Биография
Ханна Шигулла — немецкая певица и актриса. Артистка обрела известность, став музой режиссера Райнера Вернера Фасбиндера, и вместе с ним оказала решающее влияние на немецкий авторский фильм 1970-х годов. После смерти возлюбленного Шигулла добилась международного успеха, выступая как исполнительница шансона.
Детство и юность
Биография Ханны Шигуллы началась 25 декабря 1943 года в небольшом немецком селении Кёнигсхютте в Верхней Силезии (ныне — Хожув в Польше) в семье лесопромышленника Йозефа Шигуллы и его жены, домохозяйки Антони. Когда отца девочки призвали на войну, он попал в плен. В 1945-м Ханна с матерью перебралась в Мюнхен, а в три года спустя возвратился и Йозеф.
После получения среднего образования в мюнхенской гимназии девушка на год уехала в Париж — работать по обмену горничной. После возвращения на родину Ханна начала изучать германо-романские языки и литературу, решив в будущем получить профессию учительницы.
В 1966 году Шигулла брала уроки актерского мастерства в Fridl-Leonhard Studio, где и произошло судьбоносное знакомство с режиссером Райнером Вернером Фасбиндером. Мужчина пригласил молодую актрису в «Театр действия», и вскоре немка дебютировала на сцене в адаптации «Антигоны» Пера Рабена.
Театр и фильмы
В июне 1968 года «Театр действия» официально закрыли по соображениям пожарной безопасности, а на деле — по политическим причинам. Фасбиндер вместе с участниками ансамбля создал «Антитеатр» как контрмодель государственному театру. Здесь Шигулла продолжила играть в многочисленных постановках режиссера: «Преступники» по пьесе Фердинанда Брукнера, «Катцельмахер» и «Опера нищего».
В том же году Ханна дебютировала на экране, сыграв Люси в фильме Фасбиндера «Жених, комедиантка и сутенер», а после этого регулярно появлялась в постановках режиссера, став его многолетней спутницей и снискав титул иконы авторского немецкого кино.
Вдохновленный французскими нуарными фильмами, Райнер Вернер в 1969 году снял ряд черно-белых гангстерских фильмов: «Любовь холоднее смерти», который зрители освистали на 19-м Берлинском международном кинофестивале, и «Боги чумы», где Шигулла проявила певческий талант, сыграв Йоханну Райхер, артистку в ресторане.
В начале 70-х фильмография актрисы пополнилась еще двумя значимыми работами: ролью в фильмах «Торговец четырех времен года» и «Горькие слезы Петры фон Кант», где Шигулла сыграла коварную манипуляторшу Карин Тимм.
В те годы актриса снималась не только у возлюбленного, но и работала с другими режиссерами. Так, Ханна исполнила одну из главных ролей в фильме Вима Вендерса «Ложное движение», снятом по роману Иоганна Гете. В картине дебютировала и тогда еще никому не известная Настасья Кински, а сама лента получила одобрение критиков и россыпь наград за лучший актерский состав.
В 1979 году немецкая артистка сыграла одну из самых значимых ролей в своей карьере. Фильм «Замужество Марии Браун» о послевоенной Германии получился наименее авангардным в послужном списке Фасбиндера, а Ханне Шигулле присудили «Серебряного медведя» за лучшую женскую роль.
В «Лили Марлен» 1980 года шикарная кудрявая блондинка а-ля Мэрилин Монро снова исполнила роль певицы, на этот раз времен Второй мировой. Любопытно, что в основу картины легли мемуары Лале Андерсен, а сам Фасбиндер сыграл реального исторического персонажа — писателя и антифашиста Гюнтера Вайзенборна. Лента получила международную известность и оказалась последней совместной работой Шигуллы и Фасбиндера.
После смерти Райнера Вернера актриса продолжила сниматься у всемирно известных режиссеров. За роль Евгении в «Истории Пьеры» Марко Феррери Шигуллу удостоили в Каннах Серебряной премии за лучшую женскую роль, а в фильме «Страсть» немке удалось поработать с Жаном-Люком Годаром и Изабель Юппер.
«Он (Годар) был похож на беременную женщину, которая все никак не может родить. Изабель Юппер, например, он заставил на какой-то фабрике сортировать болты, чтобы она почувствовала на своей шкуре, что значит работать на конвейере. А мне пришлось подавать в кафе при бензоколонке кофе», — вспоминала о работе с культовым режиссером актриса.
Успешна артистка и в Голливуде: Ханна сыграла Марту Скавронскую, будущую Екатерину I, в многосерийном «Петре Великом», а в картине «Отряд “Дельта”» у Менахема Голана партнером немки на съемках стал Чак Норрис.
Прежде чем вернуться в немецкое кино, актриса поработала с Саймоном Лэнгтоном в «Казанове» и Кеннетом Браной в «Умереть заново».
В середине 90-х годов Шигулла не только снималась в кино, но и выступала в качестве певицы. Вместе с французским пианистом и композитором Жаном-Мари Сенией Ханна работала над музыкальным репертуаром по текстам Фасбиндера, Хайнера Мюллера, Шарля Бодлера, Питера Хандке и других. Артистка выступала на Berliner Festwochen с программой шансона «Странствие между двумя мирами», а в последующие годы успешно выступала с концертами в Испании, Италии, России, Польше и Южной Америке.
Значимыми киноработами 2000-х для немецкой актрисы стали фильмы «На краю рая» Фатиха Акина, который получил на Каннском фестивале приз за лучший сценарий, и драма «Татарская княжна» Ирины Квирикадзе, где Шигулла воплотила образ русской поэтессы Анны Ахматовой.
В 2011 году на экраны вышел фильм Андрея Сокурова «Фауст», который получил премию «Золотой лев» на 68-м Венецианском кинофестивале. В проекте не было роли для артистки, но Сокуров специально придумал ее — это женщина, которая флиртует с Мефистофелем.
Личная жизнь
Личная жизнь актрисы обошлась без заурядного «замужество — дети». Долгие годы Ханна была бессменной спутницей и музой выдающегося кинорежиссера Райнера Вернера Фасбиндера, с которым познакомилась в 1967 году. Лидер немецкого кино гармонично использовал женственность и сексуальность юной блондинки для украшения собственных творений. Так что актриса вполне заслужила статус секс-символа, и сейчас Интернет изобилует эффектными фото актрисы в молодости.
Пара рассталась только на пять лет после фильма «Эффи Брист Фонтане», а потом влюбленные сошлись и не разлучались до самой смерти режиссера в 1982 году.
После кончины Фасбиндера Ханна переехала в Париж, где начала новые отношения с французским сценаристом Жан-Клодом Каррьером, с которым познакомилась во время работы над фильмом Фолькера Шлёндорфа «Фальшивка».
В начале 90-х во время поездки на Кубу Шигулла сблизилась с актрисой Алисией Бустаманте, с которой впоследствии жила и сотрудничала долгие годы.
В 2014 году Ханна сменила место жительства, переехав из Парижа в Берлин, где живет и сейчас.
Рост немецкой актрисы — 165 см.
Ханна Шигулла сейчас
В ноябре 2021 года вышла драма Франсуа Озона об эвтаназии и сложных отношениях отца с дочерьми «Все прошло хорошо». Главные роли в картине достались Софи Марсо, Шарлотте Рэмплинг и Ханне Шигулле.
Семейная драма по автобиографическому роману Эмманюэль Бернейм стала главной неожиданностью Каннского фестиваля. А вот режиссер-провокатор, снимающий один фильм в год, стал на кинофестивале традиционной неизбежностью.
Немецкая актриса, которая сыграла роль «ангела смерти», — агента фирмы, делающей эвтаназию, также не раз получала от критиков награды.
Фильмография
- 1969 — «Боги чумы»
- 1971 — «Якоб фон Гунтен»
- 1972 — «Горькие слёзы Петры фон Кант»
- 1972 — «Восемь часов — не день»
- 1974 — «Эффи Брист Фонтане»
- 1976 — «Глазами клоуна»
- 1979 — «Замужество Марии Браун»
- 1980 — «Лили Марлен»
- 1982 — «Антониета»
- 1983 — «История Пьеры»
- 1983 — «Чистое безумие»
- 1984 — «Будущее — это женщина»
- 1987 — «Казанова»
- 1988 — «Лето мисс Форбс»
- 1990 — «Приключения Катрин К.»
- 20001 — «Гармонии Веркмейстера»
- 2011 — «Фауст»
- 2018 — «Молитваи»
- 2021 — «Всё прошло хорошо»
- 2021 — «Шустрые ребята»
Интересные факты
- Немецкая актриса — обладательница не только призов кинофестивалей, но и государственных наград. В 1987 году Шигулла была удостоена ордена «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия», а в 2010 году Ханну наградили баварским орденом «За заслуги».
- В 2013 году артистка издала автобиографию под названием «Просыпайся и мечтай».