Александра Завьялова

Aleksаndra Zaviyalova
О знаменитости
Карьера
Дата рождения
Возраст
79 лет
Дата смерти
3 февраля 2016 г.
Место рождения
Семейное положение
была в разводе
Соцсети
    4,6 / 5 (9 голосов)

    Биография

    Яркие роли сильных героинь мгновенно снискали для Александры Завьяловой славу звезды советского кино. Резкий взлет на вершину киноолимпа сыграл злую шутку с талантливой артисткой. Став жертвой политики железного занавеса и негласного бойкота, объявленного режиссерами и студиями, Завьялова не смогла возродить актерскую карьеру.

    Детство и юность

    Родилась Александра Семеновна Завьялова в 1936 году в семье крестьян в селе Титовке Тамбовской области. Дата рождения — 4 февраля. Училась девочка средне, могла пропустить урок или не выполнить домашнее задание. Как вспоминали земляки артистки в документальном фильме «Александра Завьялова. Затворница» (ТВЦ), Саша была «боевой, с наглинкой».

    Уже в школьные годы будущая знаменитость с удовольствием участвовала в постановках, концертах, выступлениях, читала стихи и, рассказывая истории, показывала их в лицах. Девочка нравилась многим одноклассникам, но мальчики подойти к ней боялись.

    Окончив школу, девушка перебралась в Ленинград и поступила в театральный институт (современный РГИСИ). В молодости она не мыслила себя актрисой кино — ее привлекала работа на театральных подмостках. И когда по распределению ей досталась служба в Брестском драматическом театре, Завьялова была довольна поворотом судьбы.

    Фильмы

    Играя в театре, актриса отвергала предложения сняться в кино. Но режиссеру Александру Зархи удалось ее уговорить: в независимой Александре кинематографист увидел своенравную Лену, героиню его предстоящего фильма «Люди на мосту». И точно: прилетевшая на съемки в Красноярск артистка столь удачно попала в образ, что следом за ней в Сибирь прибыл увидевший отснятый материал сценарист Сергей Антонов. Позднее он вспоминал, что воплощенная Завьяловой героиня оказалась живее и объемнее, чем созданный им персонаж.

    Александра Завьялова и Дмитрий Бучкин
    Александра Завьялова и Дмитрий Бучкин с дочерью / «ВКонтакте»

    Уже в Москве Антонов познакомил Александру Семеновну с писателями и мастерами кино. Ее поклонниками стали Юлиан Семенов и Аркадий Райкин. После кинодебюта в 1959 году предложения по съемкам посыпались на 23-летнюю актрису как из рога изобилия, так что в Брест новоиспеченная звезда советского кино не вернулась. В том же году Владимир Герасимов выпустил «Песню о Кольцове» — биографическую ленту о поэте, где Завьяловой вновь досталась главная женская роль.

    В 1960 году биография артистки пополнилась сразу тремя фильмами, самым заметным из которых стала «Алешкина любовь». В борьбе за главную женскую роль в этом проекте Александра Семеновна обошла таких признанных звезд, как Людмила Гурченко и Изольда Извицкая. Мелодраму, снятую двумя режиссерами под руководством Михаила Ромма, посмотрели почти 24 млн зрителей. Завьялова, снявшаяся в картине со знаменитым Леонидом Быковым, превратилась в звезду советского кинематографа: ее фото не сходило с обложек журналов и первых полос газет.

    Любимой ролью актрисы стала Фро — главная героиня одноименного фильма Резо Эсадзе. Основа сценария — рассказ Андрея Платонова. В отличие от предыдущих работ, когда Завьяловой доставались своенравные, сложные персонажи, в мелодраме Эсадзе она сыграла нежную, любящую героиню. Ради этой роли Александра Семеновна даже согласилась стать блондинкой.

    Но пиком карьеры Завьяловой стала многосерийная картина «Тени исчезают в полдень» (1971). К тому времени за роман с американцем Александру Семеновну перестали снимать в кино, так что режиссер Валерий Усков утвердил ее на роль Серафимы Клычковой на свой страх и риск. Также он рисковал и с выбором на главную мужскую роль Петра Вельяминова, который до этого не снимался в кино, а отбывал 10-летний срок за анекдот.

    Игра исполнительницы впечатлила не только создателей проекта, но и коллег актрисы по съемочной площадке. В интервью для фильма «Затворница» (2016) артисты рассказывали, что Александра Семеновна не играла, а действительно проживала перед камерой каждый эпизод.

    При этом ей удавалось передать нюансы возраста: в первых сериях Серафима предстала 17-летней наследницей владельца сибирских приисков, а по ходу фильма превратилась в злобную, отталкивающую старуху-монахиню.

    Александра Завьялова с дочерью
    Александра Завьялова с дочерью в молодости / «ВКонтакте»

    Громкий успех картины не стал возрождением кинокарьеры для Александры Семеновны, хотя это было вполне возможно. Артистке поступали предложения с ролями второго плана, но она ждала главных ролей и громких премьер, а потому опять оказалась в забвении.

    Только 30 лет спустя, когда актрису пригласили на встречу с поклонниками кино, ее заметил режиссер Леонид Белозорович. Кинематографист включил Завьялову в актерский состав предстоящего сериала «Белые одежды» с Валерием Гаркалиным и Жанной Эппле в главных ролях. Увы, это возвращение на экран в 1992 году оказалось для артистки последним. Больше Александра Семеновна не снималась.

    Личная жизнь

    Еще в годы учебы в институте Александра Завьялова познакомилась с будущим супругом Дмитрием Бучкиным. Молодой человек учился в художественном училище имени Веры Мухиной, куда студентки театрального института приходили на культурно-массовые мероприятия. В 1963 году пара поженилась. После свадьбы Александра переехала в Ленинград. В том же году на свет появилась дочь Таня. Заботясь о ребенке, актриса сделала паузу в карьере.

    Но семейная жизнь не сложилась. По словам Татьяны, родители отца выступали против его выбора: невестка часто пропадала на гастролях. Ситуация усугублялась тем, что после свадьбы молодые жили у родителей Бучкина. Завьялова вскоре после родов вернулась к карьере, и напряжение в семье только усилилось, что в итоге привело к разводу.

    После расставания с супругом в личной жизни актрисы появился поклонник —режиссер Резо Эсадзе, который снимал артистку в своем дебютном фильме «Фро». Отношения актрисы и режиссера были как любовным, так и творческим тандемом. Но роман оказался недолговечным — деспотичный Резо задействовал возлюбленную в своих проектах, но при этом запрещал параллельно сниматься у других режиссеров. Так, исполнительница отказалась от роли Панночки в картине «Вий» (1967), на которую была утверждена без проб.

    В СМИ можно встретить слухи о романе артистки с американским бизнесменом Отелло Черезолли, с которым Завьялова познакомилась в конце 60-х в самолете на рейсе «Москва — Одесса». Пара вместе провела две неделе в Одессе. Конец отношениям положила высылка мужчины из страны, а для Завьяловой все закончилось клеймом неблагонадежной и отсутствием ролей: режиссеры предпочитали актрис без проблем с КГБ.

    Забвение в кино способствовало затяжной депрессии у исполнительницы. Она стала жить затворницей, оборвала все связи. В 1975 году у Завьяловой случился нервный срыв, тогда она впервые попала в стены психиатрической лечебницы. Через 2 месяца врачи отпустили пациентку, но вернулась она в пустой дом, поскольку за время лечения родной отец Татьяны забрал девочку себе.

    Александра Завьялова с сыном
    Александра Завьялова с сыном / кадр из программы «Прямой эфир»

    Ровно через год Александра Семеновна опять оказалась в больнице, вместе с ней госпитализировали и новорожденного Петю. По словам внучки артистки Дарины, единственный сын Завьяловой был результатом короткого романа с «человеком с ее малой родины». Бывший муж актрисы усыновил мальчика, дав ему свою фамилию, впрочем, во взрослом возрасте Петр взял фамилию матери.

    По словам звезды фильма «Тени исчезают в полдень», мальчик рос нелюдимым и, возможно, у него были проблемы с психическим здоровьем. В школе Петя сталкивался с агрессией, а повзрослев, пристрастился к алкоголю.

    В 1990-х годах артистка в третий раз угодила в клинику. Именно это пребывание в медицинском учреждении оставило ей ужасные воспоминания. По ее словам, сотрудники буквально издевались над ней, не разрешали детям навещать пациентку, не давали спать, закрывали в палате.

    Татьяна подарила матери внука Дмитрия и внучку Дарину. А в последние годы жизни актрисы в семье Дмитрия родилась правнучка Александры Семеновны, названная Анной.

    Смерть

    В 2016 году, накануне 80-летия, актрису нашли убитой в ее квартире. Причина смерти — удар холодным оружием, ножом. По версии следствия, трагедия разыгралась в момент ссоры матери с сыном. В убийстве признали виновным Петра. Приговором суда мужчине определен длительный срок заключения — 8 лет в колонии строгого режима.

    Могила артистки находится на Смоленском кладбище в Северной столице. Средства на похороны собирал Союз кинематографистов, организацией занималась Татьяна.

    Дочь актрисы сейчас помогает сводному брату, шлет ему посылки, дает некоторую сумму каждый месяц. В интервью Татьяна объяснила это тем, что Петр совершил преступление, поскольку вел определенный образ жизни. А его сын Никита (о существовании еще одного внука Завьяловой общественность узнала только после ее смерти) посоветовал отцу больше никогда не пить и попытаться жить достойно.

    Фильмография

    Интересные факты

    1. Актрису снимал фотограф американского издания «Лайф» Филипп Халсман, который решил сделать серию портретов самых знаменитых людей СССР. Фотосессия проводилась в одном из номеров гостиницы «Националь».
    2. В 1963 году во время Московского кинофестиваля артистка вошла в список советских знаменитостей, присутствовавших на встречах с иностранцами, в частности, она побывала на званом ужине в посольстве США.