Андрей Ростоцкий: трюк с танком, скачки по-царски, роковое падение и другие факты из биографии артиста
Андрей Ростоцкий прожил яркую, но, к сожалению, короткую жизнь. Смелый, обаятельный и красивый, он успел оставить после себя множество ролей, достойных поступков, выполненных и неоконченных дел. В 2022 году артисту могло бы исполниться 65 лет.
Детство и родители
Таких, как Андрей Ростоцкий, зачастую называют баловнями судьбы или счастливчиками. Он появился в московской творческой семье. Отец был знаменитым режиссером — Станислав Ростоцкий снял такие знаковые картины, как «А зори здесь тихие» или «Дело было в Пенькове». Мать была актрисой — Нина Меньшикова снялась, к примеру, в фильмах «Доживем до понедельника» и «Девчата».
Детство Андрея было вполне радостным и беззаботным. Правда, с любящими родителями доводилось общаться нечасто — оба были сильно заняты в кинематографе. Поэтому мальчика воспитывала по большей части бабушка. Однако это не сделало ребенка изнеженным и безвольным. Наоборот, с ранних лет стало понятно — Андрей сумеет постоять за себя.
Кино вместо путешествий
Юному Ростоцкому был присущ буйный нрав, который проявился с детства. Актер вспоминал, что всегда имел невысокий рост. Но смеяться над собой не позволял, вместо этого добивался, чтобы его боялись.
Ему дали прозвище Бешеный, поскольку в случаях оскорблений собственного самолюбия он выходил из себя, не обращая внимания на то, сколько противников перед ним. Даже ребята постарше старались с ним не связываться.
При всем этом Андрея не оставляла романтическая мечта о дальних путешествиях к неизведанным берегам. Но однажды ему довелось побывать на съемках отцовского фильма «А зори здесь тихие». Тогда он решил, что кинематограф ничуть не хуже путешествий, потому что здесь эти мечты, пусть и в киношной форме, но удастся-таки реализовать. Андрей навсегда загорелся кино. Причем поначалу для него было неважно, чем заниматься на площадке — быть осветителем, водителем, декоратором или кем-то еще. Лишь бы поближе к искусству.
Учеба
Андрей Ростоцкий ходил в специализированную школу, где преподавали углубленное изучение английского языка. В учебном заведении, как и на улице, тоже проявлялся его трудный своевольный характер.
Когда он дошел до старших классов, учителя уже решили, что из этого буйного парня ничего путевого не выйдет. Но именно в этот период он увлекся кино. Будучи в последнем классе, Андрей начал посещать мастерскую Сергея Бондарчука в качестве вольного слушателя. А после получения аттестата продолжил учиться уже на общих основаниях.
В это время ему повезло впервые в жизни выйти на съемочную площадку в качестве актера. Режиссер Илья Фрэз снимал «Это мы не проходили», где Ростоцкому досталась роль десятиклассника Красикова. Дебют оказался удачным.
Профессиональное становление
При поступлении в институт Андрей произвел благоприятное впечатление на преподавательский состав ВГИКа. Правда, впоследствии едва не разочаровал учителей. С первого курса он не переставал участвовать в съемках. Разумеется, столь загруженная актерская жизнь негативно сказалась на успеваемости — попросту не оставалось времени на посещение занятий.
В результате к окончанию первого курса у Ростоцкого накопилось столько прогулов, что студента решили отчислить. Но кинематограф спас — роль Мити Красикова удостоилась приза на фестивале ВГИКа. За это достижение преподаватели простили Андрею его нерадивость в учебе и оставили в институте.
Тем временем о Ростоцком уже заговорил весь СССР, потому что на широкие экраны вышла картина «Дни Турбиных» по Булгакову, в которой режиссер Владимир Басов отдал Андрею роль Николеньки Турбина. Артист прекрасно справился с задачей, чем обратил на себя внимание иных режиссеров. Его стали приглашать в новые фильмы. Так, он снялся в лентах «Так начиналась легенда», «Это было в сердце моем», «Конец императора тайги».
Кино и армия
В одном из фильмов Ростоцкий сыграл роль молодого Аркадия Гайдара в период службы в Хакасии. С художественной точки зрения картина оказалась слабоватой, хотя и нашла успех у публики. Но любопытно то, что Андрей снимался в ней в период армейской службы. Он служил в кавалерийском полку, что облегчило его задачи на площадке. В армии у него был конь по имени Рекорд, с которым он выиграл соревнования полка, приуроченные ко Дню Победы.
Рядовой Ростоцкий успел также сняться в фильме «Эскадрон гусар летучих» — постановке своего отца. На этот раз актер перевоплотился в реального исторического персонажа — Дениса Давыдова.
Впоследствии Андрей Ростоцкий сыграл еще немало ролей, в основном это были положительные герои — сказывались приятные благородные внешние данные. Впрочем, были и отрицательные, например, в фильмах «Я тебя никуда не отпущу» или «В чистом поле четыре воли».
Режиссерский дебют состоялся в 1990 году, когда Андрей Ростоцкий поставил картину «Зверобой» по мотивам романа Фенимора Купера. Сегодня этот фильм относится к тем, что непременно ассоциируются с именем актера и режиссера.
В 1994 году он создал собственную кинокомпанию, движимый грандиозными планами. Например, мечтал снять ленту о Древней Руси. Но многое навсегда осталось нереализованным.
Николай II и русский Жерар Филип
В актерской жизни Андрея Ростоцкого был период, когда к нему «прилипла» одна роль. Его 6 раз приглашали играть царя Николая II. Все началось в 1989 году — Глеб Панфилов позвал его на упомянутую роль в фильм по роману Горького «Мать». В том же году Валерий Лонской экранизировал повесть Юрия Трифонова «Другая жизнь», где Ростоцкий вновь представ в образе монарха.
Еще одна работа 1989 года снята в Чехословакии. На этот раз Николай II Ростоцкого предстал перед зрителем в картине «Европа танцевала вальс». Дальше был перерыв на 4 года.
В 1993 году Андрей снялся еще в 2 фильмах — играл императора в «Снах» Карена Шахназарова и «Расколе» Сергея Колосова. Наконец, последний раз он появился в кадре в монаршем обличии в ленте «Жизнь и смерть Петра Столыпина» 2001 года режиссера Вячеслава Хотулева.
Но и помимо съемок Ростоцкий однажды нарядился в Николая II — и в таком виде вышел на скачки. В этом крайне неудобном образе он умудрился прийти первым, при этом в точности копируя посадку и манеру езды царя.
Этот образ шел артисту, современники неоднократно отмечали, что он словно пришел из прошлого. Стать, достоинство, благородство — вот те качества, которыми обладал Андрей Ростоцкий. Поэтому ему удалась и роль Давыдова. Когда его в этом образе увидел режиссер из Франции Кристиан-Жак, то воскликнул, что перед ним русский Жерар Филип.
Еще одна любопытная киноистория связана с лентой Ростоцкого «Мужская компания». Эта режиссерская работа оказалась одновременно документальной и художественной. В одном фильме удалось сплести захватывающий сюжет с изнанкой съемочного процесса. Настоящие люди были введены в выдуманные события. Получилась уникальная картина.
А еще не все в курсе, что к числу последних появлений Ростоцкого на экранах относится его роль мэра города в уже ставшем классическим сериале «Дальнобойщики».
Кроме кино
Актерским ремеслом сфера интересов талантливого человека не ограничивалась. Ростоцкий участвовал в создании телепроектов, посвященных российскому оружию и его истории. Кроме того, вел телепередачу «Служу России».
Андрей Станиславович не оставил детскую мечту и часто путешествовал. Среди прочего проехал через все Соединенные Штаты на автомобиле, а также не обделял вниманием и родные края — в частности, занимался исследованиями пещер Крыма. Отснятые на полуострове материалы потом легли в основу его документальной картины под названием «Страна Конана-варвара».
Конечно, особое место в его жизни занимало каскадерское ремесло. Первый трюк он исполнил, будучи совсем молодым, в фильме «Они сражались за Родину». Позже вырос в виртуозного мастера фехтования, постановщика и исполнителя сложных трюков, призера ряда конных состязаний. Кроме того, работал инструктором в школе выживания и неоднократно выступал в качестве судьи тех или иных соревнований, например, в 2000 году сидел в жюри Международного фестиваля каскадеров.
Опасные трюки на съемочной площадке
Упомянутый выше трюк из кино «Они сражались за Родину» стал не только первым, но и, пожалуй, самым знаменитым в карьере Андрея Ростоцкого. Он его исполнил блестяще.
Суть заключалась в том, что Андрей ложился под наезжающий на окоп немецкий танк. При этом машина начинала вращаться на месте прямо над окопом, чтобы сравнять его с землей. Герой Ростоцкого успевал бросить в танк бутылку с зажигательной смесью, но сам при этом погибал.
До сих пор не нашлось никого, кто смог бы это повторить. Дело в том, что при исполнении над каскадером нависала реальная опасность. С одной стороны, Андрей тогда выжил благодаря тщательной подготовке, но не стоит исключать и момент невероятного везения.
В 1975 году это был лишь первый из трюков в фильмографии Ростоцкого. В дальнейшем он проявил себя в кино, например, и как мастер рукопашного боя. Речь идет о фильме «Непобедимый» начала 1980-х.
В тот период советские зрители фанатели по Брюсу Ли и Чаку Норрису, а СССР подобные боевики не снимал. И вдруг появляется фильм с Ростоцким в главной роли. Он сыграл мастера рукопашного боя, у которого был прототип — создатель самбо Анатолий Харлампиев. В кадре видны настоящие схватки, а не цирковые номера, как в западных лентах.
Отношения с друзьями
Андрея Станиславовича знали как мужественного экранного героя, но близкие и друзья отмечали также его невероятное чувство чести и достоинства в жизни. Это был отзывчивый человек, который ни разу не отказывал в помощи, считал дружбу главным понятием.
Подтверждением тому служит, к примеру, факт, что он не сильно стремился стать режиссером. В большинстве случаев принимался за эту работу, потому что продюсеры хорошо платили.
Тогда российский кинематограф переживал кризис, многие из друзей и коллег Андрея сидели без средств к существованию. Снимая свои фильмы, он давал им возможность выжить, поддерживал в период безработицы.
Увлечения, хобби
Известно, что Ростоцкий был разносторонней увлекающейся личностью. Смелый сильный мужчина, актер и режиссер, каскадер, путешественник и боец — это еще далеко не полный список.
Вся его жизнь была тесно связана со спортом. Андрея признавали одним из лучших фехтовальщиков в стране — из работающих с историческим оружием. В конном спорте он также добился звания мастера.
Но, помимо этого, у него были и куда более спокойные увлечения. Андрей Станиславович любил рыбалку и охоту. Впрочем, и здесь он не ограничивался тихими посиделками на берегу или ходьбой по лесу с ружьем наперевес. Участвовал в соревнованиях по спортивной рыбалке в составе команды «Спартака». А еще уважал столярное искусство — мастерил из красного дерева мундштуки, мебель, курительные трубки и пр.
Биография этого талантливого человека была насыщена интересными событиями. Никто не предполагал, что его жизнь закончится так внезапно и скоро.
Гибель
Андрей Ростоцкий погиб при подготовке к съемкам нового фильма под названием «Моя граница». Картина должны была рассказывать о пограничниках. В мае 2002 года он вместе со съемочной группой прибыл в Краснодарский край, где запланировали съемки. Неподалеку от водопада «Девичьи слезы» выбрали живописную скалу.
Для начала надо было осмотреть место, провести разведку. Неожиданно для окружающих Андрей решил вскарабкаться на скалу, хотя при нем не было никакого снаряжения для этого — кошек, страховочного троса и пр. Он полез вверх на свой страх и риск, не видя в этом ничего опасного.
Как именно Андрей сорвался и упал с высоты 30 м, никто не видел. Детали до сих пор остаются невыясненными. Предполагают, что, скорее всего, виноваты «плавающие камни». Это разросшиеся мхи, внешне похожие на валуны. Ступив на такой, легко провалиться и потерять опору. Вероятно, роковым стал один неосторожный шаг.
Упав, режиссер получил много тяжелых травм. Его успели отвезти на машине скорой помощи в больницу, где провели экстренную многочасовую операцию. Но старания врачей не помогли — Ростоцкий скончался на операционном столе из-за несовместимых с жизнью травм.
Похороны
Андрею было 45 лет. Он на 1 год пережил отца — Ростоцкого-старшего. Тело погибшего привезли из окрестностей Сочи в Москву. В столице с ним простились близкие: мать, жена, дочь, а также многочисленные коллеги и друзья.
Внезапная смерть любимого миллионами артиста оказалась потрясением. Даже президент прислал письмо, в котором выразил соболезнования родным и близким.
Похороны прошли на Ваганьковском кладбище, тело погребли рядом со Станиславом Ростоцким.
Могила
Сегодня на месте последнего пристанища режиссера, актера и каскадера стоит памятник, выполненный из красивого массивного камня черного цвета.
На камне выгравировано фото человека, его имя и фамилия с датами жизни. Вдобавок в плите выполнена ниша — в ней виден обвитый кинопленкой меч как символ того, чем занимался покоящийся здесь человек.
На могиле не исчезают свежие цветы. Хотя прошло уже почти 20 лет с момента захоронения, актера не забывают родные, друзья и поклонники.
Мифы о причинах гибели
Когда неожиданно уходят молодые талантливые люди, обстоятельства их смерти обрастают домыслами и легендами. Так было и с Андреем Ростоцким. Среди прочего ходили разговоры, что он был нетрезв. Но члены съемочной группы в один голос опровергли это, заявив, что режиссер ничего не пил ни в тот день, ни накануне.
Другие не верили, что аккуратный, собранный, опытный профессионал мог так жестоко ошибиться. Выдвигались разные идеи, вплоть до самых бредовых.
Но единственным убедительным объяснением выглядит несчастный случай. К сожалению, такое случается и с профессионалами. Почему Ростоцкий был настолько уверен в себе — это другой вопрос.
Наследие
Уйдя из жизни, Андрей Станиславович оставил после себя немалое культурное наследие. При жизни он виртуозно выполнял в кадре разнообразные трюки с оружием и без. Воплощал на экране образы преданных идеалам героев, смелых и сильных.
Его деятельность оказала влияние на дальнейшее развитие кинематографа молодой России. Недаром ему присвоены звания почетного кинематографиста и заслуженного артиста. А также Андрей Ростоцкий получил знак «Трудовая доблесть», серебряную медаль Довженко, премии Ленинского комсомола, КГБ и МВД.