90 лет со дня рождения Георгия Данелии: лучшие работы в кино
25 августа 2020 года мог бы отметить 90-летний юбилей советский режиссер Георгий Данелия, подаривший стране культовые киноработы, которые остаются популярными и в новом тысячелетии. В честь дня рождения великого деятеля искусств редакция 24СМИ вспоминает лучшие фильмы Георгия Данелии.
«Я шагаю по Москве» (1963)
Фильмы Георгия Данелии совершали кинематографические прорывы: например, оптимистичный проект «Я шагаю по Москве» стал основоположником нового жанра комедии. Это произошло случайно: сотрудники Госкино с удивлением отметили, что картина несмешная, а режиссер умело парировал: «Потому что это лирическая комедия!» — так впоследствии и подписали проект. Идейный замысел фильма Геннадий Шпаликов сформировал с единственного эпизода, в котором босоногая девушка, размахивая туфлями, идет во время дождя, а за ней следует промокший велосипедист.
Впрочем, все съемки прошли на такой же легкой волне, не считая конфликта режиссера с Никитой Михалковым, который в середине работы попросил прибавку к зарплате, но, получив аргументированный отказ, все же остался в кадре.
«Джентльмены удачи» (1971)
Жизненные цитаты героев фильма «Джентльмены удачи» — Хмыря, Доцента и Косого — стали бессмертными. Георгий Данелия охарактеризовал свое участие в проекте как «художественный руководитель», позволив осуществить постановку своему приятелю Александру Серому, который освободился из мест лишения свободы.
Такой неприятный, но жизненный опыт пригодился на съемках: весь «блатной» жаргон был предложен Серым, а впоследствии одобрен и самим Леонидом Брежневым со словами: «Эти выражения знает любой советский мальчишка». Однако термин «падла» в значении «нехорошего человека» все же пришлось заменить нейтральным, но не менее смешным «редиска».
«Афоня» (1975)
На роль главного героя Афанасия Борщова в фильм «Афоня» претендовали Владимир Высоцкий, польский артист Даниэль Ольбрыхский, и Леонид Куравлев. Создатели отмечали, что нисколько не ошиблись, выбрав последнего: «Есть в нем что-то манкое, какой-то секрет», — отметил сценарист Александр Бродянский.
Не менее любимым стал и персонаж Федул, мастерски сыгранный Бориславом Брондуковым. Актер был настолько органичным, что во время съемок эпизода в московском ресторане швейцар отказался пускать мужчину после перекура внутрь, заявив: «Много вас тут таких артистов! Я сейчас милицию вызову!».
«Мимино» (1977)
В список лучших фильмов Георгия Данелии по праву включен и проект «Мимино», изначально носивший рабочее название «Ничего особенного». Госкино не одобряло идею переименования, так как «слово дурацкое», однако председатель вступился, отметив некую интригу в предложенном варианте, что точно подойдет для презентации на Московском кинофестивале.
Кроме того, некоторые эпизоды из фильма были взяты из реальной жизни. Например, сцена с адвокатом Светланой Георгиевной соотносится с историей дочери Данелии, которой на заре карьеры пришлось вести беседу с рецидивистом. Тот подсказывал напуганной девушке, как выстроить диалог и какие вопросы задавать.
«Осенний марафон» (1979)
Георгий Данелия оценил сценарий к фильму «Осенний марафон», написанный Александром Володиным, однако снимать его не планировал, поручив работу сначала неопытным режиссерам (чем расстроил претендента на главную роль Александра Калягина), а потом Павлу Арсенову (но тоже безуспешно — его обвинили в незаинтересованности проектом).
Таким образом, к работе над картиной приступил Георгий Данелия. Примечательно, что финал фильма не соответствовал правилам Госкино, ведь ключевой персонаж убегает в Швецию, но изменить у режиссера ничего не вышло, а администрация и не заметила, что правки в финал так и не внесли.
«Кин-дза-дза» (1986)
Кинокартина в жанре фантастической притчи-антиутопии покорила сердца советских зрителей не только обаятельными персонажами, но и «чатлано-пацакским словарем», термины из которого прочно вжились в разговорный русский язык. Примечательно, что «Кин-дза-дза» Георгия Данелии три раза находился на грани срыва съемок из-за проблем с декорациями. Оператор проекта Павел Лебешев даже предположил, что это «инопланетяне пакостят. Они не хотят, чтобы на Земле знали правду».
«Паспорт» (1990)
Трагикомедия «Паспорт» также вошла в список лучших фильмов Георгия Данелии. С этим проектом связан любопытный случай из карьеры режиссера. Условием спонсоров из Франции было привлечь на главную роль знаменитость мирового масштаба, например Тома Круза или Николаса Кейджа. Последний даже дал согласие, однако компромиссным решением для обеих сторон создателей оказался Жерар Дермон, для которого роль Мераба стала одной из лучших в карьере.