Биография
Елена Майорова прожила недолгую жизнь, но успела оставить после себя память в кино. Она прославилась на экранах, играя провинциальных советских женщин. Героини актрисы получались запоминающимися и убедительными, потому что каждую роль она пропускала через себя. Но каждый проект все больше морально истощал знаменитость, что в итоге привело к затяжной депрессии, мучившей ее до конца дней.
Детство и юность
Елена Владимировна родилась и провела школьные годы в Южно-Сахалинске. Семья принадлежала к рабочему классу: отец трудился на автобазе, а мама — на мясокомбинате. Они жили в холодном бараке, из-за чего девочка заболела туберкулезом и была отправлена лечиться в санаторий.
Лена росла творческим ребенком, с детства мечтала только о сцене. Она участвовала в школьной самодеятельности, а уже в 9 лет стала посещать театральную студию при Дворце пионеров и утвердилась в мысли, что быть актрисой — это тот жизненный путь, который она для себя хотела бы.
В школе Майорова училась на отлично, участвовала в жизни класса и становилась заводилой для ребят. Уже став знаменитой, она приезжала в родной городок, собирала одноклассников и устраивала совместные пикники или другие виды отдыха. Как говорили сверстники актрисы, в Южно-Сахалинске Лену любили все без исключения.
По окончании школы девушка отправилась в российскую столицу и подала документы во все театральные вузы. Но в каждом из них абитуриентку ждало разочарование. Услышав отказ, стойкая по характеру Елена не стала возвращаться домой.
Майорова поступила в строительное ПТУ, причем не глядя на специальность: главным критерием было обеспечение студентов общежитием. На протяжении года девушка училась и работала, занималась тяжелым трудом. Ей приходилось на морозе всю смену наматывать на трубы стекловату, закреплять материал проволокой и бетонировать. За тот год она сумела не только окончить училище с дипломом изолировщицы, но и успешно подготовиться к вступительным экзаменам в театральный институт.
В Школу-студию МХАТ Елену не взяли, даже не дав ей толком проявить себя. Но в итоге она смогла убедить приемную комиссию ГИТИСа и в 1976 году вошла в число учениц мэтра экрана Олега Табакова. Как выразился мастер, в молодой абитуриентке его заинтересовали умение наблюдать за проявлением чужого дара и жизненная эмоциональность.
Другие преподаватели поначалу были снисходительны к юной провинциалке, которая отличалась заметным восточным говором и имела дефекты речи. Но всего за год ей удалось избавиться от этих недостатков и выделиться среди однокурсников. Диплом она получила в 1980 году.
Театр
Первым театром новоиспеченной актрисы стал «Современник». А затем Майорова была принята в труппу Московского художественного академического театра, где исполняла роли классического и современного репертуара.
Особенно запомнилась театральной публике ее Маша из «Трех сестер» Антона Чехова. С партнерами по спектаклю «Орестея» Татьяной Догилевой и Евгением Мироновым Елена поддерживала дружеские отношения до последних дней. Постановку полюбили не только в столице России, но и в Европе и Японии, где МХАТ часто гастролировал. В Греции знаменитость, исполнявшая в спектакле роль Афины, удостоилась неофициального титула «русская Грета Гарбо».
Во МХАТ актриса пришла по просьбе Олега Ефремова. Режиссер, как рассказывали, оказался неравнодушен к таланту Елены и к ней самой. Но отношения между ними складывались платонические. По словам коллег, Майорова стала последней любовью мастера, и тот даже сделал ей предложение руки и сердца в 1996 году, но был отвергнут.
Фильмы
Кинодебют актрисы состоялся в культовой мелодраме «Вам и не снилось...», где она сыграла соседку главной героини. А первая большая роль в фильмографии Елены появилась в 1981 году в фильме-катастрофе «34-й скорый». Режиссеры отмечали, что исполнительница всегда работала на пределе, не выходя из образа даже во время отдыха.
Вскоре Майоровой поступило предложение сыграть в комедии «Одиноким предоставляется общежитие» с Натальей Гундаревой и Александром Михайловым в главных ролях. Не одному поколению зрителей полюбилась история об одинокой свахе, которая устраивала судьбы подруг по несчастью простым способом, рассылая фото потенциальным женихам.
Позднее артистка появилась в социальной драме «Зина-Зинуля» с Евгенией Глушенко, а затем и в мелодраме «Забытая мелодия для флейты», в которой также блистали Леонид Филатов и Татьяна Догилева. Популярностью пользовалась спортивная лента «Везучая», где актриса перевоплотилась в молодую спортсменку, бросившую карьеру ради рождения ребенка.
Но лучшей ролью в творческой биографии Майоровой, по мнению поклонников и критиков, стала официантка вагона-ресторана Ольга в семейно-социальном фильме «Скорый поезд». За нее знаменитость была отмечена премией фестиваля «Созвездие».
В 90-е в послужном списке исполнительницы появилась криминальная драма «Неустановленное лицо». Тогда же Елена воплотила доктора Анну Ильиничну в трагедии «Затерянный в Сибири». Эта лента была отмечена премией «Золотой глобус» как лучшая иностранная работа.
Незадолго до смерти Майоровой на экраны вышла русско-белорусская картина «Возвращение “Броненосца”». Но многие проекты с участием знаменитости зрители увидели, уже когда ее не стало. В их числе драма «На ножах», команду которой, по воспоминаниям режиссера, преследовал злой рок. Не обошел он стороной и исполнительницу роли одержимой Глафиры.
А в вышедшей на рубеже веков ленте «Послушай, не идет ли дождь...» актриса и вовсе преобразилась в призрак Смерти. Киноповесть является экранизацией рассказов Юрия Казакова и создана с участием Алексея Петренко и Ирины Купченко.
Личная жизнь
Майорова была замужем дважды. Первым супругом стал однокурсник по театральному институту Владимир Чаплыгин. Но этот союз, заключенный еще в молодости, оказался непрочным. Свекровь, коренная москвичка, не приняла в дом приезжую девушку.
Муж и жена первое время прожили в общежитии, после чего Владимир вернулся в родное гнездо. Но некоторые знакомые утверждают, что этот брак изначально был фиктивным: Елене были нужны соответствующие документы, чтобы после окончания вуза получить возможность остаться в Москве.
Во второй раз Майорова вышла замуж за сына генерала, любимца девушек, художника-гиперреалиста Сергея Шерстюка. Это была любовь с первого взгляда. Однажды Елена сидела вместе с подругой и вдруг сказала, что сейчас в комнату войдет ее суженый. Буквально через мгновение там появился Шерстюк, с которым она раньше не встречалась.
С Сергеем знаменитость оставалась до последнего дня жизни. Детей у пары так и не было. По одной из версий, причина была в перенесенном в детстве туберкулезе, препараты от которого нарушили гормональный фон. По другой — Елена потеряла возможность стать матерью в юности, работая часами на морозе и пережив сильное воспаление.
Уже после смерти актрисы заговорили, что в ее личной жизни все было не так гармонично, как казалось со стороны. Якобы картины Шерстюка не продавались, из-за чего Майорова была вынуждена сама обеспечивать семью. Мужа она никогда не винила, но такая нагрузка надломила ее в психологическом плане.
А создательница ленты «Странное время» Наталья Пьянкова и вовсе утверждала, что на площадке у Елены вспыхнул роман с партнером Олегом Васильковым. Актеры вместе проводили вечера, много беседовали, интересовались одной музыкой. Узнав о романе, супруг знаменитости сильно переживал, но не опускался до бытовых разборок. Но коллега актрисы опровергал домыслы, утверждая, что во время работы над картиной они почти не взаимодействовали.
Смерть
По официальной версии, 23 августа 1997 года Майорова решила прополоскать горло керосином для устранения симптомов ангины. Капли горючего вещества попали на шифоновое платье. Выйдя в подъезд дома, чтобы покурить, актриса неаккуратно бросила спичку, которая и стала причиной возгорания ткани. Не сумев самостоятельно потушить огонь, Елена бросилась на улицу.
Артистка успела добежать до служебного входа в театр имени Моссовета, который располагался во дворе ее дома, но на пороге лишилась сознания. В больницу при Институте Склифосовского актриса поступила уже с ожогами 85 % поверхности тела. Вернуть Елену к жизни медицинские работники не сумели. Причиной смерти признали несчастный случай.
Но родственники, знакомые и соседи настаивали на своем мнении, которое основывалось на том, что Майорову уже несколько раз в течение последнего времени снимали с подоконников, с подножек мчащихся поездов, а однажды даже нашли у актрисы пистолет. Также говорили о проблемах знаменитости с алкоголем, делавшим ее невменяемой.
Несколько последних месяцев артистка находилась в подавленном состоянии, граничившем с глубокой депрессией, поэтому среди коллег Елены муссировалась версия о самоубийстве. Но Православная церковь не причислила ее к самоубийцам, так как во время возгорания актриса взывала о помощи.
Шерстюк пережил супругу только на 9 месяцев, скончавшись от рака. Последней картиной художника стало полотно «Ты и я», посвященное его любви к Майоровой. Оба супруга похоронены на Троекуровском кладбище.
Фильмография
- 1981 — «Вам и не снилось…»
- 1981 — «34-й скорый»
- 1983 — «Одиноким предоставляется общежитие»
- 1984 — «Парад планет»
- 1986 — «Зина-Зинуля»
- 1987 — «Забытая мелодия для флейты»
- 1987 — «Везучая»
- 1988 — «Скорый поезд»
- 1991 — «Затерянный в Сибири»
- 1993 — «Макаров»
- 1996 — «Возвращение «Броненосца»
- 1997 — «Странное время»
- 1998 — «На ножах»
- 1999 — «Послушай, не идет ли дождь…»
Интересные факты
- Майорова была в числе претенденток на главную роль в ленте «Мастер и Маргарита» Юрия Кары.
- Памяти знаменитости посвящено немало документальных фильмов, среди которых «Живая рана» и «Последняя весна», выпуски из циклов «Чтобы помнили» и «Прощание».
- Константин Райкин, педагог Елены, посвятил студентке короткий стих.
- Обстоятельства смерти артистки пытались выяснить на программе «Битва экстрасенсов».