Владимир Гиляровский — по прозвищу дядя Гиляй: факты о писателе и журналисте
Факты
13 мая 2023 г. 11:55
Время чтения: 9 минут

Владимир Гиляровский — по прозвищу дядя Гиляй: факты о писателе и журналисте

Владимир Гиляровский – российский писатель и репортер, живший на стыке эпох. Самое известное, но не единственное произведение автора – «Москва и москвичи», сборник остроумных очерков о жизни и жителях города. Интересные факты о писателе – в материале 24СМИ.

Самые читаемые писатели

В декабре 2022 года «РИА Новости» опубликовало информацию сервиса электронных книг «Строки» о самых читаемых писателях. В топ-3 сервиса вошли книги:

«Москва и москвичи» – увлекательный сборник очерков о городе и жизни разных слоев населения. Гиляровский – репортер московских газет конца XIX и начала XX века. В сферу его внимания попадают студенты и артисты, рестораторы и банкиры, полицейские и воры, извозчики. Книгу, которая станет самой читаемой, он начинает писать в 1912 году и трудится над ней до конца жизни. Добавляет очерки, дополняет. «Москва и москвичи» впервые выйдут в печать в 1925 году тиражом 4000 экземпляров.

В 1931-м писатель публикует «Записки москвича» и приступает к работе над третьей редакцией, в которой планирует объединить первые две. Ее напечатают в 1935-м. Когда автор отправит книгу в издательство, то скажет: «Чувствую себя счастливым и помолодевшим на полвека».

«Король репортёров», портрет работы С. Малютина (1915) (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%B8%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Vladimir_Gilyarovsky_by_Sergey_Malyutin.jpg)
«Король репортеров», портрет Владимира Гиляровского кисти Сергея Малютина (1915) / Фото: Wikipedia.org

Краткая биография Гиляровского

Автор «Москвы и москвичей» прожил 79 лет. За эти годы он сменил много профессий, но больше известен как писатель, журналист и фельетонист.

Краткие факты биографии:

  • Дата рождения – 26 ноября 1855 года.
  • Зодиакальный знак – Стрелец.
  • Прозвище – дядя Гиляй, образованное от сокращения фамилии.
  • Отец – Алексей Гиляровский, управляющий лесным имением графа Олсуфьева.
  • Мать – Надежда Гиляровская, в девичестве Мусатова.

Писатель указывал датой рождения 1853 год, но в 2005-м в Покровской церкви села Сяма, где его крестили, нашли запись в церковной книге, из которой следовало, что появился на свет Владимир Алексеевич в 1855 году.

Через 5 лет после рождения сына родители переехали в Вологду, где отец устроился на службу в полицию. Здесь Владимир пошел в гимназию. По характеру он ничем не отличался от современных учеников: шалил, писал эпиграммы на учителей. Сам автор называл их «пакостями». Возможно, за это и за прохладное отношение к учебе его оставили на второй год в первом классе.

Многие дети любят цирк: шоу воздушных акробатов, выступления силачей, наездников, клоунов. Гимназиста Владимира Гиляровского цирк тоже заинтересовал. Только не так, как других детей. Он освоил акробатику и джигитовку. Во взрослой жизни отлично ездил на лошади и увлекался скачками, о чем написал ряд рассказов.

Гиляровский рано познакомился с революционными идеями. Дружил с народниками. Один из них дал ему почитать роман «Что делать?» Николая Чернышевского, оказавший влияние на взгляды будущего репортера.

В июне 1871 года Владимир проваливает экзамен в гимназии и бежит из дома в Ярославль. Там начинает работать бурлаком, а затем крючником в порту. Выяснив, что портовая жизнь не сахар, будущий писатель вступает в Нежинский полк. Через два года его направляют в Московское юнкерское училище, но через месяц из училища юноша, отчисленный за нарушение дисциплины, вернется в полк. Военная карьера заканчивается рапортом об отставке, написанным по собственному желанию.

Владимир Гиляровский (https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Vladimir_Gilyarovsky#/media/File:%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%93%D0%B8%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_1880.png)
Владимир Гиляровский / Фото: Wikimedia.org

В 1875 году будущий писатель присоединяется к актерской команде. Выступает в разных городах, меняя труппы, а в 1877-м вновь уходит в армию. Россия вступила в Русско-турецкую войну. Все это время он поддерживает общение с родителями «по переписке». Пишет им очерки, делает зарисовки.

Вернувшись к гражданской жизни, Владимир Алексеевич снова становится актером театра и параллельно начинает печататься в журналах. В 1881 году он решает завершить театральную карьеру и сосредоточиться на литературе. Всего Владимир Гиляровский написал более 20 сборников рассказов и стихов. В СССР его работы пять раз издавались в форме полного собрания сочинений в 3 или 4 томах.

Умер писатель в первый день октября 1935 года. Причиной смерти стала перенесенная простуда. Похоронили его на Новодевичьем кладбище в Москве.

Архитектор смыслов

Тот факт, что произведения Владимира Гиляровского читают спустя 100 лет после написания и через 100–150 лет после самого события, не случаен. Автор предлагает читателю больше, чем описание объектов и событий прошлого. Он дает знание, позволяющее понимать общество, в котором живешь, и лучше взаимодействовать с ним.

Хитровка

Хитровкой называется самая часто упоминаемая глава из «Москвы и москвичей» и, конечно, район старой Москвы. Название образовалось в 1812 году после отступления Наполеона. Генерал Николай Хитрово выкупил в центре столицы участок с остатками сожженных дворянских домов. Снес их и создал площадь.

С юга к ней примыкали большие торговые ряды, а с других сторон – сады сохранившихся усадеб. Ряды расстраивались и постепенно заняли площадь. Хитровка стала местом скопления покупателей и торговцев, попутно привлекала воров и нищих, просивших подаяние. Для обслуживания всех присутствующих вокруг торговых рядов начали выкупаться участки земли под строительство трактиров, борделей, ночлежек. В XIX веке здесь открыли биржу труда. Постепенно территория превратилась в криминальное гетто, куда не рисковали соваться жители благополучных районов.

Владимир Гиляровский не только «совался». Он водил сюда друзей с экскурсиями. Известно, что писатель был здесь с театральным режиссером Константином Станиславским, писателями Глебом Успенским и Татьяной Щепкиной-Куперник. Обитатели Хитровки становились героями литературных произведений.

Так, местный врач Дмитрий Кувшинников – герой картины Василия Перова «Охотники на привале» (охотник слева), а также персонаж рассказа Антона Чехова «Попрыгунья», где вместе с женой они стали прототипами четы Дымовых.

Считается, что визиты на Хитровку обеспечили успех пьесы Максима Горького «На дне». Ее поставили на сцене Московского художественного театра. Проникнувшись атмосферой, актерам удалось лучше передать зрителям чувства и эмоции персонажей.

Читайте такжеКонстантин Станиславский — творчество и судьба самого «недоверчивого» режиссера

Ценность имеет не только описание быта хитровцев. Гиляровский ценен тем, что сохраняет и передает читателю исконную «правду жизни».

Его городовой Рудников – мужчина большого роста с пудовыми кулаками. Дымит на посту трубкой, осматривая окрестности. Его глаз цепляет каждую фигуру, крадущуюся в здешних тенях, сразу определяя по повадкам личность пытающегося остаться незамеченным. Ведь служивый знает каждого из местных обитателей, их привычки, нехитрый быт. В курсе он и их темных делишек. Однако не торопится тут же хватать всякого и тащить в кутузку.

На вопрос же начальства, почему Рудников не спешит отлавливать местный криминалитет, хотя за два десятилетия службы узнал все и вся про каждого хитровского оборванца, следует ответ: «Вот потому и стою двадцать лет. А то дня не простоишь, пришьют!»

Взгляд Рудникова на мир: «Ну, каторжник... Ну, вор... нищий... Тоже люди, всяк жить хочет. А то что?»

Сегодня от дореволюционной Хитровки остались:

  • церковь Троицы в Хохловском переулке;
  • особняк генерала Хитрово на Яузском бульваре.

Городская легенда гласит, что в старых переулках может встретиться призрак Соньки Золотой ручки. Она якобы спрятала клад в одном из домов. Но дом снесли, а знаменитая воровка продолжает его искать.

Карьера репортера

Карьера Владимира Гиляровского как журналиста начинается с освещения Кукуевской катастрофы. В ночь с 29 на 30 июня 1882 года в районе Кукуево размыло железнодорожную насыпь. Образовался овраг. Полотно железной дороги повисло над ним. В результате под весом состава полотно вместе с вагонами рухнуло. Погибли 42 человека и оказались ранены 35. Гиляровский был одним из первых репортеров, кто прибыл на место происшествия, сумел пройти через полицейское оцепление и описать событие в прессе, несмотря на попытки полиции не допустить распространение информации.

Кукуевская катастрофа не первая среди происшествий на железной дороге, но первая, которую широко освещали и обсуждали в обществе. Позднее словосочетание станет нарицательным, обозначающим неудачу. В таком значении его используют в своих произведениях Антон Чехов, Михаил Салтыков-Щедрин.

А.М. Герасимов. Портрет искусствоведа Гиляровского (https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Vladimir_Gilyarovsky#/media/File:Gilyarovskiy_by_A.M.Gerasimov_(1910s,_Gilyarovsky's_apartment).jpg)
Александр Герасимов. Портрет искусствоведа Гиляровского / Фото: Wikimedia.org

Жизненный путь в творчестве

Владимир Гиляровский не только описывает события, которые происходят в Москве. В творчестве он часто обращается к собственному жизненному опыту и профессиям, которые опробовал. Так появляются его «Люди театра». Это не биографии, а воспоминания о людях, с которыми он встречался, будучи актером.

Книгу опубликовала после смерти Гиляровского его дочь Надежда в 1941 году. «Бурлаки» (1926) – рассказ-воспоминание о встрече с друзьями. «Мои скитания» (1928) – эту произведение автор называл «повесть о моей бродяжной жизни» и считал самым любимым из всех своих работ.

Народный философ и историк

Некоторые из его рассказов – это наблюдения-размышления. В подобном стиле сейчас создаются программы, помогающие людям уснуть под звуки дождя, треск костра, шум машин и пр.

Так, рассказ «Песня» начинается с «Жил-был на свете добрый человек» – реплики, характерной для сказки. После нее повествование должно пройти завязку, кульминацию, развязку. Но автор дальше рисует картину одинокой могилки посреди степи и старичка рядом с ней, который и напевает тихонько главную фразу. Кульминация описания:

И стоит себе могилка целехонька...

Да и кто погребен в ней – неведомо.

Да и был ли кто там? Ну не все ли равно.

Еще часть рассказов напоминают заметки, которые люди пишут для себя, чтобы не забыть информацию в будущем. Так выглядит рассказ «Где казнен Стенька Разин». Это обзор иностранных первоисточников, посвященных вопросу. Автор говорит о них как о материалах, не упомянутых историком Костомаровым. Эти источники Гиляровский использовал при написании своей поэмы «Стенька Разин» в 1882–1886-м.

Люди в творчестве Гиляровского

Начало XX века небогато на способы досуга: театр, скачки, бульварная пресса. Газеты – самое доступное развлечение. Поэтому Владимир Алексеевич много пишет о людях, но не забывает и развлекать публику. Его рассказы «Антоша Чехонте», «Поэт Блок», «Встречи с Горьким», «Актер Вольский» – это истории знакомства и дружбы, а «Легенды мрачной Москвы» – разнообразные занимательные истории, которые происходят в жизни горожан.

«Тайна одного привидения» высмеивает увлечение спиритическими сеансами. Федор Шаляпин с друзьями решают разыграть приезжего гастролера-спирита. Придумывают легенду о привидении, появляющемся на кладбище. Посылают на кладбище слугу с простыней и спиртовкой. Разыгрывают перед гостем появление призрака. После этого спирит дает интервью прессе о происшествии, а друзья Шаляпина хохочут и дают опровержения.

Читайте такжеНиколай Заболоцкий — стихи, переводы, репрессии: факты о поэте и его творчестве

Некоторые истории заканчиваются не так весело. К примеру, рассказы «Трущобные люди» будут запрещены Цензурный комитетом. Тираж изъят из типографии и сожжен, а начальник комитета в ответ на прошение автора о снятии запрета скажет: «Но там же сплошной мрак и обвинение действующего порядка». Тем не менее Владимир Гиляровский не был активным критиком режима или «заступником черни». Он был человеком, который описывает то, что видит. В СССР его печатали, напирая на рассказы о Хитрово, гибели людей на Ходынском поле в 1896 году и обходя вниманием его юмористические рассказы.

Читайте также