Биография
Лариса Кадочникова, как и ее однокурсница Татьяна Бестаева, главные роли сыграла в молодости. Судьбы актрис похожи и тем, что, вскружив в юности головы многим мужчинам, дамы, сохраняющие творческое долголетие, не обзавелись детьми.
Детство и юность
Лариса появилась на свет в 1937 году в семье актрисы и режиссера-мультипликатора. За год до рождения девочки ее мать Нина Алисова блестяще сыграла героиню Александра Островского Ларису Огудалову в экранизации Якова Протазанова и назвала дочь в ее честь. Любопытно, что благодаря младшему брату Кадочниковой Вадиму Алисову советский зритель познакомился с другой версией «Бесприданницы» — оператор снял на камеру молодую Ларису Гузееву в фильме Эльдара Рязанова «Жестокий романс».
В детстве Лариса мечтала стать балериной, но не прошла по здоровью — при вращении у нее кружилась голова. После окончания школы девушка легко поступила в кузницу кинематографистов. Ее однокурсниками, кроме Бестаевой, были Леонид Куравлев и Софико Чиаурели, через 25 лет встретившиеся на съемочной площадке телефильма «Ищите женщину».
Театр
Окончив ВГИК, Лариса попала в один из самых модных театров Москвы — «Современник». Мама больше хотела видеть ее актрисой МХАТа, но приняла решение дочери. Кадочникова получила приглашение в труппу случайно — пришла на прослушивание, чтобы подыграть однокурснику. Галина Волчек, впечатленная талантом девушки, сразу позвала ее на сцену. Молодая артистка блистала в спектаклях «Современника» с 1961-го по 1964-й.
Уйти из театра исполнительнице пришлось по личным обстоятельствам: ее мужа отправили в Киев, и она хотела быть рядом с ним. Олег Ефремов, бывший на тот момент художественным руководителем «Современника», расценил такое решение как предательство.
Переехав в столицу Украины, Кадочникова стала артисткой Киевского академического русского драматического театра имени Леси Украинки. Она играла в нем на протяжении четырех десятилетий, успев за это время примерить на себя множество разных женских образов. Поклонники особенно ценили работы актрисы в постановках по классическим произведениям («Вишневый сад», «Игрок», «Без вины виноватые» и др.).
Фильмы с Ларисой Кадочниковой
В фильмографии Ларисы Кадочниковой есть две картины-биографии. В каждой из них она играла супругу главного персонажа. В дебютной ленте «Василий Суриков» актриса перевоплотилась в жену русского живописца Елизавету Августовну. В фильме участвовали двое актеров из будущей гайдаевской троицы: Евгений Моргунов снялся в эпизодической роли коменданта снежного городка, а Георгий Вицин воплотил образ Ильи Репина.
В снятой через 20 лет после «Василия Сурикова» картине «Взлет» Кадочникова волей режиссера Саввы Кулиша превратилась в жену Константина Циолковского Варвару Евграфовну. Создателя теоретической космонавтики сыграл поэт Евгений Евтушенко. Фильм украсила музыка Олега Каравайчука.
В фильме «Улица Ньютона, дом 1» Лариса сыграла свою тезку и познакомилась с будущим мужем Юрием Ильенко, занятым в основной роли студента Тимофея Сувернева.
Ильенко работал оператором в главном фильме Кадочниковой — «Тени забытых предков» Сергея Параджанова. Роль в картине досталась артистке сразу: режиссер, едва увидев ее, воскликнул:
«Это же Маричка! Я больше никого пробовать не буду».
В основу ленты легла одноименная повесть Михаила Коцюбинского, которая, в свою очередь, напоминала фабулу шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта», но с украинским колоритом. Съемки велись в селе Криворивня, где Коцюбинский и создал свое произведение.
Лариса сыграла юную Маричку, а возлюбленного героини, Ивана, представил на экране Иван Палийчук. Режиссерские приемы Параджанова оказались для актрисы настолько непривычными и далекими от того, чему ее учили во ВГИКе, что в один момент она решила покинуть ленту. Но, остыв, отсмотрев снятый материал, осталась и после выхода фильма на экраны и демонстрации ленты в Европе стала настоящей звездой.
Позднее супруг снял исполнительницу в главной роли в своем фильме «Белая птица с черной отметиной». Обе ленты произведены киевской киностудией им. А. Довженко и наполнены украинской этникой.
В последующие десятилетия Кадочникова продолжала сниматься в ролях, соответствующих ее возрасту. В 2018-м артистка появилась в эпизоде сериала «Путешествие к центру души», спустя год — в «Капитанше», а в 2021-м порадовала поклонников главной ролью в мелодраме «С чистого листа», где сыграла капризную актрису Виолетту Альбертовну.
Личная жизнь
В юности, еще будучи студенткой, Кадочникова пережила страстный роман с Ильей Глазуновым. Как ни парадоксально, с художником она познакомилась благодаря его жене Нине Виноградовой-Бенуа, которая дала матери актрисы пригласительные билеты на выставку мужа.
Увидев миниатюрную девушку с огромными черными глазами, Илья Сергеевич предложил красавице стать его моделью. На три года он превратился для Ларисы в божество. В интервью артистка рассказывала, что любовь высасывала из нее все соки, она с каждым днем худела, но все равно продолжала встречаться с художником. Чтобы излечить девушку от пагубной страсти, мать привязывала ее к кровати и не пускала на свидания.
За время отношений актриса дважды беременела от Глазунова и оба раза делала аборты. Все закончилось, когда у художника должна была состояться выставка в Польше. Его вызвали на ковер и поставили перед выбором: муза или жена (добропорядочный советский гражданин не мог иметь любовницу). Илья выбрал жену и в тот же день оповестил Кадочникову о расставании по телефону.
Вскоре Лариса Валентиновна вышла замуж за Юрия Ильенко и уехала жить в Киев. Однако родить детей, которых хотел муж, она не смогла, и брак, длившийся 20 лет, завершился разводом и судебной тяжбой из-за квартиры.
Счастье в личной жизни актриса обрела со вторым супругом — директором Театра имени Леси Украинки Михаилом Саранчуком, ушедшим ради нее из семьи. Пара жила в гармонии, союз оказался творческим. Но в 2014-м Саранчука не стало.
Кадочникова больше не вышла замуж, хотя продолжала получать предложения руки и сердца. Ей удалось сохранить привлекательность и оставаться эффектной, о чем свидетельствовали свежие фотографии.
Лариса Кадочникова сейчас
Сейчас Лариса Валентиновна продолжает служить в театре. В 2024-м с большим успехом на сцене идет спектакль «Музыка любви», посвященный романтическим отношениям писательницы Жорж Санд и композитора Фридерика Шопена. В основу постановки, премьера которой состоялась в 2021-м, легла пьеса, написанная самой Кадочниковой совместно со вторым мужем Михаилом Саранчуком. Автором сочинения указан Мишель Кадо — для этого творческого двойного псевдонима артистка взяла имя супруга и часть своей фамилии. Спектакль актриса посвятила памяти Саранчука.
Фильмография
- 1959 — «Василий Суриков»
- 1960 — «Мичман Панин»
- 1960 — «Воскресение»
- 1963 — «Улица Ньютона, дом 1»
- 1964 — «Время, вперед!»
- 1971 — «Белая птица с черной отметиной»
- 1975 — «На край света»
- 1979 — «Взлет»
- 1980 — «Черная курица или подземные жители»
- 1982 — «Пусть он выступит»
- 1986 — «Голубая роза»
- 2005 — «Седьмое небо»
- 2009 — «Сюрприз!»
- 2014 — «Турецкий транзит»
- 2018 — «Путешествие к центру души»
- 2021 — «С чистого листа»
Интересные факты
- В интервью Лариса Валентиновна рассказывала, что в молодости была недовольна своим длинным носом, он становился для нее предметом постоянных расстройств. А соседка Кадочниковых, знаменитая Тамара Макарова, даже шутила: «Ты можешь проткнуть им экран». Особенно Ларисе было обидно, что у красавицы-матери нос оказался, напротив, маленьким и аккуратным.
- Кадочникову в течение года рассматривали на роль Наташи Ростовой в готовящейся картине Сергея Бондарчука «Война и мир». Олег Ефремов даже готов был отпустить ее на время съемок. Но в результате в течение недели утвердили юную балерину Людмилу Савельеву. Лариса тяжело переживала эту ситуацию.