Биография
Раиса Максимова пришла в театр совсем юной и посвятила сцене более 75 лет. Актриса изредка снималась в кино, однако экранная карьера не сложилась, о чем она не сожалеет.
Детство и юность
Раиса Викторовна родилась 2 ноября 1929 года в Саратове. Мама растила дочь без отца и всю жизнь проработала на заводе. Максимова хорошо танцевала и могла бы учиться в балетной студии, если бы такая имелась в городе.
Театр
В 17 лет девушка увидела в газете объявление о наборе молодых людей в массовку драматического театра имени Карла Маркса и отправилась на прослушивание. Этой сцене Максимова отдала 2 года, параллельно получая образование в местном театральном училище.
Начало настоящей творческой карьеры актриса связывает с Саратовским ТЮЗом, куда ее пригласил режиссер Юрий Киселев, набиравший молодую труппу. В молодости Раиса Викторовна играла главные роли в спектаклях «Аттестат зрелости», «Тристан и Изольда», «Ромео и Джульетта» и других постановках.
В тот же период артистка познакомилась с юным Олегом Табаковым, очарованным ее ножками. Из-за разницы в возрасте тогда коллеги не общались, а сблизились уже во время учебы в Школе-студии МХАТ.
Оставить родной Саратов Максимова решилась по воле случая: в город приехали артисты МХАТа, покорившие провинциальную актрису новым подходом к работе, ведь ранее девушка сталкивалась только с приверженцами старых театральных традиций. Раиса Викторовна отправилась на прослушивание в московскую Школу-студию при этом театре. Курс Павла Массальского уже был набран, но абитуриентка очаровала педагогов. Так в 22 года уроженка Саратова оказалась в звездном потоке с Олегом Басилашвили, Татьяной Дорониной, Михаилом Козаковым, Евгением Евстигнеевым.
Поначалу было нелегко: в столице студентке даже негде было ночевать. По рекомендации преподавателя ей сдали комнату, деньги на аренду присылала мама. После первой сессии Максимова хорошо показала себя и получила комнату в Гнесинском общежитии. На выпускном Раиса Викторовна сыграла главную роль в спектакле «Нора» по произведению Генрика Ибсена. О блистательной игре выпускницы Школы-студии МХАТ даже написали в «Правде», что считалось небывалым успехом.
В 1956 году восходящая звезда вошла в труппу МХАТа под руководством Олега Ефремова. Артистка блистала в таких классических пьесах, как «Три сестры», «Тартюф», «На дне» и многих других, гастролировала по Европе, Соединенным Штатам, Японии, а ее фотографии не сходили с газетных полос. В 1987-м при разделе театра Раиса Викторовна ушла с Ефремовым и стала актрисой МХТ имени А. П. Чехова. К слову, худрук ухаживал за Максимовой, но та неизменно отвергала его знаки внимания. Тем не менее коллеги сохранили теплые рабочие отношения.
К началу XXI века в карьере артистки наметился застой: Раиса Викторовна не получала новых ролей, играла старый репертуар и по просьбе Ефремова в течение 5 лет заведовала режиссерским управлением. Сама же она мечтала больше времени проводить на сцене, а не превращаться в чиновницу.
Творческую биографию исполнительницы продлило давнее знакомство с земляком Олегом Табаковым, который в 2000 году возглавил МХТ имени Чехова: при нем актриса сыграла 6 главных ролей. К слову, Табаков и сам шутил на этот счет:
«Чтобы покорить Москву, надо либо иметь много денег, либо приехать из Саратова».
Сейчас прима является старейшей исполнительницей МХТ. Среди ее поздних работ — спектакли «Северный ветер» и «Звезда вашего периода», срежиссированные Ренатой Литвиновой.
Раиса Максимова в кино
На экранах актриса дебютировала в 1956-м с телеспектаклем «Как Джанни попал в ад». Всесоюзную известность Раиса Викторовна приобрела двумя годами позже благодаря роли Аглаи Епанчиной в драме «Идиот» по одноименному роману Федора Достоевского.
Позже фильмография артистки пополнялась преимущественно телеспектаклями, а также эпизодическими ролями в полнометражных и многосерийных проектах. По признанию знаменитости, экранная карьера не сложилась из-за обстоятельств личной жизни: Максимову звал замуж режиссер Иван Пырьев, снимавший «Идиота», что сулило множество больших работ. Однако исполнительница отказала кинематографисту, в чьем лице видела лишь коллегу. Раиса Викторовна состояла в счастливом браке, не желала повторять судьбу актрис, таким образом сломавших себе карьеру, да и смущала 28-летняя разница в возрасте. Поэтому артистка без сожаления сосредоточилась на театральных постановках.
Личная жизнь
Артистка была замужем за химиком Владимиром Гриневичем. Супруги прожили в браке более полувека вплоть до смерти ученого. В семье выросли двое сыновей. Андрей Владимирович играл в театре и снимался в кино, затем увлекся режиссурой, озвучиванием и дубляжом. Алексей Владимирович отучился на театроведческом отделении ГИТИСа, но занимался бизнесом. Он умер от онкологии в 2021-м, мать долго не могла оправиться после смерти сына.
Когда стало немного лучше, Раиса Викторовна решила забрать из квартиры умершего наследника в Хлебном переулке свои ценные вещи, хранившиеся там. Это картина, подаренная артистке художником Олегом Толстым, драгоценности, кольцо, врученное ей мужем на рождение сына, ордена. Но, как писали в СМИ, невестка Наталья Романовна отказалась отдать все вышеперечисленное, а вернула только после вмешательства полиции.
Состояние здоровья и ситуация с наследством
Осенью 2023 года, вскоре после 94-летия, актриса начала жаловаться на плохое состояние здоровья, слабость и головокружение. Родственники вызвали скорую помощь, Раису Викторовну госпитализировали с пониженным гемоглобином (анемией). По словам невестки Елены Шойко, такое случилось уже не впервые: за прошедший год Максимова 5-6 раз попадала в больницу для переливания крови.
Позже телеграм-каналы сообщили, что артистку перевели в отделение гематологии. После очередного переливания крови ее состояние улучшилось, а уровень гемоглобина пришел в норму.
Не заканчивалась и история с наследством умершего сына Алексея Владимировича. Не желавшая участвовать в разделе имущества Максимова после истории с невесткой обратилась к адвокату. А еще артистка рассказала, что на могиле наследника по прошествии двух лет с момента смерти не установили памятник, чего она очень сильно хотела. Но, несмотря на то что место было приобретено ею после смерти мужа и оформлено на Алексея Владимировича, когда скончался последний, его дочь Анна оформила могилу на себя. Сейчас она проживает в Лондоне и не дает, по словам знаменитости, установить памятник.
Ситуация настолько осложнилась, что, по информации СМИ, в нее решил вмешаться даже худрук МХТ им. Чехова Константин Хабенский. Однако это не помогло.
Раиса Максимова сейчас
В октябре 2024 года легенда мхатовской сцены стала героиней программы «Прямой эфир» на «России-1». Так как актриса сейчас уже практически не встает с постели, в гости к ней отправился ведущий шоу Александр Яковлев. Он поздравил Максимову с приближающимся юбилеем, на что она в шутку заметила, что ничуть не изменилась за последние 10 лет.
Основной темой разговора в студии передачи стали продолжающиеся перипетии с потенциальным наследованием имущества актрисы. Выяснилось, что конфликт развернулся из-за того, что помимо внуков, рожденных в семьях сыновей, у покойного Алексея остался и ребенок, появившийся вне брака. И сейчас именно его мать, не бывшая замужем за Алексеем, ухаживает за престарелой знаменитостью, а та, в свою очередь, намерена отписать внебрачному внуку часть имущества.
Так как речь идет в том числе о квартире в центре Москвы, стоящей свыше 100 млн руб., а также о земельных участках и даже недвижимости в Великобритании, за наследство идет нешуточная борьба. Чтобы защитить свои интересы, Раиса Максимова обратилась к услугам юристов. Все эти разбирательства, конечно, весьма негативно действуют на и без того хрупкое здоровье 95-летней актрисы.
Спектакли
МХАТ:
- 1957 — «Безымянная звезда» (Мона)
- 1957 — «Ученик дьявола» (Джудит)
- 1958 — «Три сестры» (Ирина)
- 1969 — «Царская милость» (Вела)
- 1971 — «Последние» (Надежда)
- 1973 — «Старый Новый год» (Клава Полуорлова)
- 1977 — «Дачники» (Ольга Алексеевна)
- 1978 — «Утиная охота» (Валерия, Вера)
- 1980 — «Возчик Геншель» (фрау Геншель)
- 1981 — «Тартюф» (Госпожа Пернель, мать Оргона)
- 1981 — «Так победим!» (комсомолка)
- 1982 — «Татуированная роза» (Стрэга)
МХТ имени А. П. Чехова:
- 1987 — «Перламутровая Зинаида» (Бабка Маруся)
- 1988 — «Кабала святош» (Ренэ, дряхлая нянька Мольера)
- 1990 — «Ундина» (Эжени)
- 1994 — «Новый американец» (официантка)
- 2000 — «Профессия миссис Уоррен» (Миссис Уоррен)
- 2002 — «Ретро» (Нина Ивановна Воронкова)
- 2003 — «Немного нежности» (Нанда)
- 2004 — «Лес» (Бодаева)
- 2004 — «Кошки-мышки» (Паула)
- 2007 — «Двенадцать картин из жизни художника» (Бабушка Дитина)
- 2017 — «Северный ветер» (Вечная Алиса)
- 2021 — «Звезда вашего периода» (мама Маргариты)
Фильмография
- 1956 — «Как Джанни попал в ад»
- 1958 — «Идиот»
- 1961 — «Воскресение»
- 1965 — «Учитель словесности»
- 1973 — «Моя судьба»
- 1976 — «Вдовы»
- 1976 — «Сибирь»
- 1989 — «Женщины, которым повезло»
- 1999 — «Послушай, не идет ли дождь»
- 2007 — «Закон и порядок: Отдел оперативных расследований»
Интересные факты
- В 1969 году Раиса Викторовна получила звание заслуженной, а через 21 год — народной артистки РСФСР.
- В профессиональной копилке Максимовой есть ордена Дружбы, Почета, «За заслуги перед Отечеством» и Александра Невского.
- Андрей Гриневич дублировал на русский язык фильмы «Гудзонский ястреб», «Кудряшка Сью», «Неспящие в Сиэтле», «Миссия невыполнима – 2» и другие ленты. Он также озвучивал роль князя Никиты Оленева, сыгранную Владимиром Шевельковым в картине «Гардемарины, вперед!».