Биография
Георгия Мартынюка прославила роль майора Павла Знаменского в знаменитом советском детективе «Следствие ведут ЗнаТоКи». Он был ведущим актером Театра на Малой Бронной и воплотил в жизнь немало драматических и комических персонажей, но образ сотрудника правоохранительных органов прилип к нему так крепко, что зрители порой отказывались воспринимать его в роли воров и других криминальных элементов. Это угнетало артиста, который мог проявить себя и в других амплуа.
Детство и юность
Георгий Яковлевич Мартынюк родился в городе Чкалове (современный Оренбург) 3 марта 1940 года. Отец его был чиновником, а мать работала в ветеринарной лаборатории. Родители мечтали, что сын станет врачом, но учеба Георгию не давалась — в школе его даже оставили на второй год.
Чтобы побороть стеснительность, Мартынюк посещал драмкружок и мечтал о карьере киноактера. Вопреки желанию родственников, после школы он отправился в Москву поступать в Государственный институт театрального искусства и, несмотря на огромный конкурс, прошел оба тура с первого раза.
Время учебы стало для Георгия непростым. Осваивать профессию мечты было увлекательно, но жизнь в столице оказалась трудной — денег не хватало. Вместе с сокурсниками Мартынюк осаждал «Мосфильм» в надежде хоть на небольшую роль, но ничего лучше участия в массовке не предлагали.
Театр
Мартынюк много играл в учебных постановках театра, и одна из них — дипломный спектакль Петра Фоменко «Проводы белых ночей» — принесла ему удачу. Об успехах талантливого земляка узнал директор Оренбургского театра и стал активно звать обратно, обещая квартиру и заманчивые карьерные перспективы, но тут подоспело другое предложение от руководителя Московского театра на Малой Бронной Андрея Гончарова, и Георгий Яковлевич решил остаться в столице. В драмтеатре артист служил 52 года.
Актерский диапазон Георгия Яковлевича был огромным — ему удавались и комические, и драматические персонажи. Мартынюк сыграл Тимоху в «Золотой карете» Леонида Леонова, Прибыткина в «Варварах» Максима Горького, Веничку в постановке «Москва — Петушки» Венедикта Ерофеева и других.
Фильмы с Георгием Мартынюком
Полноценный дебют Георгия Яковлевича в кино состоялся в 1963 году. До этого он играл небольшие проходные роли в эпизодах нескольких фильмов, но «Тишина» режиссера Владимира Басова стала его первой серьезной работой и первым успехом. Картина вошла в топ-10 лидеров проката 1964 года — ее посмотрели 60 млн зрителей, а копилку наград проекта составили призы I Всесоюзного кинофестиваля.
После выхода «Тишины» Мартынюк получил приглашение в картину Григория Чухрая «Жили-были старик со старухой». Драма с успехом прошла в советских кинотеатрах (25,1 млн зрителей), а в 1965-м попала на кинофестиваль в Каннах — фильм вошел в программу конкурса и даже завоевал награды: исполнительница главной женской роли Вера Кузнецова получила специальную премию за исполнительское мастерство.
Успех Мартынюка в кино окончательно закрепила картина «Метель», куда Басов пригласил открытого им артиста на одну из главных ролей. Экранизацию повести Александра Пушкина посмотрели 19,1 млн советских зрителей. Эта лента запомнилась не только игрой актерского состава, в который помимо уже засветившегося на экране Георгия Яковлевича вошли еще неизвестные широкой публике Валентина Титова и Олег Видов, но и музыкой Георгия Свиридова. Композитор переработал партитуру в самостоятельное произведение для симфонического оркестра, и оно принесло ему мировую популярность и признание аудитории.
Еще одной успешной совместной киноработой Мартынюка и Басова стала одноименная экранизация популярной книги Вадима Кожевникова «Щит и меч». Картина должна была выйти в год 50-летия Службы внешней разведки КГБ СССР, но из-за бюрократических проволочек сроки съемки были сорваны. Режиссер выдержал оказываемое на него давление, не стал халтурить и не прогадал: киноэпопея о советских разведчиках получила признание и критиков, и зрителей и стала культовой. В прокате 1968-го драма стала лидером (68,3 млн зрителей), обогнав такие хиты, как «Новые приключения неуловимых», «Зигзаг удачи» и «Три тополя на Плющихе».
В 1971 году состоялось событие, ставшее переломным в творческой биографии актера: он прошел пробы на роль следователя Павла Знаменского в детективном сериале Вячеслава Бровкина «Следствие ведут ЗнаТоКи».
Изначально проект задумывался как серия телеспектаклей. Он увидел свет благодаря министру внутренних дел Николаю Щелокову, который задумал использовать потенциал телевидения для создания положительного образа советской милиции. Первые 5 фильмов серии отсняли всего за год — это было очень быстро. Процесс контролировало МВД, для подготовки актеров возили на происшествия вместе с настоящими милиционерами и даже пускали на обыски и допросы.
Фильм приобрел невероятную популярность: улицы пустели, когда по телевизору начиналась очередная серия «ЗнаТоКов». На актера лавиной обрушилась всесоюзная популярность, которая, однако, помешала его дальнейшей карьере и закрыла дорогу в кино: его лицо стало слишком узнаваемым. Зрители отождествляли Мартынюка с экранным Пал Палычем и, встретив на улице, были уверены, что он идет на задание. «ЗнаТоКам» со всего СССР приходили письма с просьбами помочь в уголовных делах. Впоследствии Георгий Яковлевич сыграл и других интересных персонажей, например, майора Лужина в картине «...А зори здесь тихие», но для большинства зрителей так и остался Пал Палычем Знаменским.
Эта роль отразилась и на его театральной карьере. В спектакле «Обвинительное заключение» в Театре на Малой Бронной Мартынюк и его коллега по «ЗнаТоКам» Леонид Каневский играли заключенных-рецидивистов, и сразу после открытия занавеса и узнавания артистов в зале начинался массовый смех — так непривычно было видеть «знаменитых следователей» на нарах.
В 1990-е годы в российском кинематографе начались проблемы с финансированием. Актер соглашался на любые роли, снимался в рекламе и благодаря этому сумел пережить период безденежья и забвения, хотя очень тяжело воспринимал тот факт, что роль главного добытчика в семье перешла к его супруге. Постепенно к нему вернулась работа в театре и кино. В интервью в поздние годы он сетовал, что снимался мало, но его фильмография составила более полусотни картин — немалый результат для того, кого считали актером одной роли.
Личная жизнь
В молодости Мартынюк был очень популярен, и поклонницы преследовали его по пятам, дарили подарки и цветы, просили подписать фото. Сам он стеснялся такого пристального внимания и долго не мог устроить личную жизнь.
Впервые Георгий Яковлевич женился в 1965 году на актрисе Валентине Марковой, что, однако, не спасло его от настойчивых фанаток. Однажды, когда он не смог из-за них попасть к себе домой, ему даже пришлось звать на помощь жену. Валентина родила ему дочь Елизавету.
Пара вместе снималась в картине «Следствие ведут ЗнаТоКи», но, в отличие от мужа, карьера у Валентины не задалась. Ходили слухи, что выбор первой жены был обусловлен московской пропиской. В любом случае после 13 лет брака Георгий Яковлевич ушел из семьи к другой женщине. После развода бывшие супруги не общались.
Второй брак сложился более удачно — Ниёле Прановна стала его музой и опорой на всю оставшуюся жизнь. Они познакомились в больнице, где женщина работала врачом, а актер лечился от радикулита. Общих детей у пары не было, но дочь избранницы Татьяну Мартынюк принял как родную и очень радовался внукам от нее — Виталию и Владимиру.
В 1985 году в семье случилась трагедия. Старшая дочь актера, 20-летняя Елизавета, по слухам, покончила с собой из-за несчастной любви. По словам Ниёле Прановны, причиной смерти девушки была внезапная остановка сердца, а самоубийство не более чем выдумка СМИ. Георгий Яковлевич глубоко переживал ее смерть и до конца жизни так и не оправился от потери.
Смерть Георгия Мартынюка
Друзья вспоминают, что после смерти Лизы актер начал потихоньку сдавать. Судьба нанесла еще один удар — приемная дочь Татьяна заболела раком. К счастью, девушке провели успешную операцию, и она смогла победить болезнь, но вскоре проблемы со здоровьем начались уже у Георгия Яковлевича — рак легких обнаружили на ранней стадии и успешно провели операцию. По словам вдовы артиста, вопреки распространенному мнению причиной его смерти стала не онкология, а хроническая обструктивная болезнь легких.
Георгий Мартынюк скончался 13 февраля 2014 года. На похоронах играла музыка Георгия Свиридова, а отпевание прошло в церкви, где венчался Александр Пушкин. Могила артиста — на Троекуровском кладбище в Москве.
Фильмография
- 1962 — «У твоего порога»
- 1963 — «Тишина»
- 1964 — «Жили-были старик со старухой»
- 1964 — «Метель»
- 1968 — «Щит и меч»
- 1971-1982 — «Следствие ведут ЗнаТоКи»
- 1972 — «Вера, Надежда, Любовь»
- 1972 — «День моих сыновей»
- 1972 — «...А зори здесь тихие»
- 1973 — «Человек со стороны»
- 1976 — «Город с утра до полуночи»
- 1977 — «Лунев сегодня и завтра»
- 1979 — «Варвары»
- 1984 — «Первая конная»
- 1985 — «Слушать в отсеках»
- 1986 — «Равняется четырём Франциям»
- 2000-2008 — «Тайны дворцовых переворотов»
- 2004 — «Узкий мост»
Интересные факты
- Таланты Мартынюка не ограничивались театральными подмостками и кино — по словам Каневского, он писал стихи и замечательные эпиграммы с большим чувством юмора.
- Актер неоднократно получал приглашения заняться преподавательской деятельностью в ГИТИСе, но неизменно отказывался.
- У Георгия Яковлевича была феноменальная память, которой он и поразил приемную комиссию в театральном вузе.