Биография
Заслуженный и народный артист России Александр Филиппенко, раскрывая профессиональные тайны, говорил, что выбирал репертуар для себя так же, как жену — «чтобы нравилось и хотелось долго и счастливо жить вместе». Поэтому ему удалось построить и успешную карьеру, и крепкую семью, а супруга Марина Ишимбаева, тоже относящаяся к миру искусства, оказалась верной спутницей актера не только в личной жизни, но и на службе.
Детство и юность
29 мая 1951-го в Москве у супругов Ишимбаевых родилась младшая дочь Марина, а пятью годами раньше, в 1946-м, они принимали поздравления с появлением на свет первенца Елены.
Ближайшие родственники сестер посвятили свою жизнь служению искусству. Дедушка Сергей Петрович Алексеев, народный артист РСФСР, являлся режиссером театра и кино и одним из создателей телевидения, бабушка Вера Бернардовна Алексеева-Закс — театральной актрисой, мать Лидия Сергеевна — телевизионным режиссером. Отец Рауф Шакирович, получивший звание инженера-полковника, занимал должность заместителя директора Центрального дома кино.
5 января 2022-го, в день, когда последнему должно было исполниться сто лет, жена Александра Филиппенко поделилась с подписчиками его редкими фотографиями, трогательными воспоминаниями и тем, как называл главу семейства коллега Петр Фоменко:
«Самый веселый, добрый и самый красивый папа на свете! Он обожал всех нас, особенно внучек Сашулю, Настюшу и правнучку Натусю. Папа обожал праздники, вся его жизнь была наполнена весельем и друзьями. Петр Наумович Фоменко когда-то очень точно назвал Рауфа полковником для парада — так оно и было!»
Те, кто лично знал героя публикации, поспешили оставить комментарии под постом, отметив, что он научил внучку Сашу играть в преферанс и обладал невероятно красивой внешностью.
Обзаведшись средним образованием в 1968-м, Марина Ишимбаева отправилась на курсы телевизионных режиссеров, а уже в следующем 1969-м ее приняли в штат ЦТ. Девушка начала с редакции информационных программ, затем отвечала за отдел иностранных языков в редакции научно-популярных и учебных передач, с 1978-го числясь в литературно-драматической редакции.
При этом сил и времени у нее нашлось и на заочное отделение режфака знаменитой «Щуки», где студентка попала под крыло Александра Паламишева. Дипломным спектаклем выпускницы в 1984-м оказался «Институт бабушек» по пьесе Анны Родионовой, написанной специально для этого.
Творчество
На счету Ишимбаевой немало программ и сюжетов для телевидения. К первым относятся знаменитый «Кабачок “13 стульев”» и «Не любо — не слушай», ко вторым — «Один день Ивана Денисовича» и «Про Федота стрельца — удалого молодца» в исполнении авторов.
Из-под ее крыла вышел цикл передач «Актерские байки» с Борисом Дуровым, Леонидом Броневым и Евгением Весником и целый ряд фильмов-спектаклей. В их числе — «Хлопотун, или Дело мастера боится» Евгения Ануфриева, «Безобразная Эльза» Павла Хомского, «Выстрел. Повести Белкина» Петра Фоменко, «Сорочинская ярмарка» и «Джентльмены из Конгресса» Вениамина Смехова, «Ромео и Джульетта» Анатолия Эфроса и прочие. Любопытно, что некоторые общие работы с последним режиссером, например «Гамлет», оказались стерты, а «Буря» в итоге все же была восстановлена.
В 1988-м Марина Рауфовна сняла телеверсию моноспектакля Александра Филиппенко «Мертвые души», за который ему присудили Государственную премию. Вместе с супругом в рамках камерного театра «Моно-Дуэт-Трио» бывшая студентка «Щуки» выпустила проекты «Смех отцов», «У автора в плену», «Есенин без женщин», «В поисках живой души», где ее муж читал произведения классиков русской литературы.
Через два года москвичка ушла на новосозданное российское телевидение вслед за Татьяной Пауховой, придумав с ней и Виктором Ерофеевым «Апокриф», и сейчас идущий на канале «Культура». Дочь потомственных телевизионщиков снимала в амстердамской Королевской опере «Жизнь с идиотом» Альфреда Шнитке в постановке Бориса Покровского, а в Токио — балеты с Ниной Ананиашвили и раскрыла зрителям масштаб личностей Леонида Филатова и Григория Горина.
В 1996-м женщина ушла с телевидения, однако уже на следующий год приняла приглашение Ирены Лесневской, попала на «РЕН ТВ» и познакомила публику с «Шестью вечерами с Юрием Никулиным», «Клубом “Белый попугай”» и серией программ с Эльдаром Рязановым.
Личная жизнь
До знакомства друг с другом у Филиппенко и Ишимбаевой уже были попытки устроить личную жизнь. За плечами актера остались непродолжительные браки с коллегой Лелей Серовой и педагогом, музыкальным критиком и переводчицей Натальей Зимяниной, подарившей ему дочь Марию и сына Павла. А первым мужем режиссера телевидения, с которым она прожила пять лет, стал торговый советник посольства СССР в Австралии Евгений Негруль.
О первой встрече с третьей женой Александр Георгиевич рассказывал, например, в интервью журналу GQ в сентябре 2021-го:
«На Патриарших я живу уже больше 40 лет. В первую очередь это место нашей встречи с женой. Мы познакомились у нее дома, куда меня со всей съемочной группой позвала моя будущая теща, режиссер Лидия Ишимбаева. С этим районом связана масса разных воспоминаний, не всегда легких, но всегда важных».
8 октября 1983 года влюбленные, к тому времени уже пять лет жившие вместе, узаконили свои отношения. Через два года, в августе 1985-го, у них родилась дочь Саша, выпустившаяся из МГИМО и ставшая кандидатом исторических наук, старшим научным сотрудником Института США и Канады РАН, театральным звукорежиссером и продюсером.
Марина Рауфовна часто делится на персональной странице в «Инстаграме» (соцсеть запрещена в РФ, она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской) публикациями с дачи в Переделкине, изображениями близких людей и любимых домашних питомцев, а также раритетными снимками. Например, после смерти Александра Градского женщина разместила общую с ним фотографию, иллюстрировавшую «как они весело жили когда-то в молодости».
Марина Ишимбаева сейчас
Александра Филиппенко и сейчас окружают прекрасные дамы — и на работе, и дома. Жена и младшая дочь продолжают сопровождать его во время моноспектаклей, ездят на гастроли и посещают с ним светские и культурные мероприятия.
В начале августа 2022-го 77-летнего актера госпитализировали с коронавирусной инфекцией в одну из московских больниц. Этот факт подтвердила его супруга, подчеркнув, что болезнь протекает в легкой форме, и выразив надежду на скорую выписку:
«Мужа госпитализировали, потому что у него оказался положительный тест на ковид. И мы решили положить его в больницу, потому что так нам спокойней. Ничего такого особенного, все проходит в легкой форме. Я надеюсь, что в конце недели он уже выпишется».
Фильмография
- 1977 — «Личное счастье»
- 1982 — «Джентльмены из Конгресса»
- 1984 — «Институт бабушек»
- 1988 — «Буря»
- 1989 — «Мертвые души»
Телепроекты
- «Актёрские байки»
- «Кабачок 13 стульев»
- «Когда мы были молодые»
- «Хлопотун, или дело мастера боится»
Интересные факты
- На пару с женой Александр Филиппенко воспитывал трех собак породы норвич-терьер — Ричарда III, Бусю и Буги-Вуги. К сожалению, последней не стало в ноябре 2020-го.
- В семье актера и режиссера телевидения есть новогодняя традиция: каждый год 5 января они оказывались в «Сапсане» и пили там шампанское.
- Светлану Кармалиту Ишимбаева назвала «родным человеком, с кем можно было поговорить и посоветоваться без страха быть непонятым».
- В творческой биографии Марины Рауфовны нашлось место программам по случаю юбилеев эстрадной студии «Наш дом» (например, «Когда мы были молодые» к 20-летию и «Старье берем и показываем» к 30-летию).
- В 1977 году избранница заслуженного и народного артиста России единственный раз попробовала себя в роли актрисы, снявшись в телевизионной саге Леонида Пчелкина «Личное счастье» в образе секретарши.