Биография
Людмила Семеняка, которая сама себя называет «омосквиченной ленинградкой», стала эталонной балериной, в которой гармонично сочетались трудолюбие, филигранная техника и врожденное изящество. Получив в 17 лет поцелуем в макушку благословение Галины Улановой, она вписала и свое имя в историю балета. Собирая восхищенные взгляды зрителей и завистливые — коллег, Семеняка чувствовала себя счастливой, даже несмотря на перипетии в личной жизни.
Детство и юность
Будущая звезда балетной сцены родилась 16 января 1952 года в городе на Неве. Отец Людмилы Ивановны работал гравером в издательстве «Правда», мама трудилась аппаратчицей в химической лаборатории.
В девять лет девочка начала заниматься в танцевальном кружке Ленинградского дворца пионеров имени А. А. Жданова. Педагоги отметили ее талант и трудолюбие и посоветовали поступить в хореографическое училище им. А. Я. Вагановой. На вступительные испытания в кузницу балетных кадров Люде пришлось ездить без сопровождения родителей: отец лежал в больнице, мать находилась рядом с ним.
В 12-летнем возрасте Семеняка дебютировала на сцене Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский) в партии маленькой Маши в балете «Щелкунчик», а спустя пять лет завоевала бронзовую медаль на Первом Международном конкурсе артистов балета в Москве. Юрий Григорович лично пригласил восходящую звезду в труппу Большого театра, однако девушке пришлось еще два года отработать по распределению в Кировском театре.
Балерина Людмила Семеняка
Первым спектаклем Людмилы в новом коллективе стало «Лебединое озеро». Балет Большого должен был выступать с шедевром Петра Чайковского в Кремлевском Дворце съездов, но две солистки заболели. За 14 дней балерина смогла влиться в постановку.
В Большом Семеняка танцевала с 1972 по 1998 год (первые два десятилетия состояла в труппе главного театра страны, а затем еще шесть лет заключала контракт). За хрупкими плечами Людмилы Ивановны (рост балерины — 163 см) — заглавные партии в «Жизели» Адольфа Адана и «Золушке» Сергея Прокофьева, вариация Китри из «Дон Кихота» на музыку Людвига Минкуса, а ее Аврору в «Спящей красавице» Чайковского эксперты до сих пор называют «бриллиантом балетного наследия».
За создание образа Валентины в балете Андрея Эшпая «Ангара», поставленном по мотивам пьесы Алексея Арбузова «Иркутская история», уроженка Ленинграда удостоилась Государственной премии СССР. К 34 годам Людмила Ивановна, побывав заслуженной и народной артисткой РСФСР, стала народной артисткой СССР.
За годы творческой биографии она успела выступить на сценах разных стран мира и стать обладательницей множества наград. Семеняка — лауреат 1-й премии I Международного конкурса артистов балета в Токио, премии имени Анны Павловой Парижской академии танца, английской премии Evening Standard, приза «Душа танца».
Балетмейстер и педагог
В 1999 году Людмила Ивановна дебютировала как балетмейстер-постановщик, а затем попробовала себя в качестве драматической актрисы в театре «Школа современной пьесы». С 2002 года уроженка города на Неве — педагог-репетитор Большого театра, среди ее учеников — Анастасия Меськова и Светлана Захарова. Кредо Семеняки-наставницы — у балерин не должно быть производственных травм.
В январе 2022 года Людмила Семеняка отметила 70-летие. В день юбилея Большой театр дал в ее честь спектакль «Лебединое озеро», в котором участвовали ученицы прославленной балерины.
Артистку балета часто можно было увидеть на международных мероприятиях в качестве члена жюри: она присутствовала на юношеском конкурсе классического танца «Фуэте Артека», балетном фестивале «Бенуа де ла Данс» и многих других.
Личная жизнь Людмилы Семеняки
С первым мужем, солистом Большого театра Михаилом Лавровским, Людмилу Ивановну свела ее педагог Нина Беликова, приятельствовавшая с матерью танцора, заслуженной артисткой РСФСР Еленой Чикваидзе. Уже на третьем свидании красавец-мужчина сделал Людмиле предложение. На совместных фото супруги, которые стали партнерами и на сцене, буквально искрились любовью.
Счастье в личной жизни разрушила сначала прерванная по настоянию свекрови беременность Людмилы, а затем супружеская измена Михаила. После развода Семеняке приходилось танцевать с бывшим мужем на сцене. Из депрессии артистке помогли выйти слова Галины Улановой:
«У тебя есть балет, он тебя спасет».
Людмила погрузилась в работу. В труппе Большого театра многие завидовали любимице Григоровича и Улановой. Колкости произносились не только за спиной Семеняки, но и в лицо талантливой танцовщице.
Как-то за нее заступился Александр Годунов — так началась их дружба. Танцор состоял в браке с тезкой и коллегой Семеняки — Людмилой Власовой, которую называл милой Милой. Он любил жену, но часто не мог устоять перед прелестями других дам. В отношениях статного блондина и экс-супруги Лавровского преобладали товарищество и сотворчество, но и чувственных моментов роман солистов Большого театра не был лишен.
Параллельно за Семенякой ухаживал композитор Вячеслав Овчинников. Автор музыки к картинам «Иваново детство», «Война и мир», «Первый учитель» и «Они сражались за Родину» сделал балерине предложение, и красавица почти приняла его. Молодой женщине хотелось семьи и детей, чего Годунов не мог ей дать.
В августе 1979 года во время гастролей Большого театра в Нью-Йорке Александр попросил США предоставить ему политическое убежище. Бегство танцора потрясло труппу, а Семеняка, поняла, что ее чувства к нему были больше, чем ни к чему не обязывающий служебный роман, и посчитала непорядочным выходить замуж за Овчинникова.
Андрис Лиепа
В личной жизни Людмилы на несколько лет наступило затишье. Ухаживания многочисленных поклонников балерина игнорировала. Растопить сердце красавицы смог еще один белокурый коллега, Андрис Лиепа. Семеняка помнила этого парня еще мальчиком — многократно танцевала с его отцом Марисом Лиепой, дружила с матерью, драматической актрисой Маргаритой Жигуновой, и была вхожа в дом творческой семьи. На гастролях юноша задаривал старшую коллегу цветами и конфетами, катал на лодке и носил на руках не только на сцене.
Брак Людмилы и Андриса продержался всего год, но еще шесть лет после развода танцоры прожили вместе, то расставаясь, то сходясь вновь. Семеняка дважды беременела от Лиепы, но выносить и родить детей ей не удалось.
После развода
Долгожданный сын Иван появился у балерины только после завершения отношений с юным возлюбленным. Людмила Ивановна утверждала, что Ваня всегда знал, кто его отец, но имя мужчины не обнародовала. Иван — крестник ее бывшего супруга Михаила Лавровского, с которым Семеняка сейчас находится в дружеских отношениях. Наследник не пошел по стопам талантливой родительницы, а стал бортпроводником.
Людмила Семеняка сейчас
Сейчас Семеняка связывает творческую реализацию с успехом своих подопечных. Она отмечала, что будто присутствует с ними во время выступлений — у нее даже также болит тело, как у воспитанников после партии.
В 2024 году балерина стала гостьей авторской программы Вадима и Игоря Верников «2 Верник 2». Она с ностальгией вспоминала своих первых коллег и наставников, особенно выделяя среди них Галину Уланову. На вопрос ведущих о ее любимых персонажах Людмила Ивановна ответила, что легче всего было воплощать характерных героинь, таких как Катерина в «Каменном цветке» или Фригия в «Спартаке».
Партии
- «Щелкунчик» П. И. Чайковского — Мари
- «Лебединое озеро» П. И. Чайковского — Одетта-Одиллия
- «Жизель» А. Адана — Жизель
- «Спящая красавица» П. И. Чайковского — Аврора, принцесса Флорина
- «Дон Кихот» Л. Минкуса — Китри, Амур
- «Баядерка» Л. Минкуса — Никия
- «Раймонда» А. К. Глазунова ― Раймонда
- «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева ― Джульетта
- «Золушка» С. С. Прокофьева ― Золушка
- «Спартак» А. И. Хачатуряна ― Фригия
- «Макбет» К. В. Молчанова ― леди Макбет
- «Золотой век» Д. Д. Шостаковича ― Рита
Постановки
- 1970 — «Молодой балет мира»
- 1973 — «Эта весёлая планета»
- 1977 — «Иван Грозный»
- 1980 — «Большой балет»
- 1981 — «Мир Улановой»
- 1990 — «Лебединая песня»
- 1993 — «Моя Жизель»
- 1997 — «Фантазия на тему Казановы»
Интересные факты
- В детстве Люда с отцом каждое воскресенье с декабря по март проходила 16 км на лыжах.
- Людмила Ивановна гордилась, что в молодости получила качественное образование. Она поясняла, что в ленинградской балетной школе изучала не только танец, но также живопись, языки и другие науки. И когда балерина оказалась в Париже, ей не потребовался переводчик, потому что она в совершенстве владела французским.
- Артистка не любит художественные фильмы о балете, потому что в них много субъективного восприятия постановщиков, которое не всегда соответствуют реальности. Однако есть исключение: Семеняка оценила ленту «Черный лебедь» с Натали Портман в главной роли.