Биография
Биография этой женщины крепко-накрепко связана с именем звезды кинематографа Михаила Боярского. Однако и сама Лариса Луппиан заявила о себе не только как о жене актера, но и как о самостоятельной творческой личности. Она состоялась в профессии — прославилась в театральных кругах и получила звание народной артистки России.
Детство и юность
Лариса Регинальдовна Луппиан родилась в январе 1953 года в Ташкенте. Вместе со звучной фамилией девочке досталось и смешанная национальность. Ее отец Регинальд Эдуардович наполовину немец, наполовину эстонец, наследник дворянского рода и сохранившегося семейного герба. Мать актрисы Ольга Николаевна тоже из интернациональной семьи, имела русско-польские корни, по профессии врач-педиатр.
Желание стать актрисой пришло к Ларисе рано. В возрасте девяти лет девочка сыграла героиню-ровесницу Дзидру в художественном фильме «Ты не сирота». Это фильм об узбекском кузнеце, усыновившем во время Великой Отечественной войны четырнадцать сирот.
Луппиан настолько понравилось выходить на съемочную площадку, что в 1970 году, после получения школьного аттестата, она отправилась в Ленинград, стала студенткой ЛГИТМиКа и попала на курс Игоря Владимирова.
Театр
Курс, на котором училась Лариса Регинальдовна, организовали при Театре имени Ленсовета, где студенты с первого года обучения выходили на сцену. Их задействовали в массовках и давали маленькие роли. Луппиан уже на втором курсе доверили играть главную героиню Даниэль в популярной постановке «Двери хлопают».
Сразу же после получения актрисой диплома ее театральная карьера начала стремительно развиваться. Молодая исполнительница была принята в труппу Театра имени Ленсовета и благодаря своему мастерству вскоре превратилась в ведущую артистку. Ей доверяли главные роли в постановках «Трубадур и его друзья» и «Трехгрошовая опера». Но это длилось недолго.
В 1986 году Луппиан ненадолго сменила сцену — перешла в Театр имени Ленинского комсомола. Это случилось из-за разногласий с главным режиссером Игорем Владимировым, обладавшим непростым нравом. Решение об уходе зрело постепенно.
Шесть лет актриса терпела, что ей не дают ролей. Только когда перерыв в театральной карьере уже слишком затянулся, Луппиан решилась уйти в Театр имени Ленинского комсомола. Причины конфликта и отстранения исполнительницы от работы прессе неизвестны, но в интервью Лариса Регинальдовна говорила о двух вероятных. Она отметила, что в театральной сфере процветает авторитарный подход, поэтому каждый режиссер может попросту «задвигать» неугодных артистов и не выпускать их на сцену.
Второй причиной собственной безработицы артистка называет славу мужа. В тот период особенно ярко вспыхнула звезда Михаила Боярского, коллеги завидовали актеру и музыканту. Луппиан предположила, что режиссер ревновал к популярности Михаила Сергеевича, поэтому и решил отыграться на карьере его жены.
Но спустя три года Владимиров попросил Ларису Регинальдовну вернуться. С тех пор актриса постоянно играла в Театре имени Ленсовета. Она создала обширную галерею сценических образов, играла в спектаклях «Газовый свет» и «Трамвай “Желание”», которые имели невероятный успех.
В 90-е труппу возглавил Владислав Пази, затем на его место пришел Юрий Бутусов. При каждом из худруков Луппиан оставалась востребованной. Обсуждаемой стала ее роль в спектакле «Фредерик, или Бульвар преступлений», где она сыграла мадмуазель Жорж, звезду французской сцены XIX века. Вдохновением при создании образа для артистки отчасти стала Алиса Фрейндлих.
После того как в 2018 году режиссер Юрий Бутусов перешел в Театр имени Евгения Вахтангова, должность художественного руководителя в Театре имени Ленсовета оставалась вакантной на протяжении полутора лет. В итоге Луппиан приняла предложение занять этот пост. На тот момент она прослужила на подмостках более сорока лет. Директором театра остался Валерий Градковский.
В 2021-м на малой сцене по задумке Ларисы Регинальдовны был запущен совершенно новый продукт для Театра имени Ленсовета — литературно-просветительский проект «Связь времен». В его рамках актеры в форме перформанса читали произведения русских классиков.
Сейчас родной театр стоит в карьере Луппиан на первом месте. В качестве актрисы она занята в спектаклях «Без вины виноватые», «В этом милом старом доме» и «Смешанные чувства». В начале 2023 года Лариса Регинальдовна отметила 70-летний юбилей. А осенью ей пришлось заняться организацией другого торжества — 90-летия со дня основания Театра имени Ленсовета.
В честь этого события в репертуаре появились новые постановки — «Бешеные деньги» и «Воскресение». В фойе организовали выставку сценических костюмов с фото артистов, которые их носили. Также был создан короткометражный фильм об истории театра.
Фильмы с Ларисой Луппиан
Фильмография Ларисы Регинальдовны не так богата, как копилка театральных ролей. После первой детской роли она вернулась на экраны только в конце 70-х. Артистка снялась в ленте Юрия Нагибина «Поздняя встреча», где сыграла Наташу Проскурову. Ее партнером на площадке стал Алексей Баталов.
Как признавалась Луппиан в интервью, она была уверена, что фильм станет прорывом в ее творчестве. Но после его выхода экраны не последовало ни потока предложений о новых съемках в главных ролях, ни оглушительной славы.
Хотя сегодня журналисты и кинокритики все так же удивляются, почему эта лента не вызвала фурора и не прославила актрису, сама Лариса Регинальдовна отмечает, что фильм, скорее всего, пришелся не ко времени. Для тех лет он оказался слишком импрессионистским, поэтому и не удостоился признания. Премьера картины прошла незаметно, а популярность «Поздняя встреча» получила спустя годы после первого показа.
Следующий заметный проект появился в послужном списке Луппиан только в 1992 году. Лариса Регинальдовна снялась в приключенческой картине «Мушкетеры двадцать лет спустя», где в главной роли блистал ее муж Михаил Боярский. Артистка появилась в эпизоде в образе монахини.
С приходом нового века исполнительница появлялась преимущественно в эпизодах популярных криминальных сериалов, в том числе «Улиц разбитых фонарей» и «Тайн следствия». В 2010 году она снялась в мелодраме «Слово женщине», после чего взяла длительный перерыв в кинокарьере.
Личная жизнь Ларисы Луппиан
С будущим мужем Лариса Регинальдовна познакомилась еще в молодости. Но их история любви развивалась постепенно. С первого взгляда чувства не возникли: Боярский был обрит наголо и не понравился Луппиан. Кроме того, на тот момент он встречался с другой красавицей-студенткой и учился на параллельном курсе.
Артисты снова встретились на сцене Театра имени Ленсовета, когда обучение в ЛГИТМиКе было позади. Они были задействованы в постановке «Трубадур и его друзья». Тогда молодая исполнительница внимательнее присмотрелась к Боярскому и поменяла мнение о нем. Она поняла, что партнер по спектаклю ей нравится. Он оказался веселым и обаятельным человеком, мгновенно становившимся душой любой компании.
Михаилу, в свою очередь, девушка показалась настолько беспомощной и хрупкой (ее рост около 160 см), что ему сразу же захотелось взять ее под защиту и покровительство. Это он вскоре и сделал. Роман развивался постепенно. По словам Ларисы, она была очень чистой внутри, незамутненной духовно, поэтому первое время влюбленные только гуляли, держась за руки.
Боярский оказался свободолюбивым. Он почти четыре года не женился на избраннице и не собирался съезжаться с ней, а только периодически наведывался в гости. Осложнялось все и тем, что потенциальную невестку невзлюбила мать актера, хотя отец был к ней благосклонен.
Но в итоге Луппиан добилась своего, в 1977 году влюбленные официально оформили отношения. На этом трудности не закончились. Изданию «Караван историй» актриса рассказала, что после рождения сына они с мужем жили отдельно: Лариса с Сережей — у мамы в коммуналке, Михаил — у себя дома. Ходили друг к другу на свидания, встречались в своей комнатке. Только когда первенцу исполнился год, семья получила квартиру.
Сын Сергей Боярский в детстве вместе с мамой сыграл в фильмах «Букет мимозы и другие цветы» и «Мушкетеры двадцать лет спустя», но свою жизнь с кино связывать не стал, получив экономическое образование. Впоследствии молодой человек выбрал профессию политика. У него две дочери, Екатерина и Александра.
В интервью Луппиан делилась, что после рождения сына брак едва не распался. Михаил Сергеевич начал пить, был груб и резок с ней. Супруги даже подали заявление на развод, но так и не оформили его. По слухам, актеры официально развелись в 80-е, после рождения дочери Лизы, но это было сделано фиктивно, для получения жилья.
Елизавета Боярская пошла по стопам родителей, выбрала актерскую профессию, хотя поначалу планировала стать журналисткой. Дочь Ларисы Регинальдовны замужем за коллегой по цеху Максимом Матвеевым. Она подарила чете Боярских двоих внуков. В 2012-м появился на свет первенец Андрей, дата рождения второго мальчика, Григория, — 5 декабря 2018 года. Наследница актеров выкладывает в микроблоге общие фото с родителями, а вот снимки детей старается не афишировать.
Боярский однажды сказал, что его супруга «положила всю себя на алтарь семьи», но Луппиан не согласна со словами мужа. Женщина отмечает, что она, конечно, рада состояться как жена и мать, но все-таки ее постоянное пребывание с семьей не было личным выбором. Это скорее вынужденный шаг, ведь в тот период в творчестве актрисы возник внушительный перерыв.
В конце ноября 2023-го Михаила Боярского госпитализировали с инсультом. Позднее его сын рассказал, что отец чувствует себя хорошо и лежит в обычной палате.
А уже в начале декабря СМИ рассказали о госпитализации самой Луппиан. Отмечалось, что она попала в кардиологический центр в Санкт-Петербурге после жалоб на боли в сердце. Однако позже Лариса Регинальдовна опровергла эту информацию.
Телевидение
Личная жизнь Луппиан всегда вызывала интерес телевизионщиков. В 2013 году знаменитость стала гостьей программы Киры Прошутинской «Жена. История любви», где рассказала о своем нелегком пути к семейному счастью. Позже Лариса Регинальдовна поведала о любовных переживаниях в «Наедине со всеми».
Творчество актрисы стало обсуждаемым после ее назначения на пост худрука Театра имени Ленсовета. Сначала она получила приглашение на программу «Судьба человека», где речь пошла о ее карьерном становлении. В 2021-м Лариса Регинальдовна стала героиней передачи «Мой герой». В студии она поделилась с Татьяной Устиновой планами родного театра на ближайший год.
Лариса Луппиан сейчас
Сейчас Лариса Луппиан остается на посту худрука Театра имени Ленсовета и регулярно выходит на его сцену в ряде постановок. По признанию артистки, свою главную задачу — сохранить интерес к родным подмосткам молодого поколения петербургских театралов, который завоевал за годы работы прежний руководитель Юрий Бутусов, — она выполнила в полной мере.
Удалось открыть и новые имена в режиссуре — в «Ленсовета» ставят спектакли такие выходцы из труппы, как Федор Пшеничный и Роман Кочержевский. Кроме того, Луппиан старается сохранить доступность представлений для зрителей, так как считает, что это неотъемлемая часть духовной жизни, необходимой человеку. А главная мечта руководительницы — чтобы в театр вновь стояли очереди, как в 1970-х.
Фильмография
- 1962 — «Ты не сирота»
- 1979 — «Поздняя встреча»
- 1984 — «Букет мимозы и другие цветы»
- 1987 — «Мой боевой расчет»
- 1992 — «Мушкетеры двадцать лет спустя»
- 1994 — «Глухарь»
- 1999 — «Плачу вперед!»
- 2002 — «Интимная жизнь»
- 2004 — «Улицы разбитых фонарей-6»
- 2005 — «Тайны следствия»
- 2005 — «Своя чужая жизнь»
- 2006-2007 — «Гончие»
- 2007 — «Ирония судьбы. Продолжение»
- 2009 — «Слово женщине»
- 2009 — «Браво, Лауренсия!»
Проекты
- «Жена. История любви»
- «Наедине со всеми»
- «Судьба человека»
- «Мой герой»
Интересные факты
- В детстве Луппиан почти не говорила по-русски, потому что воспитывалась бабушкой, которая разговаривала с девочкой дома и читала ей книги только на немецком.
- В раннем возрасте Лариса мечтала стать балериной.
- Артистка считает самыми лучшими браками союзы по профессии, в каком сама и состоит.
- Мама щенков в русском дубляже картины «101 далматинец» говорит голосом Луппиан.