Биография
Актриса Екатерина Васильева не принадлежит числу тех женщин, кто с возрастом старается молодиться, ложится под нож пластических хирургов, носит мини-юбки и глубокие декольте. Дочь народной артистки РСФСР Жанны Прохоренко и кинорежиссера Евгения Васильева говорила, что в молодости могла бы раздеться в кадре, но тогда этого и не требовалось, а сейчас точно ни за что не станет оголяться, потому что «все должно быть эстетично».
Детство и юность
19 августа 1961 года в Москве у Прохоренко и Васильева родилась дочь Екатерина Евгеньевна Васильева. Семейный союз просуществовал недолго — супруги развелись, когда девочке исполнилось пять лет, но позднее каждый из них смог устроить личную жизнь повторно. Жанна Трофимовна состояла в фактическом браке с писателем, сценаристом и актером Артуром Макаровым, а Евгений Иванович женился на женщине по имени Дина.
Вспоминая детство, Екатерина Евгеньевна рассказывала, что обычно справляла свои дни рождения вместе с двоюродным братом и подругой в Тверской области. Там, в крохотной деревне на четыре дома, располагалась «замечательная избушка без электричества» ее бабушки. С самого утра Васильева томилась в ожидании матери. Той путь всегда давался непросто, однажды даже пришлось преодолевать реку на резиновой лодочке, которую везла дочери в подарок.
Екатерина часто сопровождала ту, что подарила ей жизнь, в театре и на киностудии и регулярно отправлялась с ней в служебные экспедиции, совпадавшие с каникулами. Так, свое десятилетие достойная продолжательница творческой династии встретила на съемках фильма «Если ты мужчина…» на море, получив в подарок часы «Заря» на кожаном ремешке.
В 16 лет Васильева, еще в школе занимавшаяся в театре у Вячеслава Спесивцева и решившая стать актрисой, поступила во Всесоюзный государственный институт кинематографии, где учились ее родители. В вузе Екатерина оказалась на курсе Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, ставшем последним, который они довели вместе.
Сергей Аполлинариевич славился тем, что снимал своих студентов в своих картинах, и Васильева с сокурсниками не стали исключением: во второй части дилогии «Юность Петра» «В начале славных дел» Любовь Германова сыграла большую роль, а все остальные — маленькие. При этом в титрах Екатерину указали как Наталью.
Фильмы с Екатериной Васильевой
В фильмографии Васильевой есть немало картин, где ей доверили перевоплощение в центральных действующих персонажей. Однако зрителям она запомнилась по небольшим ролям Алены в «Вам и не снилось...» и учительницы английского языка Аллы Сергеевны в «Гостье из будущего».
Впрочем, сама актриса особой популярности после этих картин не ощущала. Для нее съемки запомнились прежде всего радостью от возможности взаимодействия с талантливыми режиссерами и коллегами, благодаря которым появились прекрасные советские фильмы.
В «Вам и не снилось…» Екатерина снялась еще на старте карьеры, лента вышла в советский прокат в 1981 году. Героиня артистки — мрачная и неудачливая девушка, безнадежно влюбленная в главного героя. Компанию на площадке Васильевой составили Татьяна Аксюта, Никита Михайловский, Елена Соловей.
В том же году актриса появилась в исторической драме «Рожденные бурей», действия которой разворачиваются в начале XX века. Проект был снят на основе первой части романа Николая Островского. У Васильевой главная роль Олеси.
Затем был образ Надежды в фильме «Тепло родного дома», снятом на Одесской киностудии. Поучаствовала Екатерина и в создании ленты совместного производства СССР и Чехословакии «Лев Толстой». Ей досталась роль младшей дочери писателя Александры.
В 90-х, по словам артистки, ей не нашлось работы в кадре, поэтому она взялась за озвучивание иностранных проектов (среди них — популярные сериалы «Просто Мария» и «Дикая Роза»), занялась переводом зарубежных мультфильмов и руководила фирсановским поселковым Домом культуры. Вернувшись на съемочную площадку в середине нулевых и засветившись в «Близнецах», Васильева вплоть до 2011-го не получала предложений от режиссеров.
Но уже в 2010-х к актрисе вернулась профессиональная востребованность. Своей актерской гордостью Екатерина Евгеньевна называла почти забытое «Сердце мира», которое завоевало Гран-при, награду в номинации «Лучшая мужская роль» и приз Гильдии киноведов и кинокритиков имени Даниила Дондурея на «Кинотавре» в 2018 году.
Следующее десятилетие началось для Васильевой с показа на канале «ТВ-3» сериала «Эпидемия», где она исполнила небольшую роль. В 2022-м с участием талантливой актрисы вышел целый ряд проектов. В феврале ТНТ показал сериал «Вне себя», а в октябре в прокат вышел полнометражный фильм «Плакать нельзя».
Личная жизнь
В середине 80-х Екатерина познакомилась с Тимофеем Спиваком, у которого за плечами остался студенческий брак с Татьяной Клюевой, и вскоре согласилась стать его женой. 23 марта 1985 года чета принимала поздравления с пополнением в семействе. На свет появилась дочь Марьяна Спивак, продолжившая актерскую династию и получившая широкую известность после выхода титулованной «Нелюбви» Андрея Звягинцева, где сыграла главную роль.
Однако рождение ребенка не скрепило семейный союз, и супруги через некоторое время развелись. Следующим избранником Васильев стал каскадер, постановщик трюков и батальных сцен Александр Малышев, которому она 8 декабря 2001-го подарила дочь Ксению. Этот союз в итоге распался.
Рассказывая о личной жизни Екатерина Евгеньевна отмечала, что после расставания с Малышевым решила больше не выходить замуж, ведь ей достаточно любви родных и друзей. И если с первым мужем она сохранила теплые отношения до самой его смерти, то с Александром прекратила всякое общение.
Актриса души не чает в своих детях, фотографии которых часто мелькают на ее персональных страницах в соцсетях. Она называет старшую наследницу самостоятельной и очень сильной исполнительницей, чьи способности проявились еще в детстве, на съемках киносказки «Горе-злосчастье», и гордится тем, что младшая «рисует потрясающе и литературный талант имеет».
Екатерина Евгеньевна много времени проводит с дочерью Ксенией, внуком Гришей и домашними питомцами в подмосковной Фирсановке, где у нее есть дом, который останется семье Марьяны Спивак, и в Псковской области, где расположена ее дальняя дача.
Васильева не лукавила, когда в интервью по случаю своего 60-летия говорила, что совершенно не чувствует свой возраст. Она бодра духом и открыта всему новому, например сапсерфингу.
Екатерина Васильева сейчас
Екатерина Евгеньевна, трудящаяся режиссером в Доме культуры поселка Фирсановка и звонарем в местном Георгиевском храме, рада тому, что сейчас ее приглашают сниматься в кино. Ведь много лет ничего подобного не было, и она уже думала, что придется заканчивать с профессией.
2024 год выдался для знаменитой актрисы богатым на премьеры, фильмографию пополнили ленты, где у нее небольшие, но яркие роли. В феврале вышла экранизация бестселлера Майка Омера «Внутри убийцы», в ней у Васильевой образ врача Анны Сергеевны.
Весна запомнилась поклонникам творчества Екатерины Евгеньевны показом комедийного сериала «Казачок». Главная роль — у молодого актера Алексея Лукина, в Васильева перевоплотилась в его бабушку, чье появление в кадре становится завязкой истории.
Продолжала Екатерина Евгеньевна и работу над лентой «Предпоследняя инстанция», появившись уже в третьем подряд сезоне этого проекта. Ее героиня — мать центрального персонажа в исполнении Павла Прилучного.
Фильмография
- 1980 — «Вам и не снилось...»
- 1981 — «Рожденные бурей»
- 1983 — «Тепло родного дома»
- 1985 — «Гостья из будущего»
- 1989 — «Во бору брусника»
- 1992 — «Пока гром не грянет»
- 2013-2016 — «Пасечник»
- 2018 — «Сердце мира»
- 2021 — «Я иду тебя искать. Бумеранг»
- 2022-2024 — «Предпоследняя инстанция»
- 2022 — «Плакать нельзя»
- 2023 — «Внутри убийцы»
- 2024 — «Казачок»
Интересные факты
- Любимым проектом матери актриса Марьяна Спивак назвала ленту «Во бору брусника». Там у Екатерины Евгеньевны яркая многогранная роль, позволившая в полной мере раскрыть талант. Режиссером выступил отец Евгений Васильев.
- В творческой биографии Васильевой есть проект, где ей повезло сняться вместе с матерью и старшей дочерью. В «Близнецах» Зиновия Ройзмана они играли как будто себя — семью актрис.
- Екатерину Евгеньевну Васильеву часто путали с ее коллегой Екатериной Сергеевной Васильевой, но, несмотря на это, женщина даже не думала о том, чтобы взять другую фамилию. Во-первых, потому что не хотела предавать отцовскую. Во-вторых, быть Прохоренко тоже не собиралась, ведь Жанна Трофимовна сделала эту фамилию известной, а артистка желала избежать сравнений с матерью.