такое решение Владимир Холстинин объяснил случаем из детства: в музее авиации и космонавтики, куда он ходил с отцом, происходило представление, демонстрирующее жизнь города в момент ядерного взрыва. А дома у будущего музыканта стоял старый проигрыватель, работавший и без источников энергии, и Владимир представлял, что в случае катаклизма будет звучать классическая музыка из патефона. А песня Лоретти ярко показала контраст между добром и злом.
- На песни «Арии» неоднократно создавались кавер-версии другими коллективами. В частности, группа Rammstein в 2003 году представила публике трек Schtiel, содержащий переделку композиции «Штиль», обработанную в стилистике индастриал-музыки.