Николай Гумилев — дело расстрелянного поэта: факты о творце
Факты
3 мая 2023 г. 15:55
Время чтения: 13 минут

Николай Гумилев — дело расстрелянного поэта: факты о творце

Николай Гумилев – автор русского литературного течения акмеизма и поэт Серебряного века. Среди факторов, формирующих писателя, называют три главных: наследственность, культурная среда и эпоха. Они взаимодействуют с личностью посредством случайных событий, главное из которых любовь. Она особенно важна для поэта – любовь к женщине, к родине и другим не менее важным вещам. Об этих и других интересных фактах из жизни Гумилева – в материале 24СМИ.

Наследственность

По биографической легенде, ударение в фамилии должно ставиться на первый слог, так как она происходит от слова Humilus. Гимназисту Гумилеву это не нравилось, и он отказывался реагировать, если преподаватель ставил ударение на первый слог.

Родители

Гумилев родился в Кронштадте в 1886 году, 15 апреля. Его отец Степан Яковлевич – военврач, служивший на Балтийском флоте. Дважды женат. От первого брака у Степана родилась дочь Александра (в замужестве Сверчкова). Сын Николай рожден во втором браке с Анной Львовой.

Малая родина

Семья Гумилевых относилась к мелкопоместному дворянству. Имела небольшое имение Слепнево в Карелии. Всего в имении не больше 30 дворов и барский дом, построенный в XVIII веке. Поместье принадлежало отцу Анны, контр–адмиралу Львову и перешло дочери по наследству. Мать поэта провела здесь детство, а став замужней дамой, приезжала в деревню летом.

Усадьба в Слепнево (https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Nikolai_Gumilev#/media/File:%D0%A3%D1%81%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B4%D0%BE%D0%BC_%D0%B2_%D0%A1%D0%BB%D0%B5%D0%BF%D0%BD%D1%91%D0%B2%D0%BE.jpg)
Усадьба в Слепнево / Фото: Wikimedia.org

Когда в России грянула революция, то из усадьбы хозяев выселили. В 1917 году Анна Гумилева с внуком Львом переехала в Бежецк. Это маленький город в Тверской области, на берегу реки Мологи.

Большевики открыли в барском доме школу, но из-за недостатка учеников закрыли и сделали клуб. Его тоже пришлось закрыть. Затем здесь пытались создать пункт по сбору молочной продукции, но людей в селении становилось все меньше, и к 1966 году Слепнево опустело.

В 1989-м местные власти решили открыть в заброшенном доме музейно-литературный центр «Дом поэтов», посвященный Николаю Степановичу. Сегодня это часть Тверского государственного объединенного музея. О посещаемости судить сложно, но ближайшее жилое селение расположено в 7 км от бывшей усадьбы Гумилевых.

Личность поэта

Считается что Николай не был красив. Также не был физически силен или слишком здоров. Гимназист Гумилев – щуплый подросток высокого роста. Описывая взрослого поэта, его ученица Одоевцева записала в дневнике, что у Николая Степановича серые глаза, почти белые брови и такие же полупрозрачные ресницы. В молодости он тщательно приглаживал русые волосы, а после службы в армии приобрел привычку бриться налысо.

Детские прозвища

Конец XIX века – время, когда дети зачитывались романами Фенимора Купера, Даниэля Дефо и грезили о приключениях. Гумилев не стал исключением. Среди его детских прозвищ упоминают Ястребиный Коготь, Монтигомо. Так звали индейца-охотника из романа Фенимора Купера «Следопыт».

Образование

Раннее детство Николая Гумилева проходит в Царском Селе. Там отец приобрел имение. Поэтому в 1894 году мальчика отдают в Царскосельскую гимназию. Однако он жалуется на головные боли и недомогание. Поэтому из гимназии его забирают. Через год повторяют попытку отдать Николая в частную гимназию Гуревича и снова неудачно. Теперь туберкулезом заболевает его старший брат, и семья уезжает на Кавказ, чтобы вылечить старшего сына. Там Николай поступает в Тифлисскую гимназию.

Николай Гумилев в 1906 году (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D1%91%D0%B2,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Gumilev_1906.jpg)
Николай Гумилев в 1906 году / Фото: Wikipedia.org

«Я в лес бежал из городов...»

Первое стихотворение «Я в лес бежал из городов...» поэт написал в 16 лет и опубликовал в «Тифлисском листке». В нем нет ничего особенного. Просто возможность выяснить, что в юности Гумилев читал Михаила Лермонтова, увлекался образами его романтических героев, страдающих вселенской тоской из-за «невыносимости бытия». В 1841 году Лермонтов написал стихотворение «Из городов бежал я нищий» — параллель легко просматривается.

В дальнейшем гимназист Гумилев с горем пополам окончит гимназию и уедет учиться в парижскую Сорбонну. Биографы считают, что он никогда не был прилежным учеником и не проявил талантов к каким-либо наукам. Единственный предмет с отличной отметкой в аттестате Николая Гумилева – логика.

Любовь в жизни Николая Гумилева

Главной темой в творчестве поэта станет любовная лирика. Он пишет много стихов, а композиторы создают по его творчеству романсы. Среди них «Если можешь, прости», «Когда я был влюблен», «Волшебная скрипка», «Беатриче», «В вечерний час».

Первая любовь

Первая любовь у романтично настроенного юноши случилась в гимназии. Там он встретил Анну Горенко (Анну Ахматову). Девушка была красива необычной красотой: темноволосая, с голубыми глазами и бледной кожей. Она тоже писала стихи, и Гумилев помог с их публикацией в журнале «Сириус».

Отношения пары развивались сложно. Девушка симпатизировала, но не была влюблена. Юный поэт якобы трижды делал ей предложение и после каждого из отказов пытался покончить жизнь самоубийством. В конце концов в 1910 году Анна стала его женой.

Гумилёв и Ахматова с сыном. Фото 1916 года (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D1%91%D0%B2,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%90%D1%85%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%9D.%D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%B2_%D0%9B.%D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%B2.jpg)
Гумилёв и Ахматова с сыном. Фото 1916 года / Фото: Wikipedia.org

Анна Энгельгардт

Через два года после оформления отношений любовь перегорела, но некоторое время Анна и Николай не решались развестись. В браке родился сын Лев Гумилев – в 1912 году. В 1918-м они все-таки развелись, а в 1919-м Николай Гумилев женился на Анне Энгельгардт. В том же году, почти в день рождения отца, родилась дочь Елена (14 апреля).

Новая любовь тоже оказалась сложной. В постреволюционном Петрограде было холодно и голодно. Гумилев настоял, чтобы жена с дочерью выехали в Бежецк к его матери. Поначалу женщину устраивала провинциальная жизнь, но потом начала тяготить. Она писала в письмах, что хочет вернуться. Он отвечал отказами. Вскоре и эти отношения испортились.

Черубина де Габриак

Творчество поэтов начала XX века вращается вокруг таинственных незнакомок, неудовлетворенного любовного томления, грядущего упадка и смерти. Но не все так мрачно в их жизни. О том, что декадентские страдания уже немного вышли за рамки «здорового человека», мужчинам взялась доказать женщина.

Эта история началась в 1909 году. В редакцию журнала «Аполлон», основанного Максимилианом Волошиным, пришло письмо, которое содержало несколько страниц со стихами, написанными красивым женским почерком. Они выглядели так, как будто блоковская «Незнакомка» вдруг ожила и увлеклась поэзией, только перебралась в Севилью. Обратного адреса на конверте не было. «Незнакомка» указала Санкт-Петербургский почтамт с пометкой «до востребования» и поставила подпись «Ч. де Габриак».

Главный редактор журнала Сергей Маковский был потрясен. Его журналу как раз требовались такие стихи и именно в женском исполнении. Их решили печатать. Оставалось понять, как сообщить поэтессе. На следующий день она позвонила сама. Черубина отказывалась назвать адрес. Таинственность объясняла тем, что у нее строгий отец. К концу разговора Маковский был почти влюблен. Вскоре в Черубину были влюблены все поэты и художники Санкт-Петербурга, включая Гумилева. Они все пытались представить, как выглядит роковая красавица.

Немногие женщины в их окружении шутили, что Черубина – дурнушка маленького роста. Лиза Дмитриева писала сатиры на стихи Черубины. В ответ мужчины злились.

Маковский выпрашивал свидание. Красавица шутила, что будет в театре. Он мчался туда. Пытался угадать, какая из дам «та самая». Потом рассказывал ей по телефону, что узнал ее, начинал описывать красавицу. Черубина смеялась и говорила: «Вы описываете графиню N». Последние стихи Черубины опубликовали в номере за 1910 год. В них красавица прощалась с поклонниками. Она «уезжала за границу», видимо, напуганная напором Маковского.

История закончилась внезапно и по поводу, который, казалось бы, не имел отношения к музе Маковского. Редакция «Аполлона» собралась для написания группового портрета. Когда зашел опоздавший Волошин, то сразу же ударил Николая Гумилева. Драчунов растащили, но на следующий день они стрелялись на Черной речке на дуэли, как в старые добрые времена. Гумилев стрелял в воздух, а у Волошина случились две осечки, после чего секунданты прекратили дуэль.

Причины остались неясны. Поговаривали, что влюбленный в Дмитриеву, считавшуюся девушкой Волошина, Гумилев, признавался в любви, но дважды получил отказ. Тогда он позволил себе нелестно отозваться о ней.

В последующие дни последовало много попыток объясниться от всех участников событий. И среди бурливших эмоций Дмитриева призналась, что она и есть загадочная Черубина де Габриак. Маковский узнал об этом последним. Но, к своей чести, извинился, что не разглядел талант девушки раньше (до истории с Черубиной он отказался печатать стихи Лизы и охарактеризовал их «средненькими»). Признавая ошибку, он предложил напечатать стихи Дмитриевой уже под ее собственной фамилией.

Елизавета Дмитриева (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B0,_%D0%95%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%B0#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Gabriak.jpg)
Елизавета Дмитриева / Фото: Wikipedia.org
Читайте такжеВасилий Суриков — казак-живописец и его картины: факты о жизни и творчестве русского художника

Эпоха новых течений в литературе

Конец XIX века – это эпоха символизма в литературе, музыке, живописи. Произведения символистов изображают сказочный или мистический мир, всегда мрачный и враждебный человеку. Герой этого мира – одинокий и обязательно страдающий.

Символизм тяготеет к мистицизму. Поэтому художник Михаил Врубель рисует демонов. Елена Блаватская критикует науку с религией, создает теософское общество и заявляет, что познавать мир можно и нужно через мистические откровения. Поэты воспевают таинственных незнакомок и роковых женщин. Главная идея символистов: миру (цивилизации, творчеству) пришел конец. Дальше его ждет только распад и смерть.

Николай Гумилев провозглашает новое течение – акмеизм, противопоставляя его символизму. Он считает, что символисты описывают нереальные миры непонятным языком, а нужно описывать реальность простыми и понятными словами. Манифест акмеизма он зачитывает в петербургском кабаре «Бродячий пес», где собиралась местная богема. Эталонными произведениями акмеизма считаются «Вечером» Анны Ахматовой и стихи Осипа Мандельштама.

Африканские мотивы

В творчестве Гумилева новое направление поэзии (акмеизм) хорошо заметно в прозе и поэзии. Проза – его африканские рассказы: «Африканская охота», «Лесной дьявол», «Охота на носорога». Формат – маленький рассказ, в котором описывается одно событие. Например, эпизоды охоты на акулу и леопарда в «Африканской охоте». По манере повествования это красивая литературная речь с образным описанием, но без избыточных эпитетов, лаконичная и понятная.

«Там, где Абиссинское плоскогорье переходит в низменность, и раскаленное солнце пустыни нагревает большие круглые камни... можно встретить леопарда... Изящный, пестрый, с тысячью уловок и капризов... »

Стихи Гумилева, написанные на африканские темы, производят такое же позитивное впечатление, но манера выражать мысли кажется непривычной, если сравнивать с Лермонтовым.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав...

Ты плачешь? Послушай, далеко на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Это строки из стихотворения Николая Гумилева «Жираф».

Поэт побывал в Африке дважды. Первый раз в 1909 году в Абиссинии и второй – в 1913-м. История не сохранила подробностей и причин первой поездки. Известно только, что в Аддис-Абебе Гумилев побывал на торжественном приеме у местного царя (негуса) Менелика II. Вторую поездку финансировала Академия наук, и она имела научный характер.

Портрет Гумилева на африканском фоне работы Ольги Делла-Вос-Кардовской , 1909 г. (https://en.wikipedia.org/wiki/Nikolai_Gumilev#/media/File:N.Gumilev_by_O.Della-Vos-Kardovskaya_(1909,_Tretyakov_gallery).jpg)
Портрет Гумилева на африканском фоне работы Ольги Делла-Вос-Кардовской, 1909 г. / Фото: Wikipedia.org

Историческая эпоха и ее влияние

Часто поэты получают всеобщее признание за замечательные стихи о войне, воспевающие подвиг солдата. Но редко в чьей биографии указывается, что поэт участвовал в войне лично. Гумилев – один из участников. С началом Первой мировой он вернулся в Россию из-за границы. Вступил в элитный кавалерийский корпус. Участвовал в боях в Македонии и Восточной Пруссии. Был награжден двумя Георгиевскими крестами. Стихи Гумилева о войне были опубликованы в сборнике «Колчан» за 1916 год.

Творчество после революции

В 1920 году в советской России создается Всероссийский союз писателей. Гумилев становится одним из его соучредителей. При этом он не скрывает антибольшевистских взглядов. В стихотворении «Заблудившийся трамвай» поэт пишет о «трамвае-России», который «заблудился в бездне времен». он не понимает, как попал в этот трамвай, но требует у вагоновожатого остановить вагон, что невозможно. Дальше автор пишет о том, что ему «трудно дышать и жить». В этом нет призыва к свержению большевизма, но этого достаточно, чтобы быть осужденным.

Когда друзья стараются предупредить его быть осторожным, он говорит, что претензии возникают только к «мутным личностям», от которых ждут неприятностей, а так как он самый понятный, то ему арест не грозит. Тем не менее 3 августа 1921 года его арестует ВЧК. Обвинит в контрреволюционном заговоре и расстреляет.

Расстрел состоялся 26 августа того же года. Где находится могила – неизвестно. Анна Ахматова считала, это окраина Ржевского полигона у Бернгардовки. Эту информацию ей сообщила прачка знакомых, дочь которой якобы работала следователем. Так ли это на самом деле, неизвестно, но Ахматова несколько раз приезжала на Ржевский полигон, где расстреливали людей после начала красного террора в 1918 году.

Кронштадтское восстание

Антибольшевистские настроения в революционной России не выдумка режиссеров. Факт красного террора уже подтверждение того, что между властью и частями российского общества шел конфликт разной степени интенсивности.

Ржевский полигон известен тем, что здесь расстреляны участники Кронштадтского восстания 1921 года. Волнения в Кронштадте начались на фоне голодной зимы. 1 марта 1921-го экипаж броненосца «Петропавловск» оглашает резолюцию, в которой требует:

  • переизбрать членов совета;
  • пересмотреть правила и нормы выдачи пайков;
  • разрешить свободу слова и печати.

На волне протестов из Кронштадта изгоняют прибывшего для выяснения обстоятельств Михаила Калинина. В ответ ЦК РКП(б) объявляет, что в городе созрел контрреволюционный заговор, и 5 марта туда выдвигаются войска под командованием Михаила Тухачевского. Сразу взять не удалось, но 18 марта Кронштадт пал, а более 2000 участников восстания расстреляли на Ржевском полигоне. За казнью последовали репрессии в отношении «сочувствующих», включая поэтов и представителей любых партий, мнение которых отличалось от мнения большевиков.

Крест, установленный на одном из возможных мест расстрела на Ржевском полигоне у Бернгардовки (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D1%91%D0%B2,_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B9_%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82_%D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%B5%D0%B2_%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0.JPG)
Крест, установленный на одном из возможных мест расстрела на Ржевском полигоне у Бернгардовки / Фото: Wikipedia.org

Таганцевский заговор

Петроградская ГЧК провела расследование связей расстрелянных кронштадтцев с другими людьми. Обыск в квартирах членов кронштадтского «временного революционного комитета» показал, что заговорщики были членами «Объединенной организации кронштадтских моряков». Они вербовали сторонников и передавали им ежемесячное вознаграждение. «Организация кронштадтских моряков» была частью «Петроградской боевой организации», которой руководил профессор Владимир Таганцев.

Профессора арестовали. Вместе с ним по делу задержали около 200 человек. 29 августа Таганцев был расстрелян. Часть участников получили длительные сроки тюремного заключения. Гумилев тоже был расстрелян.

К XXI веку объяснение «заговора Таганцева» и степени участия в нем Гумилева прошло 3 этапа:

  • в годы советской власти: «заговор был»;
  • в эпоху перестройки: «был, но Гумилев не участвовал»;
  • заговор – выдумка ЧК.

Кроме первой версии, остальные – варианты «на злобу дня». Писатели будут писать книги, если есть читатели и спрос. Но это не имеет никакого отношения к историческим исследованиям.

ЧК выделила две (условные) группы заговорщиков – боевую и интеллектуальную. Вторую обвиняли в том, что она готовила проект государственного переустройства России. В частности, у Лазаревского обнаружили документы, касавшиеся реформы местного самоуправления и денежного обращения. Судя по обвинительным заключениям, вина большинства участников этой группы сводилась к тому, что они «знали», «присутствовали», «доставляли сведения».

Сильное государство может позволить себе не обращать внимания на проекты реформ, сколько бы их ни создавали. Но власть большевиков в 1921 году была хрупкой. Они пытались удержать эту власть. Если бы любая из боевых групп отстранила большевиков, то встал бы вопрос о том, что делать дальше. Вот тогда и понадобилась бы интеллектуальная элита и ее проекты реформ.

Но пока этот момент не наступил. Поэтому ни профессор Таганцев, ни Гумилев не считали себя злоумышленниками, а большевики считали. Они понимали потенциальную опасность, исходящую от интеллектуальной элиты. При первом признаке того, что начался переход от разговоров к действию, большевики уничтожили бы их.

Понимал это и Гумилев. Ведь логика была единственным предметом, по которому он получил отличную оценку в гимназии. Поэтому легенда о том, что Гумилев спокойно воспринял расстрел, докурив перед этим сигарету, и это его спокойствие впечатлило расстрельную команду, может иметь под собой реальные факты.

Читайте также«Дело врачей» — советская власть против медиков-заговорщиков

Наследие поэта

Николай Гумилев оказал сильное, но краткосрочное влияние на российскую поэзию. Владимир Набоков писал, что Гумилев – писатель для подростков, как Корней Чуковский – для детей. Его книги о поездках в Африку так же интересны, как романы Жюля Верна, хотя и не так объемны. Их могли бы читать дети 8–11 лет, но после расстрела поэта его произведения в СССР были запрещены и начали публиковаться уже после перестройки.

В 1990-х годах произведения Гумилева включили в школьную программу. В память о нем и его творчестве в городе Краснознаменске начали проводить ежегодный фестиваль «Гумилевская осень». Литератору установили памятники в Бежецке, Всеволожске, Коктебеле. Почта России выпустила марку и конверт с портретом писателя. Режиссеры начали снимать документальные фильмы, посвященные его творчеству и теме гибели. Это «Завещание» режиссера Владимира Буробина и «Новая версия. Гумилев против диктатуры» из цикла «Живая история» Пятого канала. В последнем, например, утверждается, что Николай Гумилев сознательно боролся с большевиками, а не оказался случайной жертвой.

Читайте также