Елизавета Леонская

Elizaveta Leonskaya
Елизавета Леонская
О знаменитости
Дата рождения
Возраст
80 лет
Место рождения
Семейное положение
вдова
Соцсети
    0,0 / 5 (0 голосов)

    Биография

    Франкоязычная пресса с неизменным пиететом величает ее Grande Dame — великой дамой фортепианного искусства. На официальных фотоснимках Елизавета Леонская часто предстает монументальной фигурой в черном, строгой и почти неприступной, словно охраняющей границы высокого искусства. Однако этот сценический миф рассыпается в прах при первой же личной встрече: собеседника мгновенно обезоруживают огромные сияющие голубые глаза и теплая улыбка, которая практически не сходит с лица. За внешним академизмом скрывается пианистка бескомпромиссной честности, чья органическая неспособность к фальши и притворству — как в жизни, так и за клавишами фортепиано — превращает каждое появление на сцене в момент истины.

    Детство и юность

    Елизавета Ильинична Леонская появилась на свет 23 ноября 1945 года в Тбилиси. Семья, имеющая польские, русские и еврейские корни, оказалась в Грузии, эвакуировавшись из Одессы с началом войны. Музыкальный дар девочки проявился стремительно и ярко, словно вспышка: в возрасте одиннадцать лет она впервые вышла на сцену с оркестром, а в тринадцать выдержала колоссальное напряжение полноценного сольного концерта.

    Путь в Московскую консерваторию, который для тысяч одаренных детей становился непреодолимой полосой препятствий, для нее оказался мистически простым, словно предначертанным свыше. Приехав в Москву после победы на конкурсе имени Джордже Энеску в Бухаресте, юная пианистка пришла советоваться к Якову Мильштейну. Легендарный маэстро, ученик Константина Игумнова и Ференца Листа, был осторожен: услышав о желании перевестись из Тбилисской консерватории, он сначала испугался ответственности и посоветовал все обдумать, привлекая родителей. Однако судьба распорядилась иначе: едва выйдя от него, Леонская случайно столкнулась на улице с деканом фортепианного факультета. Она без лишних предисловий заявила: «Хочу у вас учиться». Вопрос решился на месте.

    Пианистка Елизавета Леонская в молодости
    Пианистка Елизавета Леонская в молодости / Фото: «Википедия»

    В классе Мильштейна царила особая атмосфера: здесь не гнались за внешним блеском.

    «Помню, это было время, когда начали печь лауреатов, была такая гонка за премиями. У нас в классе такого не было. Мы просто работали над музыкой», — вспоминает артистка студенческие годы.

    Однако глубокий, почти что философский подход Якова Исааковича к образованию не помешал студентке играючи завоевать международное признание. Еще в молодости Леонская получила престижные премии на конкурсах Маргариты Лонг в Париже (1965) и королевы Елизаветы в Брюсселе (1968), заявив о себе как о восходящей звезде мировой величины. Но главным университетом жизни стала не консерваторская аудитория, а дом на Большой Бронной.

    Творческая карьера Елизаветы Леонской

    Встреча со Святославом Рихтером определила творческую судьбу Елизаветы Леонской. В конце 1960-х, будучи женой скрипача Олега Кагана, она попала в орбиту великого пианиста, первого советского номинанта на премию «Грэмми». Сначала робкая студентка просто слушала репетиции, затем начала ассистировать, играя партии оркестра на втором рояле.

    Святослав Теофилович, избегавший формального преподавания, стал для нее наставником в самом высоком смысле. Их общение не ограничивалось музыкой. В квартире на Большой Бронной часто устраивались домашние балы. Но сотрудничество с гением было окрашено не только восторгом, но и страхом несоответствия. Рихтер не был педагогом в привычном смысле, он учил присутствием и короткими, бьющими точно в цель фразами. Однажды, услышав, как Лиза играет пассаж, он коротко бросил: «Предприимчиво». Этого было достаточно, чтобы она поняла задачу.

    Их дуэт стал легендарным. Однако один из проектов — сонаты Вольфганга Амадея Моцарта для четырех рук — им пришлось отложить на долгие годы из-за эмиграции Леонской. Совместную работу они смогли возобновить и записать этот цикл только в 1995-м, незадолго до смерти Рихтера.

    «Его излучение, энергия были немыслимыми. От общения с ним возникало ощущение ясности и света. Он мог сказать мне только: тише, еще тише. И возникала задача, потому что сыграть тише было очень трудно», — вспоминает пианистка.
    Елизавета Леонская и Святослав Рихтер
    Елизавета Леонская и Святослав Рихтер / Фото: classicalmusicnews.ru

    В 1978 году, находясь на гастролях в Вене, артистка приняла решение не возвращаться в СССР. Документы были подготовлены буквально за неделю. Причины отъезда были комплексными: закрытие границ во второй половине 60-х, антисемитские настроения и общая несвобода.

    Начало западной карьеры Елизаветы Леонской было стремительным. Дебют на престижнейшем Зальцбургском фестивале состоялся уже в 1979 году, и снова не обошлось без руки Рихтера. Мэтр отменил выступление, и организаторы, известные своей любовью к открытию новых имен, рискнули поставить в афишу недавнюю эмигрантку. Триумф был колоссальным.

    С тех пор Grande Dame выступает с лучшими оркестрами планеты: от Нью-Йоркского филармонического под управлением Курта Мазура до Оркестра Романдской Швейцарии с Василием Петренко. Репертуар Леонской охватывает музыку романтиков и русских композиторов: Михаила Глинки, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, Дмитрия Шостаковича. Особое место занимает Франц Шуберт, которого она, живя в Вене, чувствует так же глубоко, как и сами австрийцы.

    Леонская сохранила тесные связи с русской культурой. Особая творческая магия связывала пианистку с Юрием Темиркановым. Артистка регулярно выступает с концертами в Москве и Санкт-Петербурге, при этом тонко подмечает разницу в атмосфере двух культурных столиц:

    «В Москве все пышет паром, энергией, которая просто бьет через край, захлестывает тебя, несет. А в Петербурге делаешь несколько шагов с перрона... и все успокаивается внутри, как бы выравнивается».

    Личная жизнь

    Елизавета Ильинична не любит выставлять личную жизнь напоказ, но история ее дружбы с Иосифом Бродским стала легендой. Поэт, который обычно не жаловал музыкантов-романтиков и предпочитал Йозефа Гайдна и Иоганна Себастьяна Баха, для Леонской делал исключение.

    Их знакомство началось заочно. Бродский посвятил ей стихотворение Bagatelle (1987) по просьбе общей подруги Вероники Шильц, даже не зная пианистку лично. Личная встреча произошла позже в Нью-Йорке. История второго посвящения («В воздухе — сильный мороз и хвоя…») полна драматизма и фирменного юмора Бродского. Елизавета должна была играть концерт для пожилых эмигрантов, но накануне получила тяжелую травму ноги. Превозмогая адскую боль, в специальном деревянном башмаке, она вышла на сцену и отыграла программу, нажимая на педаль травмированной ногой. Бродский присутствовал в зале.

    «Когда уже прощались, он весело сказал мне: “Ну, Лизка, что сказать вам про концерт? Артрит!” — смеется пианистка. — Потому что публика была соответствующая, да еще и я в деревянной туфле!»

    На следующее утро он прислал ей стихотворение. Леонская была одной из последних, кто видел гения живым. 24 января 1996 года, после ее концерта с Нью-Йоркским филармоническим оркестром (где она играла нелюбимого Бродским Чайковского), они ужинали у него дома. Иосиф Александрович был оживлен, шутил. На прощание он подписал ей книгу, иронично извиняясь:

    «Стихи дарю Елизавете, / Прошу простить меня за эти / Стихи, как я, в душе рыча, / Петра простил ей Ильича».

    Также в биографии артистки был брак с выдающимся скрипачом Олегом Каганом. Благодаря этому союзу, как упоминалось выше, она попала в дом Рихтера. В те годы случались и шокирующие инциденты. Например, во время концерта Святослава Теофиловича и Давида Ойстраха в Лондоне, когда звучала соната Сезара Франка (которую они репетировали при Леонской), на сцену выскочил человек и бросил банку с краской в знак протеста против советского режима. Ойстрах тогда сильно испугался.

    Елизавета Леонская сейчас

    Сейчас Вена остается домом пианистки. Она продолжает активную концертную деятельность, но не стремится к преподаванию в формате «профессора», предпочитая давать мастер-классы и быть наставником для избранных, таких как Маркус Хинтерхойзер и Аника Вавич. Елизавета Леонская считает, что преподавание — это огромная ответственность, сравнимая с созданием музыкальной семьи.

    Осенью 2025 года имя великой артистки оказалось в центре громкого скандала, связанного с политикой культуры отмены. Катализатором послужила обширная и насыщенная гастрольная деятельность Леонской в России. Свой приезд пианистка ознаменовала серией высококлассных концертов в двух столицах. 11 ноября в Большом зале «Зарядья» в Москве она выступила вместе с МГСО под управлением Ивана Рудина, исполнив монументальный Третий концерт Людвига ван Бетховена. Через два дня Большой зал Санкт-Петербургской филармонии принял сольный концерт звезды. Всю программу — три глубокие сонаты Шуберта — она посвятила памяти ушедшего из жизни Альфреда Бренделя. 21 ноября, в Зале имени Чайковского Леонская разделила сцену с камерным ансамблем «Солисты Москвы» под руководством Юрия Башмета, представив Двадцать третий концерт Моцарта, а уже 22 ноября должна была завершить московский марафон выступлением в Мемориальной квартире Святослава Рихтера в рамках сезона «К новым берегам».

    Однако незадолго до завершения российского тура концертный зал в нидерландском Эйндховене объявил новость об отмене ее выступления, запланированного на 4 декабря. Администрация площадки заявила, что решение принято после «тщательного изучения всех обстоятельств». Главной претензией стало то, что пианистка (гражданка Австрии) выступила в московском театре, где, по данным голландской стороны, предоставляли бесплатные билеты военнослужащим. Ссылаясь на рекомендации Ассоциации директоров театров Нидерландов, зал отказался принимать легенду сцены, несмотря на ее мировую репутацию. Это не первый подобный случай в стране: в апреле 2025 года был отменен концерт хора Altro Coro к 80-летию Победы.

    Несмотря на давление, Grande Dame сохраняет достоинство. Она продолжает выступать, готовясь к серии концертов, запланированных на 2026-й. Ее позиция остается неизменной, сформулированной еще в годы юности: «Мы жили в несвободной стране, но были свободны внутри».

    Интересные факты

    1. Елизавета Ильинична была единственной, кому позволялось танцевать вальс со Святославом Рихтером на его домашних балах.
    2. В первом варианте стихотворения Bagatelle Бродский ошибочно написал фамилию как Лионская, полагая, что она происходит от французского города Лион.