Алан Паркер

Алан Уильям Паркер
О знаменитости
Карьера
Дата рождения
Возраст
76 лет
Дата смерти
31 июля 2020 г.
Место рождения
Семейное положение
был женат
Соцсети
    5,0 / 5 (2 голоса)

    Биография

    Алан Паркер — один из самых титулованных современных режиссеров. Он совершил переворот как в британской индустрии рекламы, так и в кинематографе. Обладая талантами в самых разных творческих сферах, от продюсерства до мультипликации, Паркер не мог остановиться на одном жанре и при этом мечтал написать роман.

    Детство и юность

    Режиссер родился 14 февраля 1944 года в Лондоне во время бомбежек британской столицы войсками люфтваффе, что позже нашло отражение в его фильмах. Выходец из рабочей семьи портнихи и маляра, Паркер в детстве не стремился стать кинорежиссером, но по примеру дядей увлекся фото. В отличие от большинства сверстников, уделял много времени учебе. Он хотел пойти в художественный колледж, но отец не позволил, заявив, что сын достаточно выучился и должен идти работать.

    Тяготевший к творчеству 18-летний Паркер выбрал рекламный бизнес. Также парень считал, что в этой сфере будет проще знакомиться с красивыми девушками.

    Embed from Getty Images
    Алан Паркер в молодости

    В молодости Алан работал в рекламных агентствах, где разбирал корреспонденцию, а затем дорос до копирайтера. В одном из агентств он познакомился с Дэвидом Паттнэмом и Аланом Маршаллом, которые в будущем стали известными продюсерами. Эта встреча изменила жизнь Паркера.

    Вместе с Маршаллом он основал успешную компанию по производству рекламы. Среди брендов, с которыми работали друзья, есть известные сегодня Heineken и Cinzano. Постепенно от сценариев роликов Алан перешел к сценариям кинолент.

    Фильмы Алана Паркера

    Паркер и Маршалл хотели двигаться дальше и на деньги, заработанные на рекламе, сняли художественный фильм о войне No Hard Feelings (1973), задействовав своих актеров из рекламных роликов. Партнеры рассчитывали заинтересовать продюсеров и получить деньги на серию из шести картин. Но телекомпании редко приветствовали независимое телепроизводство, и драму никто не хотел даже смотреть. План едва не провалился, но после многочисленных отказов от телеканалов ленту выкупила ВВС и при этом пригласила Алана на съемку военной картины по рассказу «Эвакуированные» Джека Розенталя — она получила премии BAFTA и «Эмми».

    Первая картина Алана, демонстрировавшаяся на большом экране, — пародийный гангстерский мюзикл «Багси Мэлоун». Среди многочисленных наград и номинаций он принес сценаристу его первый личный приз BAFTA и претендовал на «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском МКФ.

    Алан Паркер на съемках фильма «Стена»
    Алан Паркер на съемках фильма «Стена» / Фото: @phillgrig

    В фильмографии режиссера присутствует еще несколько музыкальных лент, прежде всего это полнометражный клип на музыку группы Pink Floyd «Стена». Не менее известен мюзикл «Эвита» — вольная интерпретация биографии супруги аргентинского президента Хуана Перона. Слагаемыми успеха фильма являются музыка Эндрю Ллойда Уэббера и игра звезд — Мадонны и Антонио Бандераса.

    В картине «Полуночный экспресс» (1978) сценаристом выступил Оливер Стоун, получивший за свою работу «Оскар». Еще до начала съемок фильм о страданиях наркокурьера в турецкой тюрьме вызвал скандал: власти Турции отказали в съемке на территории страны. Картина с бюджетом в $ 2,3 млн собрала в прокате $ 35 млн и получила множество призов. Алан номинировался на награду Американской академии, но уступил ее Майклу Чимино и картине «Охотник на оленей».

    Большое влияние на творчество Паркера оказали фильмы Андрея Тарковского. В триллере «Сердце ангела» Алан повторил знаменитую сцену русского режиссера, только вместо воды с потолка у британца лилась кровь. Главные роли в кровавом и вместе с тем интеллектуальном детективе сыграли Микки Рурк и Роберт Де Ниро.

    В 1984-м на экраны вышла еще одна совместная работа Паркера и Маршалла — драма «Птаха» о травматическом опыте во время войны во Вьетнаме по роману Уильяма Уортона. Картина с Николасом Кейджем и Мэтью Модином в главных ролях получила Гран-при на Каннском кинофестивале и по версии Национального совета по обзору киноискусства вошла в топ-10 лучших фильмов года. При этом в кинотеатрах проект не окупился: в ограниченном прокате он собрал всего $ 1,4 млн при бюджете в $ 12 млн.

    Еще одним провальным фильмом режиссера стала драма «Прах Анджелы». В основу картины легла одноименная биографическая книга Фрэнка Маккорта, ставшая бестселлером The New York Times и принесшая автору Пулитцеровскую премию. Съемочная группа проделала огромную работу — пришлось даже построить мощенную булыжниками улицу с 30 коттеджами. Но ни бюджет в $ 50 млн, ни талантливые Эмили Уотсон и Роберт Карлайл в главных ролях не гарантировали коммерческий успех — сборы составили $ 13 млн. При этом критики оценили проект — он получил номинации на «Оскар», «Золотой глобус», BAFTA, но призов не добился.

    Embed from Getty Images
    Алан Паркер и Кевин Спейси

    Последней картиной в творческой биографии режиссера стала «Жизнь Дэвида Гейла» (2003), сопродюсером Алана в этом проекте выступил Николас Кейдж. Драматический триллер с Кевином Спейси и Кейт Уинслет претендовал на «Золотого медведя» на Берлинском кинофестивале, но вызвал в основном отрицательные отзывы критиков и с треском провалился в прокате, едва оправдав 38-миллионный производственный бюджет (на маркетинг было затрачено еще $ 25 млн).

    Личная жизнь

    Режиссер дважды вступал в брак. В первом союзе с Анни Инглиш у него появились четверо детей: дочь Люси Кейт и сыновья Александр Джеймс, Джек Уильям и Натан Чарльз. Кризис в личной жизни и расставание с супругой Паркер отразил в драме «Пристрели луну», герои которой не могут друг без друга, но конфликтуют, находясь под одной крышей. Брак, заключенный в 1966-м, завершился разводом в 1992 году.

    Вторая жена Алана — продюсер Лиза Моран, которая работала с ним над такими картинами, как «Жизнь Дэвида Гейла», «Эвита».

    Смерть

    После «Жизни Дэвида Гейла» Паркер отошел от съемок и занялся общественной работой — он занимал пост председателя совета управляющих Британского института кино, был председателем Совета по кинематографии Великобритании, президентом Европейской федерации кинорежиссеров FERA.

    Выйдя не пенсию, режиссер занялся хобби — шелкографией и рисованием — и периодически появлялся на кинофестивалях. В 2019 году к 75-летию Паркера были опубликованы выдержки из его интервью, оформленные в виде 22 советов начинающим постановщикам. Алан рекомендовал молодым коллегам сочетать трепетность поэта с выдержкой и упорством строителя.

    Паркер скончался в возрасте 76 лет 31 июля 2020 года. Причина смерти не уточнялась, известно лишь, что последние годы жизни продюсер боролся с тяжелой болезнью.

    Фильмография

    • 1975 — «Эвакуированные»
    • 1976 — «Багси Мэлоун»
    • 1978 — «Полуночный экспресс»
    • 1980 — «Слава»
    • 1982 — «Пристрели луну»
    • 1982 — «Стена»
    • 1984 — «Птаха»
    • 1987 — «Сердце ангела»
    • 1988 — «Миссисипи в огне»
    • 1990 — «Посмотри на рай»
    • 1991 — «Группа «Коммитментс»
    • 1994 — «Дорога на Вэлвилл»
    • 1996 — «Эвита»
    • 1999 — «Прах Анджелы»
    • 2003 — «Жизнь Дэвида Гейла»

    Интересные факты

    1. Подобно Эльдару Рязанову, Алан иногда играл в эпизодах своих фильмов. Так, в картине «Прах Анджелы» режиссер мелькнул в крохотной роли врача, лечащего маленького Фрэнка от брюшного тифа. В «Эвите» он появился на экране в образе измученного кинорежиссера.
    2. Паркер был карикатуристом-любителем, создавал юмористические миниатюры как на бумаге, так и на iPad.