Биография
Великая Кира Муратова была одной из тех личностей, к которой «все хотели прислониться». Однако вопрос о том, сложно ли не ревновать такую талантливую и красивую жену к творческой, страстной, любвеобильной среде, искренне удивлял ее мужа Евгения Голубенко. Во-первых, мужчина всегда знал, что супруга думала о людях на самом деле, а, во-вторых, только идиот не мог понять, что работа режиссера с актером — акт довольно эротичный. Да и сам он влюблялся в тех артистов, кого приглашал на съемки. Подобное, например, произошло с Богданом Ступкой и Жаном Даниэлем.
Детство и юность
4 ноября 1956 года в Польских Фольварках Каменца-Подольского у Ивана Голубенко родился сын Женя. Детство свое мужчина впоследствии описал как банальное, ведь он делал все, что делали дети, росшие на улице: находил приключения с целой оравой друзей, взрывал патроны и т. д. В 1972-м, окончив девять классов местной средней школы № 13, выпускник в возрасте 16 лет уехал в Одессу, куда через два десятилетия перевез и родителей.
Рисовать юноша любил с ранних лет. Поэтому, отдав три года художественной школе, куда мальчик попал за компанию и где перенимал знания у Владимира Воинова и Збигнева Гайха, парень поступил в Одесское художественное училище имени Митрофана Грекова.
«Я прошел классическую, академическую школу рисунка и живописи. То есть реалистическое (как сейчас принято говорить, фигуративное) изображение для меня базовое. Я обучался соцреализму, тихо его ненавидя, а к моменту защиты диплома до меня дошла бессмысленность погони за новизной», — рассказал мастер.
В то время для «жителя герметичной страны» желание быть в курсе свежих веяний было нелепостью, и молодой художник стал прислушиваться к себе, а не к капризам моды. В 1977-м, получив высшее образование и специальность «преподаватель черчения и рисования», он два года прожил на лимите в Ленинграде, а затем вернулся на родину.
Кино
Вплоть до 1986 года выпускник художественного училища, что называется, бежал от социалистического реализма и занимался тем, что больше подходило представителям андеграунда.
Голубенко овладел профессиями дворника, сторожа складов, машиниста угольной котельной, осветителя и монтировщика сцены в ТЮЗе, а больше, чем художник-постановщик, он получал, когда числился в бригаде сдельщиков-маляров. Преподаватель черчения и рисования за четыре года покрасил всю Одессу — сортиры в городских парках, аптеки, родильные дома, заборы, подвалы и чердаки.
Над фильмом «Среди серых камней» Киры Муратовой Евгений Иванович трудился сначала в качестве грузчика, ведь на другую должность его не брали — диплом живописца не давал права работать в кино. Он помогал группе таскать реквизит и декорации и выбирать натуру, тем более что съемки проходили в его родном городе, а ценные советы по процессу создания давал просто так.
Кира Георгиевна не раз говорила, что использовала коллегу как камертон, когда ей требовался свежий взгляд со стороны. Свое место на съемочной площадке ее избранник занял после того, как договорился с рабочими, которые всегда были пьяными (как, собственно, и директор картины) и не хотели быть на виду. С 1986-го украинец значился художником-декоратором на Одесской киностудии, а в 1992-м дослужился до художника-постановщика.
Всю жизнь деятель искусства сотрудничал только с одним режиссером — своей любимой женой. Он являлся не только ее «свежим глазом и свежим ухом», но и соавтором и сценаристом, а в нескольких проектах попробовал себя и в роли актера.
Благодаря совместным усилиям супругов зрители познакомились с «Астеническим синдромом», «Чувствительным милиционером», «Чеховскими мотивами», «Настройщиком» и другими лентами, снятыми главным учителем Ренаты Литвиновой в мире кино с 1989-го по 2012-й.
Творчество
В 2012 году Голубенко «перестал обслуживать кинематограф», с головой ушел в изобразительное искусство и умудрился насобирать материал для еще одной книги. «Проза», представляющая собой сборник эссе, стала доступна для чтения в 2018-м, а до этого, в 2009-м, вышел альбом «Живопись. Графика. Скульптура. Коллаж».
Одаренный художник не оскорблял свое творчество какими-то рамками, не ограничивал его одним жанром и искал себя в живописи, графике, инсталляции и фотографии, еще в 2010-м признавшись в интервью:
«Я занимался и скульптурой, и коллажами, были периоды увлечения чистой абстракцией. Сейчас опять фигуративное люблю (теперь так называют все разновидности реализма). Нравится именно то, что в студенчестве вызывало наибольшее неприятие, — так называемая литературщина в живописи».
Обладатель «Золотого овна» за лучшую работу художника в фильме «Настройщик» и номинант на премию «Ника» в той же категории за «Чеховские мотивы» регулярно знакомил поклонников со своими произведениями.
В 2014-м Голубенко выставлялся во Всемирном клубе одесситов, куда вернулся через три года со «Всякой всячиной». В 2019-м его новые картины и арт-объекты разместились в галерее «Арт-гостиная» Одесского лингвистического центра. В 2020-м здесь же под общим названием «Целенаправленный расчет» были представлены произведения автора из циклов «Счеты», «Мишени», «Призы» и «Смерть содержания», обеззараженные противовирусным раствором.
Личная жизнь
Кира Муратова и Евгений Голубенко познакомились в 1977-м в художественной мастерской последнего. Пара мельком виделась и раньше благодаря другу художника Сергею Попову — актеру, снявшемуся во многих фильмах режиссера и ставшему знаковой личностью в судьбе этих людей.
Окончательно сердце будущей жены мужчина покорил тем, что на ее глазах буквально вырвал бездомного котенка из пасти огромного пса и отнес к ветеринару. Спасти пострадавшее животное не удалось, но это был поступок, рассказавший о том, кто его совершил, лучше всяких слов.
Помимо того, что супруги являли собой поразительный творческий тандем, они отличались и удивительной человечностью. В 2022-м российская журналистка Анжелика Заозерская рассказала об инциденте на Одесском кинофестивале в 2013-м, где ее поддержали только Кира Георгиевна и Евгений Иванович.
Евгений Голубенко сейчас
Евгений Иванович всегда охотно шел на контакт с журналистами, за что те его просто обожали, и не изменяет давней привычке и сейчас. В марте 2022-го в разговоре с кинокритиком Антоном Долиным художник слегка коснулся и темы личной жизни. Он сообщил, что продолжает творить и находиться в своей квартире-мастерской в Одессе, в то время как его правнук с матерью уехали из города.
Бывший работник кинематографа, как он сам себя называет, признался, что с тех пор, как овдовел (Киры Муратовой не стало 6 июня 2018 года), живет в глубокой скуке, и, хотя существование проходит «не без внешних развлечений», жить ему надоело в принципе.
Фильмография
- 1992 — «Чувствительный милиционер»
- 1994 — «Увлеченья»
- 1999 — «Письмо в Америку»
- 2001 — «Второстепенные люди»
- 2002 — «Чеховские мотивы»
- 2004 — «Справка»
- 2004 — «Настройщик»
- 2006 — «Два в одном»
- 2007 — «Кукла»
- 2009 — «Мелодия для шарманки»
- 2012 — «Вечное возвращение»
Интересные факты
- К фильмам, оставившим сильное впечатление, художник отнес «Любовь» Михаэля Ханеке, «Майдан» Сергея Лозницы и «Племя» Мирослава Слабошпицкого. Среди режиссеров он выделял Сергея Параджанова, Сергея Эйзенштейна, Рустама Хамдамова, Александра Сокурова, Акиру Куросаву, Жан-Люка Годара и признавался, что ему близок специфический юмор Луиса Бунюэля, а «Новые времена» Чарли Чаплина даже в двадцатый раз в финале у него вызывают слезы.
- Любимым художником Голубенко назвал Питера Брейгеля. Гениальный рисовальщик, мыслитель и философ, разговаривавший на языке живописи, был уникален своей современностью и являлся полной противоположностью художникам, пользовавшимися закодированным языком современной им моды.
- Для своих коллажей Евгений Иванович, ценивший творчество коллег Михаила Ромадина и Шавката Абдусаламова, использовал бусы, пуговицы, бисер, вентиль от крана, бляху от ремня и кружевные салфетки, доставшиеся от матери.
- В биографии мужа Киры Муратовой нашлось место трем землетрясениям, пожару (дом, где он живет, горел этажом ниже), а в 17 лет ему на ноги наехал гусеничный трактор.
- Говоря о подходе супруги к работе, Голубенко упоминал, что ей нравилось, когда можно было срастить два совершенно чужеродных мозга: «У Киры была гениальная установка — она режиссуру понимала как организацию необходимого ей результата. И количество мозгов, которое она для этого привлекала, было безграничным. Она любила, чтобы максимум людей, работающих с ней в группе, высказывали свое мнение. Она никогда не отпугивала человека, если он говорил какую-то чепуху, потому что надеялась, что вдруг он завтра скажет что-то гениальное».