Биография
Самобытный, сильный, удивительный голос Насти Полевой стал первым женским вокалом, зазвучавшим на рок-сцене эпохи 80-х. Настя — яркая представительница Свердловского рок-клуба, подарившего стране «Наутилус», «Апрельский марш», «Чайф», «Агату Кристи». Певица прошла большой путь от любительского вокала до собственного коллектива и полноценного профессионального авторства своих песен.
Детство и юность
Будущая легенда русской рок-сцены родилась 1 декабря 1961 года в городе Первоуральске Свердловской области. Яркими воспоминаниями из детства певицы, которыми она делится в интервью, стали походы по области — школьники находили скрытые в болотах заброшенные часовни, Настя подростком даже исследовала заброшенный дом Ипатьева (сейчас не сохранился).
Из-за любви к архитектуре после школы Полева поступила в Свердловский архитектурный институт, где в тот момент, а на дворе был конец 70-х, царило массовое увлечение рок-музыкой. В аудитории приносили магнитофоны, из колонок которых раздавались гитарные соло.
На этой волне создавались первые самодеятельные коллективы. Ребята играли на гитарах, писали проникновенные стихи, выступали в полуподпольном формате. В этот андеграундный музыкальный водоворот Настю затянуло на первом же курсе:
«До этого у меня были о ней (музыке) поверхностные представления. Я и музыкальную школу не заканчивала, никаких отношений с музыкой не было. И раз — такой поворот. Вдруг что-то для меня открылось. Вплоть до того, что я хотела бросить институт и пойти в музыкальное училище…»
Полевой хотелось научиться петь. Она влилась в местную рок-тусовку, стала присутствовать на репетициях, пробовать, экспериментировать. И вскоре любительский вокал Насти обрел вполне самобытное звучание. Настолько, что созданный в 1980 году коллектив «Трек» доверил девушке исполнить пару композиций. В этой группе артистка сделала первые шаги как рок-вокалистка.
Музыка
После распада «Трека» в 1984 году для Насти наступил сложный период. Она скучала по музыке, предложений от групп не поступало, а начинать сольный проект в одиночку ей, непрофессионалу, было тяжело. И все же она стала просить друзей-музыкантов написать для нее несколько композиций.
В 1985 году Вячеслав Бутусов, лидер уже известного «Наутилуса Помпилиуса», подарил певице свои ранние песни «Снежные волки» и «Клипсо-Калипсо». Другие откровенно отмахивались:
«Пиши сама, с аранжировкой поможем».
Насте пришлось сесть за клавиши. Как могла, стала сочинять мелодии, которых скоро набралось на целый альбом. Знакомые ребята-музыканты перевели их на язык нот, и в 1986 году Полева приняла музыкальное рок-крещение — ее приняли в ряды Свердловского рок-клуба. Вскоре певица собрала коллектив, получивший название «Настя» по имени основательницы и вокалистки.
Команда, кроме гитариста Егора Белкина, состояла из сессионных музыкантов, и с ними в 1987 году исполнительница записала первый альбом «Тацу», обложку которого украсило ее фото. Тексты к песням написал Илья Кормильцев — поэтический гуру «Наутилуса» и других исполнителей.
Записать сборник удалось в студенческой студии УРГУ, но сделано это было неофициально. Музыканты через окно проникали в подвальное помещение ночью и уходили к 7 утра.
В этом же году группа «Настя» выступила на Подольском рок-фестивале, где с треском провалилась. Но неудача только закалила коллектив. Уже в следующем году Полева стала лучшей вокалисткой на Киевском женском рок-фестивале. Успех исполнительницы отметили в прессе, критики даже назвали ее «советской Кейт Буш», певиц — миниатюрную брюнетку Кейт и более высокую (рост 167 см) блондинку Настю — сравнивали внешне.
В 1989 году вышел второй альбом Насти с не менее загадочным названием «Ноа Ноа», часть песен для которого написал брат Ильи Кормильцева Евгений, ставший новым текстовиком певицы. Сборник, первоначально вышедший на магнитофонной ленте, трижды переиздавался на виниловых пластинках и компакт-дисках. В издание 1997-го вошла дополнительная композиция «Всему свое время», написанная бессменным лидером группы «Чайф» Владимиром Шахриным.
С новыми песнями коллектив выступил на фестивале Свердловского рок-клуба и отправился в концертный марафон, который продлился до 1993-го. В начале 90-х в шоу-бизнесе царил хаос: не было никаких планов, гастроли были стихийными, но группа объехала всю страну, артисты с успехом давали концерты в Германии, Нидерландах, Финляндии.
Настя успешно пробовала себя и в качестве автора текстов. В итоге авторская композиция «Танец на цыпочках» была признана лучшей песней на киевском фестивале «Мисс Рок – 1990».
Последним альбомом свердловского периода стал третий диск группы — «Невеста», изданный в 1992 году. Пластинка получилась на удивление лиричной. Поклонникам Насти полюбились хиты «Летучий фрегат», «Любовь и ложь», «На счастье». Клипы на эти треки попали в ротацию. А «Летучий фрегат» в исполнении певицы прозвучал в фильме Алексея Балабанова «Брат» (1997).
В 1993 году Настя Полева перевернула очередную страницу биографии и уехала жить в Санкт-Петербург. Вместе с ней отправился преданный друг, музыкант и коллега Егор Белкин. Первые полтора года после переезда ознаменовались творческой паузой, никаких концертов, выступлений. А в 1996 году началась работа над новым альбомом «Море Сиам», который издан в 1997-м.
Последующие сборники исполнительницы «НеНастье» (2001), «Сквозь пальцы» (2004), «Мосты над Невою» (2008) демонстрировали, как менялось ее творчество, развивался поэтический язык, жанр музыки.
«Немного сумрачного свердловского рока, немного витиеватой английской мелодики..., восточные влияния...», — так писал о «Насте» известный музыкальный критик Артемий Троицкий.
Сама певица признавалась, что в начале пути содержание песен было более романтичным с присутствием некой «непонятности». И если раньше она могла писать вольготно, не соблюдая размеров, то позже старалась уложиться в классические 4/4, благодаря чему песни стали более ритмичными. Одному Настя не изменяла — мелодизму.
«Считаю, что музыка должна быть красивой, многослойной, безвременной, — делилась исполнительница. — В 2000-х полностью переключилась на гитару при написании песен, клавишный инструмент забросила и забыла. Сейчас думаю вернуться к нему. Интерес к восточной экзотике тоже не пропал».
Последний альбом в дискографии певицы «Мосты над Невою», где музыку и тексты написала сама Полева, вышел в 2008 году. На вопрос журналистов о затянувшейся творческой паузе Настя отвечала:
«Я бы не назвала это кризисом. Просто… просто не идет! Хотя новый материал уже есть. Я считаю, что не стоит переживать на тему того, что каждые два года нужно непременно выдавать по альбому. Я вообще прекратила волноваться и решила просто жить своей жизнью, не подчиняться конвейеру».
С 2010-х в дискографии Насти появлялись успешные коллаборации с коллегами-рокерами Светланой Сургановой, Юлией Чичериной, группой «Би-2». С начала 2020-х Полева сотрудничала с Виктором Эррерой, с которым записала треки «Три слова» и «Все что ты хочешь».
В 2019-м группа «Настя» отметила 30-летний юбилей праздничным концертом в концертном зале «Аврора» в Санкт-Петербурге.
Личная жизнь
Вся профессиональная и личная жизнь Насти Полевой связана с одним человеком, ставшим для нее большим чем творческая половинка. Соединившись в рамках одного коллектива в начале 80-х, Егор и Настя не расстаются уже почти 40 лет.
Официально музыканты так и не оформили союз, детей у пары нет. В 1987 году режиссер Алексей Балабанов снял фильм «Настя и Егор», отражающий творческие и личные отношения артистов.
Настя Полева сейчас
Сейчас Полева вместе с рок-группой «Настя» гастролирует и выступает на частных праздниках и корпоративах. Также певица пополняет коллекцию коллабораций с представителями русского рока: вместе с «Би-2» Настя записала композицию On Fate, которая вошла в сборник коллектива «Нечетный воин – 5».
В марте 2023-го артистка вместе с Вадимом Самойловым, Вячеславом Бутусовым и другими артистами приняла участие в фестивале «Брат-2: Живой саундтрек».
Дискография
- 1987 — «Тацу»
- 1989 — «Ноа Ноа»
- 1992 — «Невеста»
- 1994 — «Танец на цыпочках»
- 1997 — «Море Сиам»
- 2000 — «Гербарий»
- 2001 — «НеНастье»
- 2004 — «Сквозь пальцы»
- 2008 — «Мосты над Невою»
Интересные факты
- В интервью исполнительница рассказала, что в соцсетях не зарегистрирована и не планирует заводить аккаунты, поскольку они «забирают у человека время на саморазвитие». У певицы есть собственный сайт, где размещены ее песни, биография и последние новости о выступлениях.
- В молодости Настя хотела стать оперной певицей и даже ходила на курсы.
- Одним из любимых писателей рок-звезды является Павел Бажов.