Биография
Илья Хржановский (внесен Минюстом РФ в список иностранных агентов), взрослея в творческой среде, очень рано начал понимать, что в своих будущих произведениях мечтает поднимать такие темы и такие идеи, от которых захватывает дух. Родители, стремившиеся уберечь сына от тяжестей режиссерской профессии, были против его выбора карьеры. Но целеустремленный Хржановский уверенно шел к тому, чтобы заниматься по-настоящему резонансными проектами.
Детство и юность
11 августа 1975 года режиссер-мультипликатор Андрей Хржановский и его супруга, филолог и киноредактор Мария Нейман, стали родителями. На свет появился долгожданный сын Илья.
Позже он рассказал в интервью о матери и о предках, живших и похороненных в Украине:
«У меня мама родилась в Виннице в сентябре 1940-го, а в конце июня 1941-го дедушка втолкнул ее, ее брата и мою бабушку в поезд и отправил в Ташкент, а сам ушел в армию. Моя мама каждое лето потом проводила в Шаргороде, даже когда жила в Ташкенте и Москве. Поэтому я по маминой линии этнический украинец».
По словам Ильи, в детстве он мечтал либо пойти по стопам деда Юрия Борисовича и связать свою жизнь с художественным искусством, либо стать маршалом.Так как ребенок был поздним, то круг его общения составляли в основном друзья семьи. И на будущего создателя фильмов не могла не повлиять творческая атмосфера, в которой он рос. Именно поэтому в середине 90-х юноша попал на факультет живописи Боннской академии художеств.
Германия вскоре наскучила студенту, и состоялось возвращение на родину, где было привычнее и по-своему интересно. Хржановский продолжил обучение на режиссерском факультете ВГИКа, в мастерской Марлена Хуциева.
В 22 года талантливый выпускник на 3-м Международном фестивале КУКART представил свой первый спектакль под названием «То, что чувствую». А через год в соавторстве с Артемом Михалковым он снял дебютную короткометражку «Остановка».
Фильмы Ильи Хржановского
Илья Андреевич не из тех, кто штампует кинокартины каждый год. Его режиссерская фильмография не так обширна, как у многих коллег. Но каждое из детищ Хржановского неизменно вызывало бурную реакцию как зрителей, так и критиков.
Выпущенная в 1998-м «Остановка» с Еленой Захаровой, Федором Бондарчуком, Гошей Куценко, Степаном Михалковым «выстрелила» через год. Короткометражка увезла дипломы жюри с кинофестивалей «Святая Анна» и «Молодость» и отдельный приз фестиваля, прошедшего в Сен-Пьер-де-Кор.
После продолжительного перерыва настал черед комедии «4» по сценарию писателя Владимира Сорокина, не оставившей равнодушными больше десяти международных кинематографических смотров. На родине постмодернистская энциклопедия ужасов русской жизни подверглась осуждению (исключением стал фестиваль «Кинотавр»). Звучала формулировка «за очернение действительности и мат», и фильму долго не выдавалось прокатное удостоверение.
Однако эти трудности оказались незначительными по сравнению с тем, что ждало новое творение режиссера, создававшееся изначально также в тандеме с Сорокиным.
Сначала «Дау» задумывался как биография Льва Ландау, история о жизни и творчестве выдающегося физика. В итоге за 15 лет работа превратилась в масштабный арт-проект с самой большой съемочной локацией в Европе (этакий «диктаторский Диснейленд»).
По задумке автора, в круглосуточном производстве участвовали непрофессиональные актеры (Дау играл дирижер Теодор Курентзис, а его сына — музыкант Николай Воронов). Причем снимались они без какого-либо сценария на руках, полностью полагаясь на импровизацию. Для полного погружения в довоенную сталинскую эпоху артисты на площадке не снимая носили одежду того времени, не пользовались гаджетами и не произносили современные слова.
Детище рождалось в муках — тяжелым был не столько сам сюжет, сколько сопутствующие проблемы. Сначала Министерство культуры России отсудило выделенную субсидию, затем Госкино Украины взыскало пеню, а незадолго до премьеры прекратилась поддержка фонда Eurimages.
В 2019-м на трех площадках Парижа состоялась долгожданная премьера отснятого 700-часового материала, сопровождавшегося инсталляциями и перформансами. Из него к марту 2020-го удалось смонтировать 16 отдельных фильмов.
В конце февраля 2020-го на Берлинале состоялся премьерный показ двух «Дау» — «Наташи» и «Дегенерации», вызвавших немало бурных обсуждений и настоящий ажиотаж.
Тогда же режиссер Хржановский прервал десятилетнее молчание и начал активно давать интервью. Причину деятель искусства объяснил просто — следование правилам Берлинского кинофестиваля, где его резонансный «Дау. Наташа» обзавелся заслуженной наградой — «Серебряным медведем» (награда досталась оператору Юрген Юргесу за выдающиеся художественные достижения).
К началу марта 2020-го из отснятого материала «Дау» получилось 16 кинокартин. Из 10 лент, поданных в российские ведомства, четырем отказали в прокатном удостоверении. Основанием послужил закон о запрете пропаганды порнографии на территории РФ.
Кинокритик Антон Долин (по решению Минюста России включен в список физлиц-иноагентов) сравнил Хржановского с Ларсом фон Триером, а разработку «Дау» — с работой последнего над «Догмой 95», при этом подчеркнув, что беспрецедентная свобода, которую режиссер подарил исполнителям, на самом деле действовала по определенным правилам, ограничивавшим и самого руководителя процесса.
Весной 2022 года стало известно, что Хржановский выступил против СВО России в Украине, где он упоенно работал несколько лет и где похоронены его родственники. В том же году на Венецианском кинофестивале представили документальный фильм Сергея Лозницы «Киевский процесс», поднимающий тему суда 1946 года над немецкими офицерами. Илья Андреевич выступил продюсером этого проекта.
Скандал
Фильм «Дау» наряду с «Серебряным медведем» получил множество негативных комментариев и запретов, в том числе обвинения в насилии и призывы к заведению уголовного дела.
Хржановскому пришлось отбиваться от обвинений в пропаганде порнографии и совершенном в ходе съемок насилии (психическом, физическом и сексуальном).
Илья Андреевич неоднократно заявлял, что на площадке не было никакого террора, закон и права человека не нарушались. Его поддержали и оператор Юрген Юргес, и исполнительница главной роли в «Наташе» Наталия Бережная, и сорежиссер Екатерина Эртель.
В апреле 2020 года режиссер дал откровенное интервью Ксении Собчак, в котором поделился подробностями работы над проектом «Дау», а также собственными взглядами на искусство и современные реалии.
Личная жизнь
В 2009-м в разговоре с Дмитрием Быковым (по решению Минюста России включен в список физлиц-иноагентов) Илья подтвердил, что от союза с актрисой Александрой Куликовой у него растет сын Андрей.
Молодые люди познакомились еще во времена учебы в институте. Вскоре дружба переросла в более глубокие чувства, и влюбленные отпраздновали свадьбу. Несмотря на появление общего ребенка, семья впоследствии не выдержала испытание расстоянием и временем: Хржановский работал в Москве, а его жена — в Санкт-Петербурге.
Андрей пошел по стопам матери — в раннем возрасте уже выходил на сцену БДТ и снимался в кино, а образование получил в Лондоне. Женщина неоднократно рассказывала в интервью, что он не зовет ее матерью, а обращается исключительно по имени.
Второй раз режиссер попытался устроить личную жизнь, вступив в брак с заместителем главы аукционного дома Phillips Светланой Марич, у пары родилась дочь Мария. В 2018-м выяснилось, что супруги подали на развод.
Следить за жизнью деятеля искусств можно благодаря странице в «Фейсбуке» (соцсеть запрещена в РФ, она принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской), где он публикует фото и новости.
С 2006 года Хржановский живет в Германии, где получил гражданство.
Илья Хржановский сейчас
Сейчас Илью Андреевича все чаще приглашают в шоу для обсуждения не киноискусства, как в молодости, а политики и острой ситуации в мире. Хотя режиссер, отражающий собственные взгляды в творчестве, ссылается на свои фильмы при анализе тех или иных проблем.
Осенью 2023 года в интервью Ксении Лариной (по решению Минюста России включена в список физлиц-иноагентов) Хржановский рассказал, что съемки «Дау» помогли продемонстрировать, как порой более пагубным оказывается не поведение «плохих людей», а поступки «хороших людей», вступивших на скользкую дорожку. Вопросов политики и СВО касалась беседа режиссера с британским писателем Оуэном Мэтьюзом, прошедшая в сентябрьском выпуске проекта «Зима».
Ноябрьский выпуск «Скажи Гордеевой» освещал темы и творчества, и гражданской позиции. Илья Андреевич признался Катерине Гордеевой (по решению Минюста России включена в список физлиц-иноагентов), что чувствует себя и израильтянином, и украинцем на фоне разворачивающихся в мире событий, которые серьезно повлияли на определение его самоидентичности.
В марте 2024 года Минюст РФ признал Хржановского иностранным агентом.
Фильмография
- 1998 — «Остановка»
- 2005 — «4»
- 2018 — «Дау»
- 2020 — «Дау. Наташа»
- 2020 — «Дау. Дегенерация»
Интересные факты
- В конце 2019-го Хржановский стал художественным руководителем мемориального центра холокоста «Бабий Яр» в Киеве. В интервью мужчина объяснил, что его всегда интересовала «советская послевоенная травма». А мемориал — это совмещение травмы советской, которую имеют все советские люди и не знают, как из нее выйти, и нацистской. То есть холокост — это личная история внутри. Она личная, заметил Хржановский, для любого человека с еврейскими корнями. Летом 2023 года режиссер покинул занимаемый пост.
- Илья Андреевич вспоминал, что в детстве он зачитывался книгой о Льве Ландау, а потом познакомился с мемуарами Конкордии (Коры) Ландау-Дробанцевой. Произведение произвело на него сильное впечатление, и у Хржановского появилось твердое желание снять фильм об удивительном физике и его эпохе.
- Крестным отцом режиссера был сценарист и драматург Сергей Александрович Ермолинский.