Андрей Звягинцев

Andrey Zvyagintsev
О знаменитости
Дата рождения
Возраст
60 лет
Место рождения
Рост
177
Семейное положение
женат
Соцсети
    4,0 / 5 (21 голос)

    Биография

    Вряд ли найдется в российском кинематографе такой же титулованный, неординарный, с особым взглядом на мир, даже в какой-то мере скандальный режиссер, как Андрей Звягинцев. Его картины восторгают и ужасают, погружают в уныние или эйфорию, но не оставляют равнодушными.

    Детство и юность

    Биография известного кинорежиссера началась в Новосибирске 6 февраля 1964 года. Несколько месяцев мальчик жил в селе Новомихайловка, где его мать проходила студенческую практику. Семья распалась, и уже в 5-летнем возрасте Андрей остался без отца. Родительница продолжала преподавать в школе русский язык и литературу.

    Андрей Звягинцев в фильме «Ширли-мырли»
    Андрей Звягинцев в молодости / кадр из фильма «Ширли-мырли»

    Искусство пленило юношу со школьных лет. К 16 годам он занимался в театральной студии Льва Белова при ТЮЗе. Позже Звягинцев был зачислен на курс Белова, который тот организовал в театральном училище. Уже через год молодой человек исполнил главную роль в постановке «Не помню». Дебют прошел успешно, и к окончанию учебы Андрея привлекли к нескольким фильмам, где он сыграл главные роли. Это картины «Никто не поверит» и «Акселераты».

    В 1984 году Андрей успешно окончил курс и решил остаться в театре юного зрителя. Вскоре парень получил повестку в армию. Далеко уезжать не пришлось, Звягинцев был определен в Новосибирский военный ансамбль на должность конферансье. Оркестр занимался подготовкой выступлений, которые позже презентовали разным гарнизонам.

    В 1986-м актер решил продолжить карьеру. С этой мыслью Андрей покинул Новосибирск и направился в Москву. По приезде в столицу подал документы в ГИТИС, где был зачислен на курс к Николаю Лазареву и Владимиру Левертову.

    На защите дипломной работы в 1990 году будущий режиссер, поставивший небезызвестный фильм «Левиафан», сыграл Максима Горького в спектакле по мотивам пьесы писателя и драматурга Ивана Сергеевича Тургенева. Получив диплом государственного института театрального искусства, Андрей Звягинцев бросил театральную сцену. По его словам, вместо искусства театр выпускал «продукт на зрителя».

    Параллельно с театром началась и работа Андрея в кино. Так, с 1992-го по 1994 годы будущий режиссер снимался в популярном сериале «Горячев и другие». Также молодой актер «засветился» в небольшой роли журналиста в комедии Владимира Меньшова «Ширли-Мырли». А в 2000 году появился сразу в двух кинопроектах — фильме «Любовь до гроба» и многосерийном детективе «Каменская», играя Валерия Турбина в эпизоде «Смерть и немного любви».

    Режиссура

    Профессиональная карьера Андрея началась с исполнения эпизодических ролей в многосерийных картинах и рекламных роликах. До этого он пробовал писать сценарии и рассказы, но добиться должного результата не удавалось. В последующие годы фильмография Звягинцева стала стремительно расширяться. Увлекшись киноиндустрией, Андрей начал тщательно исследовать ретроспективы выдающихся постановщиков Акиры Куросавы, Жан-Люка Годара, Ингмара Бергмана и Микеланджело Антониони в Музее кино.

    Не брезговал Звягинцев профессией дворника, что давало возможность пользоваться служебным жильем в непосредственной близости от театра имени В. В. Маяковского. Местом временного обитания Андрея стал старинный обветшалый особняк 1825 года, где кинематографист располагал комнатой в 50 квадратов.

    В канун 2000 года состоялся дебют Звягинцева в качестве режиссера. Телевизионный канал RenTV презентовал первые киноленты начинающего сценариста и постановщика. В рамках телевизионного цикла зрители посмотрели короткометражные новеллы Obscure и «Выбор». В 2003 году на экранах появилась полнометражная кинолента Звягинцева «Возвращение» с яркой, животрепещущей сюжетной линией.

    Сюжет фильма направлен на демонстрацию истинной человеческой жизни. Неспешные кадры с протяжными пейзажами и крупными планами оценили неоднозначно. Критики тогда отметили, что подобная интерпретация не свойственна современности, на что Звягинцев ответил: он ощущает мир именно таким, и жизненный ритм происходит аналогично сюжету.

    В картине режиссер продвигал цель — показать зрителю реальное течение жизни. Проект настолько понравился публике, что зрители захотели узнать больше деталей о создании картины. Поэтому через год после премьеры вышла коллекция снимков Владимира Мишукова, работавшего на съемочной площадке фотографом и фиксировавшего яркие моменты рабочего процесса.

    Неблагоприятные прогнозы кинокритиков и прокатчиков не сбылись. За 2 недели проката в кинотеатрах кассовые сборы превысили $4 млн. при бюджете фильма $440 тыс. Звягинцева назвали феноменальным режиссером. И это так, ведь не признанная критиками картина получила одновременно 2 награды «Золотой лев», номинирована на международную премию «Оскар» и запущена в прокат в 32 странах. В итоге «Возвращение» стал сенсацией, завоевав 28 наград на мировых кинофестивалях, работу Андрея оценили зрители 73 стран мира.

    В 2008 году Звягинцев стал участником культового проекта, названного признанием в любви к крупным городам мира — Парижу, Шанхаю, Гаване, Рио-де-Жанейро и прочим. Участвовать в создании фильмов, действие в которых происходит в указанных мегаполисах, почли за честь Натали Портман и Жерар Депардье, Альфонсо Куарон и братья Джоэл и Итан Коэн, Бенисио Дель Торо и Эмир Кустурица.

    В распоряжение постановщика выделялось $150 тыс. и только сутки на съемки, ограничивалось количество актеров и метраж пленки, а на экране новелле отводилось 5 минут. Российский режиссер снимал короткометражку для альманаха «Нью-Йорк, я люблю тебя».

    Однако фильмы, представленные Андреем и Скарлетт Йоханссон, вырезали при окончательном монтаже киносборника как неформатные. Решение принимала фокус-группа из 200 человек, что немало удивило Звягинцева.

    Первоначальная версия, включающая эпизод Андрея Звягинцева «Апокриф», демонстрировалась на фестивале в Торонто в том же 2008 году. Позже режиссер скажет, что фильм на заказ, с жесткой регламентацией, утверждением сценария у продюсеров проекта — плохая идея. И если еще раз предложат что-нибудь подобное, откажется на 99 %.

    Следующим рывком в киноиндустрии стала психологическая драма «Изгнание», получившая благосклонность критиков без прогнозов на будущее. Сразу же после съемок автор подал заявку на участие в Каннском фестивале. На крупнейшем кинофоруме картина отмечена в номинации «Лучшая мужская роль», признана лучшей и на Московском кинофестивале. Главную роль в этой постановке исполнил актер Константин Лавроненко, который ранее уже сотрудничал с Андреем на съемках картины «Возвращение».

    В 2011-м на экраны вышла очередная успешная кинолента Звягинцева. Социальный драматический фильм «Елена» вновь представлен в Каннах, где автор получил специальный приз «Особый взгляд», а позже был отмечен на другом фестивале — Sandens. Фильм стал лучшей работой года, завоевав 4 премии «Золотой орел» и «Нику».

    На юбилейном 70-м фестивале на Лазурном берегу Звягинцев представил очередной проект — «Нелюбовь» с Марьяной Спивак, Алексеем Розиным и Матвеем Новиковым. Картина о мальчике, оказавшемся ненужным родителям, удостоена третьей по значимости награды — Приза жюри, «Сезара», выдвинута на «Золотой глобус», «Оскар» и BAFTA.

    В феврале 2020 года режиссер презентовал в Санкт-Петербурге книгу, в которой впервые появились тексты сценариев к 5 фильмам создателя. В интервью Андрей рассказал, что на издание этого труда его вдохновили зрители. Часто на мастер-классах поклонники кинодеятеля интересовались, как правильно написать сценарий, чтобы заинтересовать автора будущей картины.

    «Левиафан»

    Самая громкая и поистине нашумевшая работа режиссера «Левиафан» была представлена на суд зрителей в 2014 году. Это современная интерпретация истории библейского персонажа Иова. Картина повествует о человеке, жизнь которого пожирают государство и бюрократия. После успешного штурма Каннского кинофестиваля и премии «Золотой глобус» ленту номинировали на «Оскар».

    В фильме сыграли звезды театра и кино России — Алексей Серебряков, Владимир Вдовиченков, Елена Лядова. Буря критики не угасала долгое время. Картина буквально взорвала социальные сети и новостные колонки. Посыпались гневные отповеди от представителей власти и православной церкви.

    Судьба киноленты до последнего момента находилась в неведении, «Левиафан» не допускали в массовый прокат. Как отмечал сам Андрей Звягинцев, «видимо, проект попал в самое средоточие, в самое сердце, ровно туда, куда должен был попасть».

    В январе пиратскую копию «Левиафана» слили в Сеть, количество скачиваний превысило 1,5 млн. Съемочная группа и не представляла, какой поднимется ажиотаж в зрительской среде. Более 650 кинотеатров запросили копии для демонстрации в залах.

    Замороженные проекты и планы

    Звягинцев признавался в интервью, что сейчас уже не хочет читать чужих сценариев. Накопилось столько собственных наработок, что хватит на ближайшие 10–15 лет. Причем есть четыре готовых сценария, которые режиссер мечтает реализовать в ближайшее время. Вопрос в финансировании и в том, готов ли он внутренне снимать кино на предлагаемые темы.

    Первыми в списке стоят проекты, связанные с реконструкцией времени, на что требуется многомиллионный бюджет. Первый — о Великой Отечественной войне, второй посвящен Киевской Руси тысячелетней давности, а еще один — событиям, происходившим за 400 лет до н. э. в Древней Греции.

    Замысел фильма о войне зародился еще в 2008 году, и с тех пор вопрос упирался в деньги. Режиссер планировал трехчастную композицию картины, придумав 3 новеллы о событиях того страшного времени. Первая из них должна была рассказать о жизни в блокадном Ленинграде, вторая — о кровавых событиях в урочище Бабий Яр, а третья — о буднях передовой, существовании простых солдат

    По словам автора, в этом проекте не планировалось сцен боевых действий — на экране, по замыслу, показывался человек в атмосфере ужаса, разрухи и смерти. Однако в процессе подготовки новой работы к запуску у создателя и творческой группы возникли сложности, прежде всего связанные с недостаточным финансированием.

    «Замороженным» стал и другой проект кинодеятеля, работу над которым планировалось начать в 2019 году. Сам Звягинцев успел анонсировать картину в СМИ, рассказав, что планирует снять фильм-драму о состоятельном герое, человеке, у которого «все есть». Для работы над лентой провелась большая работа по поиску подходящих локаций.

    Творческая группа выбрала виллу на Средиземном море, заключила договоры с Metropolitan Museum of Art в Нью-Йорке, договорились с римской Галереей Боргезе и музеем «Прадо» для воссоздания среды, в которой живет центральный персонаж ленты. На подготовительных этапах потратились большие деньги, новых финансовых вливаний Андрей не дождался, и работа приостановилась.

    Таблоид Variety сообщил, что в фильмографии Звягинцева появится первый международный телепроект — 10-серийный сериал в жанре психологической драмы с элементами триллера. Заказчиком и спонсором выступила голливудская компания Paramount Television. Фильм должен был стать продолжением сюжетной линии уже снятой Андреем картины «Нелюбовь».

    Продюсер прежних работ Звягинцева Александр Роднянский рассказал, что согласился на предложение заокеанских коллег, потому что те приняли условия российской стороны: съемки на русском языке, полная творческая свобода и самостоятельный контроль за производством.

    Летом 2021 года стало известно, что режиссер занялся производством англоязычной картины. Рабочее название ленты — Wnat Happens. В основе сюжета, по информации из СМИ, лежит драма о расставании. Звягинцев в этом проекте решил поразмышлять над извечными темами, такими как предназначение, одиночество и судьба.

    Личная жизнь

    Личная жизнь — отдельная страница в биографии мэтра, не уступающая по накалу страстей кинематографической. На последнем курсе театрального училища Андрей познакомился с Верой Сергеевой, служившей в театре «Старый дом».

    Гражданская жена была на 5 лет старше, подарила любимому двух детей. Один из близнецов умер через неделю. Второй, Никита, живет в Новосибирске, окончил музыкальный колледж, владеет собственным бизнесом, женился. С отцом видится редко, но режиссер, по информации СМИ, поддерживает сына.

    В Москве сердце Звягинцева покорила сокурсница по ГИТИСу Инна. Девушка вуз не окончила, стала врачом. Молодые люди поженились в 1988 году. В интервью Мишукова рассказала об обстоятельствах развода — на самом деле, вопреки информации из СМИ, расстались они вовсе не из-за ее нового романа. Ушла она от мужа, поскольку видела: его сильно тяготила ответственность за семью. Спустя несколько лет после фактического развода она встретила Владимира Мишукова, после чего уже официально расторгла отношения с режиссером.

    После развода Андрей увлекся моделью и будущей звездой телевизионного реалити «Последний герой» Инной Гомес, которую снял в проекте «Черная комната».

    Андрей Звягинцев, Ирина Гринева
    Андрей Звягинцев и Ирина Гринева / «Кино-Театр.ру», @grinevaru

    Затем режиссер 6 лет прожил с актрисой Ириной Гриневой, в этот раз влюбленные решили довольствоваться фактическими отношениями, без заключения брака. После расставания бывшие гражданские супруги устроили личную жизнь. Ирина вышла замуж за фигуриста Максима Шабалина, а Звягинцев познакомился с Анной Матвеевой, которая в 2009 году родила ему сына Петра.

    Анна — фотограф и монтажер, выпускница экономического факультета ВГИКа. В муже женщину привлекало чувство свободы и нежелание идти в искусстве на компромиссы. Матвеева признавалась, что после знакомства с Андреем стала по-новому пересматривать фильмы — осознанно, словно погружаясь внутрь повествования.

    В 2018 году СМИ заполонили слухи о расставании пары. Писали даже, что после развода наследник остался с матерью. Однако оба виновника инфоповода не посчитали нужным комментировать подобные слухи. Сейчас личная жизнь режиссера остается непубличной.

    В 2020 году Андрей стал гостем эфира телеканала «Дождь» (по решению Минюста России «Дождь» включен в реестр СМИ, выполняющих функции иностранного агента). Программа оказалась приуроченной к 10-летию проекта. Так как выпуск проводился в условиях карантина, вызванного эпидемией коронавирусной инфекции, Звягинцев общался с ведущими в онлайн-формате. Последние сразу отметили новый образ режиссера — творец подстригся под ноль, «обнулился», как сам пошутил. На вопрос, где он сумел подстричься, когда парикмахерские закрылись, автор фильмов ответил, что сделал это дома, у жены.

    Андрей не фанат социальных сетей. В «Инстаграм» (соцсеть запрещена в РФ, она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской) зашел лишь однажды, но не смотреть фото, а чтобы узнать реакцию зрителей на «Нелюбовь», когда критики и чиновники в очередной раз назвали картину режиссера русофобской. Убедился, что народ фильм понял и принял. Заводить персональную страницу автор пока не готов.

    Болезнь

    Кинодеятель в июле 2021 года заразился коронавирусной инфекцией. Врачи приняли решение о его госпитализации в центр ФБМА — под наблюдением специалистов Звягинцев провел месяц. После выписки из медицинского учреждения не прошло и недели, как симптомы опасного заболевания вернулись. В середине августа режиссера вывезли в Германию.

    Немецкие медики не получили положительный тест на COVID-19, но состояние режиссера, по информации из СМИ, было тяжелым. В клинике его подключили к аппарату ЭКМО, который заменял работу сердца и легких пациента. К слову, через подобную процедуру прошла и певица Максим.

    Близкие Звягинцева не давали никаких комментариев относительно его состояния. Тем временем в СМИ от различных источников поступали противоречивые сведения. Прослеживалась информация, что клиническая картина у режиссера не настолько плохая.

    В середине сентября в новостных пабликах начали писать о том, что Андрея Петровича собираются выводить из искусственной комы. Тогда же прервала молчание экс-супруга кинодеятеля Инна Мишукова. По ее словам, у бывшего мужа наблюдалась положительная динамика.

    Андрей Звягинцев сейчас

    В 2022 году Звягинцев смог дать большое интервью блогеру Антону Долину — журналист специально приехал в Германию, где на тот момент режиссер проходил реабилитацию. Андрей Петрович подробно рассказал о своей медицинской истории, впрочем, тот факт, что кинодеятель не мог обходиться без инвалидной коляски, говорил сам за себя.

    Процесс выхода из комы сопровождался делирием — помрачением сознания, сопровождающимся галлюцинациями. Звягинцев не мог двигать конечностями, впоследствии чувствительность вернулась только к рукам. Пациенту приходилось учиться жить с трахеостомой длительное время.

    Врачам удалось выяснить причину такого состояния здоровья — бактерия Клебсиелла. Лечение было сложным, поскольку обнаружилась резистенция к антибиотикам. То, что удалось спасти Звягинцева от смерти, даже доктора назвали чудом.

    Андрей Петрович и Долин поговорили и о планах режиссера. В новых для себя обстоятельствах и с учетом событий в геополитике он видел цель только в том, чтобы продолжать культурный диалог с обществом.

    На весну 2024-го Звягинцев запланировал начало съемок во Франции и Испании новой кинокартины «Юпитер». Сюжет фильма строится вокруг российского олигарха, сталкивающегося с суровой реальностью и вынужденного дорого заплатить ради будущего близких. Андрей пообещал показать «очень современную историю», которая выходит за рамки актуального политического контекста.

    Фильмография

    Актер

    • 1994 – «Горячев и другие»
    • 1996 – «Королева Марго»
    • 1999 – «Каменская»
    • 2000 – «Любовь до гроба»
    • 2000 – «Новый год в ноябре»

    Режиссер

    Интересные факты

    1. В одном из первых сценариев к фильму «Возвращение», написанных Владимиром Моисеенко и Александром Новотоцким, мальчиков звали Арчилом и Давидом. Однако Звягинцев предпочел «дать» персонажам новые имена — Андрей и Иван, вкладывая в них метафизические идеи.
    2. За 2 месяца до мировой премьеры «Возвращения» трагически погиб 16-летний Владимир Гарин, исполнитель роли старшего брата Андрея.
    3. Сам кинематографист в интервью «шедевры в его исполнении» называл всего-то результатом наблюдения за человеческой природой: «Никто не может отнять у нас этого эгоистического, влюбленного в себя самого; думающего только о себе, рассматривающего другого как средство, опрокинутого только в себя самого и в свои нужды великолепия».