Опричнина Ивана Грозного: причины введения политики и ее итоги
- Характерные черты внутренней политики Ивана Грозного
- Причины учреждения опричнины
- Суть и основные положения новой политики Ивана Грозного
- Цели и задачи, стоявшие перед опричным войском
- Деятельность царских опричников
- Причины отказа от опричнины
- Итоги и последствия опричной политики Ивана Грозного
- Историческое значение
В истории России одной из самых известных фигур является Иван Грозный, который прославился не только как первый царь Русского государства. Правителя многие знают как деспота, любителя жестоких казней и амбициозного завоевателя. С Иваном Васильевичем связано понятие «опричнина», которое характеризуется по-разному – от необходимых мер в условиях войны до сумасбродных выходок тирана. Подробнее о внутриполитическом проекте русского царя – в материале 24СМИ.
Характерные черты внутренней политики Ивана Грозного
Сын Василия III венчался на царство в 1547 году. С конца XV столетия на Руси ждали конец света. Дипломат Дмитрий Траханиот проанализировал ряд текстов, не назвал точную дату, но указал, что апокалипсис связан с числом 7. Летоисчисление вели по византийскому календарю, в котором 1492-й – это 7000 год от сотворения мира. Прогноз не сбылся и в 1499-м (7007-й). На период правления Ивана Васильевича выпали две даты, которые обыватели связывали с концом света: 1562-й (7070) и 1569-й (7077).
Вероятность апокалипсиса пугала государей и в XVI веке, но они не упускали шанс совершить очередной военный поход. Русское государство разрасталось, укреплялось и формировало собственную идеологию. Процесс происходил с оглядкой на Византию – Иван Васильевич венчался на царство по чину императоров. В официальных текстах того времени говорилось, что московские правители – это потомки «обладателя Вселенной» императора Октавиана Августа.
Отдельная черта русской государственности связана с религией. Московские правители – единственные на земле православные монархи, а Русь – последнее богохранимое царство на Земле. Правителей других государств относили к числу «впавших в ересь», поэтому их страны ждало якобы незавидное будущее. Считалось, что Московскому государству отведена особая роль.
Так, псковский монах Филофей в 1520-х развил мысль, согласно которой Москва – Третий Рим, наследница Византии. Существование Четвертого Рима не допускалось, падение Руси означало конец света. К управлению государством допускали только потомков Ивана Калиты по мужской линии.
Выше государя был только Бог, перед которым, как считалось, царь ответственен за всех подданных. Целуя крест, правитель брал под опеку народ и обещал оберегать его от грешного пути. Иван IV верил, что будет отвечать перед Иисусом Христом на Страшном суде, если допустит в стране попрание православных устоев. Верность возложенным обязанностям усилилась, когда при дворе сдули пыль со старых книг, в которых мелькали слова «седмица» и «конец света».
В 1561-м завершилось строительство храма Василия Блаженного, а в следующем году ждали апокалипсис. Несбывшийся прогноз только усилил веру в то, что следующая дата (1569) верна. Примечательно, что на семилетний период приходятся самые странные поступки правителя, в том числе опричнина.
Во внутренней политике государства тоже происходили важные события, определившие дальнейший курс правителя. С первых лет царствования Грозный проводил реформы. В государстве усилилась роль бояр и знати, неформальное правительство – «Избранная рада» – децентрализовало власть Ивана Васильевича.
Во внешней политике Грозный стремился получить выход к Балтийскому морю, который контролировал Ливонский орден. Задача перемежалась с религиозными устремлениями правителя. Ливонские рыцари – католики, «еретики», которые стремятся насадить свою веру на территории богохранимой державы. Поэтому война носила ряд смыслов: расширение царства, получение важных земель и защита православия.
Причины учреждения опричнины
Ливонская война на первых этапах шла удачно для Грозного. Но к 1560 году сформировалась коалиция против Русского государства. На стороне Ливонского ордена выступили Швеция, Польша, Литва, Крымское ханство. Войско Русского государства столкнулось с чередой поражений, страна – с голодом, засухой и эпидемиями. Полосу неудач царь списал на бояр и знать, которые якобы задумали сменить правителя.
Государь обладал непростым нравом, случались эпизоды, когда Иван IV быстро терял рассудок и впадал в ярость. Только его первая жена Анастасия могла уберечь мужа от опрометчивых решений в подобные минуты. Царица внезапно умерла в 1560 году, не дожив до 30 лет. Вдовец считал, что супругу отравили, поэтому эпизод стал еще одним поводом устроить чистку в рядах знати.
Самодержец был уверен, что бояре готовятся свергнуть его и уже подыскали нового правителя – князя Владимира Андреевича Старицкого. Кандидатуру двоюродного брата Ивана Васильевича неофициально выбрали, когда царь тяжело заболел в 1553 году. Знать сделала выбор в пользу Старицкого, хотя у Грозного был малолетний сын. Сам Владимир не бросал вызов кузену, управлял небольшим княжеством и не представлял угрозы для царя. Но подход бояр к вопросу престолонаследия вызывал опасения у Ивана IV.
Другие претензии государя к знати связаны с их стремлением обогащаться и дистанцироваться от нужд государства и подданных, а также нежеланием достигать целей Ливонской войны. Таким образом, ключевые причины опричнины связаны с конфликтом Ивана IV и потомственной знати. Новая политика стала для Грозного инструментом, которым он нанес удар по дворянам и централизовал власть. Царь обставил все так, что знати пришлось идти на попятную и договариваться с правителем, чтобы сохранить жизнь и не бежать за границу, оставляя богатства.
Суть и основные положения новой политики Ивана Грозного
Опричнина, введенная Иваном IV, длилась с 1565 по 1572 год. Понятие существовало до реформ царя. Изначально опричниной называли удел, который предоставляли вдове умершего князя после раздела владений между наследниками. Земли получали родственники по мужской линии. В дележ не входили территории, которые закрепляли за вдовой. Они и получили название «опричь», что в буквальном смысле означает «кроме».
К реализации проекта Иван Васильевич приступил в конце 1564-го, когда с семьей и лучшими воинами покинул Кремль, отправившись на богомолье. С собой царь прихватил имущество, казну и символы власти. После нескольких недель скитаний самодержец остановился в подмосковной Александровской слободе. Оттуда в столицу правитель отправил письма, в которых изложил претензии к боярам и дворянам.
Выступив против старомосковской знати, государь положил начало введению опричнины. Так общепринятое понятие обрело немного иной смысл. Вместо условной вдовы – Иван Грозный, который внутри государства выделил для себя территории. Условными наследниками умершего князя были дворяне, чьи владения остались за пределами опричнины. Эти территории получили название «земщина» – понятие объединяло все земли, не вошедшие в опричнину Грозного. Фактически образовалось государство в государстве со столицей в Александровской слободе.
У опричнины была не только территория, но и войско, финансы, законы, религиозная жизнь. Иван Васильевич отобрал лучших воинов, с которыми не рискнули бы тягаться мятежные дворяне. Схитрил царь и с выбором земель, не преминув включить в состав соляные прииски и городские районы. Грозный сконцентрировал в руках войско, деньги, источники дохода и отмежевался от знати, которая, по его словам, мешала править. Политические оппоненты остались в непростой ситуации. Кремль пуст, на границе шведы, поляки и литовцы, а в стране голодные и страдающие от эпидемий подданные.
Разделив владения, самодержец приступил к «перезагрузке» государства. В представлении царя опричнина являлась центром возрождения страны, в которой нет места трусливым боярам, жадным дворянам и священнослужителям. На руку правителю играла разобщенность оппозиции, которая не смогла повернуть ситуацию в свою пользу. Государь приступил к планомерному уничтожению оппонентов с помощью опричного войска. В связи с этим политика Грозного ассоциируется с террором, казнями и жестокостью.
Суть опричнины свелась к созданию надежного фундамента власти. Иван IV запустил процесс централизации власти после ослабления роли монарха в 1550-х. Фактически царь объявил войну политическим оппонентам, которые не успели выработать план, как к ним в дверь постучал Малюта Скуратов или другие известные опричники Грозного.
Цели и задачи, стоявшие перед опричным войском
Основная цель опричного войска заключалась в преследовании врагов, на которых лично указывал государь. Расправлялись с ними быстро, а земли отдавали наиболее верным соратникам правителя. В задачи опричников входил розыск возможных оппонентов Ивана Васильевича и шпионов, сбор доносов, проведение казней.
Опричное войско фактически стало прообразом силовой структуры, столпом государственности и царской власти. Устав регламентировал жизнь опричников, но, являясь репрессивным инструментом, они быстро испытали чувство вседозволенности. Боялись воины только царя, который мог отправить их на виселицу или приказать четвертовать.
Ошибочно мнение, что Грозный окружил себя «простыми мужиками» без земель и званий. Правитель не мог взять и автоматически объявить всех бояр врагами. Эти люди были элитой XVI века, занимали должности царских воевод, послов, наместников. Все они происходили из знатных родов, чьи предки служили предшественникам Ивана Васильевича. Казнить того или иного боярина государь мог, но ему и в голову не пришла бы мысль поставить на место опального воеводы выходца из крестьянской семьи.
В опричнину брали детей знатных родов. Так, опричной думой руководил кабардинский князь Михаил Черкасский, брат второй жены царя Марии Темрюковны. Заседали там представители древних фамилий: Алексей Басманов, Иван Шуйский, Василий Темкин-Ростовский, Никита Одоевский. Среди опричников были потомки Рюрика и Гедимина. Московскую элиту представляли Годуновы, Салтыковы, Пушкины, Тургеневы, Бутурлины. Главный опричник и личный палач Грозного Малюта Скуратов происходил из служилого рода.
Деятельность царских опричников
Опричное войско царь сформировал в 1565-м. На первом этапе отряд состоял из 1 тыс. человек, которые были отобраны исключительно с опричных территорий. В дальнейшем число воинов увеличили до 6 тыс. Был у Ивана Васильевича и особый отряд опричников из 500–900 человек, которым доверяли наиболее ответственные задачи: охрану, разведку, розыск и исполнение наказаний.
Казни и ссылки
Первая расправа над оппонентами государя состоялась в феврале 1565 года. Казнили пятерых представителей знати, среди которых был герой взятия Казани князь Александр Горбатов-Шуйский. Затем последовала «Казанская ссылка»: правитель изгнал с насиженных мест ярославских, ростовских и стародубских Рюриковичей. Аристократов лишили владений и отстранили от государственной службы.
В 1566 году Грозный добрался до Владимира Старицкого. Царь забрал у князя владения в обмен на земли, разбросанные в разных концах страны. Так правитель лишил возможного конкурента военной силы и поддержки местного населения. Но Старицкий не давал покоя Ивану Васильевичу, поэтому через 3 года опричники князя отравили.
Конфликт с митрополитом
Грозный чтил православные устои, верил, что опричнина поможет ему вывести подданных на верный путь и тогда не придется отвечать перед Богом за провал миссии. Но так сложилось, что внутриполитический проект царя раскритиковал митрополит Филипп II. Священнослужитель публично призывал государя одуматься и смягчить политику, прекратить преследование людей.
Царь посчитал, что Филипп не проникся сутью его деяний, поэтому лишил главу Русской православной церкви сана. Сначала духовному лидеру грозила казнь, но затем наказание заменили заточением в монастыре. Перед походом на Новгород государь захотел получить благословение Филиппа, но старец отказал. Экс-митрополит вновь призвал царя отменить опричнину и покаяться. В ответ Грозный отправил к Филиппу Малюту Скуратова, который, как считается, задушил священнослужителя в конце 1569 года.
Поход на Новгород
Первые годы опричнины характеризовались точечной ликвидацией или ссылкой определенных лиц и групп. На исходе 1569-го под прицел попал Новгород. Врагом царю стал не конкретный человек, а целый город. Появились слухи, что городская верхушка желает выйти из состава Русского государства и присоединиться к новообразованному государству – Речи Посполитой.
Грозный организовал поход на Новгород. Опричники бесчинствовали там около месяца, убивая виновных и случайных обывателей. Оценки историографов, касающиеся количества жертв, разнятся от 3–4 тыс. до 10–15 тыс. человек. После Новгорода опричники заехали в Псков, где также устроили карательную операцию.
Причины отказа от опричнины
Поход на Новгород стал предпоследним гвоздем в крышку гроба опричнины. Обыватели по-разному оценивали казни определенных лиц и массовое убийство горожан. Опричнина изначально задумывалась для борьбы с внешними угрозами, которые могли проникнуть в страну через предателей. Но впоследствии проект Ивана Грозного превратился в репрессивную машину, которая не защищала, а расправлялась со всеми подряд.
В начале 1570-х это осознал сам царь, поэтому приступил к ликвидации опричнины. Большинство врагов были повержены, поэтому можно было возвращаться в Кремль. Но было поздно – крымские татары во главе с ханом Девлет-Гиреем взяли курс на Москву. Опричное войско не помешало врагу сжечь городские посады и разграбить окрестности столицы.
Царь на практике убедился, что нужно избавляться от опричнины. Но государь не мог прямо признать, что его избранное войско и проект раздела земель государства оказались неэффективны и привели к катастрофическим последствиям. Отмена опричнины началась с того, что вчерашние соратники царя превратились во врагов, злоупотреблявших полномочиями и участвовавшими в сговоре с татарами. Главным виновником объявили князя Ивана Мстиславского.
Иван IV пытался договориться с татарами путем дипломатии, потому что на западе и северо-западе наступали Речь Посполитая и Швеция. Но конфликт с южными врагами решить не удалось, поэтому Москва приготовилась к сражению летом 1572 года. Русское войско возглавил опальный боярин Михаил Воротынский, под начало которого встали и опричники, и земские люди. Битва с татарами у подмосковной деревни Молоди закончилась побегом крымского хана. Осенью царь отменил опричнину и сконцентрировался на Ливонской войне.
Итоги и последствия опричной политики Ивана Грозного
Проведение политики нанесло удар по экономике Русского государства. Опричнина в совокупности с войной в Ливонии, которая длилась 25 лет, легли тяжким бременем на рядовых жителей царства. Реформа правителя сопровождалась перераспределением земель. Процесс не обходился без конфликтов и кровавых эксцессов. Старое вотчинное дворянство не понесло такого ущерба, как хозяйство страны в целом.
Современные историографы считают, что более правдивое число жертв опричнины составляет 4–5 тыс. человек. Период характеризуется не только расправой с оппозицией, но и переселением, разрушением торговых и деловых связей. Опричники казнили и ссылали бояр и дворян, которые – в теории – могли принести пользу на ниве государственной службы.
Ливонская война в итоге была проиграна. Возвращать утраченные земли пришлось представителям династии Романовых в XVII столетии, а выход к Балтийскому морю Россия получила в XVIII веке. Главный просчет политики Ивана Грозного связан с престолонаследием, которое царь ревностно отстаивал. Самодержец добился усиления централизованной власти, но перечень наследников сократился до предела.
Обстоятельства сложились так, что после смерти Ивана IV на трон взошел средний наследник Федор, который умер в 1598 году, не оставив детей. Конца света не случилось, но Русское государство почти четверть века боролось с политическим кризисом и польской интервенцией. Обыватели и священнослужители считали, что годы Смуты – это наказание, посланное Богом за грехи. Борьба за трон перемежалась с засухой, голодом, эпидемиями, обнищанием и ростом разбойничьих шаек.
Историческое значение
Некоторые исследователи сравнивают опричнину с российским аналогом Варфоломеевской ночи. Однако католики во Франции в августе 1572-го за несколько часов перебили более 30 тыс. гугенотов, что не идет в сравнение с результатами семи лет опричнины.
Историографы в разные периоды характеризовали опричнину с опорой на существующую государственную идеологию. В императорской России политику Грозного связывали с проблемами в экономическом, политическом и социальном развитии страны. Однако исследователи указывали, что опричнина стала истоком самодержавия российских императоров.
Советские историографы, которые искали изъяны в политике царей, положительно описывали опричнину. Исследователи сделали вывод, что народные массы в XVI веке противостояли боярам и знати, которые упились властью и превратили крестьян в кормовую базу.
Опричнина в контексте современного взгляда нередко осуждается. Период в истории правления Грозного добавляет царю кровавости в представлении обывателей, способствует популяризации мифов. Исследователи считают, что у Ивана IV не было весомых причин для развязывания внутриполитического конфликта. Однако, вероятно, истина, как и всегда в таких случаях, кроется где-то посередине.