Биография
Петр Авен — представитель плеяды современных предпринимателей России, совладелец «Альфа-Групп» и акционер холдинга Letter One Holdings, которому принадлежит часть «Вымпелкома» и «Евросети». Сейчас, возможно, мало кто вспомнит его как государственного деятеля, но как коллекционер и благотворитель Авен известен достаточно широко.
Детство и юность
Биография бизнесмена началась в марте 1955 года в Москве. Мама Петра по национальности еврейка, в жилах отца смешалась русская и латышская кровь. Авен-старший преподавал в МГУ, руководил лабораторией АСУ в АН СССР. Сын окончил физико-математическую школу № 2, педагогический состав которой называли гениальным. Позже учебное заведение закрыли, так как большая часть учителей и выпускников уехали из страны.
В молодости Петр получил диплом МГУ, защитил диссертацию по экономической кибернетике и готовился пойти по пути науки, считавшейся «самым быстрым и спокойным социальным лифтом». Во время учебы познакомился с Егором Гайдаром, Аленой Долецкой, Александром Мамутом и будущим деловым партнером Михаилом Фридманом. Ближайшим другом был внук Никиты Хрущева Никита Аджубей.
В 1989-м Авен, старший научный сотрудник Института системных исследований, отправился на стажировку в Австрию. Возвращение на родину совпало с глубокими преобразованиями в стране.
Политика
В правительстве Гайдара Петр занимал пост заместителя главы МИД, возглавлял министерство внешних экономических связей. С приходом Виктора Черномырдина ушел в отставку и сразу стал советником президента ЛогоВАЗа Бориса Березовского. В 2017-м он написал книгу «Время Березовского», в которой попытался развенчать миф о чрезмерном влиянии «серого кардинала политики» на семью Бориса Ельцина.
Бизнес
В 1993-м Авен создал собственную финансовую структуру — консалтинговую компанию «Финансы Петра Авена» («ФинПА»), которая предоставляла консультационные услуги, не имела активов и ничего не покупала. В числе клиентов был Альфа-банк, основанный Фридманом. Вскоре Петр Олегович стал его совладельцем.
Возглавляемый Авеном Альфа-банк держал первое место среди частных кредитных организаций России. Секрет успеха — в доверии, высокой корпоративной культуре, правильном распределении и честном исполнении обязанностей руководителями, а также консервативном стиле ведения бизнеса.
Кроме того, в кризисных ситуациях владельцы банка вливали в общее дело личные средства, а дивиденды получали всего пару раз за 30-летнюю историю. По словам Петра Олеговича, вытаскивать деньги со счетов, когда в это же время клиенты их приносят, нельзя.
В отличие от коллег, Альфа-банк достаточно комфортно чувствует себя в Украине. Местные подразделения сменили состав акционеров и формально не принадлежат России. С украинским Центробанком пока есть взаимопонимание, «войны и конфликты не навсегда, а бизнес выстраивается на десятилетия вперед».
Группа «Альфа» славится и тем, что использует жесткие меры по возврату долгов. Авен гордится тем, что прибегать приходилось исключительно к легальным способам. Он поддерживает политику российского ЦБ и Эльвиру Набиуллину, «единственного руководителя-женщину, осмелившегося взяться за чистку банковской системы», на что не решались прежние главы-мужчины.
Меценатство и общественная деятельность
В 2008 году Петр с женой Еленой открыл благотворительный фонд «Поколение», поддерживающий детское здравоохранение, культурный обмен между Россией и Латвией. Среди проектов фонда — покупка оборудования для больницы и оснащение первых в Латвии беби-боксов для спасения новорожденных детей.
Вместе с Романом Абрамовичем и Виктором Вексельбергом Авен финансирует Еврейский музей. На его попечении — Российская экономическая школа, выпускники которой легко поступают в лучшие университеты мира, Фонд поддержки олимпийцев, ГМИИ им. А. С. Пушкина и еще с десяток учреждений.
В апреле 2021-го в интервью интервью «Коммерсанту» бывший министр внешних экономических связей назвал решение правительства Гайдара не возвращать населению утраченные после распада СССР вклады «моральной ошибкой».
В июле российские миллиардеры, включая Авена, подали в суд на автора книги «Люди Путина», бывшую корреспондентку газеты Financial Times в Москве Кэтрин Белтон, и издательство, выпустившее это произведение в свет 2020 году. Истцов представлял королевский адвокат Хью Томлинсон.
Стороны договорились, что Harper Collins изменит текст трех абзацев, в которых утверждалось о сотрудничестве Авена и Фридмана с КГБ в 1980-х годах, и разместит отредактированный текст на сайте компании. Также издательство принесло извинения за то, что писательница не обратилась за комментариями к бизнесменам, указанным в произведении.
В марте 2022 года стало известно о выходе из совета директоров «Альфа-банка» Авена и Фридмана. Оба затем попали под санкции ЕС. Британские власти тщательно изучали денежные переводы Петра Олеговича, сделанные после начала СВО. Бизнесмен лишился возможности свободно распоряжаться своими средствами.
При этом Авен продолжал пребывать в Лондоне, но жаловался на невозможность «выживать» под санкциями:
«Наш бизнес полностью разрушен. Все, что мы строили 30 лет, сейчас разрушено. Мы как-то должны начать новую жизнь».
Летом наложенные на счета миллиардера ограничения оказались ослаблены, чтобы он мог оплачивать расходы на свой особняк.
В августе 2023 года Авен и Фридман попали в санкционный список Минфина США.
Состояние и доходы
Помимо Альфа-банка, в активы предпринимателя вошли автодилеры, компании сотовой связи и страхования, сети кинотеатров и супермаркетов, телеканалы, IT-компании и нефтегазодобывающие предприятия. По состоянию на 2020 год состояние бизнесмена оценивалось журналом Forbes в $ 4,6 млрд, что позволило ему разместиться на 23-м месте в списке 200 богатейших бизнесменов России.
Авен собрал крупнейшую коллекция живописи конца XIX — начала XX века, скульптур, майолики, фарфора стоимостью (по оценке Forbes) не менее чем в $ 500 млн. При этом живопись и графика каталогизированы, а хозяин не держит шедевры взаперти, напротив, с удовольствием отдает на выставки. Он никогда не обращался к помощи так называемых кураторов, а приобретал вещи лично. Ни с одним предметом бизнесмен не расстался — собрание только пополняется.
Для создания частного музея русского и латышского искусства бизнесмен в 2021 году приобрел в центре Риги трехэтажный особняк конца XIX века, где будут выставляться принадлежащие ему предметы искусства. По заявлению Авена, величина инвестиций в музей составляет $ 4 млн:
«И я надеюсь, что задуманный музей, его постоянная экспозиция и выставки, проводимые в нем, внесет значимый вклад в латвийскую культурную жизнь, сделает Латвию более узнаваемой в мире и повысит к Латвии и Риге туристический интерес».
Личная жизнь
С первой супругой, Еленой, Владимировной Авен прожил более 30 лет. Причиной смерти жены в августе 2015-го стал отрыв тромба. По профессии Елена была историком. Пара вырастила двоих детей-близнецов.
Наследники родились в Австрии, живут в Америке, окончили английскую католическую школу St George's Weybridge и Йельский университет. У сына Дениса двойная степень с отличием по математике и экономике. Дочь Дарья продвигает бренд MAC в Estée Lauder.
В 2017-м Авен начал выходить в свет с новой спутницей, Екатериной Козиной, которая впоследствии стала его женой. В детали личной жизни банкир прессу не посвящал — о женщине, подарившей ему сына Филиппа, практически ничего не известно.
Петр жил в Барвихе, в доме, принадлежавшем писателю Алексею Толстому. Есть поместье в Англии. Увлекается охотой, держит себя в тонусе (вес 80 кг, рост 180 см) с помощью горнолыжного спорта, тенниса и футбола.
Предприниматель — фанат «Спартака», член совета директоров клуба не пропустил ни одного московского матча. В 2014-м Авен с двумя партнерами подумывал о приобретении «красно-белых», но отказался от идеи, когда один из соинвесторов попал под экономические санкции. Потом в черный список американского министерства финансов угодил и сам Петр.
Банкир в совершенстве владеет английским, читает и объясняется на испанском языке. В социальных сетях Авен, по слухам, не видит большой пользы, хотя пользователи соцсетей публикуют фото с комментариями его книг, тем самым заинтересовывая потенциальных читателей.
Петр Авен сейчас
В апреле 2024 года в СМИ появилась информация о том, что суд ЕС снял персональные санкции с Авена и Фридмана. Но вскоре выяснилось, что она ошибочна, а ограничения в отношении бизнесменов продолжают действовать.
Осенью суд ЕС официально отклонил иск Петра Олеговича с требованием о снятии санкций.
Интересные факты
- Петр Олегович — профессор Высшей школы экономики, автор многочисленных научных трудов и публикаций о вопросах торгово-экономического развития, выступает с лекциями в России и за рубежом.
- В 2013 году Авен и Альфред Кох выпустили сборник интервью «Революция Гайдара. История реформ 1990-х из первых рук», который вошел в лонг-лист премии «Просветитель».