Биография
Рок-группу «Пасош» считали проповедником вечной молодости и нигилизма, русскими последователями пост-панка и рупором новой волны. Сами музыканты находили забавным механизм, по которому раздаются официальные ярлыки признания. Артисты полагали, что лучший промоушен – прийти и показать то, чем занимаешься, а не ждать, пока о тебе узнают.
История и состав группы
«Пасош» – проект, который вел лидер Петар Мартич параллельно с другим, скандально известным «Прыгай, киска». Хотя в 2015 году в интервью порталу Rocketradiooo ребята то ли в шутку, то ли всерьез сказали, что «киска загнулась» по той простой причине, что Петару нечем платить Тимати и Лок Догу за стихи и за музыку. Тем не менее «Прыгай, киска» продолжала концертную деятельность, иногда преодолевая преграды в виде запретов государственных органов.
По словам фронтмена, биография «Пасоша» в том виде, в котором команду сейчас знают поклонники, началась весной 2015 года. Идея играть в жанре гранжа, панка и гаражного рока с примесью эмо пришла на полгода раньше. А первую группу Мартич собрал еще в школе, но тогда музыкальные вкусы были другими, да и Кирилл смотрел на увлечение друга со стороны.
Петар получил роль вокалиста и басиста, одноклассник солиста Кирилл Городний играл на гитаре. Барабанщика Гришу Драча ребята нашли через «ВКонтакте», хотя сам Григорий шутил, что о наборе в состав объявляли в «Комсомольской правде». Музыкальное образование есть у Григория и Петара, а Кирилл ответ на вопрос превращал в шутку, что пришел к выводу о необязательности оного, когда послушал американскую инди-нойз-рок-группу Sonic Youth.
В ноябре 2014-го состоялись первые репетиции, спустя 6 месяцев наработанного материала хватало на полноценный альбом. Играя в «Пасоше», Петару пришлось привыкать работать не сольно и не по принципу «песня будет звучать так, как хочется, и так, как в итоге сделаю». Дело не только в духе коллективизма, но и в том, что процесс сочинительства переехал из дома на общую живую площадку и потому стал сложнее и длительнее. Как замечал Драч, драм-машина тоже имеет право голоса.
Судя по интервью, участники группы вовсе не считали, что беседа должна продвигаться строго по теме и в серьезном ключе. Одно время в названии проекта ошибочно ставили ударение на последнем слоге. Григорий говорил, что правильному произношению можно научить насильно. Людей, которые мешают выступлению, предлагалось «наказывать по хребту». А от вопросов о рэпе и рэперах друзья отмахивались, утверждая, что контракт с Максом Фадеевым запрещает на них отвечать.
Первые страницы в истории создания группы принадлежат социальным сетям, всевозможным клубам и тусовкам, фестивалям андеграунда. Как справедливо заметил Городний, если появляется феномен, необязательно в музыке, в обществе никто не рискнет первым признать новинку, принятие происходит с оглядкой на остальных. Но стоит одному смельчаку растопить лед, как следом несется лавина.
В отношении «Пасоша» таким смельчаком выступил Максим Степаков, организатор московского фестиваля под открытым небом Motherland Summer. Благодаря площадке слушателей обрели Motorama и Ploho, «Пошлая Молли» и «СБПЧ». Черед «Пасоша» настал в 2016 году.
Музыка
В конце 2015-го коллектив испытал силы в первом гастрольном туре по Прибалтике и уральским городам. Примерно полгода артисты сочиняли, сводили и репетировали песни для записи первого альбома «Нам никогда не будет скучно».
Звучала пластинка так, как будто «Пасош» действительно играли в гараже – грязно, сыро, но зато с преобладанием довольно мелодичных гитар. Диск получился целостным, воспевал молодость и кайф, который участники получали от осознания этого.
Ребята по наивности решили, что такую музыку студии позволят записать бесплатно. Разумеется, чуда не произошло. Деньги «Пасош» заработали, появившись на межвузовском фестивале «Винил». После выпуска альбома дела пошли в гору. Предыдущий опыт Петара помог с поиском площадок для выступлений, арт-директоров и журналистов, которые освещали события.
Рокеры в корне не соглашались с утверждением, что успех перешел к группе автоматически с «прыгающей киски». Коллектив, по признанию Кирилла, с ног до головы результат следования девизу Do It Yourself («Сделай это сам»).
К тому же часть фанатов «Прыгай, киска» и вовсе отвернулись от «Пасоша», поскольку больше не слышали песен с содержанием, которое привело бы в ужас цензоров. Новый проект звучал серьезно, название песни «Россия» говорило само за себя. Цитата из нее «Я живу в России, и мне не страшно» если не дарила надежду молодому поколению, то хотя бы объясняла, почему среди хаоса и санкций можно остаться на плаву.
Презентация дебютника прошла в клубе «Дич», о котором музыканты вспоминали с восторгом. Вместо афтерпати с выпивкой «Пасош» тогда собрали толпу зрителей и отправились гулять по набережной. А перед тем, как засесть за 3-й альбом, группа дала бесплатный концерт в знаковом месте, с которого взяла старт их карьера.
Трек «Мандельштам» исполнители посвятили району, где Петар и Кирилл проводили время еще школьниками и частенько появлялись, уже став популярными артистами. Сквер теперь стал местом тусовки поклонников «Пасоша».
В марте 2016 года дискография «Пасоша» пополнилась пластинкой «21». В отличие от первого, «криворукого», по оценке Городнего, второй альбом продемонстрировал внутреннее взросление музыкантов. В композициях в той или иной степени нашли отражение события из жизни участников коллектива.
Припев в «Каждом дне» – воспоминание Петара о вечере, проведенном у памятника Осипу Мандельштаму. Когда компания разбрелась по домам, «я сел около выхода из метро у церкви и совсем не знал, чем заняться. Было очень грустно».
Песню «Все мои друзья» Кирилл написал после празднования дня рождения товарища, на котором сильно напился, поссорился с девушкой, перебил бутылки и упал с лестницы. Тот факт, что трек в альбоме – на последнем месте, по словам автора, придает глубокий смысл: проблемы и страхи человек формирует собственным окружением.
С презентацией диска группа объехала с концертами три десятка городов. По собственной оценке участников «Пасоша», тур прошел на удивление хорошо, с высокой посещаемостью и «без косяков». Хотя количество зрителей не играет главной роли, может случиться плохое выступление и перед тысячной аудиторией, или грандиозное – перед залом, в котором сидят 50 человек.
В сентябре 2017 года ребята выпустили пластинку «Каждый раз самый важный раз». По оценке портала Flow.ru, содержание указывало, что молодость у музыкантов еще не закончилась. Альбом, отличающийся качественным оцифрованным звучанием, включал 12 композиций. Песню «Тебе не надо быть лучше» Петар посвятил людям, которые, наоборот, любыми путями хотят понравиться окружающим и боятся остаться в одиночестве.
Каждому из «Пасоша» нравилось пиарить проект, ежедневно репетировать, даже афиши рисовать. Ведь отдача получалась ровно такая, сколько вложено труда. Никто из ребят не ходил на работу в обычном понимании – на завод, в офис. Парни помнили слова Брайана Ино о том, что его успех начался с того, что композитор не захотел прозябать в четырех стенах по строгому графику.
В декабре 2017 года на просторах интернета появился сингл «Вечеринка» – продукт коллаборации Олега ЛСП и «Пасоша». Отзывы о песне оказались крайне полярными – от полного неприятия совместной работы таких разных исполнителей и «пусть Олег поет один» до снисходительного одобрения в духе «атмосферный, нормальный трек».
Противоречивое впечатление осталось у поклонников и от прослушивания еще одной «совместки» «Пасоша», с хип-хопером Антоном Кузнецовым (он же Антоха MC). С композицией «Лето» музыканты выступили на премии Jagermeister Indie Awards в 2016 году.
В 2019-м коллектив выпустил студийный диск «Бессрочный отпуск». Помимо этого, команда записывала отдельные синглы. Ряд прежних песен «Пасоша» обрели популярность с распространением социальной сети «ТикТок». К таким трекам можно отнести «Я очень устал».
«Пасош» сейчас
В марте 2021-го стало известно, что группа приостановила деятельность на неопределенное время из-за обвинений в насилии, выдвинутых против Мартича. Бывшая девушка Петара Анна Зосимова распространила информацию о том, что в отношениях с фронтменом подвергалась абьюзу. 19 числа в «Инстаграме» солист выложил не привычные фото с юмористическими комментариями, а многостраничное заявление, в котором отрицал вину.
Участники проекта не смогли выразить однозначное мнение о произошедшем скандале. Под вопросом оказалось существование и лейбла «Домашняя работа», работе которого музыканты посвятили отдельный сайт. Торговая марка объединяла несколько команд в целях организации звукозаписей и распространения одежды для фанатов. На базе компании были созданы такие клипы, как «Когда тебе грустно».
Дискография
- 2015 — «Нам никогда не будет скучно»
- 2016 — «21»
- 2017 — «Каждый раз самый важный раз»
- 2019 — «Бессрочный отпуск»
- 2020 — «Снова возвращаюсь домой», совместно с Увула
Интересные факты
- Авторство названия коллектива приписывается Мартичу. Солист – серб по национальности, с детства живет в России, уезжал учиться в Англию, но вернулся. А значение слова «пасош» простое – «паспорт» в переводе на русский.
- Участники группы находили странным зацикливаться на одном жанре. Кирилл как гитарист – поклонник американцев Cloud Nothings, Петару нравится протопанк и блюз в исполнении The Jack Wood. «Можем слушать утром рэпера, днем – Бетховена, а вечером пойти на панк-репетицию и выйти с нее на техно-вечеринку», – рассказывали парни в интервью.
- Ряд треков команды указывают или намекают на тему употребления наркотических веществ. Из подобных композиций поклонники выделяют хит «Гоша Рубчинский».
- В 2016 году за неординарное творчество коллектив удостоился премии «Золотая горгулья», обогнав другие рок-группы. Мероприятие проходило в клубе «16 тонн» в формате музыкально-юмористического шоу.