Феликс Мендельсон — факты о творчестве автора «Свадебного марша»
- Особенности эпохи
- Семья Мендельсона
- Краткая биография Мендельсона
- Произведения Мендельсона
- Фанни Мендельсон: женщины и музыка в XIX веке
- «Сон в летнюю ночь»
- Марш Мендельсона
- «Страсти по Матфею»
- Мендельсон-художник
- Образование, литература и характер
- Шуман: между дружбой и соперничеством
- Вагнер и антисемитизм
- Последний период жизни и творчества
XIX век – это эпоха романтизма. Он проявляется повсюду: в поэзии и живописи, музыке и архитектуре. Феликс Мендельсон – композитор-романтик, представитель музыкального романтизма и новой музыкальной школы. Фридрих Ницше в книге «По ту сторону добра и зла» напишет о нем: «Был быстро прославлен и также быстро забыт». Интересные факты о жизни и творчестве протеже Иоганна Гёте и ученика Гегеля – в материале 24СМИ.
Особенности эпохи
Чтобы понять суть новаторства Мендельсона, стоит вспомнить особенности эпохи. XVIII век называют периодом венского классицизма. В архитектуре или скульптуре классицизм означает подражание древним грекам. Но музыка Древней Греции до наших дней не дошла. Поэтому классическим стало то, что присуще аристократическому обществу, как игра на клавесине.
В следующем столетии на смену клавесину приходит фортепиано. Инструмент доступен купцам, промышленникам и просто богатым горожанам. Вместе с новым инструментом возникает спрос на произведения для него. Поэтому Мендельсон пишет пьесы для фортепиано.
Роль музыканта в обществе тоже изменилась. Композитор до XIX века – наемный работник, сочинявший музыку по заказу королей и аристократов. Ее слушала избранная аудитория. Теперь певцы выступают в концертных залах, а их слушателями становится большая масса людей. Поэтому композиторы пишут то, что нравится людям. В результате сторонники классицизма негодуют и критикуют как автора, так и произведение за «вольнодумство» и «потакание интересам черни».
Классических типов произведений всего три: соната, квартет, симфония. Феликс Мендельсон писал:
- вокальную музыку;
- музыкальное сопровождение для голосовых партий в опере;
- инструментальную музыку к новым инструментам (концерты, увертюры);
- религиозные произведения для органа;
- вокальные и инструментальные каноны.
Все это станет предметом нападок со стороны Рихарда Вагнера, считавшего такие работы не стоящими внимания.
Шарль Моррас, французский публицист, поэт и критик конца XIX и первой половины XX века, сказал об эпохе: «Романтизм достоин осуждения потому, что продолжил дело Реформации и революции... Он атаковал государство, частную дисциплину, страну, семью и собственность. Единственное условие его успеха – работа на анархию».
Семья Мендельсона
Феликс Мендельсон родился в Гамбурге 3 февраля 1809 года. Его дед Моисей Мендельсон – знаменитый философ и раввин, вдохновитель реформистского иудаизма. Он понимал проблемы, которые могут возникнуть у потомков в связи с происхождением. Поэтому получил королевскую грамоту, даровавшую ему и семье гражданские права, к которым евреи не имели доступа. Благодаря этому Моисей удачно женился и вошел в финансовые круги Берлина.
Авраам, отец композитора, – успешный банкир. Его дом – место встречи интеллектуальной элиты города. Мать Леа Саломон – светская дама. Она прекрасно поет, играет на музыкальных инструментах и стремится сделать все для музыкального воспитания своих музыкально одаренных детей. Леа создаст лучший в Берлине музыкальный салон, хозяйкой в котором станет ее дочь Фанни.
Краткая биография Мендельсона
Феликс и Фанни оказываются музыкальными вундеркиндами. Девочка – более одаренная.
В 12 лет ко дню рождения отца юный композитор сочиняет первую оперу «Вторые наставники» (1821). В ней автор иронизирует над строгостью домашнего обучения. В том же году Мендельсон знакомится с Гёте, который восхищался юным дарованием и сравнивал его с Вольфгангом Моцартом. Это не о схожести произведений композиторов, а о схожести ситуаций. Сестра Моцарта Наннерль была такой же одаренной. Вместе Фанни и Феликс напоминали Гёте Наннерль и Вольфганга.
Дети Авраама Мендельсона не посещали гимназию. Они получали домашнее образование, обучаясь у наставников. Изучали:
- композицию музыкальных произведений у Карла Фридриха Цельтера;
- игру на фортепиано у Карла Людвига Бергера;
- игру на скрипке у Карла Вильгельма Хеннинга.
Регулярные воскресные концерты давали Феликсу прочную основу для первых попыток сочинять музыку и дирижировать. В 1820 году он становится учеником Берлинской певческой академии под руководством Цельтера. В 1822-м состоялся первый публичный концерт исполнения произведений Мендельсона.
К 16 годам композитор сочинил:
- 13 симфоний для струнного оркестра;
- струнный октет;
- 5 концертов для скрипки и фортепиано.
Английский скрипач Дэниэл Хоуп сказал, что струнный октет Мендельсона – «одно из величайших произведений, когда-либо написанных подростком». В 17 лет композитор напишет свой главный шедевр «Сон в летнюю ночь».
В 1827-м Феликс поступил в Берлинский университет. Обучался у:
- Георга Гегеля эстетике и философии;
- Эдуарда Ганса праву и современной истории;
- Карла Риттера географии;
- Мартина Лихтенштейна зоологии.
Весной 1829 года Феликс завершил учебу. Он мог бы начать карьеру, но предпочитает получить образование, путешествуя по Европе: Англии, Шотландии, Италии, Франции. В поездке Мендельсон не только созерцает красоты пейзажей, но и знакомится с другими музыкантами: с Фридериком Шопеном и Джакомо Мейербером в Париже, с Гектором Берлиозом в Риме и Гаэтано Доницетти в Неаполе. В пути он пишет наброски будущих произведений. В Шотландии Феликс создает увертюру «Гебриды» и Шотландскую симфонию (№ 3 a-moll).
Вернувшись в Германию, он продолжит работу как пианист, композитор и дирижер. В Лейпциге Мендельсон будет руководить оркестром Гевандхауза, а в Берлине король Фридрих Вильгельм IV поручит ему заниматься реорганизацией музыкальной жизни столицы.
В 1837 году Мендельсон вступит в брак с Сесиль Жанрено, но большую часть времени будет посвящать работе. В 1843-м вместе с композитором Робертом Шуманом и скрипачом Фердинандом Давидом создаст Лейпцигскую консерваторию.
Смерть сестры Фанни в мае 1847-го сильно повлияла на Мендельсона. В ее честь он напишет квартет фа-минор. С этого момента здоровье талантливого композитора пошатнется, и Феликс Мендельсон умрет через несколько месяцев после сестры – 4 ноября 1847 года.
Интересные факты о композиторе:
- Биографы описывают характер композитора как спокойный и уравновешенный. Как семьянина его изображают примерным. И только письма племянника портят картину. Он напишет, что дядюшка был импульсивным и у него резко менялось настроение. Иногда Феликс Мендельсон без видимой причины впадал в мрачное настроение.
- Дети и внуки Мендельсона тоже стали известными. Сын Карл Мендельсон Бартольди – профессор Гейдельбергского университета, историк, доктор философии. Второй сын Пауль Мендельсон Бартольди – химик, соучредитель компании Aktiengesellschaft für Anilinfabrikation (Agfa). Внуки, дети младшей дочери Лили, Феликс Вах – юрист и чиновник саксонской администрации, Хьюго Вах – архитектор и преподаватель университета.
Произведения Мендельсона
Главное направление творчества Мендельсона – вокальная музыка. Сегодня трудно поверить, что когда-то не существовало романсов. Феликс Мендельсон пишет:
- масштабные религиозные вокальные произведения, среди них музыку для псалмов, хоралов, величаний (глории);
- малые вокальные произведения – «Аве Мария», Veni Domine и другие.
Светских вокальных произведений меньше – не больше 20. Больше 300 произведений написаны для хора, для голоса с оркестром, для двух голосов и фортепиано, для одного голоса и фортепиано. Инструментальные циклы Мендельсона представлены струнными симфониями и концертами для фортепиано со струнным оркестром.
Факты о произведениях композитора:
- Самые известные произведения среди пьес для фортепиано – «Песни без слов», сгруппированные в 8 сборников. Сначала их мало ценили, но позже все изменилось. В 1982 году американский хореограф немецкого происхождения Хайнц Полль поставит по этому произведению балет с таким же названием.
- В 1825–1827 годах Мендельсон сочинил вокальную оперу «Свадьба Камачо» по роману «Дон Кихот» Сервантеса. Публика хорошо приняла произведение. Но композитор решил больше оперы не писать из-за интриг вокруг постановки. Однако Феликс создал две замечательные оратории на библейские темы: «Павел» (1836) и «Илия» (1837).
- На написание симфонической музыки композитора вдохновляли путешествия.
Фанни Мендельсон: женщины и музыка в XIX веке
Романтизм как течение хорошо воспринимался не всеми, но еще больше сложностей было у женщин. Социальную проблему подчеркивает цитата композитора и музыкального критика XIX века Франсуа-Жозефа Фетиса: «Западная музыка позволила себе заразиться романтическим вирусом… Она должна взять себя в руки и вернуться к объективному греческому или современному классицизму. Чувствительному, расплывчатому и женственному нужно мужественно затыкать рот».
В XIX веке женщина из хорошей семьи не могла быть автором музыкального или художественного произведения. Поэтому Феликса поощряли, а Фанни отец говорил, что музыка всего лишь украшает женщину.
В 1829 году Фанни выходит замуж за Вильгельма Гензеля. Муж поощряет творческую деятельность жены, но не идет против мнения отца и светского общества. Поэтому произведения Фанни публиковались под именем брата. Единственное место, где Фанни проявляет себя, – это музыкальный салон.
В музыке Феликс и Фанни становятся двумя половинками одного целого. Когда женщина скончалась от инсульта в мае 1847 года, композитор впал в отчаяние и умер через несколько месяцев после сестры от той же болезни. Ему было всего лишь 38 лет.
В некоторых источниках встречается мнение, что Феликс эксплуатировал таланты сестры, сознательно не афишируя авторство. Это неправда. Поклонницей вокальных произведений композитора была королева Великобритании Виктория. Она настолько любила их напевать и играть, что Мендельсон в Англии станет синонимом викторианской музыки. Когда викторианство утратит популярность, вместе с ним англичане отторгнут и Мендельсона. Но имя Фанни как автора впервые прозвучало на частном приеме у королевы. Композитор не стал скрывать, кто был творцом полюбившихся правительнице вокальных произведений.
Всего Фанни написала около 250 пьес для сопрано и фортепиано, более 100 пьес для фортепиано соло. Писала на стихи Генриха Гейне, Иоганна Гёте, Йозефа фон Эйхендорфа и других авторов. Ее муж Вильгельм, будучи художником и гравером, разбирался в поэзии и тоже написал для жены около 20 текстов.
«Сон в летнюю ночь»
Главное из произведений композитора – увертюра, написанная по произведению Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь». Ее первый вариант создан в 1826 году, когда композитору было всего 17 лет. Первое публичное представление состоялось в Щецине в феврале 1827-го.
Родина Феликса Мендельсона – Пруссия. Поэтому неудивительно, что однажды увертюру услышал прусский король Фридрих Вильгельм IV. Он пожелал, чтобы произведение исполнили в его дворце в Потсдаме. Мендельсон принял заказ и переписал сочинение для короля. Добавилось еще 10 частей. Представление состоялось в октябре 1843 года, а в 1858-м увертюру переработает под фортепиано композитор Камиль Сен-Санс.
После «Сна в летнюю ночь» Мендельсона назовут «эльфийским музыкантом» за нежную, парящую мелодию, разительно отличающуюся от задумчивых и «громоздких» произведений венских классиков.
Марш Мендельсона
Название «Свадебный марш» или «Марш Мендельсона» получила седьмая часть сюиты «Сон в летнюю ночь». Впервые он прозвучал в комплексе со всей презентацией королевского заказа в Потсдамском дворце.
В интернет-источниках указывается, что в качестве отдельного свадебного музыкального сопровождения марш впервые исполнили в 1847 году на венчании молодоженов Тома Дэниэла и Дороти Кэрью. Однако не указывается, откуда получена такая информация.
Факты о марше:
- Марш Мендельсона в качестве главной темы, под которую невеста выходит после церемонии бракосочетания из церкви, выбрала для себя в 1858 году принцесса Виктория Аделаида Мария Луиза (дочь королевы Виктории). Дедушка жениха, Фридрих Вильгельм IV, одобрил выбор. После этого композиция и обрела истинную популярность в качестве неотъемлемого атрибута всякой европейской свадьбы.
- Музыка, под которую невеста идет к алтарю, известна как «А вот и невеста» или «Свадебный хор». Написал ее Рихард Вагнер для оперы «Лоэнгрин» в 1850-м. Ее принцесса выбрала «в комплект» к маршу.
«Страсти по Матфею»
Феликс Мендельсон происходит из верующей семьи. Поэтому значительная часть его произведений написана для церковного использования. «Страсти по Матфею» еще одно значимое произведение в творчестве композитора.
В основе – события Тайной вечери, приговор и распятие Иисуса Христа. В детстве бабушка подарила ребенку книжку с библейскими историями, а вскоре ему подарили на день рождения тетради с сочинениями Баха. Юный композитор решил, что музыка Баха лучше других соответствует смыслу событий Страстной пятницы. Он написал свою вокальную интерпретацию и репетировал ее с домашним хором. Планировал исполнить на публику, но момент все не подворачивался, пока в 1820 году музыкальный руководитель Певческой академии в Берлине Цельтер не поддержал молодого композитора.
Цельтер считал произведение слишком сложным для постановки и сомневался. Его переубедил певец и актер, исполнявший роль Иисуса. «Повторное открытие» Баха Мендельсоном положило начало баховскому ренессансу в Германии. Бах стал модным, а его произведения – тиражируемыми.
Мендельсон-художник
Феликс не только талантливый композитор. Ему удавались все виды деятельности: плавание, верховая езда, шахматы, рисование. Выбрав музыку, он не отказался от карандашей и кистей. Путешествуя по Европе, Феликс Мендельсон писал родным длинные письма, которые сопровождал многочисленными рисунками. Во время путешествий с женой Сесиль делал комментарии к рисункам.
«Я хочу рисовать каждый день, чтобы взять с собой зарисовки мест, которые желаю сохранить в памяти». («Неопубликованные письма Мендельсона», письмо XXIII, Рим, 1 марта 1831 года).
Образование, литература и характер
Мендельсон был прекрасно образован. Знал несколько языков, бегло читал Гомера в оригинале. Но не любил ораторствовать. Болезненно воспринимал критику и отказывался от любых диспутов вокруг произведений. Можно предположить, что ребенку, которого с детства превозносили, нелегко было сохранять невозмутимость при получении негативных отзывов от рецензентов. Но на самом деле композитор просто считал невозможным убедить оппонента словесно, если его не убеждает музыка.
Шуман: между дружбой и соперничеством
В 1930-х годах Феликс Мендельсон живет в Лейпциге. Выполняет обязанности директора крупнейшего концертного зала Германии – Гевандхауза. Здесь он знакомится с композитором Робертом Шуманом.
Шуман восхищается Мендельсоном. Тот остается к похвалам равнодушным, а с Робертом поддерживает только формальные отношения, зато весьма хвалит таланты Клары Шуман. Женщина выступит на сцене Гевандхауза по просьбам Мендельсона больше 20 раз. Взаимное восхищение Феликса и Клары вызывает ревность у Роберта, но доказательств более тесной связи между ними у историков нет.
Интересные факты:
- Независимо от отношений с Кларой Шуман, Мендельсон не был верным семьянином. Среди его писем сохранилась эмоциональная переписка со шведской певицей Энни Линд. Якобы в письмах Феликс умолял о свиданиях и угрожал покончить жизнь самоубийством, если «шведский соловей» откажется. Интересно, что в Энни Линд, кроме Мендельсона, был влюблен и знаменитый сказочник Ганс Христиан Андерсен.
- Что касается жены, то актер и бас-баритон Филипп Девриент описывал Сесиль Мендельсон-Бартольди такими словами: «Сесилия была одним из тех милых женских призраков, чей тихий дух и простая близость оказывают приятное умиротворяющее действие на каждого мужчину. Стройная, с лицом поразительной красоты».
Вагнер и антисемитизм
Авраам Мендельсон опасался антисемитских настроений в обществе. Поэтому обратил семью в лютеранство и добавил к собственной фамилии фамилию двоюродного брата – Бартольди. Но он вряд ли представлял, насколько широкая антисемитская кампания развернется вокруг произведений Феликса Мендельсона после смерти.
В 1850 году Рихард Вагнер публикует статью «Иудаизм в музыке», в которой критикует еврейских музыкантов, в первую очередь Мендельсона. Первый вариант статьи вышел анонимным, но через пару лет Вагнер публикует продолжение уже под собственным именем. О Мендельсоне он пишет: «Еврею приходится довольствоваться подражанием». Таким образом, он критикует неспособность Мендельсона создать по-настоящему «шедевральные», т. е. классические произведения.
В 1933-м после прихода к власти Адольфа Гитлера министр пропаганды Йозеф Геббельс запретит исполнение произведений Мендельсона, но не совсем. «Сон в летнюю ночь» разрешат ставить дирижеру и композитору Вильгельму Фуртвенглеру. Он выполнит такую же аранжировку произведения, за которую Рихард Вагнер критиковал композиторов еврейского происхождения.
Все бюсты и памятные доски, установленные в честь Феликса Мендельсона, будут сняты. Фуртвенглер, к его чести, протестовал против снятия мемориальной доски с Гевандхауза, а мэр города Карл Фридрих Гердлер подал в отставку с поста в знак протеста против сноса памятника композитору. Однако это ничего не изменило.
Интересные факты:
- Демонтаж памятника Мендельсону в Праге стал поводом для написания романа Иржи Вейля «Мендельсон на крыше». Его тема – депортация евреев Богемии и Моравии.
- Фуртвенглер мог уехать из Германии, но считал своей ролью защитить культуру и помочь тем, кто остается в стране. Уже после войны философы назовут такое явление «внутренней депортацией». Режим стремился сохранить композитора. Поэтому Фуртвенглер давал концерты и помогал евреям. Геббельс знал об этом, но закрывал глаза. В дневнике написал, что Фуртвенглер постоянно помогает «евреям, полуевреям и своему Хиндемиту» (Пауль Хиндемит – немецкий композитор). Так продолжалось до 20 июня 1944 года и неудачного покушения на Гитлера, после чего дирижеру пришлось бежать в Швейцарию.
Последний период жизни и творчества
В 1841 году Фридрих Вильгельм IV пригласил Мендельсона в Берлин. Он планировал сделать из города музыкальную столицу страны. Композитору поручают участвовать в реформе Королевской академии художеств. Тот принимается за работу, но наталкивается на сопротивление берлинской творческой интеллигенции. Тогда Мендельсон возвращается в Лейпциг, где снова руководит оркестром в Гевандхаузе. Этот пост сохранится за ним до конца жизни.
В 1846-м он заканчивает вторую часть «Страстей по Матфею» – «Илию». Остается написать третью часть – «Христос», но Феликс Мендельсон не успеет. Усиливаются головные боли. Семейный врач предписывает домашний режим и запрещает гастроли. В конце октября с ним случился первый инсульт, а 3 ноября – второй. На следующий день композитора не станет.