Биография
Леос Каракс — французский актер, сценарист и режиссер, автор отмеченных критиками киношедевров. Каждая работа эксцентричного режиссера принимается на кинофестивалях с теплом и интересом. Каракс остается одной из самых загадочных и овеянных тайной персон кинематографа.
Детство и юность
Алекс Кристоф Дюпон родился 22 ноября 1960 года в Сюрене, французской коммуне департамента О-де-Сен. Его отец — француз, мать — американка, а предки Леоса, по его словам, эмигрировали в США из Одессы.
Едва Дюпону исполнилось 16, он бросил школу и отправился за кинематографической мечтой в Париж, чтобы быть ближе к кино. В «городе огней» Леос посещал Французскую синематику — крупнейший в мире киноархив. Чтобы немного набрать в багаж теоретических знаний, юноша ходил на лекции в Новую Сорбонну.
В возрасте 20 лет Каракс присоединился к редакции Cahiers du Cinéma в качестве кинокритика, первым делом накатав положительный отзыв о дебюте Сильвестра Сталлоне в качестве режиссера «Райская аллея» (1978). Во время работы в редакции Леосу посоветовали самому стать режиссером — так началась его нелегкая, а порой и изнурительная дорога на киноолимп.
Для своего дальнейшего творчества будущий мэтр европейского артхауса решил использовать псевдоним Леос Каракс, появившийся путем перестановки букв в имени Алекс и названии символа киноуспеха — премии «Оскар».
По признанию Леоса, в молодости он предпочитал немое кино, знакомился с творчеством американских и советских режиссеров 20-30-х годов и с интересом следил за картинами французской «новой волны», они были ближе ему по духу.
В 1979 году Каракс снял свой первый короткометражный фильм «Удушающий блюз», получивший Гран-при на фестивале в Йере в 1981 году.
Фильмы
После нескольких короткометражек Каракс в возрасте 24 лет снял первый и очень сильный полнометражный фильм «Парень встречает девушку». Картину представили на Каннском кинофестивале 1984 года, и критики встретили ее с воодушевлением, отдав работе молодого мастера «Золотую пальмовую ветвь».
Это подготовило почву для второй картины Леоса «Дурная кровь», которая вышла спустя 2 года с Дени Лаваном и Жюльет Бинош в главных ролях. Картина отгремела на Берлинском кинофестивале, забрав две награды. Оба фильма были визуально ошеломляющими и сфокусированными на юной любви и отчуждении.
На пике режиссерского признания в 1991 году француз снял третий фильм «Любовники с Нового моста»». Картину с самого начала преследовала полоса неудач, а съемки растянулись на несколько лет: сначала сгорели декорации, потом умер оператор, а впоследствии скончался еще и продюсер.
Эта картина стала завершением трилогии об Алексе, который представляет собой альтер-эго режиссера, экранное воплощение Каракса. Однако, несмотря на тяжелое производство и целое состояние, потраченное на создание некоторых декораций и съемку, критики и зрители не оценили грандиозную работу автора.
Раздавленный неудачей, непонятый, Каракс объявил об уходе из кино и пропал в безвестности на долгих 8 лет.
В конце концов режиссер вернулся с фильмом «Пола Икс» (1999). Он не был похож на другие работы мастера, но стал очередным провалом. Картина оказалась посредственной и слишком длинной адаптацией романа Германа Мелвилла «Пьер».
Когда культового режиссера спросили в интервью, представляет ли он реакцию зрителей на свою работу, Леос ответил:
«Я убежден, что кино мы снимаем для мертвых, а смотрят наши фильмы живые. И только во время монтажа ко мне приходит мысль, что этот фильм увидят зрители».
В 2008 году Каракс выдал в свет фильм-альманах «Токио!», главную роль в котором сыграл неизменный Дени Лаван. Для Каракса Лаван — как Джонни Депп для Тима Бёртона: актер стал визитной карточкой режиссера.
Черная полоса закончилась в 2012 году, когда француз снял новый художественный фильм «Корпорация "Святые моторы"» с Евой Мендес, Кайли Миноуг и, конечно же, Дени Лаваном. Радикальный и смелый, фильм произвел фурор на Каннском кинофестивале и, хоть и остался без наград, знаменовал возвращение Леоса Каракса в лоно кинематографического творчества.
Критик Антон Долин оценил работу как забавную и горькую, нелепую и счастливую, логичную и абсурдную, отметив, что это два часа невероятной свободы. А американская The New York Times внесла «Святые моторы» в список лучших фильмов года.
После этого Каракс снова пропал из виду, и в его биографии появился 9-летний пробел. По словам Леоса, в это время он путешествовал по Азии, России и Америке.
Кроме режиссерских работ Леоса Каракса можно увидеть в эпизодических ролях в фильмах «Король Лир» Жана-Люка Годара, «Мистер Одиночество» Хармони Корина, «Девять Семь Семь» Николая Хомерики. Также камео режиссера можно встретить в его собственных работах: голос лимузина в «Корпорации “Святые моторы”» и человек, смотрящий из окна, в «Дурной крови».
Личная жизнь
О личной жизни Леоса Каракса, личности беспокойной и скрытной, мало что известно. На фото он обычно в темных очках и с сигаретой.
Женщины режиссера — его музы, он снимал тех, в кого был влюблен. В 1984 году Каракс встречался с Мирей Перье, она же снялась в картине «Парень встречает девушку». Следующей музой режиссера стала французская актриса Жюльет Бинош. Их кинороман длился с 1986 по 1991 год и оборвался вскоре после завершения съемок «Любовников».
Новой возлюбленной и гражданской женой режиссера стала российско-французская актриса Екатерина Голубева — красавица с ангельской внешностью. Русскую артистку он случайно увидел в картине «Три дня» литовского режиссера Шаронаса Бартоса. Леос был очарован Катей и, вернувшись в Париж, вскоре пригласил ее сняться в «Поле Икс». Вместе пара прожила 10 лет, и режиссер даже удочерил дочь Екатерины — Настю Голубеву-Каракс.
Екатерина скончалась в августе 2011 года в возрасте 44 лет. Тело женщины было найдено на станции метро «Пиренеи» в Париже. Причины неожиданной гибели остались невыясненными, выдвигались разные версии: несчастный случай или самоубийство.
Леос Каракс сейчас
В 2021 году мюзикл Леоса Каракса «Аннетт» открыл 74-й Каннский кинофестиваль. Роли в нем исполнили Адам Драйвер и Марион Котийяр. Это настоящая рок-опера, музыку к которой сочинили выдающиеся братья Рон и Рассел Мэл из группы Sparks. Фильм рассказывает об актере стендапа Генри и его жене Энн — оперной певице. Их дуэт похож на союз ангела и дьявола:
«Что ты сделал со своей публикой?» — спрашивает Энн.
«Я их убил, — отвечает Генри. — А что ты сделала со своей публикой?»
«Я их воскресила».
Рок-мюзикл триумфально вернул Леоса Каракса после девятилетнего перерыва и несомненно стал жемчужиной в фильмографии режиссера.
Сам гений артхауса скептически оценивает свои работы, отмечая, что не воспринимает себя как режиссера или кинематографиста и с таким же успехом мог бы сейчас быть композитором или певцом.
Фильмография
Режиссёр:
- 1984 — «Парень встречает девушку»
- 1986 — «Дурная кровь»
- 1991 — «Любовники с Нового моста»
- 1999 — «Пола Икс»
- 2008 — «Токио!»м
- 2012 — «Корпорация «Святые моторы»
- 2020 — «Аннетт»
Актёр:
- 1987 — «Король Лир»
- 1997 — «Дом»
- 2004 — «Процесс»
- 2006 — «Девять семь семь»
- 2007 — «Мистер Одиночество»
Интересные факты
- Фильмы Каракса всегда начинаются с цитат из картин Чаплина, Годара и других культовых режиссеров.
- В 2017 году автор «Токио!» принял участие в записи трека When You're a French Director группы Sparks из альбома Hippopotamus.
- Картину «Корпорация “Святые моторы”» Леос посвятил жене Екатерине Голубевой.