Биография
Звезда Мариинского театра, оперная дива с неповторимым и удивительно чистым меццо-сопрано с легкостью покорила мировые подмостки. Ольга Бородина, взяв «высоту» легендарной «Мариинки», играючи положила к своим ногам Ковент-Гарден, Метрополитен-оперу и Ла Скала. Сегодня поклонники певицы ломают головы над разгадкой феномена, тщетно пытаясь понять, как их любимице удается сохранять голос таким же, как и много лет назад.
Детство и юность
Родилась Ольга Бородина 29 июля 1963 года в Ленинграде. Будущее девочки было предрешено, ведь ей повезло появиться в семье, где пение и музыка — повседневность. Хотя глава семейства Владимир Бородин и возглавлял конструкторский отдел на фабрике, но был искусным музыкантом — играл на нескольких инструментах.
Мама будущей примы Галина Федоровна — счастливая обладательница сильного и удивительного голоса, который передался дочери по наследству.
Оля научилась петь и говорить одновременно. В молодости Бородина серьезно занялась вокалом, в чем заслуга ее первой наставницы Валентины Гаген: женщина руководила хором городского Дворца пионеров и умела заразить учеников любовью к вокальному искусству.
Чем заняться после окончания школы, девушка не задумывалась — она продолжила совершенствовать вокал в музыкальном училище, а затем и в консерватории.
Музыка
Творческая биография оперной звезды в консерватории стремительно развивалась. В 1987 году состоялся дебют третьекурсницы на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова: Ольге доверили партию Зибеля в опере «Фауст». Бородина справилась настолько хорошо, что ее сразу приняли в коллектив. Первым дирижером, с которым работала солистка, стал прославленный Валерий Гергиев, севший в кресло худрука после ухода Юрия Темирканова.
Первый театральный сезон, в котором участвовала Бородина, ознаменовался фестивалем Модеста Мусоргского. «Кировцы» поставили пять его опер, в том числе знаменитую «Хованщину».
Неожиданно для всех возрастная партия Марфы досталась начинающей солистке. Ранее эту работу доверяли певицам зрелым, с немалым сценическим и, что немаловажно, жизненным багажом за спиной. Ведь предстояло войти в роль немолодой женщины, измученной страданиями последней любви. Предательство князя Хованского приносит Марфе мучения, но княжне необходимо сохранить лицо и достоинство.
Для девушки, которой недавно исполнилось 20 лет, это архисложная задача, но Бородина вместе с концертмейстером Алиной Ротенберг справилась — ее Марфа получила новое прочтение, смелое и неожиданное. Молодая артистка обошла коллег — трех многоопытных прим Кировского, пробовавшихся на роль Марфы.
Премьера «Хованщины» принесла солистке первый триумф, ее выступление назвали главной сенсацией сезона, а коллеги и поклонники оперы поняли, что взошла новая звезда. Музыкальные критики отметили «россиниевский» голос вокалистки — редкое колоратурное меццо-сопрано и богатый тембр, сочетающийся с широким голосовым диапазоном оперной певицы.
На тот момент в копилке артистки уже была весомая награда — в 1986-м Бородина победила на I Всероссийском конкурсе вокалистов. А в 1987-м разделила с Дмитрием Хворостовским первую премию XII Всесоюзного конкурса имени М. Глинки, в котором состязались молодые вокалисты. Певица поразила оперную примадонну и педагога Ирину Архипову, возглавлявшую жюри, которая помогла юной коллеге поскорее попасть на мировую сцену.
Дальнейшая карьера примы блистательна: Ольга Бородина победила на труднейшем, в 4 тура, конкурсе, который проводился в Нью-Йорке в честь легенды оперы Розы Понсель. Награда — ангажемент на концерты в Америке. В 1989-м ей вручили Гран-при и специальный приз в Барселоне, на международном конкурсе имени Франсиско Виньяса. Тогда голос российской оперной певицы оценил Пласидо Доминго, а знаменитая Мирелла Френи разглядела в россиянке неисчерпаемый потенциал.
Репертуар Бородиной стремительно расширялся партиями Ольги в «Евгении Онегине», Полины в «Пиковой даме», Кончаковны в «Князе Игоре», Марины Мнишек в «Борисе Годунове». Ольга виртуозно исполняла романсы Петра Чайковского, арии Джоаккино Россини, испанские песни. Ария Любавы из оперы «Садко» Николая Римского-Корсакова — еще один шедевр от певицы, вызвавший восхищение у искушенных ценителей оперного исполнения.
В начале 1990-х русская дива стала сенсационным открытием для западных поклонников оперы. Ее уговаривали дать сольные концерты на подмостках Метрополитен-оперы, Ковент-Гардена, Оперы Сан-Франциско и Ла Скала. Бородина по предложению маэстро Мстислава Ростроповича отправилась с ним в совместное турне.
В 1990-х на сцене Королевского оперного театра Ковент-Гарден Ольга Бородина в тандеме с Пласидо Доминго пела в спектакле «Самсон и Далила». Ария Далилы для вокалистки — любимая и ставшая визитной карточкой.
Бородина была желанной гостьей на Зальцбургском фестивале и сцене Парижской оперы. В начале 2000-х прима выступила в Карнеги-холле с сольным концертом, аккомпанировал ей сам Джеймс Ливайн. Результатом контракта с лейблом Philips Classics стали два десятка альбомов.
Весной 2018 года народная артистка отметила 30-летний юбилей творческой деятельности. Ольга Бородина отпраздновала дату на сцене Мариинского, исполнив главную партию в опере «Кармен».
В январе 2019 года поклонники снова насладились пением примы: Бородина выступила на подмостках родной «Мариинки», спев в «Борисе Годунове». Труппа театра посвятила представление 145-летию мировой премьеры бессмертного творения Модеста Мусоргского.
Почитатели таланта оперной певицы отмечали, что ей великолепно удаются образы независимых русских женщин. В 2021 году Бородина пополнила коллекцию, впервые исполнив партию Графини в «Пиковой даме». Правда, Ольга Владимировна призналась, что характер своей героини поймет до конца, лишь дожив до ее возраста.
Личная жизнь
Оперная звезда называет себя счастливой женщиной. У Ольги Бородиной трое детей — сыновья Алексей, Максим и Владимир. Известно, что Владимира-Амира певица родила от знаменитого бас-баритона Ильдара Абдразакова. Алексей родился от солиста Мариинского театра Николая Крука, который известен широкой публике благодаря участию в проекте ФАКТОР. BY.
Сремительный и бурный роман Бородиной с Абдразаковым наделал много шума, ведь на момент знакомства певец был женат, у него подрастала маленькая дочь Эльвира, которую в 2001-м родила мужу солистка «Мариинки» Ольга Трифонова.
К тому же певец на 13 лет моложе Бородиной. Но взаимная страсть преодолела все преграды, и в 2003-м Бородина подарила мужу сына. Для нее это был третий ребенок.
В 2014 году появились слухи, что знаменитости развелись, вскоре Ольга Бородина подтвердила эту информацию.
Женщина дорожит семьей и тщательно избегает вопросов о личной жизни. Страницу в «Инстаграме» (соцсети запрещены в РФ, они принадлежат корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской) звезда забросила, ее семейные фото попадаются лишь в фанатских сообществах.
Ольга Владимировна не любит давать интервью и редко соглашается на встречи с журналистами. Она признается, что и в профессиональной жизни бывает несговорчива. Например, никогда не будет исполнять партию с певцом, который ей не подходит или неприятен.
Ольга Бородина сейчас
Золотое меццо-сопрано и звезда оперы и сейчас востребована. Но Бородина утверждает, что теперь не спешит соглашаться на все предложения, выбирая лишь лучшие.
В 2023 году дива отметила 35-летие творческой деятельности. Концерт состоялся на сцене ее родной «Мариинки». В программе прозвучали знаковые для творчества Ольги Владимировны произведения русских композиторов при участии солистов Ивана Гынгазова и Татьяны Сержан.
А в мае 2024-го в Мариинском театре на открытие фестиваля «Звезды белых ночей» прошел показ оперы «Пиковая дама».
Репертуар
- Зибель («Фауст», Ш. Гуно)
- Лаура («Каменный гость», А. Даргомыжский)
- Ольга («Евгений Онегин», П. Чайковский)
- Полина, Миловзор («Пиковая дама», П. Чайковский)
- Кончаковна («Князь Игорь», А. Бородин)
- Марфа («Хованщина», М. Мусоргский)
- Марина Мнишек («Борис Годунов», М. Мусоргский)
- Саламбо («Саламбо», М. Мусоргский)
- Любаша («Царская невеста», Н. Римский-Корсаков)
- Элен Безухова («Война и мир», С. Прокофьев)
- Анджелина («Золушка», Дж. Россини)
- Изабелла («Итальянка в Алжире», Дж. Россини)
- Амнерис («Аида», Дж. Верди)
- Принцесса Эболи («Дон Карлос», Дж. Верди)
- Прециозилла («Сила судьбы», Дж. Верди)
- Лаура Адорно («Джоконда», А. Понкьелли)
- Принцесса де Буйон («Адриана Лекуврёр», Ф. Чилеа)
- Далила («Самсон и Далила», К. Сен-Санс)
- Маргарита («Осуждение Фауста», Г. Берлиоз)
- Кармен («Кармен», Ж. Бизе)
- Золушка («Золушка», Дж. Россини )
Интересные факты
- Профессиональная деятельность оперной дивы не всегда была связана со сценой. Окончив школу, Бородина успела целый год проработать в Институте текстильной и легкой промышленности, после чего поступила в музыкальное училище.
- Ольга Владимировна — аллергик, но уверяет, что этот недуг никогда не мешал профессиональной деятельности. А вот роды оказали негативное влияние: связки стали менее эластичными, и голос «опустился».