Зинаида Гиппиус — из Серебряного века литературы: факты о поэтессе и писательнице
- Детские годы
- Начало творческого пути
- Знакомство с Мережковским
- Свадьба
- Мережковский и Гиппиус в Петербурге
- Братья-близнецы: туберкулез и символизм
- Творчество Мережковского
- Проза молодой поэтессы
- Идеи и люди
- Новаторство Зинаиды Гиппиус
- «Если надо объяснять...»
- Андрогинность Гиппиус
- «Что делать?»
- Поездка в Италию
- Новая церковь
- Поездка в Керженец
- Время революций
- Жизнь в Париже
- Итальянский период
- Последние годы
Зинаида Гиппиус – писательница, редактор, литературный критик и основоположница русского символизма вместе с Дмитрием Мережковским и Валерием Брюсовым. Знаковая, но оставшаяся недостаточно признанной поэтесса начала XX века. Подробнее о ее жизни и творчестве – в материале 24СМИ.
Детские годы
20 ноября 1869 года в семье потомков обрусевших немцев из Прибалтики Николая и Анастасии Гиппиусов родилась дочь Зинаида. Отец был чиновником Сената, дослужившимся до должности обер-прокурора. Мать – дочерью офицера полицейского управления из Екатеринбурга. Зинаида – старшая из четырех дочерей супругов.
Поэтесса говорила о родителях с теплотой, но больше других любила бабушку по материнской линии. Она не умела читать, но пела песни и рассказывала детям чудесные легенды о Николае Чудотворце, Симеоне Столпнике и других. Гиппиус вспоминала, что, когда болела младшая сестра, бабушка говорила 6-летней Зине помолиться за сестренку. Когда та выжила, Зина уверилась, что Бог слышит молитвы и нужно только вовремя молиться.
В 1881-м Николай Гиппиус умер от туберкулеза. Его вдова с детьми переехала в Москву, но там не задержалась. У дочери врачи заметили признаки начинающегося туберкулеза, и семья перебралась в Ялту. Там Зинаида наслаждалась литературой и прогулками на лошадях.
В 1885 году Анастасия Гиппиус решила поселиться рядом со своим братом Александром Степановым, который жил в Тифлисе. Она с детьми сняла уютную дачу в Боржоми. Здесь Зина увлеклась написанием стихов и танцевальными вечерами, которые организовывались в их доме.
Благодаря частым переездам у семьи образовался обширный круг знакомств. Зинаида переписывалась со всеми и вела дневники. Друг отца обратил внимание на поэтические таланты девушки и посоветовал развивать это направление в творчестве.
Начало творческого пути
Биография поэтессы составлена в основном по мемуарам ее секретаря, друга и биографа Владимира Злобина. Он пишет, что Гиппиус с пеленок интересовали ответы на вечные вопросы. Примером стало такое детское стихотворение Зинаиды:
Давно печали я не знаю
И слез давно уже не лью.
Я никому не помогаю,
Да никого и не люблю.
Если это не творческий вымысел и не стихи, написанные уже в молодости, то придется согласиться, что эта Зина Гиппиус – странный и не по годам взрослый ребенок.
Знакомство с Мережковским
К моменту знакомства с будущим мужем Дмитрием Мережковским в 1888 году она уже стала известной в творческих кругах молодой поэтессой. Ее стихотворения привлекали внимание таких критиков, как Иван Бунин, Яков Полонский.
С Мережковским Зина встретилась случайно. Писатель был в городе проездом и хотел остановиться в местной гостинице, но нашел ее крайне неподходящей. Начальник местной почтовой станции – поэт-любитель – пригласил его к себе на дачу, находившуюся рядом с той, которую снимало семейство поэтессы.
Был обычный танцевальный вечер в доме Гиппиусов. Рядом с матерью стоял изящный молодой человек с каштановой бородкой, и они о чем-то оживленно беседовали. Это оказался Мережковский. Едва познакомившись, Зинаида высказала новому знакомому, что его стихи ей не правятся. Они разговорились, и вскоре выяснилось, что молодые люди подходят друг другу в части взглядов на жизнь и поэзию.
Когда Мережковский сделал девушке предложение руки и сердца, то она сразу же согласилась и ни разу в жизни не пожалела о выборе. Венчались Дмитрий и Зинаида 8 января 1889 года.
Свадьба
О свадьбе Зинаида записала в дневнике, что она надела темно-серый костюм и шляпу, а не фату и белое платье. Это выражение личных предпочтений. Она прямо говорит, что вместе с Мережковским презирает традиционные фату, платье и свадебное застолье. После венчания молодые сразу вернулись домой, где присутствовали на завтраке вместе с близкими родственниками и друзьями, а после этого начался обычный день.
Мережковский и Гиппиус в Петербурге
После венчания молодые переехали в Санкт-Петербург. Мать Мережковского сделала им свадебный подарок – сняла особняк в столице. Здесь Дмитрий познакомил супругу с многочисленными друзьями-литераторами. В их доме бывали поэты Аполлон Майков, Яков Полонский. Друзья Мережковского оказались очарованы 20-летней хрупкой красавицей.
Она начала публиковаться в «Северном вестнике». Писала очерки, критические статьи. Посещала с Мережковским литературные вечера. Вскоре пара договорилась делать то, что у каждого получается лучше. Зинаида планировала писать прозу, а Дмитрий – поэзию. Через время оба благополучно забыли о договоренности. Гиппиус попробовала перевести поэму Джорджа Байрона «Манфред». Опыт оказался неудачным, но с этого момента оба писали и прозу, и поэзию.
Братья-близнецы: туберкулез и символизм
Гиппиус и Мережковский – теоретики русского символизма. Сегодня сложно понять причины возникновения течения, но все началось с развития промышленности, способствовавшей росту городов. Перенаселенность в сочетании с плохими санитарными условиями вызвали рост заболеваемости туберкулезом в XIX веке. Воздушно-капельный способ передачи инфекции помогал ее распространению во всех социальных группах.
Люди не знали, что вызывает туберкулез и как он распространяется. Для них это выглядело, как будто некто невидимый указал на человека пальцем и теперь тот обязан умереть. Никто не знал, заболеет ли он, когда это произойдет и сможет ли выздороветь. Это не значит, что люди жили в постоянном ожидании внезапной гибели, но она все время была где-то рядом. Поэтому писатели XIX века так часто писали о смерти и ее предчувствии в своих произведениях. Появилась даже туберкулезная мода и эстетика: бледные худые женщины с лихорадочным румянцем смотрели на зрителей с салонных портретов, а герои в стихах поэтов постоянно тосковали и умирали.
Кроме сферы здоровья, промышленная революция начала вытеснять из жизни религиозные догмы и ставить под сомнение веру. Поэты заполнили образующийся вакуум новыми вопросами. Символисты оказывались пессимистами, одержимыми вопросами смерти, тоски, вселенского одиночества.
Многие, за исключением глубоко верующих, начали интересоваться оккультизмом и спиритизмом. Они пытались понять логику невидимого мира, из которого в видимый приходил туберкулез. Люди, страдавшие от потери близких и бессилия, искали способ поговорить с ними, узнать собственную судьбу, усматривая в окружающих предметах особые смыслы.
Творчество Мережковского
Дмитрий Мережковский – ребенок, выросший в условиях, похожих на те, что царили у Гиппиусов. Няня знакомила его с древней мудростью, житиями святых и старинными русскими сказками. Сам Дмитрий заинтересовался историей, и этот интерес не пропадал на протяжении всей жизни.
Его первые стихи пессимистичны. Считается, что так в его творчестве отразилось отношение к зубрежке в гимназии. Затем подросток познакомился с более оптимистичными «Бахчисарайским фонтаном» Александра Пушкина, увлекся трагедиями Мольера.
Писателя Мережковского интересовали вопросы борьбы христианства с язычеством, а также история Египта. Его первое большое произведение – романтическая трилогия «Рождение богов». В ней повествуется о Тутанхамоне, восхождении и падении культа бога Атона в эпоху фараона Эхнатона.
Во время знакомства с Зинаидой Дмитрий уже работал над новой трилогией «Христос и Антихрист» (1895–1904). Эти романы принесли ему известность. Зигмунд Фрейд в работе «Детские воспоминания Леонардо да Винчи» обращается к отрывку, описанному в романе Мережковского. Психолог исследует сны и теорию бессознательного, а писатель описывает очень красочные сновидения героя, которые хорошо подходили для анализа.
Проза молодой поэтессы
Дебют в прозе Зинаиды Николаевны состоялся в 1890 году. Опубликовали ее первые рассказы. Затем она написала два романа «Без талисмана», «Мелкие волны». Позже в воспоминаниях отмечала, что не припоминает ни работ, ни о чем она там писала. Но так как молодая семья нуждалась в средствах к существованию, то они были рады полученным гонорарам. Это обеспечило Мережковского необходимым свободным временем для творчества. Он трудился над «Христом и Антихристом».
Первый сборник стихов Гиппиус опубликовала в октябре 1903 года. Иннокентий Анненский назвал его «квинтэссенцией 15 лет русского модернизма». Валерий Брюсов хвалил точность, с которой поэтесса записала «эмоциональный прогресс порабощенной души».
Но Зинаида к поэзии относилась также, как и к прозе: не задумывалась над ее социальным значением. Лучше всего отношение отражает цитата из предисловия к сборнику: «Не то чтобы я считала поэзию бесполезной. Она необходима, и были времена, когда стихи читали и ценили все. Но читателю больше не нужны стихи».
Идеи и люди
Познакомившись с литературными кружками Санкт-Петербурга, молодая поэтесса с удивлением обнаружила, что между ними возникают невидимые границы. Есть либералы. Они не дружат с теми, кто «не либералы». Или Петр Вейнберг общается только с маститыми литераторами, но для нее сделал исключение и пригласил на их литературную встречу.
Ее работы порой получали критические оценки. Но у Зинаиды было важное умение: находить интересных людей и интересное в людях. Поэтому с увлечением откликалась на любые новые идеи и произведения.
Герои ее первых рассказов – горожане: студенты, священники. Большинство рассказов заканчиваются печально. За это ее начинают называть «декаденткой», хотя Гиппиус не относила себя к данному течению. Термин «декадентская литература» относится к книгам, освещающим темы смерти, небытия, утраты надежд и идеалов. Примером декадентского стихотворения Гиппиус называют «Все кругом».
Новаторство Зинаиды Гиппиус
Зинаида Гиппиус считается поэтессой-новатором. Она экспериментирует со стихотворными размерами и рифмами. Непохожесть одного стихотворения на другое интриговала читателей и не позволяла погаснуть интересу к ее творчеству. По воспоминаниям Георгия Адамовича, поэтесса была «вдохновительницей, подстрекательницей, советчицей, сотрудницей чужих писаний».
Среди ее художественных приемов – необычная поэтическая техника. Например, стихотворение «Песня»:
Окно мое высоко над землею,
Высоко над землею,
Я вижу только небо с вечернею зарею,
Вечернею зарею.
Фиксированное количество ударных слогов при разном количестве безударных отличалось от привычной читателям силлабо-тонической системы. Создавало ощущение новизны. Ее эксперименты с рифмами и размерами подхватывали другие поэты-символисты.
«Если надо объяснять...»
Зинаида Гиппиус была плодотворным писателем. Она сочиняла стихи и рассказы, а также вела подробные дневники и писала много писем. Некоторые цитаты из писем тиражируются как крылатые фразы в социальных сетях. Например, фраза «если надо объяснять, то не надо объяснять» приписывается поэтессе. Это якобы часть диалога, который приводился в статье Евгения Райна из журнала «Алфавит» от 28 ноября 2001 года. Проверить подлинность высказывания не удастся, поскольку каталогизация работ автора не проводилась, а оригинал статьи недоступен.
Андрогинность Гиппиус
В молодости поэтесса носила брючный костюм и пользовалась лорнетом. Писала стихи от имени автора-мужчины, подписывалась мужским псевдонимом – Антон Крайний, Денисов, товарищ Герман. В некоторых источниках указывается, что так проявлялся феминизм и протест поэтессы против гендерных ролей, навязанных обществом.
«Что делать?»
В 1862–1863-м Николай Чернышевский написал свой роман «Что делать?». Поколение Гиппиус оппонирует Чернышевскому. Они критикуют его взгляды на семью, отношения мужчины и женщины. По высказываниям становятся античернышевцами, которые ищут свой путь в жизни, но по сути мало чем отличаются.
Отношения в семье Веры Павловны и Дмитрия Лопухова напоминают отношения между Мережковским и Гиппиус. Они сторонники рациональных отношений, предоставившие друг другу свободу. Отсутствие сексуального влечения к партнеру – это источник дополнительных сил для интеллектуального роста пары в романе и между Мережковским и Гиппиус. Ее целомудренность выражалась даже в одежде. Гиппиус предпочитала белые платья и носила волосы заплетенными в одну косу – символ девичества. Семейный быт поэтессы тоже напоминает быт героев Чернышевского: отдельные спальни и между ними общая гостиная.
Поездка в Италию
В 1891–1892-м Мережковские путешествовали по Европе «Восточным экспрессом». Планировалось восхождение на Монблан, что символизировало бы личное упорство и смелость. В Италии они познакомились с писателем Антоном Чеховым, а в Париже встречались с поэтом Алексеем Плещеевым.
Наиболее ярким моментом путешествия стало посещение родины Леонардо да Винчи – города Винчи в окрестностях Флоренции. Для романа мужа Зинаида делала рукописные копии сотен страниц из библиотек Флоренции и Рима. Это укрепило ее в идее о необходимости организации межрелигиозного общения и исследований.
Новая церковь
Мережковские загорелись идеей создания Объединенной церкви. В этом их поддержали столичные интеллектуалы. Священный синод Русской православной церкви дал согласие на создание исследовательской группы, которая займется изучением истории религии и ее влияния на мировые культуры.
По мнению Зинаиды Гиппиус, взаимодействие интеллекта и веры могло бы принести обществу необходимое просветление умов и оздоровить его. Начиная с 1901 года Мережковские ведут религиозно-философские собрания для обсуждения различных тем. Но тут представители Синода «опомнились» и решили, что Гиппиус пропагандирует не то и вообще она «аморальная женщина». Собрания начали критиковать в прессе, и к 1903-му они прекратились.
Единения церкви с интеллигенцией не случилось, но вопросы, поставленные на этих собраниях, продолжали подниматься в журнале «Новый путь», где печатался молодой поэт Александр Блок, эссеист Константин Бальмонт, прозаик Валерий Брюсов.
Поездка в Керженец
Мережковские посещали не только Европу. Они пытались понять и почувствовать все грани бытия. Летом 1902 года супруги отправились в нижегородский поселок Керженец, где сохранялась старинная Русь, воспетая Сергеем Есениным.
В Керженце селились старообрядцы. Согласно легенде, местное озеро укрыло град Китеж. 21 июня, в самую короткую ночь года, сюда приезжали раскольники и сектанты. Велись споры о легендах, о вере, о бытии. На Зинаиду поездка произвела огромное впечатление. Она писала: «Странный лес, холмы, люди, странный вечер... Как надо верить? Где правда?»
Время революций
Гиппиус присоединилась к Красному Кресту в 1914 году, чтобы помогать ветеранам. Она вела подробный дневник о событиях, разворачивавшихся в Санкт-Петербурге после убийства большевиками семьи Николая II. Приветствовала Февральскую революцию, считая, что это остановит Первую мировую войну, но отвергала революцию, случившуюся в октябре 1917-го.
Между событиями 1905-го и революциями она сочиняла поэзию: сборник «Алый меч», вышедший в 1906-м, «Черное по белому», напечатанный через два года. Сборник «Вымысел», тоже созданный в 1906-м, считается наиболее мистическим. В нем поэтесса пишет о мрачном будущем. В 1914 году уже за границей она издала рассказы «Синяя книга. Петербургские дневники».
Мережковские надеялись на интервенцию британского флота, но Белое движение под руководством Александра Колчака потерпело поражение. Тогда супруги поняли, что политический курс нового государства не соответствует их идеалам, и решили эмигрировать. 24 февраля 1919 года вместе с публицистом Дмитрием Филосовым они покинули Петроград и выехали на территорию Польши, а в 1922-м перебрались в Париж. Там сформировали центр антикоммунистического сопротивления, в которое входили русские эмигранты.
Жизнь в Париже
Поселившись во Франции, супруги сосредоточились на переписке с другими эмигрировавшими соотечественниками и приеме гостей. Все обсуждали две главные темы: свобода и Россия. В 1920-х из печати выходят ранние сборники стихов и прозы Гиппиус, в том числе «Живые лица». Мережковский опубликовал свою трилогию об антихристе. Гиппиус создает общество «Зеленая лампа», где встречаются писатели-эмигранты для обсуждения культурных и политических тем.
Отношения французов с русскими иммигрантами испортились в 1932 году, когда монархист Павел Горгулов убил президента Французской Республики Поля Думера. Иммигранты пытались отмежеваться от Горгулова, но по факту чувствовали себя неуютно и начали подыскивать новую родину.
Итальянский период
В 1933 году Гиппиус с Мережковским переехали в Италию и прожили там около 3 лет. Дмитрий приветствовал приход к власти Бенито Муссолини, а затем поддержал Третий рейх, считая его представителей борцами с коммунизмом. Он произнес по радио прогерманскую речь о том, что Сталин и Гитлер – зло. Нацисты и русские коммунисты уничтожат друг друга, а для этого Гитлер должен взять Москву.
Реакцию на подобные выпады со стороны Иосифа Сталина не сложно представить. Их работы запретили публиковать в России. Сестры Гиппиус, Наталья и Татьяна, проживавшие в СССР, были сосланы в ГУЛАГ. Домашняя библиотека Мережковских уничтожена, но часть книг передана в городскую публичную библиотеку Ленинграда.
Последние годы
Гиппиус мало писала в эмиграции. Но это легко понять. Вторая мировая война сделала творчество поэтов Серебряного века неактуальным вместе со всеми темами, которые они поднимали.
В 1939 году она попробовала начать новый проект «Литературное торнадо», чтобы помогать издаваться писателям, которые тоже оказались в эмиграции и которых отказывались печатать по идеологическим причинам. Но было уже поздно. Независимо от того, был ли текст прогитлеровской речи злонамеренным слухом, как утверждал биограф Мережковского, но вокруг Гиппиус и ее мужа образовался социальный вакуум. Их откровенно ненавидели.
Дмитрий Мережковский скончался в 1941 году. Для Зинаиды это стало большой трагедией посреди других трагических событий. В 1940-м умер их друг Дмитрий Философов, а в 1942-м – ее сестра Анна. Зинаида осталась одна. Она начала вести подробный дневник и писать книгу, рассказывавшую потомкам о творчестве ее мужа и его вкладе в литературу.
Умерла Зинаида Гиппиус в Париже в сентябре 1945-го. Ее могила находится на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, рядом с Мережковским. На церемонии прощания присутствовало несколько человек, в том числе писатель Иван Бунин.