Николай Заболоцкий — стихи, переводы, репрессии: факты о поэте и его творчестве
Факты
12 мая 2023 г. 18:35
Время чтения: 10 минут

Николай Заболоцкий — стихи, переводы, репрессии: факты о поэте и его творчестве

Николай Заболоцкий открыл в русской поэзии новую эпоху. Но не каждый знает, какой ценой это достижение далось самому литератору. Жизнь и творческая биография первого поэта Бронзового века наполнена интересными фактами и сложнейшими испытаниями.

Происхождение

Будущий поэт появился в семье агронома. Заболоцкий-старший считался для своего времени прогрессивным образованным человеком. В его хозяйстве применялись самые современные земледельческие методы, способствовавшие росту урожая. Алексей хотел, чтобы и сын пошел по его стопам.

Мать Заболоцкого сначала работала сельской учительницей. Но со временем оставила это занятие, посвятив себя воспитанию шестерых детей. Николай был старшим сыном.

Он появился на свет в 1903 году. День рождения — 7 мая. В 2023-м исполнилось 120 лет с этой знаменательной даты. Детство Заболоцкого прошло в местечке неподалеку от Казани. В 7 лет он вместе с семьей переехал в Вятскую губернию.

Образование

10-летнего Колю отправили учиться в реальное училище. Здесь он сразу увлекся рисованием, историей и химией. Даже просил у отца разрешение на проведение в сарае химических опытов. Но тяга к литературному творчеству уже тогда брала в парне верх.

С окончанием учебного заведения Николай Заболоцкий уехал в Москву и поступил в МГУ, который тогда назывался Первым Московским университетом. Благополучно сдав вступительные экзамены, он стал студентом историко-филологического факультета. Но из-за начавшегося дефицита в стране продуктовые карточки стали недоступны первокурсникам. Тогда он решил подать документы на медицинский факультет в другом вузе, поскольку это обещало ему хлебные пайки.

Некоторое время Николай совмещал учебу в двух заведениях. Но вскоре паек для студентов-медиков тоже отменили, поэтому Заболоцкий решил бросить медицину и сконцентрироваться на истории. Однако и здесь из-за долгих пропусков занятий дело дальше не пошло.

Новое место учебы, избранное Николаем Алексеевичем, — это педагогический институт в Петрограде. Здесь он уже полностью прошел весь курс, окончив в 1925 году факультет русского языка.

Николай Заболоцкий в молодости (https://www.youtube.com/watch?v=_W1HxtHjmqo)
Николай Заболоцкий в молодости / Фото: кадр из видео youtube.com

Начало творческого пути

Николай Заболоцкий пристрастился к чтению с ранних лет, поскольку в доме накопилась богатая библиотека. Сначала мальчик много читал, а позже принялся сочинять и мечтать о писательской карьере. В 7 лет он написал первое стихотворение.

Основными вдохновителями для начинающего поэта в тот период оказались Константин Бальмонт и Александр Блок. Став студентом, он по мере финансовых возможностей старался посещать выступления Владимира Маяковского.

Ближе к концу учебы Николай Алексеевич зачастил в «Мастерскую слова». В этом кружке он познакомился с творчеством Осипа Мандельштама и Велимира Хлебникова. При этом сам не переставал работать, сочиняя новые произведения.

ОБЭРИУ

Окончив вуз, Заболоцкий отслужил в армии. В 1927 году вернулся в Ленинград и устроился работать в издательство. Здесь его коллегами оказались Александр Введенский, Евгений Шварц, Даниил Хармс. Вместе молодые поэты сочиняли стихи, зачитывали друг другу собственные строки. Наконец, вместе с примкнувшими новыми авторами они организовали собственный кружок ОБЭРИУ. Аббревиатура расшифровывается как «Объединение реального искусства».

Молодые литераторы полагали, что окружающий мир состоит из хаотично разбросанных фрагментов. Выжить в нем можно только одним способом — постоянно говорить. Авторы противились традиционным формам в искусстве, отрицали общепринятые приемы. Вместо этого они предпочитали гротеск, сочиняя на стыке фантастики и реальности. В их произведениях многие элементы намеренно доводились до неправдоподобности, до абсурда.

Будучи «обэриутом», как сами себя называли участники объединения, Николай Заболоцкий издал в 1929 году первый авторский стихотворный сборник. Речь о знаменитых «Столбцах» — подборке сатирических строк, изобличающих обывателей, которые в новой стране продолжают держаться прежних устоев. Издание вызвало переполох в мире литературы.

Спустя 2 года после скандального дебюта Заболоцкий рассорился с Введенским, поэтому больше в кружок ОБЭРИУ не приходил.

Интерес к науке

В этот период поэтом овладела новая страсть — его увлекла наука и философия. Николай Алексеевич живо интересовался астрономией, математикой, биологией. Отдельное внимание уделял строению Вселенной — на этой почве даже вступил в переписку с Константином Циолковским.

Вдобавок разностороннему Заболоцкому нравилось учение о растениях авторства Климента Тимирязева. Не меньший интерес вызывали биологические идеи эволюции Юрия Филипченко. Наконец, на Николая Алексеевича произвела впечатление эйнштейновская теория относительности.

Репрессии

В 1933 году литератор выпустил в печать поэму «Торжество земледелия». Поэт задумывал рассказать о триумфе новых порядков, о победе над старорежимным деревенским укладом. Заболоцкий рассказал о свободе крестьян и избавлении от труда сельскохозяйственных животных.

Но критики расценили это как выпад в сторону социализма. Как раз бушевала коллективизация, и журналисты сочли произведение пасквилем на текущее положение дел. В итоге власть запретила поэму, а также не позволила напечатать новый стихотворный сборник.

Прогрессивные взгляды автора оказались далекими от понимания в среде современников. Особенно возмутилась политическая элита, которая видела в творчестве Заболоцкого конфликт с идеологической повесткой. Началась откровенная травля, поэта обвиняли в излишнем идеализме, примитивизме, мистицизме и пр.

Закончилось тем, что в 1938-м Николая Алексеевича арестовали под предлогом участия в контрреволюционном объединении писателей. Но Заболоцкий даже под пытками не признал вину, что и спасло его от расстрела. Однако пришлось 5 лет провести в лагерях.

В 1944-м он вышел на свободу, хотя еще 2 года ему не разрешали вернуться в Москву.

Николай Алексеевич Заболоцкий (https://www.youtube.com/watch?v=_W1HxtHjmqo)
Николай Алексеевич Заболоцкий / Фото: кадр из видео youtube.com

После освобождения

Выйдя на волю, Николай Заболоцкий испытывал острую жажду в покое и уюте, ощущении счастья. Очевидно, он не до конца верил, что все самое страшное позади. Но постепенно вчерашний политзаключенный вошел в ритм нормальной жизни и снова стал активно сочинять стихи.

В период с 1946 по 1948 год автор написал ряд произведений, наполненных чувством грусти. Как раз в печать вышли такие стихотворения, как «Оттепель» или «Журавли». Здесь между строк читается след пережитых кошмаров. Коллеги-литераторы оценили это творчество высоко.

Проведенные в лагерях годы не сломили неуемный дух Заболоцкого. Напротив, за счет этого испытания он настроился на философский лад. С возвращением домой литератор сумел по-настоящему оценить окружающую красоту. В числе плодов его переосмысления значится, например, стихотворение «Я воспитан природой суровой». В нем Николай Алексеевич говорит: радость жизни способен в полной мере ощутить лишь тот, кого однажды лишили такой возможности.

В 1948-м вышел новый сборник стихов, в котором присутствовали такие известные произведения, как «Портрет» или «Некрасивая девочка». Однако критики совершенно не заметили издание.

О детях и детстве

К числу центральных в творчестве Николая Заболоцкого относится тема детства. В его стихотворениях героями часто становились дети разного возраста — со временем эти образы менялись.

В ранней лирике появление таких действующих лиц объяснялось причастностью автора к ОБЭРИУ. Инфантильность тогда служила художественным приемом, призванным найти новые выразительные средства. Вдобавок это помогало поэтам адаптироваться к стремительно меняющимся реалиям советской страны.

В позднем творчестве у Николая Алексеевича часто мелькает образ маленькой девочки, который олицетворял душевную чистоту, духовность человека, первую встречу с бескрайней мировой красотой.

Везде, где в стихотворениях Заболоцкого поднимается тема детства, прослеживается личное прошлое самого автора. Поэт еще маленьким любовался красотами природы Вятки, что отразилось в лирике. В 1957-м из-под его пера вышло «Детство», где Николай Алексеевич показывает читателю почти пасторальную деревенскую картину. Это не что иное, как отражение собственных детских воспоминаний, которые литератор считал сильнейшими и ярчайшими в жизни каждого.

Читайте также«Русские сезоны» Дягилева — искусство на экспорт

О природе

Если в раннем творчестве поэта сквозит футуризмом и символизмом, то в дальнейшем литератор сформировал собственный стихотворный почерк — смешал в авторском стиле ироничность, лиризм, философичность.

В лирике Заболоцкого большое место отведено теме природы и ее одухотворенности. Автор наделял душой и разумом все, что окружает человека: землю и небо, животных и растения. На каждой новой стадии поэтического мастерства поэт так или иначе возвращался к осмыслению темы природы. Он идеализировал и тонко чувствовал ее, что красочно иллюстрирует, к примеру, текст стихотворения «Вечер на Оке».

О человеческой красоте

На зрелом этапе творческой биографии в поэзии Заболоцкого чаще преобладал психологизм. Взрослого автора волновали вопросы внутреннего человеческого мира, при этом он противопоставлял общественные предрассудки индивидуальности каждого. Как истинный философ, литератор обращался к теме внутренней и внешней красоты человека.

Часто его лирические герои при этом заурядные люди. С одной стороны, они вызывают жалость у окружающих и становятся поводом для насмешек из-за своей непривлекательности и наивности. С другой — внутри у них обнаруживается чистота, одухотворенность, добросердечность, которые делают их богаче и сильнее поверхностных насмешников.

Могила Николая Заболоцкого (https://commons.wikimedia.org/wiki/File:%D0%9C%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BB%D0%B0_%D0%BF%D0%BE%D1%8D%D1%82%D0%B0_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D1%8F_%D0%97%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%86%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE.JPG)
Могила Николая Заболоцкого / Фото: wikimedia.org

О жизни и смерти

В присущей ему философской манере Николай Заболоцкий рассуждал в лирике об исходе жизни человека и о его предопределенности. Смерть для автора не тождественна концу жизненного пути, она только начало новой — более совершенной с духовной точки зрения — дороги.

Поэт говорит, что жизнь не обрывается смертью, а при слиянии с миром природы трансформируется в нечто безупречное. В процессе написания подобных стихотворений Заболоцкий синтезировал философские, религиозные и психологические взгляды на понимание великой тайны.

Переводы

Николай Алексеевич не только сочинял собственные произведения, но и занимался переводами. Впервые он обратился к этому роду деятельности в конце 1930-х на фоне нарастающей травли — понимал, что спокойно творить не дадут, а зарабатывать как-то нужно.

В этот период он подарил русскоязычному читателю «Легенду о Тиле Уленшпигеле», «Гаргантюа и Пантагрюэля», «Путешествия Гулливера» и пр. Коллеги утверждали, что со своими переводами Заболоцкий встал в один ряд с такими мастерами, как Василий Жуковский или Михаил Лермонтов.

Когда после освобождения Николай Алексеевич вынужденно 2 года провел в Караганде, он вновь вернулся к переводческой работе. В этот период он перевел «Слово о полку Игореве» с древнерусского языка.

Позже литератор опубликовал книгу, посвященную искусству переводов. На ее страницах он рассказал о тонкостях этой работы, о необходимости для переводчика уметь находить баланс между естественностью и точностью.

Смерть

В 1950-х к Заболоцкому наконец пришло признание. Репрессии остались позади. Упрочилось финансовое положение. Казалось бы, впереди благополучная жизнь, но подвело здоровье. Сказались годы заключения — Николай Алексеевич стал часто болеть.

Отдельным толчком к подрыву состояния стал инфаркт. Это случилось в 1954 году, поэт старательно восстанавливался и в 1956-м уже вернулся к творчеству. Но еще через 3 года его настиг второй удар.

Инфаркт 1958-го оказался причиной смерти поэта. Последним пристанищем для него стало Новодевичье кладбище.

Память

По состоянию на 2023 год единственный памятник поэту Николаю Заболоцкому установлен в Тарусе. Представленный на фото ниже монумент поставили в 2015-м неподалеку от дома, где литератор провел два последних лета в своей непростой жизни.

Вдобавок ему установили несколько мемориальных досок в разных местах. Одна закреплена в Кирове, другая — в Комсомольске-на-Амуре, на здании, где он в период заключения трудился чертежником. Наконец, в честь Николая Алексеевича назвали улицу в Казани.

Памятник Николаю Заболоцкому в Тарусе (https://www.youtube.com/watch?v=Eq1IiCBN4Gc)
Памятник Николаю Заболоцкому в Тарусе / Фото: кадр из видео youtube.com

Положенные на музыку стихи

Память о поэтах живет в их поэзии. Что касается Заболоцкого, о нем помнят еще и по ряду романсов и песен, написанных на его стихотворения.

В 1990-х рок-группа из Москвы «Территория» обрела популярность благодаря тому, что записала песню на стихотворение Заболоцкого времен ОБЭРИУ — «Меркнут знаки зодиака».

Другие популярные строки поэта — стихотворение «Признание», которое он написал Наталье Роскиной. С этой женщиной у него завязался непродолжительный роман после расставания с законной супругой Екатериной. Сегодня песня на эти слегка измененные стихи относится к наиболее известным, созданным по лирике Заболоцкого. Ее больше знают по первой строчке: «Очарована, околдована…»

Читайте такжеВасилий Жуковский — у истоков русского романтизма

Поэзия Николая Алексеевича встречается в ряде советских кинокартин. Например, в ленте «Доживем до понедельника» звучит исполненная Вячеславом Тихоновым песня «В этой роще березовой…». А Эльдар Рязанов вставил в «Служебный роман» сразу два произведения Андрея Петрова на стихи этого автора.

Николай Заболоцкий прошел извилистый творческий и жизненный путь, который стал своеобразным отражением сотен судеб русских литераторов начала XX столетия. При этом он сумел сплести в своем искусстве прежнее наследие родной поэзии с новаторством. Это редкий автор, ставший связующим звеном между Серебряным веком и шестидесятниками.

Читайте также