Биография
Луиза Хмельницкая, главный и бережный хранитель памяти Бориса Хмельницкого, неоднократно появлялась в телевизионных передачах, но обязательно или в паре с обожаемым младшим братом, или в программах, посвященных ему. Летом 2021-го с участием ближайшей кровной родственницы Робин Гуда советского экрана вышли в повторе «Актерские драмы» на «ТВ Центре», а зимой — «Судьба человека» на «России-1», где прозвучали неизвестные факты биографии и личной жизни актера.
Детство и юность
1 марта 1938-го в городе Ворошилове (сейчас Уссурийск) у Зинаиды Ивановны и Алексея Григорьевича Хмельницких родилась дочь Луиза. Через два года, 27 июня 1940-го, настал черед сына Бори.
Женщина до сих пор хранит в памяти, как после войны отец-военный привез из Маньчжурии пластинки Александра Вертинского и немецкий патефон Telefunken. Композиции кумира эстрады первой половины XX века дети заслушали до дыр.
Поэтому, когда глава семейства, бывший тогда начальником Дома офицеров, лично познакомил наследников с «русским Пьеро» во время гастролей в Хабаровске (по другой версии, во Львове), девочке удалось удивить певца смелым заявлением, что она знает все его песни, и исполнением «Желтого ангела» («В вечерних ресторанах…»).
Любовь к музыке, передавшаяся от матери, стала главным делом жизни старшей сестры одного из самых красивых актеров советского кино: она овладела роялем и выросла в серьезного композитора. Да и сам артист, выучившийся играть на баяне, сперва поступил в музыкальное училище.
По его окончании выпускник, в детстве «игравший в театр», уехал в Москву, чтобы непременно пробиться в «Щуку» несмотря на сильное заикание (позднее будущему Робин Гуду удалось справиться с недугом с помощью корректофона):
«Первый раз Боря не поступил, но решил попробовать на следующий год. Я помогла ему подобрать отрывки для чтения, где было минимальное количество звуков, о которые он спотыкался. Каждый раз сопровождала его на консультации и экзамены, все узнавала и уточняла, чтобы на заикание брата не обращали внимания. И Боря поступил!»
К тому, чтобы желание абитуриента сбылось, приложил руку сам Вольф Мессинг, с которым дружила семья. Перед экзаменами Луиза с Борисом отправились домой к знаменитому менталисту, удивительным образом заранее знавшему о намерениях юноши, и он успокоил молодого гостя единственной фразой: «Артистом хочешь стать? Не бойся, Вольф Григорьевич всегда с тобой».
Дальше произошло совсем невероятное: в институте пара спутала дни экзамена по технике речи, но, на счастье, навстречу попался профессор, попросивший секретаршу поставить «хорошему парню» пятерку.
Творчество
Луиза Алексеевна в одном из многочисленных интервью призналась, что они с Борей родились уже немного музыкально образованными. Девочка, которой не было и года от роду, стоя в кроватке, вовсю распевала «Трех танкистов», а в дальнейшем окончила консерваторию и стала пианисткой. Когда семья по долгу службы отца вела кочевой образ жизни, мать, верившая, что выше мелодичного искусства ничего нет, исправно искала на новом месте учителя музыки для детей.
Старшая сестра Бориса Хмельницкого, успевшая в середине 60-х сняться в криминальной мелодраме «Срок истекает на рассвете», поспособствовала выходу в 1990-м альбома «Подарок. Клуб любителей песни». В сборнике рядом с композициями Булата Окуджавы, Мананы Менабде, Виктора Берковского, Елены Камбуровой и Анны Смирновой соседствуют песни «Свеча горела» и «Кабы нас с тобой» в ее исполнении.
В 2008-м, после смерти любимого брата, певица и композитор в память о нем выпустила компакт-диск «Ангел мой…» с их общей фотографией на обложке. Среди 14 композиций представлены как отдельные песни на ее музыку, так и записанные дуэтом («Молитва», «Давай поедем в город», «Танго-плач по коммунальной квартире»). В том же году артистка появилась в документальном фильме «Борис Хмельницкий. Страсти по Борису».
Личная жизнь
Луиза и Борис Хмельницкие, с ранних лет трепетно относившиеся друг к другу, были неразлучны всегда. Старшая сестра помогала брату не только в творчестве, но и в воспитании единственной дочери Дарьи, родившейся в браке Бориса Алексеевича с любимой женщиной Марианной Вертинской, и, после того как актриса оставила ребенка на мужа, фактически заменила девочке мать.
Любопытно, что и личные жизни кровных родственников в один момент забавным образом пересеклись:
«Судьба любит каверзы. Когда в конце 60-х я в третий раз собралась замуж, выяснилось: у моего будущего супруга Бориса Маклярского тоже был роман с Людмилой Шляхтур, спустя три года после того, как была разорвана ее помолвка с Борисом».
В семейном союзе с сыном советского контрразведчика полковника госбезопасности, драматурга и киносценариста Михаила Маклярского на свет в 1968-м появилась дочь Катя. Наследница композитора и экономиста, социолога, кандидата экономических наук, автора монографий, доцента и завкафедрой мировой экономики Московского государственного лингвистического университета встала на музыкальный путь.
В 1992-м девушка окончила Московскую государственную консерваторию имени Петра Чайковского по классу фортепиано, через два года пройдя ассистентуру-стажировку. С 1995-го она служит концертмейстером по вокалу в «Новой опере» имени Евгения Колобова, где ведет практически весь оперный репертуар, готовит и исполняет концертные программы с солистами и гастролирует по городам России и за рубежом.
Луиза Хмельницкая сейчас
Зимой 2021-го Луиза Алексеевна приняла приглашение Бориса Корчевникова и пришла на программу «Судьба человека». Выпуск с ее участием вышел в эфир 7 декабря.
В разговоре с ведущим она упомянула о романах знаменитого брата с Аллой Демидовой, Маргаритой Тереховой и Людмилой Шляхтур, браках с Марианной Вертинской и Ириной Гончаровой, отношениях с дочерью Дарьей и сыном Алексеем, родившимся в отношениях с Ириной Петраченко, и последних днях жизни актера. Гостья также поведала историю о том, как случилось так, что Борис Хмельницкий с детства имел проблемы с речью, и заявила, что главной его любовью была старшая наследница Александра Вертинского.
Интересные факты
- Песня на стихи Александра Панкратова-Черного «Господи! Дай же мне волю!» и музыку Луизы Хмельницкой звучала на открытии храма Христа Спасителя. «В то время вышла моя первая книга ‟Шаги к стихам”. Я подарил один экземпляр своему другу Борису Хмельницкому. Его старшая сестра посмотрела этот сборник и написала музыку к нескольким моим стихам и к ‟Господи! Дай же мне волю!” тоже. Когда она сыграла, я подумал: ‟Неужели это я написал?!” А дальше начались необъяснимые для меня вещи. При подготовке открытия храма Христа Спасителя возник вопрос, какое произведение должно открыть эту церемонию. И Синод остановился именно на этой вещи. Я был потрясен!» — пояснил актер.
- Супруга Бориса Маклярского, которая, несмотря на почтенный возраст, ведет активный образ жизни, весной 2020-го перенесла коронавирусную инфекцию. После того как пришел положительный тест на COVID-19, пациентку из Боткинской больницы доставили в военный госпиталь № 3 для ветеранов в Медведково. Женщина, вернувшаяся домой через две недели, назвала самым ужасным последствием заболевания нарушение памяти.
- Зинаида Ивановна Хмельницкая приходится родной тетей отцу поп-исполнителя Мити Фомина. В 2021-м, рассказывая в интервью о своем первом приезде в Москву в 7-м классе, певец упомянул, что посетил не только семейную дачу Хмельницких в Переделкине, но и огромную старинную квартиру Луизы Алексеевны, бывшей замужем за высокопоставленным военным, на улице Усиевича в офицерском доме. Из того путешествия мальчику запомнилась и ее фраза: «Я привезла миллион хлеба».
- Екатерина Маклярская награждена почетными грамотами Департамента культуры города Москвы, Министерства культуры Российской Федерации и дипломом лучшего концертмейстера X Международного конкурса имени Петра Чайковского.
- Сестра Бориса Хмельницкого, вступая в брак с Борисом Маклярским, прекрасно знала, что тот всегда питал слабость к противоположному полу, поэтому иронично относилась к его увлечениям на стороне.