Биография
Кирилл Миллер — деятель искусств без специального высшего образования — относится к числу людей, воспетых в балладе «Поколение дворников и сторожей» Бориса Гребенщикова. Живописец, знакомый с большинством членов Ленинградского рок-клуба, прославился как автор обложек к музыкальным альбомам и вызывающих неоднозначную реакцию картин. Персональные выставки проводятся во многих городах России, ближнего и дальнего зарубежья. Одни работы продаются на аукционах и приносят автору прибыль, другие остаются непонятыми и вызывают череду проблем.
Детство и юность
Кирилл Семенович Миллер родился в Ленинграде в апреле 1959 года. Мальчик рос и воспитывался в семье обыкновенных представителей еврейской национальности, чьи предки прибыли в Северную столицу из разных городов.
О раннем детстве будущего художника посторонним известно мало. В автобиографии он писал, что в общеобразовательную среднюю школу ходил из-под палки и, несмотря на постоянный контроль со стороны родителей, прогуливал уроки. В 8-м классе, ставшем последним, окружающие поняли, что на получение высшего образования юный Миллер рассчитывать не мог.
Поскольку параллельно с попытками освоить математику, биологию и химию Кирилл посещал художественную студию, возникла идея поступить в знаменитое училище имени Владимира Александровича Серова. Однако знаний и оценок в итоговом табеле хватило на зачисление в реставрационное ПТУ.
Работа с фресками интересовала молодого человека, но мечтал он о большем. Видя в себе живописца, Кирилл познакомился с художниками так называемого газа-невского течения. В итоге харизматичный деятель андеграундной культуры Борис Аксельрод по прозвищу Аксель заменил неопытному студенту учителей, мать и отца.
В компании, где в студенческие годы вращался Миллер, присутствовали самые разные, но неизменно талантливые люди. Окружающие слушали музыку Иоганна Себастьяна Баха и сочиняли стихи. Юноша свел знакомства с Валентином Левитиным и Анри Волхонским, последний был автором текста к песне группы «Аквариум» «Город золотой».
Впитывая, как губка, все, что происходило в местах тусовок неформальной элиты, уроженец Ленинграда стал приобщаться к творческому процессу. Он мастерил музыкальные инструменты, готовил мозаику для панно и создавал работы в духе абстрактного структурализма.
Старшие товарищи подбадривали подопечного, но ему было мало похвал ценителей непонятного высокого искусства. Он хотел стать знаменитым и нравиться тысячам обыкновенных людей.
Творчество
Участие в выставке молодых художников во Дворце культуры имени С. М. Кирова Миллер считал началом профессиональной карьеры. Перейдя от абстракций к сюжетной живописи, молодой автор продемонстрировал публике картину «Мой дом — моя крепость». Благодаря реакции знатоков Кирилл попал в неформальное общество коллег по профессии и почти сразу привлек к себе внимание бдительных сотрудников городского комитета культуры и КГБ.
Из-за полотен «Леннон в Горках» и «Леннон и дети», экспонировавшихся подпольно, ленинградец стал персоной нон грата. Продержаться на плаву помогло творческое объединение «Митьки» и рокеры, собиравшиеся в кафе «Сайгон» на перекрестке Невского и Владимирского проспектов.
Постепенно сблизившись с Александром Башлачевым, Жанной Агузаровой, Борисом Гребенщиковым и Виктором Цоем, Миллер стал завсегдатаем, а иногда и хозяином шумных вечеринок. Знакомство с Олегом Гаркушей, произошедшее в этот период, изменило биографию и дало карьере художника новый толчок.
На протяжении ряда лет Кирилл наряду с созданием картин делал декорации для концертов группы «АукцЫон», рисовал обложки для альбомов и участвовал в съемках видеоклипов. Широкий спектр деятельности натолкнул творческую личность на мысль создать клуб «Арт-клиника», который до начала 1990-х носил название «Галерея имени Сальвадора Дали».
Через заведение, где висели полотна мастера, демонстрировались театрализованные постановки и устраивались концерты, прошли почти все рок-музыканты Северной столицы, ставшей Санкт-Петербургом. Сцена, на которой выступали Роман Трахтенберг, Александр Васильев и молодой Сергей Шнуров, закрылась, к огорчению посетителей, в 2000 году.
Учредитель, сделавший себе имя как художник и организатор мероприятий, получил престижную премию и отстранился от общества. Большую часть времени Миллер посвящал «чистому искусству» — видеопроекту в стиле фрик-арт в сотрудничестве с Еленой Альфа-Центавра и созданию авторских картин.
Личная жизнь
Миллер не относится к людям, любящим рассказывать о личной жизни. О том, что он в молодости сочетался браком со Светланой Гумановской, поклонники творчества узнали из интервью друзей и коллег.
Вместе с женой художник и деятель культуры содержал магазинчик, где продавались предметы искусства, и воспитывал сына Филиппа, чьим крестным отцом был знаменитый «митёк» Дмитрий Шангин. Также утверждалось, что, несмотря на загруженность, Кирилл Семенович уделял много времени членам семьи и старался как можно чаще бывать дома.
Кирилл Миллер сейчас
Сейчас Миллер считается одним из самых ярких художников Санкт-Петербурга. Картины мастера находятся в частных коллекциях и выставляются для широкого обзора в крупнейших городах страны.
В 2021-м году галерея «Свиное рыло», неоднократно экспонировавшая полотна Кирилла Семеновича, организовала «Выставку Г.К.Ч.П.» и представила публике произведение «Живые и мертвые». Сюжет и воплощение авторской идеи породили скандал в социальных сетях.
Подписчики ВК-группы «Воспоминания ветеранов» и другие люди, прямолинейно смотрящие на произведение искусства, назвали работу, где изображались люди, несшие портреты скелетов, «Нетленный полк — 2» и обвинили создателя в оскорблении ветеранов. Живописец сообщил взволнованной общественности, что полотно написано 20 лет назад, когда патриотическая акция еще не существовала, поэтому у него не было мысли глумиться над «Бессмертным полком».
Организаторы выставки в надежде на прекращение разговоров убрали из зала злополучную картину. Однако неравнодушные граждане не успокоились и направили заявление в СК России. На защиту Миллера встали художники-единомышленники и коллеги из просвещенных культурных кругов.
Интересные факты
- Судя по архивным фотографиям, в молодости Миллер был обаятельным молодым человеком. Следуя андеграундной моде, он носил длинные волосы, широкополую шляпу и китель военного образца до пят.
- Во времена расцвета русского рока Кирилл работал гримером Олега Гаркуши.
- Санкт-Петербургский художник наложил отпечаток на творчество группы «НОМ» и снялся в ряде видеоклипов.
- Самой знаменитой стала экспозиция под названием «Не тот ли это знаменитый Кирилл Миллер, о встрече с которым мы так давно мечтали», содержавшая картины разных жанров и разных времен.
- В начале 2000-х Миллер примкнул к группировке «Колдовские художники». С этого момента он дружит с Андреем Кагадеевым, Николаем Копейкиным и Владимиром Медведевым.