Биография
Тим Бёртон — американский режиссер, сценарист и мультипликатор, работающий в стиле макабрической готики и отдающий предпочтение сказочным сюжетам с элементами трагикомедии и черного юмора. Уже в молодости он заявил о себе как о неординарном и талантливом художнике и режиссере, а его фильмы неизменно собирают кассу вне зависимости от величины бюджета.
Детство и юность
Тимоти Уолтер Бёртон, более известный как Тим Бёртон, появился на свет в августе 1958 года в калифорнийском городке Бёрбанке. У него было не очень радужное детство, но именно эти годы и оставили решающий отпечаток на творчестве кинематографиста, привнеся в него черный юмор и макабрические элементы.
Семья Бёртон, где также подрастал младший сын Дэниэл, жила в достатке. Отец Билл, в прошлом спортсмен-бейсболист, вместе с супругой Джин владел сувенирным магазинчиком Cats Plus, где покупателям предлагались предметы, связанные с кошачьей тематикой.
Тим держался обособленно от других детей, не любил шумные компании. Время проводил в своей комнате, где окна были замурованы и превращены в узкие щели, очевидно для того, чтобы ребенок не сбежал. Официально диагноз «аутизм» ему не ставили, но, по воспоминаниям режиссера, у него были многие признаки такого расстройства. Свое детство в интервью Бёртон назвал «личным адом».
Тимоти читал Эдгара Аллана По, рисовал и посещал кинотеатр, смотрел преимущественно фантастику и ужастики. Больше всего парня вдохновляли работы Роальда Даля и Теодора Гайзеля (Доктор Сьюз), которые оказали существенное влияние на будущего режиссера.
Неподалеку от дома Бёртонов находилось муниципальное кладбище. Кроме него, по соседству с жилищем Тима располагались офисы киностудий «Уолт Дисней», Columbia Pictures и Warner Bros. Можно сказать, это и была аллегорическая картинка всего дальнейшего творчества мрачного гения, создавшего «Эдварда Руки-ножницы». В ленте автор передал специфический взгляд на родные места.
В школе Тимоти учился выше среднего, занимался спортом — играл в школьной команде по водному поло. Уже в 13 лет будущий продюсер пробовал создавать короткометражные фильмы на заднем дворе дома. Первые работы будущего мастера были сделаны на 8-миллиметровую пленку методом покадровой анимации.
В 1976 году Тим Бёртон покинул неуютный городок и отправился в Санта-Клариту, где располагался Калифорнийский институт искусств, основанный Уолтом Диснеем. Здесь будущий режиссер и мультипликатор постигал азы и тонкости профессии.
Мультфильмы
В студенческие годы Тим создал несколько рисованных фильмов. В их числе — «По следам монстра-сельдерея», который обратил на себя внимание представителей «Диснея». В 1979-м Бёртона приняли в студию, где он несколько лет работал аниматором и дизайнером персонажей. Сначала мультипликатор раскрашивал кадры в мультфильмах, а после участвовал в создании диснеевских проектов как художник и арт-директор.
Работая в анимационном подразделении Walt Disney Productions, Бёртон создал шестиминутный мультфильм «Винсент». Проект был показан на Чикагском кинофестивале и вышел в кинопрокат в одном из кинотеатров Лос-Анджелеса.
Сотрудничество Тима с Walt Disney возобновилось только в 1990-м — сценарист и продюсер приступил к работе над кукольным мюзиклом «Кошмар перед Рождеством». Фэнтези, и сейчас входящее в топ-10 самых кассовых кукольных мультфильмов, вышло в 1993-м, завоевало две премии «Сатурн» и собрало множество номинаций, в том числе на премию «Оскар» за лучшие визуальные эффекты.
Еще одним номинантом на «Оскар» в фильмографии Бёртона стало драмеди «Труп невесты» (2005). Этот полнометражный анимационный фильм был вместо кинокамеры снят на цифровой зеркальный фотоаппарат и стал еще более кассовым, чем «Кошмар перед Рождеством», собрав в прокате $ 117 млн.
В 2012-м Тим и студия «Дисней» выпустили полнометражный мультипликационный 3D-фильм «Франкенвини», основанный на одноименной короткометражке. Американская премьера состоялась на кинофестивале Fantastic Fest в Техасе, а европейские зрители увидели картину на 56-м Лондонском кинофестивале. Коллекцию достижений Бёртона пополнила номинация на «Оскар».
Фильмы
В 1984-м был завершен второй короткометражный проект для Walt Disney Pictures — «Франкенвини». Студия не решалась выпускать 30-минутную комедию на экраны восемь лет, считая сценарий о мертвом любимце несовместимым с имиджем Уолта Диснея, а Бёртона уволили с формулировкой «пустая трата рабочей силы и денег». В то время компания была консервативна и испытывала финансовые трудности, а потому просто не могла позволить себе эксперименты и сотрудничество с Бёртоном, который с первых проектов получил репутацию действительно уникального постановщика.
Фильм лег на полку и был выпущен для домашнего видео только в 1992 году, когда режиссер уже стал знаменитым. Интересно, что затраченный на «Франкенвини» $ 1 млн после выхода картины на экраны с лихвой оправдался: короткометражка заработала $ 11,4 млн.
Бёртон отправлял копии «Франкенвини» в другие студии: история про оживленную собаку смогла привлечь внимание известного американского продюсера и артиста-комика Пола Рубенса. Он доверил Тимоти снять полнометражную картину «Большое приключение Пи-Ви». В этой картине режиссер появился и как актер, сыграв эпизодическую роль бандита в переулке. Кинодебют Тима на большом экране имел успех, в том числе коммерческий.
Во время работы над «Большим приключением Пи-Ви» Тим, будучи фанатом эксцентричной музыкальной группы Oingo Boingo, попросил их композитора Дэнни Эльфмана написать музыку для фильма. Впоследствии Эльфман постоянно сотрудничал с Бёртоном.
Этот успех подтолкнул компанию Warner Bros. доверить Тиму экранизацию комикса о Бэтмене. Пока длилась переработка сценария, режиссер успел снять сказку «Аладдин и его волшебная лампа» и выпуск «Горшок» для телевизионного сериала «Альфред Хичкок представляет».
В 1988 году на экранах появился фильм ужасов с элементами мистики «Битлджус», вошедший в список 500 лучших ужастиков мира. Картина получила «Оскар» за лучший грим и три премии «Сатурн». В кинотеатрах лента собрала $ 74,2 млн, хотя бюджет составил всего $ 15 млн. Успешный фильм запустил целую серию дополнительных проектов (мультсериал, видеоигры) и стал основой для сценического мюзикла.
Когда на экраны наконец вышли «Бэтмен» (1989) и «Бэтмен возвращается» (1992), они положили начало возрождению бэтменианы в кинематографе и создали славу режиссеру как лучшему автору голливудских блокбастеров.
Интересно, что на роль Бэтмена Тимоти выбрал актера, с которым работал в проекте «Битлджус». Это решение режиссера стало причиной серьезного конфликта с продюсерами фильма. Майкл Китон обладал средним телосложением, репутацией комического актера и не имел опыта в боевиках. Скандал вышел за пределы съемочной площадки и вызвал враждебность фанатов, что спровоцировало падение акций Warner Brothers. Чтобы успокоить зрителей, на роль Джокера Бёртон утвердил Джека Николсона.
Прокат показал правильность выбора артистов на главные роли — картина с бюджетом в $ 48 млн собрала в кинотеатрах $ 411,6 млн. «Бэтмен» (1989) оказал влияние на все последующие фильмы о супергероях, персонажи которых стали принимать более реалистичный вид и проявлять большую психологическую глубину.
Успех «Бэтмена» позволил Бёртону потребовать у Warner Bros полный контроль над кастингом при съемках сиквела «Бэтмен возвращается» (1992). В актерский состав вошел не только Китон, вернувшийся к роли Бэтмена, но и новые злодеи в исполнении Дэнни Де Вито, Мишель Пфайффер и Кристофера Уокена. Продолжение также продемонстрировало коммерческий успех, заработав в прокате $ 282,8 млн.
В десятилетие, завершившее ХХ век, кинематографическая биография Бёртона развивалась стремительно, достигая вершин киноолимпа. В этот период у знаменитости появились любимчики среди актеров. Это эксцентричные Хелена Бонем Картер и Джонни Депп.
В 1990 году на экраны вышел кинохит «Эдвард Руки-ножницы», первая лента режиссера с Джонни Деппом, которому ради роли пришлось сбросить 11 кг. На женскую роль Тимоти пригласил актрису из «Битлджуса» Вайнону Райдер. Интересно, что задумка сценария восходит к рисунку, который Бёртон создал в подростковом возрасте. К персонажу Эдварду Тим испытывает особые чувства, называя его «кем-то вроде любимой собаки».
В 1996 году прошел показ двух лент Тима — фэнтезийного мюзикла «Джеймс и гигантский персик» и научно-фантастической комедии «Марс атакует». Последняя завоевала любовь зрителей по всему миру благодаря сатирическому черному юмору. На съемочной площадке работали такие звезды, как Дэнни Де Вито, Джек Николсон, Сара Джессика Паркер, Натали Портман и другие голливудские актеры.
В 1999 году Тим снова снял Деппа в своем проекте, на этот раз в готическом фильме ужасов «Сонная Лощина». Сюжет основан на знаменитом рассказе «Легенда о Сонной Лощине» Вашингтона Ирвинга, но достаточно вольно обходится с содержанием новеллы. В прокате картина заработала более $ 206 млн и собрала коллекцию наград: «Оскар» за работу художника-постановщика, несколько премий BAFTA, MTV Movie Awards, «Спутник». Бёртон был номинирован на «Сатурн».
В фантастическом боевике «Планета обезьян» Хелена Бонем Картер перевоплотилась в Ари. На момент съемок она уже была успешной актрисой и звездой с мировым именем. Популярность британке принесла роль Марлы в вышедшем за два года до этого психологическом триллере «Бойцовский клуб».
«Планета обезьян» тоже вольная экранизация, основой для картины выступил одноименный роман французского писателя Пьера Буля. Лента получила смешанные отзывы фанатов и критиков. С одной стороны, проект получил номинации на такие премии, как «Сатурн» и «Грэмми» (за саундтрек Дэнни Эльфмана), а с другой — уверенно завоевал три «Золотые малины». На сборы это не повлияло: при бюджете $ 100 млн картина заработала в прокате $ 362 млн.
В новом веке Бёртон продолжил радовать поклонников новыми хитами. На экранах появлялись признанные зрителями и критиками фильмы с полюбившейся публике бёртоновской атмосферой мрачноватого безумия.
В 2005-м состоялась премьера комедии «Чарли и шоколадная фабрика», где главные роли уже привычно сыграли Депп и Хелена Бонем Картер. Несмотря на то что фильм снят как сказка и обладает традиционной сказочной моралью о важности семьи в жизни каждого человека, сюжет изобилует достаточно жестокими сценами.
Более кровавым стал следующий шедевр — мюзикл «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит», снятый в стиле макабрической готики. Сценарий основан на литературе XIX века, но споры о том, жил ли Суини Тодд на самом деле или является полностью вымышленным персонажем, до сих пор ведутся.
В 2010 году Тим Бёртон презентовал новое мрачное произведение — фэнтези «Алиса в Стране Чудес». В интервью режиссер заявил, что взялся за такую известную историю потому, что ни одна экранизация ему не понравилась: героиня всегда показывалась слишком пассивным персонажем.
Бёртон сделал Алису гораздо старше, создав сюжетное продолжение истории, описанной в знаменитых повестях Льюиса Кэрролла. Хотя сам Бёртон не считает фэнтези ремейком или сиквелом.
Хелена Бонем Картер исполнила роль Красной Королевы, Джонни Депп перевоплотился в Безумного Шляпника, а главный образ Алисы достался Миа Васиковской. Лента имела успех, став самым коммерчески успешным проектом Тима с кассой более $ 1 млрд, модный дом Viva Vox даже выпустил линию одежды по мотивам этой работы.
В 2012 году вышел новый фильм Бёртона — готическая трагикомедия «Мрачные тени». Проект получил низкие оценки, картину не спасли ни Джонни Депп в главной роли, ни узнаваемый мрачный стиль звезды, ни комедийные моменты, связанные со встречей древнего вампира с реалиями современного мира. Тем не менее проект был кассовым: производственные затраты в $ 150 млн оправдались, картина собрала в прокате $ 245,5 млн.
Тогда же Тим спродюсировал ленту Тимура Бекмамбетова «Президент Линкольн: охотник на вампиров». Российской публике они представили работу в телешоу «Вечерний Ургант».
В 2014 году режиссер удивил поклонников и снял биографическую драму «Большие глаза», в которой не содержалось ни потусторонних сил, ни черного юмора, ни трагикомедийных нот. Картина получила хорошие отзывы, а исполнительница главной роли Эми Адамс, воплотившая образ американской художницы Маргарет Кин, получила «Золотой глобус».
Весной 2019 года состоялась премьера игровой экранизации Бёртона диснеевского мультфильма «Дамбо» о приключениях слоненка. Главные роли исполнили Ева Грин, Майкл Китон, Колин Фаррелл и Дэнни Де Вито. Киноадаптация с бюджетом $ 170 млн собрала в прокате $ 353 млн и получила три номинации на «Сатурн» за музыку и работу художника-постановщика.
В 2022-м фильмографию продюсера пополнил сериал «Уэнсдей», в основу которого легла история о семейке Аддамс. В каст вошла Дженна Ортега, сыгравшая Уэнсдей Аддамс, а Кэтрин Зете-Джонс и Луису Гусману достались роли родителей главной героини — Гомеса и Мортиши Аддамс. Сериал побил рекорды по просмотрам в 83 странах мира.
Рисунки
Как автор и иллюстратор Бёртон работал над сборником стихов «Унылая смерть мальчика-устрицы» — издание вышло в 1997 году. В 2009-м в соавторстве с Ли Галло и Холли Кемпф он выпустил книгу «Искусство Тима Бёртона», в которую вошли рисунки режиссера и комментарии к ним от его друзей: Дэнни Де Вито, Вайноны Райдер и пр.
Продолжением проекта стала книга «Искусство салфеток Тима Бёртона: вещи, о которых вы думаете в баре», вышедшая в 2015-м. В сборник вошли наброски продюсера, которые он рисовал на салфетках в барах и ресторанах.
Рисунки Тима, а заодно его скульптуры, модели, фото и киноартефакты из личной коллекции были представлены в том же году на выставке работ Бёртона в нью-йоркском Музее современного искусства. Аналогичная выставка прошла в 2011-м в Музее искусств округа Лос-Анджелес.
Личная жизнь
Биографы режиссера сходятся во мнении, что на его творчество огромное влияние имели женщины, в разные периоды жизни находившиеся рядом. Первой супругой Бёртона стала фотограф Лена Гейске. Но этот брак оказался коротким: пара прожила вместе четыре года и рассталась в 1991-м.
Второй спутницей режиссера стала стриптизерша Лиза Мэри, с которой он обручился в 1992 году и прожил до 2001-го. Бёртон находил Лизе роли в фильмах, которые снимал в этот период. Актриса появилась в хитах «Эдвард Руки-ножницы», «Эд Вуд», «Сонная Лощина» и других картинах.
Хелена Бонем Картер
Личная жизнь Бёртона изменилась во время работы режиссера над проектом «Планета обезьян» в 2001 году. Мастер влюбился в актрису Хелену Бонем Картер. Он расстался с Лизой Мэри, выплатив прежней спутнице более $ 5 млн за моральный ущерб.
Осенью 2001-го Тим и Хелена обручились. Спустя два года у них родился сын Билли Рэй, крестным отцом которого стал Джонни Депп. Звездный первенец дебютировал в качестве актера в роли младенца в ленте «Чарли и шоколадная фабрика». А в 2007-м у пары появилась дочь Нелл. В конце 2014 года Тим Бёртон и Хелена Бонем Картер, прожившие вместе 13 лет, расстались.
После расставания с Картер
С 2015-го, по данным британских таблоидов, возлюбленной и музой Бёртона стала актриса Ева Грин. Тим и Ева не объявляли себя парой официально. А в феврале 2023 года СМИ заговорили о романе Бёртона с Моникой Беллуччи. Фото с целующейся парой не оставило сомнений поклонников в том, что знаменитости действительно встречаются.
Некоторые таблоиды писали, что пара вместе уже несколько месяцев. Летом 2023-го Моника прокомментировала ситуацию:
«Что я могу сказать? Я рада, что познакомилась с этим человеком. Это одна из тех встреч, которые редко случаются в жизни. Я люблю Тима и очень уважаю».
В октябре Бертон и Беллуччи впервые вместе посетили публичное мероприятие. Пару можно было увидеть на красной дорожке Римского кинофестиваля, где они позировали для фотографов, держались за руки и обнимались.
Тим Бёртон сейчас
Сейчас Бёртон продолжает творческую карьеру. Он снял 2-ю часть своего фильма «Битлджус». К главной роли вернулся Майкл Китон, а одним из ключевых пополнений в сиквеле стала Дженна Ортега. Она осталась довольна работой с Тимом в «Уэнсдэй» и захотела продолжить сотрудничество с режиссером. Кроме того, как отмечали журналисты, к проекту присоединилась и Моника Беллуччи.
Премьера картины состоялась летом 2024 года на Венецианском кинофестивале. Сиквел встретили трехминутными овациями. Критики тоже хвалили фильм, а его выход в прокат ожидался в сентябре. Тогда же именную звезду режиссера заложили на Аллее славы Голливуда.
Фильмография
- 1988 — «Битлджус»
- 1989 — «Бэтмен»
- 1990 — «Эдвард Руки-ножницы»
- 1992 — «Бэтмен Возвращается»
- 1994 — «Эд Вуд»
- 1996 — «Марс атакует!»
- 1999 — «Сонная Лощина»
- 2001 — «Планета обезьян»
- 2005 — «Чарли и шоколадная фабрика»
- 2007 — «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит»
- 2010 — «Алиса в Стране чудес»
- 2014 — «Большие глаза»
- 2016 — «Дом странных детей мисс Перегрин»
- 2019 — «Дамбо»
- 2022 — «Уэнсдей»
- 2024 — «Битлджус Битлджус»
Интересные факты
- В молодости Тим также претендовал на роль режиссера популярного фильма ужасов «Гремлины», но Люк Бессон не рискнул нанимать специалиста практически без опыта работы.
- Режиссерский талант Бёртона распространился и на музыкальные клипы. Он создал видеоролики для альтернативной группы The Killers, металлистов Chelsea Grin и немецких готов Asp.
- Кинематографист проявлял себя как актер, хотя и выбирал для этого незначительные роли. К примеру, изображал труп в криминальной биографии Дэнни Де Вито «Хоффа» и пришельца в комедии «Люди в черном — 3».
- В марте 2010 года министр культуры Франции Фредерик Миттеран наградил «великого и ужасного» Бёртона званием кавалера ордена Искусств и литературы.