Биография
Стив Вай успел покорить своим мастерством публику по обе стороны океана. Гитарист-виртуоз прославился как интерпретатор сочинений Фрэнка Заппы, с которым сотрудничал много лет. Сейчас музыкант выступает сольно, выпускает новые пластинки, дает концерты в разных странах мира, снимает клипы. Американец органично совмещает в творчестве виртуозную технику исполнения и яркую подачу материала.
Детство и юность
Гитарист родился 6 июня 1960 года в Карл-Плейсе, штат Нью-Йорк, в семье итальянских иммигрантов Джона и Терезы Вай. С раннего детства мальчик почувствовал интерес к музыке. Позднее в интервью Стив признался, что в 5 лет познакомился с игрой на пианино, а через год, увидев, как соседский мальчик играет на гитаре, влюбился в этот инструмент. Уже тогда, по словам американца, он понял, что свяжет жизнь с гитарным миром.
Родители были меломанами, и Вай находился под влиянием их музыкальных пристрастий. Любимой пластинкой будущего виртуоза был саундтрек к фильму «Вестсайдская история». С 11 лет подросток открыл для себя рок, вдохновившись композициями группы Led Zeppelin. А с 13 Стив начал брать уроки игры на гитаре у популярного музыканта Джо Сатриани.
В молодости Вай играл в местных группах. На формирование его музыкальных интересов оказали влияние такие гитаристы, как Джимми Пейдж, Брайан Мэй, Ричи Блэкмор, Джимми Хендрикс и другие. В 1978 году парень поступил в бостонский колледж Беркли.
Личная жизнь
Личная жизнь в биографии знаменитости можно назвать гармоничной и счастливой. Еще учась в Бостоне, Стив познакомился с Пией Мьякко, бывшей бас-гитаристкой группы Vixen.
В 1984 году будущая жена музыканта снялась в фильме «Крепкие тела». В 1988-м пара поженилась. В браке родились двое детей, Джулиан и Файр.
Музыка
В 18 лет, будучи фанатом Фрэнка Заппы, парень сделал аранжировку композиции The Black Page и отправил кумиру промозапись для прослушивания. Американский композитор и музыкант оценил работу молодого гитариста. Уже в 1979 году он предложил Ваю сделать на заказ аранжировки к нескольким пластинкам, среди которых и знаменитая рок-опера в трех актах Joe’s Garage.
Молодой исполнитель вновь показал мастерство, справившись с этой задачей, после чего Стива пригласили в группу Заппы в качестве сессионного музыканта. Вместе с командой кумира парень отправился в турне осенью 1980 года. Во время концертов Вай просил дать ему любую партитуру и виртуозно играл с листа незнакомые произведения.
Сам Фрэнк называл исполнение американца «трюками на гитаре» и «невероятными гитарными партиями». В 1982 году Стив вышел из группы, перебрался в Калифорнию, где подготовил к выпуску дебютную пластинку Flex-Able.
Кроме сольного творчества, гитарист играл в нескольких коллективах, заменяя других музыкантов. В 1985 году мужчина исполнил партии в команде Alcatrazz, а затем участвовал в записи альбома Disturbing the Peace. В том же году вошел в проект Дэвида Ли Рота, ранее работавшего в коллективе Van Halen. Мужчина сотрудничал и с виртуозом Билли Шихэном.
В 1986 году исполнитель попробовал себя в амплуа киноактера, снявшись в фильме «Перекресток». Музыкальная драма о судьбе блюзмена нашла популярность у зрителей. В том же году американец получил приглашение от Джона Лайдона, ранее выступавшего в британской панк-группе Sex Pistols.
Вместе музыканты записали пластинку Album. Через 4 года Стив покинул команду и присоединился к Whitesnake, где заменил сначала Вивиана Кэмбелла, а затем и Адриана Ванденберга, повредившего руку.
А вместе со своим первым учителем по гитаре Джо Сатриани Вай записал песню Feed My Frankenstein, которая вошла в альбом Элиса Купера Hey Stoopid. В начале 90-х вышла сольная композиция For the Love of God, гитарная партия из которой заняла 29-е место среди 100 величайших гитарных соло всех времен по версии журнала Guitar World Magazine.
В середине 90-х американец сотрудничал с Оззи Озборном, однако имя Стива не включили в совместный альбом, а партии, сочиненные им, на записи сыграл другой музыкант. В 1994 году мужчина удостоился «Грэмми» за исполнение хита Sofa, вошедшего в репертуар Фрэнка Заппы. А в 2000-м он стал номинантом этой же премии с композицией Tender Surrender. Высоких оценок у музыкальных критиков удостоилась и мелодия Bad Horsie.
Летом 2002 года в Токио состоялся концерт гитариста с Токийским симфоническим оркестром. Специально для этого мероприятия композитор Итиро Нодайра написал оригинальную партитуру для электрогитары и 100 инструментов. В феврале 2005-го вместе с Шэрон Исбин создал проект, который представил в Театре Шатле в Париже. Партии музыкант исполнил на гитаре с двумя грифами.
В 2010 году американец плодотворно сотрудничал с Орианти Панагарисом. Через год Вай попал в Книгу рекордов Гиннесса как создатель самого продолжительного онлайн-урока игры на гитаре. В последующие годы исполнитель продолжил давать сольные концерты, а также выступал с коллегами по творческому цеху.
Так, вместе с Джо Сатриани и Джоном Петруччи мужчина отправился в гастрольный тур, охвативший несколько стран. В 2013 году Вай посетил Москву, где, помимо концерта, участвовал в шоу «Вечерний Ургант». На программе исполнитель не только рассказал о творчестве, но и сыграл дуэтом с Иваном Ургантом.
В 2016 году гитарист вновь прибыл в российскую столицу в рамках фестиваля «Вдохновение». В Зеленом театре на ВДНХ американец исполнил свои лучшие баллады. Стив продолжил создавать оригинальные аранжировки, среди которых особенно яркой стала «Богемская рапсодия» группы Queen.
Стив Вай сейчас
В 2020 году музыкант продолжает ездить в туры, общается с поклонниками в «Инстаграме», куда выкладывает фото и видео с выступлений. На официальном сайте гитариста представлена информация о графике гастролей.
Дискография
- 1984 — Flex-Able
- 1990 — Passion and Warfare
- 1993 — Sex & Religion
- 1995 — Alien Love Secrets
- 1996 — Fire Garden
- 1998 — Flex-Able Leftovers
- 1999 — The Ultra Zone
- 2005 — Real Illusions: Reflections
- 2012 — The Story Of Light
- 2016 — Modern Primitive
Интересные факты
- Вай занимается пчеловодством, продает мед от собственных пчел через благотворительный фонд.
- Поклонникам известно, что гитарист — вегетарианец.
- Фанаты музыканта в разное время пытались определить вероисповедание Стива, называя его буддистом, христианином и даже сатанистом. Сам американец не комментировал эти домыслы.