Луи Армстронг — чернокожий из еврейской семьи: жизнь и творчество легендарного джазмена
- Трубач и певец
- Ранний период жизни
- Юный мафиозо
- Новая эпоха в джазе
- Лил Хардин
- Первые звукозаписи
- Первая собственная группа и новые тенденции в сфере развлечений
- Концертная деятельность
- Музыкальные достижения Армстронга
- Манера игры
- Музыка Луи Армстронга
- Песни
- Улыбка Армстронга
- Мемуары
- Актерская карьера
- Армстронг и расовый вопрос
- Let My People Go
- Посол Сатчмо
- Последние годы жизни
- Наследие
Луи Армстронг – джазовый музыкант и певец, чье творчество охватывает несколько эпох истории джаза. Один из первых афроамериканских исполнителей, признанный на международном уровне. Подробнее о джазмене – в материале 24СМИ.
Трубач и певец
Луи Армстронг – уроженец Нового Орлеана, превративший джаз из народной музыки в форму искусства. Его звездный час приходится на годы между Первой и Второй мировыми войнами.
Он играет на трубе и делает это так виртуозно, что в творчестве каждого трубача 1927–1940 годов слышится подражание Армстронгу. Он совмещает отличную технику с такой же импровизацией, и это делает его знаменитым.
Армстронг – певец. Его хриплый баритон стал одним из знаковых элементов джаза, а песня Let My People Go – классикой джазовой музыки.
Ранний период жизни
Луи Армстронг родился 4 августа 1901 года в очень бедном районе Нового Орлеана. Его отец – фабричный рабочий, бросивший семью вскоре после рождения ребенка. Мать занималась проституцией, оставляя Луи и его сестру Беатрис на попечении бабушки. Начиная с 6 лет парень работал.
Первые люди, которых можно назвать семьей будущей звезды джаза, – литовские евреи Карнофски. По сути, они подобрали никому не нужного мальчика с улицы и по мере возможности кормили, одевали, привлекали к работе наравне с собственными детьми. Он помогал Моррису и Алексу Карнофски доставлять уголь, собирать старье. У семьи был небольшой бизнес по продаже секонд-хэнда, как это назвали бы сегодня.
Евреев и негров в начале XX века объединяло одно – они изгои. Люди, к которым относятся как к третьему сорту. Луи – внук чернокожих рабов. Его бабушка родилась и выросла в США до отмены рабства. Американский социум все еще оставался сегрегированным по расовому признаку.
Карнофски привили Луи любовь к музыке. Они часто пели младшим детям. Деньги на первый корнет парню тоже дали Карнофски. Луи хотел играть как уличные музыканты, чтобы привлекать клиентов к их магазинчику. В память об этой семье музыкант носил кулон со звездой Давида до конца жизни. В поздних мемуарах он напишет, что каждый раз, когда дул в корнет, то закрывал глаза и снова попадал в детство, в старый добрый Новый Орлеан, и это помогало в трудные периоды жизни.
Юный мафиозо
В 11 лет Луи бросил школу. Ему там оказалось неинтересно. Он присоединился к уличному квартету мальчишек, игравшему на улице за деньги. В 12 лет его впервые арестовали за стрельбу в парке. Подросток украл пистолет у любовника матери, служившего в полиции, и отправился с мальчишками пострелять в парк в честь празднования Нового года.
Там их задержала полиция и отправила в интернат-приют для цветных беспризорников. Приютская жизнь оказалась спартанской. Матрасов у детей не было. Они спали на полу, а кормили их просто хлебом. Через год, в 1914-м, Луи Армстронга отпустили из приюта под опеку отца и его новой жены Гертруды.
Там он прожил пару месяцев, а затем устроился на работу музыкантом в кабаре, принадлежавшее местному мафиозо Генри Понсе. Потом уволился и устроился в пароходство. Играл на речных судах, возивших туристов по Миссисипи. Это время он опишет как музыкальный университет. Армстронг выучил ноты. Стал одним из первых музыкантов, исполнявших мелодии соло на трубе. Почувствовав, что игра нравится публике, он добавил к ней пение.
Новая эпоха в джазе
В 1917 году США вступили в Первую мировую войну. Новый Орлеан – стратегически важный порт. Правительство под предлогом войны закрывает увеселительные учреждения в городе. Музыканты, работавшие в них, начинают мигрировать в Чикаго и другие населенные пункты.
Кинг Оливер – американский корнетист и дирижер. Выехав в Чикаго, он собирает новый оркестр (Creole Jazz Band) и приглашает туда Луи Армстронга в 1922 году. Группа играет в Линкольн-парке. Слухи о новом талантливом корнетисте быстро распространяются. На его выступления прибегают даже любопытные белые подростки – будущие джазмены Бенни Гудмен и Бикс Байдербек.
Роль Армстронга в ансамбле – второй корнетист. Теоретически он должен выступать поддержкой первого корнетиста. Но Луи оказывается настолько самобытен, что его игра затмевает лидера. Так появление Армстронга на большой сцене ознаменовало конец эпохи коллективной игры. В 1924-м он уходит из группы и начинает выступать соло.
Луи не единственный солист 1930-х, но наиболее яркий. Его отличали широкий диапазон мелодических вариаций, ритмический драйв, хорошие технические навыки и «убедительное соло», которого не было у других джазменов.
Лил Хардин
Вторая жена музыканта, Лил Хардин, – это та женщина, которая «стоит за спиной каждого великого мужчины». Они поженились в 1924 году. Лил была пианисткой с классическим музыкальным образованием. Она убеждала мужа, что тот слишком талантлив, чтобы играть в чужих группах, и должен создать свою.
В 1925-м, пока Армстронг выступал на концертах в Нью-Йорке, она подписала контракт с чикагским Dreamland Café. В рамках контракта потребовала, чтобы Луи называли «величайшим трубачом мира». Музыкант колебался, но в конце концов согласился на переезд, и это стало следующим этапом его музыкальной карьеры, а также привело к разрыву дружеских отношений с Кингом Оливером.
Кроме того, Лил занялась имиджем мужа. Посадила его на диету, приучила носить модные костюмы и следила за привычками. Поэтому они и расстались. Хардин не нравилось курение мужа, а заядлый курильщик Армстронг сопротивлялся и считал, что марихуана лучше, чем виски. Однажды его даже арестовывали за хранение запрещенных веществ.
Первые звукозаписи
Луи Армстронг становится одним из первых афроамериканских исполнителей, которого записывали в студии звукозаписи. Его первой студией стала Gennett Records. Тогда Луи еще входил в группу Оливера.
Студийное оборудование 1930-х представляло собой большую воронку, соединенную с иглой, которая «пишет» мелодию на пластинке. Музыканты исполняли непосредственно в воронку. Когда Армстронг играл, стоя рядом с Оливером, то оказывался громче, а первый корнет «тонул» в его звуке. Оливер злился. Поэтому Луи приходилось стоять в 10–15 метрах позади остальной группы.
Следующие записи делались на студии в Чикаго. Армстронг записывался соло, затем были синглы его группы Hot Five и концерты с Эллой Фицджеральд.
Вместе они записали альбом «Элла и Луи» (Ella and Louis). Он оказался настолько успешным, что продюсер Норман Гранц попросил пару записать еще один. Его назвали Ella and Louis Again. Он тоже стал хитом. Потом пара записала третий – «Порги и Бесс» (Porgy and Bess), в который вошло 15 песен: «Колыбельная Клары» (Summertime), «Я хочу остаться здесь» (I Wants to Stay Here) и другие.
Первая собственная группа и новые тенденции в сфере развлечений
В 1927 году Армстронг создает первую группу Hot Five, а затем Hot Seven. В среднем он дает больше 300 концертов в год, а его записи становятся самыми продаваемыми в США. Их покупают не только афроамериканцы, но и белые поклонники джаза. Так будет продолжаться около 30 лет. В 1940-х концертные залы начинают закрываться из-за растущей роли телевидения, предоставившего новых класс общедоступных и бесплатных развлечений.
Концертная деятельность
В 1950-х Армстронгу приходится сократить группу до 6 человек и вернуться к исполнению произведений в стиле раннего джаза. Это помогает привлечь публику в зрительный зал. В этом формате он будет выступать до самой смерти в 1971-м. За годы гастролей Луи выучил свои концерты наизусть и развлекал зал тем, что импровизировал: менял ритм, вносил незапланированные изменения, чем удивлял и публику, и команду.
Музыкальные достижения Армстронга
Через 100 лет трудно понять, что такого выдающегося делал Армстронг, чего не делали другие джазмены. Музыковеды рекомендуют сравнивать игру, чтобы понять разницу. Но все проще. До Армстронга существовали «традиционные правила». К ним привыкли, и эта «игра по правилам» казалась слушателям скучной. Тут-то и появился человек с живым исполнением.
Новаторство Армстронга в музыке подразумевает, что он:
- Создал новый стандарт. Изменил то, как следует играть джаз.
- Сделал джаз веселой музыкой. Его широкая улыбка и энергичность оказались звеном, которое отсутствовало у других.
- Поднял планку музыкальности для всех исполнителей.
Один музыкальный критик сказал: «Армстронг не просто играет музыку – он с ней общается».
Манера игры
Чтобы воспроизвести музыку, человек, играющий на трубе, должен прилагать усилия. Армстронг играл с таким накалом эмоций, что в 1935 году разорвал круговую мышцу рта и вынужденно на время приостановил карьеру. Такое повреждение получило в медицине название «синдром Сатчмо».
Сатчмо – прозвище музыканта. Его перевод – «рот-мешок». Точно неизвестно, когда возникло прозвище. По одной из легенд, когда Луи давал концерты в компании уличных мальчишек в Новом Орлеане, то прятал пожертвованные монеты в рот, чтобы их не отобрали другие ребята.
По другой легенде, это перевод словосочетания «пухлые щечки» с идиш. Так его якобы прозвала Эстер Карнофски в детстве. По третьей версии легенды, так ошибочно услышал журналист, писавший об Армстронге в Лондоне. У музыканта были и другие прозвища, но под этим он выступал чаще всего.
Музыка Луи Армстронга
В начале 1920-х американские джазовые музыканты экспериментируют со стилями. Смешивают блюз и рэгтайм. Получившийся результат назвали диксилендом. В нем сочетаются такие инструменты, как труба (корнет), тромбон, кларнет и ритм-секция. Количество инструментов в оркестре произвольное.
All-Stars – новый оркестр, созданный Армстронгом после Hot Seven. Его отождествляют с диксилендом. В нем солист играл главную тему, а оркестр импровизировал по этой мелодии.
В 1930-х на смену диксиленду пришел свинг, а в 1940-х его сменил бибоп. В 1950-х и 1960-х диксиленд снова вернулся в моду. Вместе с ним на сцену вышли некоторые музыканты, которые прервали концертную деятельность в 1930-х.
Песни
Многие песни джазмена стали эталонами джазового репертуара. Некоторые исполняются до сих пор.
«Привет, Долли!» (Hello, Dolly!) – заглавный трек одноименного альбома, выпущенного в 1964-м. Его исполнили Кэрол Ченнинг и Дэвид Хартман. В следующем году «Долли» стала песней года и удостоилась премии «Грэмми», а самого музыканта признали лучшим поп-певцом. В 1969-м Луи исполнил этот хит в кино вместе с Барбарой Стрейзанд. В 2001-м запись с их совместным исполнением занесли в Зал славы «Грэмми».
«Джорджия в моих мыслях» (Georgia on My Mind) – хит Армстронга 1930 года, ставший официальной песней штата Джорджия в 1979-м. Написана Хоги Кармайклом и Стюартом Горрелом.
«Жизнь в розовых тонах» (La Vie en rose) создана французской певицей Эдит Пиаф в 1946-м. Она исполняла ее много раз, а в 1950-м спела совместно с Луи Армстронгом.
«У нас есть все время мира» (We Have All the Time in the World) – хит, написанный Джоном Барри на слова Хэла Дэвида. Барри работал над фильмом «На секретной службе Ее Величества» из цикла картин о Джеймсе Бонде, и ему требовалось создать аранжировку к главной теме. Армстронг в то время уже был популярным джазовым музыкантом с узнаваемым хриплым голосом. Сам он сыграть не мог. Армстронгу было больше 60 лет, и он болел, поэтому партию трубы исполнил другой музыкант, а Луи спел.
Считается, что это была его последняя студийная запись. Песня вышла в виде сингла в декабре 1969 года и не попала в чарты ни в США, ни в Великобритании, но через 25 лет ее использовали в рекламе пива Guinness, и хит занят третью строку британских хит-парадов. В начале 2000-х она стала третьей по популярности песней о любви, которую исполняли на свадьбах.
Композиция «Как прекрасен мир» (What a Wonderful World) создана Бобом Тилом и Джорджем Вайсом. Позже, когда она станет хитом, Вайс скажет, что написал ее специально для Армстронга. Но на самом деле сначала он предлагал исполнить песню Тони Беннетту, но тот не согласился.
Изначально в США трек не был популярным. Исполнение Армстронга не понравилось главе студии звукозаписи ABC Records Ларри Ньютону, и он отложил ее. Тем не менее «Как прекрасен мир» пришлась ко двору в Великобритании, где заняла первое место по продажам в 1968-м. Это сделало Армстронга самым возрастным человеком, возглавившим британский чарт синглов. Через два десятка лет, в 1987-м, она появляется в фильме «Доброе утро, Вьетнам».
Улыбка Армстронга
Главный предмет критики – широкая улыбка музыканта. Если человек искренне улыбается, то это значит, что у него все хорошо, он не сочувствует борцам за свободу, угнетенным, бедным и далее по списку. В ответ на критику в 1970 году Армстронг выпускает ремикс к «Прекрасному миру», где уточняет свою позицию: «Вы задаетесь вопросом "Где же прекрасный мир, если есть войны, голод?", а я отвечаю, что мир неплох, плохо то, что мы с ним делаем. Если бы люди любили друг друга, то в мире было бы меньше проблем».
Мемуары
В 1936 году Луи Армстронг стал первым афроамериканским джазовым музыкантом, написавшим и издавшим автобиографию. Вторую книгу воспоминаний Армстронг опубликовал в 1954-м. Однако к ним нельзя относиться как к точным сведениям. Музыкант и в первом, и во втором случае был достаточно зрелым, чтобы понимать, что нравится публике, а что нет. Например, 4 июля в США празднуют День независимости. Армстронг пишет, что родился 4 июля, хотя на самом деле дата рождения – 4 августа.
Другой пример биографической легенды – русские песни. В воспоминаниях джазмен пишет, что колыбельные пела младшим детям Эстер Карнофски, и приводит текст. Вот только у этого текста есть автор – американский композитор Ирвинг Берлин, выходец из Российской империи. Колыбельная написана в 1927 году, через 20 лет после того, как Эстер ее якобы пела.
Кстати, в 1954-м музыкант создал собственный вариант романса «Очи черные». Он не переводил текст и не использовал вокальное исполнение, ограничившись музыкальной импровизацией темы.
Актерская карьера
Армстронг – один из первых афроамериканцев, сыгравший в голливудских фильмах. Его фильмография насчитывает картины, в которых он снимался в качестве самого себя, и экранизации, где играет одного из героев.
«Рапсодия в черном и синем», снятая в 1932 году, – его первая работа в кино. Это короткометражный 10-минутный фильм, в котором Армстронг исполняет две мелодии. Сюжет фильма – бытовая ссора. Муж предпочитает расставить кастрюли и играть на них джаз, а жена пытается заставить его вымыть пол. Он протестует, за что получает сковородой по голове.
Теряет сознание и попадает в сон, где становится первобытным королем Джазмании, сидящим на троне. Герой Армстронга играет и поет монарху. «Менестрель» одет в леопардовый принт. Жена приводит мужчину в чувство, прервав сон. Тот смотрит на «любимую женщину», хватает вазу, разбивает себе о голову и отправляется обратно.
Говорят, что Фил Коэн на самом деле снимал «воспитательный фильм» и его целью было показать, что джаз – музыка дикарей и не стоит им увлекаться, но харизма Армстронга победила. Простым людям, не отягощенным воспитательным процессом, картина понравилась.
В 1936 году режиссер Норман Зенос Маклеод предлагает музыканту роль в фильме «Пенни с небес». Всего в фильмографии актера насчитывается около 40 ролей. Последний фильм «Хеллоу, Долли!» был снят в 1969-м. В нем музыкант играл руководителя музыкальной группы.
Армстронг и расовый вопрос
Музыканта часто критикуют за нечувствительность к расовым темам.
Ежегодно в Новом Орлеане проводится карнавал Марди Гра. Праздновать его начали еще первые французские переселенцы в 1699 году. По смыслу это праздник, предшествующий Великому посту и похожий на славянскую Масленицу.
У французов процессия ряженых детей ходила от дома к дому, выпрашивая угощения. Со временем традиция видоизменилась, и в США карнавальная процессия просто с песнями и танцами двигалась по улицам города. Богатые семьи, покровительствовавшие празднику, выбирали короля или королеву карнавала. В 1949 году королем Марди Гра избрали Луи Армстронга. Он с удовольствием участвовал в параде в костюме «чернокожего дикаря» с белой боевой раскраской по телу, черным париком, короной и красным плащом.
Некоторые критиковали музыканта: «Армстронг пытается удовлетворить интересы белой публики и готов стать карикатурным дикарем». Его начали называть «Дядей Томом», как персонажа известного романа «Хижина дяди Тома», написанного Гарриет Бичер-Стоу.
На самом деле Луи Армстронг не был безразличен. Он помогал финансово Мартину Лютеру Кингу – младшему и другим борцам за права чернокожего населения, но предпочитал делать это молча, без шумихи в прессе. Публично он обозначил свою позицию только один раз – во время конфликта со школьной дискриминацией в Литл-Роке.
В 1957 году группе чернокожих учеников не разрешили войти в «белую» школу. Проблема была в том, что в 1954-м сегрегацию объявили неконституционной, но на местах все оставалось «как было». Правительственная комиссия направила 9 афроамериканцев в «белую» школу, где им не разрешили войти. Кроме протестующих белых, губернатор штата Арканзас использовал вооруженные силы, чтобы блокировать вход.
В интервью прессе Армстронг назвал президента Дуайта Эйзенхауэра двуличным человеком, которому не хватило смелости вмешаться в конфликт. В знак протеста он отменил намечавшиеся гастроли в СССР. Их планировал проводить Государственный департамент США, а Армстронг сказал, что не может представлять на международном уровне страну, которая так поступает со своим народом.
Комментарий вызвал оживленную дискуссию в обществе. Некоторые требовали бойкотировать концерты музыканта, но Эйзенхауэр вмешался, послав в Литл-Рок войска с предписанием «наблюдать» и защищать права учеников. Вскоре дискуссия в прессе улеглась.
Let My People Go
Реакцией на события в Литл-Роке стала песня «Сойди, Моисей» (Go Down Moses), более известная под названием Let My People Go. В ее основе – духовная афроамериканская песня, описывающая исход евреев из Египта. Этой песней Армстронг проводит параллель между двумя видами угнетения и общим протестом.
Фраза Let My People Go взята из Книги Исхода (5:1). Она цитируется в разных музыкальных произведениях, в том числе в названиях фильмов Маршалла Флаума 1965-го и Микаэля Буха 2011-го. Но интересно то, что, несмотря на религиозную подоплеку, песня с этой фразой давно была формой протеста.
Самая ранняя запись – гимн контрабандистов форта Монро 1862 года. Считается, что они же ее и сочинили, а текст записал священник Льюис Локвуд, прибывший в форт. До Армстронга ее обыграл в музыке Поль Робсон, а после него исполнила Дорис Эйкерс, и песня стала джазовым стандартом.
Посол Сатчмо
В середине 1950-х популярность Армстронга за границей начинает резко расти. Он выступает в Европе, Азии, Африке. Известный американский журналист Эдвард Марроу вместе со съемочной группой сопровождает Луи в этом турне. Полученные кадры объединяет в документальный фильм «Сатчмо Великий» (Satchmo the Great). Картина выходит на экраны в 1957 году.
Когда Армстронг был в Африке, в Конго шла гражданская война. Но стороны прекратили боевые действия на несколько дней, чтобы все желающие могли посетить концерты легендарного музыканта. Говорят, что Луи любил вспоминать этот случай и утверждал, что музыка остановила конфликт.
Последние годы жизни
В 1940-х годах джаз начал утрачивать популярность. Появилась его нова форма – бибоп – и новые исполнители, такие как Чарли Паркер, Майлз Дэвис, Диззи Гиллеспи. Молодое поколение критиковало предыдущее, считая его старомодным. Армстронг сопротивлялся и продолжал выступать, но многие «старые» исполнители сошли со сцены.
Он продолжал гастроли даже в 60 лет. В 1965-м посетил большую часть стран Восточной Европы. В 1964-м его хит Hello, Dolly! потеснил с первой строки рейтинга такую же легендарную, как он сам, группу – The Beatles.
Музыкант стал жаловаться на здоровье только к 70 годам. Болезни сердца и почек вынудили его завершить гастрольную деятельность и большую часть времени проводить дома. В 1970-м врачи сочли его здоровье удовлетворительным, и Армстронг отправляется в свое последнее турне.
Он умер 6 июля 1971 года от остановки сердца. Могила музыканта находится на кладбище Флашинг в Нью-Йорке.
Наследие
Армстронг распорядился, чтобы после его смерти создали фонд, помогающий получать музыкальное образование детям из неблагополучных семей. Свой архив с письмами, книги и тексты он завещал Куинс-колледжу. Его дом после смерти жены превратили в музей. Он открылся в октябре 2003 года.
В Париже его именем названа площадь и парк рядом с ней. В Лос-Анджелесе открыта звезда музыканта на «Аллее славы».
Луи Армстронг – икона поп-культуры США XX века. Его вклад в развитие американской музыки продолжает отражаться в творчестве других исполнителей. В статье, посвященной Армстронгу, The New York Times писала в августе 1991 года: «Сила его гения в сочетании с образом жизни заставила белых переосмыслить свой расизм, независимо от того, знают они об этом или нет».