Казанская икона Божией Матери — история и значение чудотворного символа
Казанская икона Божией Матери — один из самых почитаемых образов в православном мире. Цари и полководцы молились ей о победе, а остальные прихожане просили о защите, здравии и благополучии. Подробнее о достопримечательности и ее истории — в материале 24СМИ.
Казанская икона Божией Матери — история реликвии
Историю любой святыни делят на исторически достоверную часть и легендарную. У Казанской иконы общим для обеих частей является момент взятия Казани Иваном IV Грозным в 1552 году. Накануне штурма царь чудесным образом услышал перезвон московских колоколов и понял, что победит. После победы в городе учредили Казанскую епархию, ставшую оплотом в расширении сферы влияния христианства и Московского царства на восток, в земли мусульман и язычников.
Момент в истории
Через 27 лет после завоевания Казани, 28 июня 1579 года, в городе случился пожар. Пламя начало распространяться от церкви Святителя Николая Тульского, пока в огне не погибла половина городских построек. Пострадал и Казанский кремль. Мусульманское население города увидело в этом знак божественного гнева. А раз Бог разгневан на христиан, то пожар означает скорое падение христианства. Очевидно, что Казанской епархии требовалось чудо, пока ропот не перерос в восстание.
Явление иконы в легенде
Главные герои легенды — семья стрельца Данилы Онучина. Его дом тоже сгорел в пожаре, и семья начала строить новый неподалеку от пепелища. Девятилетняя дочь Данилы Матрона помогала родителям чем могла, а по вечерам бегала на реку собирать цветы и петь песни.
Однажды ночью девочка увидела прекрасную незнакомку, которая велела отправиться на пепелище и достать ее образ из тайного места. Матрона еле дотерпела до утра и с первыми лучами солнца помчалась рассказывать матери о встрече с Богородицей. Но женщина отмахнулась — мало ли что приснится ребенку.
Традиционно божественные силы в легендах просят до трех раз, а потом начинают карать непослушных верующих. Так же развивается действие и в этой истории. На вторую ночь Богородица напомнила девочке о необходимости извлечь ее икону из земли. Матроне удалось убедить мать, но теперь от них отмахнулся местный архиепископ. На третью ночь дева Мария предупредила, что больше приходить не будет, но если ничего не сделают, то ее образ уйдет в другое место, а Матрона погибнет. Из-за слез дочери мать отправилась с ней к пожарищу.
Взяла лопату и стала копать там, где указывала дочь. Так был обретен чудесный образ. Икона дивно сияла, и на ней не было следов пожара или комьев земли. Архиепископ Иеремия отслужил молебен на месте чуда, а затем торжественно перенес икону в церковь Святителя Николая Тульского, а оттуда — в Благовещенский собор, где провел праздничное богослужение. Этот собор построили сразу после взятия Казани.
Первое чудо
Первое исцеление от иконы случилось в тот же день. Два слепых старца, которые шли с крестным ходом к Благовещенскому собору, внезапно обрели зрение. Архиепископ Иеремия повелел сделать список с чудесного лика. Он описал историю явления образа Богородицы и чудо, случившееся в тот день. Все вместе отослал с гонцом царю Ивану в столицу.
Иван Грозный повелел построить на месте явления Девы Марии новый храм и освятить его во славу Казанской иконы Богородицы. При нем учредили монастырь, и его первыми послушницами стали Матрона и ее мать. Свидетелем чудес и первого молебна в приходе стал будущий патриарх Ермоген. Пройдет 15 лет, и он запишет воспоминания о событиях в «Повести и чудесах» Пречистого Казанского образа. Рукопись датируется 1594 годом.
Казанский палладий
Если отложить в сторону вопрос о божественном происхождении реликвии, то она появилась очень вовремя. Из-за последствий пожара возникла ситуация, угрожающая власти царя-завоевателя. Чтобы мусульмане не восстали, а христиане не разбежались с завоеванных земель, требовалось чудо, которое подтвердит божественную волю. Это сделало икону защитницей веры и государства, то есть палладием, или палладионом.
Понятие палладия восходит к мифам Древней Греции. Он представлял собой деревянное изображение Афины Паллады, которое упало с небес в ответ на горячую молитву царя Ила, основателя Трои (по одной из легенд). Через много лет, когда греки, безуспешно осаждавшие город, догадались, что его охраняет статуя Афины (палладион), они украли реликвию и только после этого смогли победить.
В VI веке н. э. в летописях появляются упоминания о первых христианских палладиях. К таким относился лик Богородицы из Эдессы, византийская икона Владимирской Богоматери, Казанская и ряд других реликвий.
Оригинал и списки
Где сейчас находится оригинал Казанской иконы Божией Матери, неизвестно. Ее почитание усилилось в России в XVII веке с приходом к власти династии Романовых. Поэтому можно предположить, что до определенного момента он находился в Казани. Ивану Грозному отослали список, и в летописях нет упоминания о перемещении оригинала. Известно, что в другие епархии тоже рассылались списки чудотворного образа по запросу.
Самыми известными списками стали тот, которым владел князь Дмитрий Пожарский (московский), и тот, что был у Петра I (петербургский). Это не оригиналы, так как оба созданы позже 1579 года предположительно иконописцами Оружейной палаты Московского Кремля.
1904 год: что случилось с иконой в Казани
За 13 лет до революции в монастыре, созданном на месте появления чудесной иконы, произошло ограбление. 29 июня послушница шла по двору и услышала крики. Кричал запертый сторож. Он столкнулся с четырьмя мужчинами, которые закрыли его в подвале и, скорее всего, ограбили храм.
Сторож и женщина собрали людей и вместе поспешили в собор. Но воры уже ушли, унеся с собой главные святыни — Казанскую икону и образ Иисуса Христа. Обе реликвии были в драгоценном окладе. Также преступники забрали деньги из ящичков для подаяний.
На место происшествия вызвали полицию. Через несколько дней грабителей задержали, но иконы у них уже не было. На квартире преступников нашли жемчужины с дорогих окладов, отколовшиеся кусочки серебра и золота. В печи обнаружились обгоревшие крепления риз. Тогда следователи предположили, что воры уничтожили реликвии, а золото и драгоценные камни продали перекупщикам. То, что образа уничтожены, подтвердила маленькая дочь сообщницы вора, которая жила вместе с ним и матерью.
История получила большой резонанс. Общественность требовала покарать святотатцев. После суда инициатор и главный в этой компании, Федор Чайкин, получил 12 лет каторги, а его подельник Ананий Комов — 10 лет. Человеку, который помог им достать инструменты, дали два года, а женщинам присудили меньшие сроки, поскольку непосредственно в ограблении они не участвовали, но знали о нем.
После успешной кражи список легенд о Казанской иконе пополнился еще тремя. В первой говорилось о том, что мать-настоятельница во избежание подобных происшествий на ночь заменяла оригинал святыни на копию, поэтому преступники украли подделку. Но в этом случае непонятно, куда же утром делся подлинник и почему его не достали из тайного места.
Вторая легенда гласила, что Федор Чайкин продал икону старообрядцам. По третьей легенде, революционно настроенный Федор сжег иконы, чтобы доказать, что это никакие не мистические реликвии, а обычные изображения на деревянных досках, которые ничего и никому сделать не могут.
По сути, две первые истории отражают попытку властей снизить градус негодования в обществе и предотвратить убийство святотатцев негодующими верующими. Пока общество надеется, что иконы найдутся, вора успеют доставить на каторгу. А третья легенда представляет собой попытку большевиков использовать кражу в антирелигиозной агитации.
Теперь не узнать, что случилось на самом деле, но у Чайкина не было другого выхода, кроме как сжечь икону. Если у него на товар не было покупателя, то оставлять рядом с собой такую улику опасно, а продать ее невозможно из-за известности.
Описание и значение
Чтобы найти ценную реликвию, нужно знать, как она выглядит. Сегодня о Казанской иконе Божией Матери известно, что она восходит к иконописному образу, созданному святым Лукой при жизни Девы Марии. Он нарисовал Богородицу на досках кухонного стола, за которым она обедала вместе с Иисусом Христом и Иосифом. Лик представлял собой квадрат с поясным изображением. Его назвали Одигитрией.
Богородица придерживала левой рукой младенца Христа. Ее правая рука была приподнята, как будто она пытается подхватить ребенка или указывает на него. Иисус в одной руке держал Евангелие (свиток или книгу), а перстами другой благословлял мать.
В переводе с греческого Одигитрия означает «указывающая путь». Это расшифровывают как:
- Иисус Христос — путь к спасению человечества;
- Дева Мария — путь для человека в вопросах поддержки и заступничества перед Богом.
Все списки Казанской иконы представляют собой укороченный вариант Одигитрии. Видны только плечи склонившейся к сыну матери. Младенец Иисус полностью повернут лицом к зрителю, а не к ней.
В XVI веке иконописцы много экспериментировали с новыми образами. Это допускалось принятыми правилами православной иконописи. Некоторые иконописцы отходили от старых канонов и искали новые визуальные решения. То есть Казанская икона соответствует художественным тенденциям XVI века. И вероятно, что ее создали непосредственно перед тем, как «нашли». Вывод подтверждается текстом легенды. Она выглядела как новая, без следов пожара, и сияла дивным светом.
Остается еще один важный вопрос: как выглядела святыня не в принципе (поясной образ, местоположение рук, разворот лица), а конкретно. И на него нет ответа. Единственная возможность найти оригинал — по датировке образов экспертами.
Икона сегодня
В галерее Уффици во Флоренции представлена коллекция старинных русских икон XVI–XVII веков. Казанская икона Божией Матери в ней тоже имеется. Датируется 1725–1750 годами. Она написана мастерами кремлевской Оружейной палаты. Предположительно, Симоном Ушаковым.
Прошло 150–170 лет с момента создания искомого оригинала, но, глядя на этот образец, легче представить, как выглядели старинные образа. Лик Богородицы расположен в верхней части доски и центрирован. По бокам от нее нарисованы в ряд небольшие медальоны-миниатюры. В нижней части доски они расположены в два ряда. Общее количество — 20. В них изображена история обретения чудотворного образа и чудес, которые совершались с его помощью.
Сегодня существует более 2000 храмов, освященных в честь Казанской иконы. Поэтому списков, созданных до революции, тоже много. Самыми знаменитыми считаются три — это иконы в Москве, Санкт-Петербурге и Казани. Все они считаются списками с оригинала.
Списки
Московский список. Предположительно, это образ, перед которым молились Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский накануне битвы с поляками. Датируется XVI веком. Представляет собой доску размером 27 х 24 см. Известно, что она реставрировалась в мастерской Симона Ушакова иконописцем Михаилом Милютиным.
Список чудотворного образа прибыл в войско князя вместе с казанским ополчением летом 1611 года. Пожарский поставил его во Введенской церкви на Сретенке и вместе с войском перед боем вознес молитву Богородице. После того как ополчение заняло Москву, чудотворный лик доставили в храм Введения в Китай-городе, где икона продолжала совершать чудеса.
В 1812 году храм ограбили солдаты армии Наполеона Бонапарта. Они украли драгоценный оклад, который якобы был заказан для нее князем Дмитрием Пожарским, но оставили икону. Следы этого образа теряются после запрета богослужений и закрытия церквей в 1929 году.
Елоховский список. Местонахождение — Богоявленский собор. Его считают списком, который тоже стоял в Казанском соборе Москвы до 1930 года. Датируется XVII–XVIII веками.
Санкт-Петербургский список. По одной легенде, император Петр I побывал в Ватикане и настолько вдохновился собором Святого Петра, что задумал построить что-то похожее. Так началось проектирование Казанского собора. Его название возникло оттого, что правитель распорядился доставить из Казани чудесный образ для нового собора.
Возможно, в столице Российской империи было два списка. Один хранился у вдовы царева брата, Ивана V. Поэтому возникают сомнения в том, был ли образ, размещенный в соборе, списком Прасковьи или Петр распорядился доставить ему из Казани оригинал либо еще один список. Сегодня икона Богородицы из петербургского Казанского собора датируется XVIII веком и не считается оригиналом. Ее размер — 60 х 53 см.
Икона Крестовоздвиженского храма в Казани. Впервые эта реликвия появилась в 1964 году, и пресса решила, что это оригинал. Ее экспонировали на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Образ пытались выкупить русские эмигранты, но не хватило денег. Тогда по договоренности его приобрели католики и подарили папе римскому Иоанну Павлу II. В 2004 году делегация папы передала реликвию патриарху Алексию II. Экспертиза признала ее списком и датировала XVII веком.
Молитвы и поверья
Церковь считает, что Богородица, как мать, всегда готова выслушать молитвы детей и помочь им решить возникшие проблемы. Поэтому у икон нет «специализации», но есть чудеса исцеления, которые признает церковь. Ориентируясь на то, от каких болезней исцелялись страждущие, появляется традиция молиться об определенных видах заступничества.
Казанская икона символизирует защиту государства и православия. Ей молятся о защите от бед. Первые исцеления, случившиеся в день ее обретения, — возвращение зрения незрячим старцам. Поэтому ей также возносят молитвы об исцелении от глазных болезней, о даровании ясности и понимания, как следует поступить в ситуации, вызвавшей затруднения.
Кроме того, Казанская икона — покровительница домашнего очага. Это связано с тем, что она явилась на месте сгоревшего в пожаре дома и была невредима. Ею благословляют женщин в венчании и дарят образ на новоселье молодым семьям.
Также церковь напоминает людям о том, что божественная помощь — это чудо. Оно случается крайне редко. В молитве «Отче наш» у Господа просят «хлеба насущного», а уже Бог решает, в чем нуждается просящий.
Праздники
Празднование устанавливается в дни, когда в истории образа произошли знаковые события. У Казанской иконы таких праздников два:
- 21 июля — в день, когда чудотворный образ впервые явился людям в Казани и был найден Матроной и ее матерью.
- 4 ноября — в день победы народного ополчения, изгнавшего польское войско из Москвы; в XXI веке 4 ноября в России также сделали гражданским праздником — Днем народного единства.
21 июля и 4 ноября чтят все чудотворные списки так же, как если бы они были оригиналами Казанской иконы. Часть списков — это нерукотворные иконы, которые были явлены людям независимо от Казанского образа. За списками часто числятся собственные чудеса.
Интересные факты
В русской иконописи возникло множество икон Богородицы. Самых почитаемых — семь: Казанская, Смоленская, Владимирская, «Знамение», Тихвинская, Почаевская и Иверская.
Иконы защищают Русь со всех сторон света. Казанская — с востока, Тихвинская — с севера, Смоленская и Почаевская — с запада, Иверская — с юга, а Владимирская охраняет центр.
Чудотворные иконы получают название по месту, где они явились людям. Но есть еще одно интересное мнение. Появлением в определенном месте Богородица освящает одну из стихий мироздания. Так, Казанская икона обретена в земле, Тихвинская явилась людям в огне.
Чудеса и легенды
Часть легенд объясняет появление образа в обители:
- Павловская Казанская икона явилась людям на дереве рядом с селом Павловка Звенигородского уезда. На месте ее явления построили часовню, а внутри забил целебный источник. В деревне жил больной крестьянин. Богородица явилась во сне к другому благочестивому крестьянину и повелела передать больному, чтобы он начал ей молиться и умылся водой из святого источника. Когда указания выполнили, болящий полностью исцелился.
- Каташинская Казанская икона явилась местному священнослужителю в роще. Он принес образ в церковь, а на месте его обретения в 1622 году основали Каташинский мужской монастырь.
- Нижнеломовская Казанская икона явилась на источнике в 1643 году. На месте обретения поставили часовню, а позже открыли монастырь и построили церковь.
Другая часть легенд связана с чудесами.
Пензенская Казанская икона прославляется за избавление города от ногайского нашествия 1717 года. Это был список чудотворной московской иконы. Его передал в дар городу царь Алексей Михайлович.
В 1717 году ногайская орда подступила к городу и уже сожгла пригород. Пензенцы ждали помощи, но никто не спешил. В ночь перед началом атаки ногайцев горожане совершили крестный ход. Они обошли стены с Казанской иконой и хоругвями, молясь Божьей Матери.
В начале лик Девы Марии почернел, и из ее глаз потекли слезы, а когда крестный ход закончил обход, образ воссиял дивным светом, и войско врага бросилось бежать. Взятые в плен кочевники рассказали, как со стен города в их сторону помчалась прекрасная дева на белом коне. Ее сопровождали два старца. Они стреляли по воинам огненными лучами-мечами, отчего те пришли в ужас и обратились в бегство. В дальнейшем Пензенская Казанская икона совершала чудеса исцеления от слепоты и других болезней.
Еще одно чудо связывают с Казанской иконой в 1941 году. Богородица пришла во сне к митрополиту Гор Ливанских Илие и сказала, что он должен передать правительству СССР ее повеление: прекратить гонения на священников, освободить их из тюрем и открыть храмы, молиться Казанской иконе, которая хранится в Богоявленском соборе в Москве, и иконе во Владимирском соборе Ленинграда об избавлении от врага. Илия передал сообщение в Россию, и, когда его выполнили, враг начал отступать.
Казанская икона Божией Матери остается одной из самых почитаемых. Чудеса, ею явленные, относятся к прошедшим векам, но это не умаляет ее значения. Поэтому она остается самой распространенной в России, а количество списков образа исчисляется миллионами экземпляров.