Николай Чернышевский — жизнь и злоключения писателя-революционера в России XIX века
Николай Чернышевский – писатель и критик по роду деятельности, философ и социалист по мировоззрению. Теоретик русского нигилизма и один из отцов-основателей движения народников. Интересные факты о творчестве и взглядах писателя – в материале 24СМИ.
Биография: краткие факты
Его жизнь не была насыщена яркими событиями. Николай Чернышевский родился в городе Саратове в семействе священнослужителя. Дата рождения – 12 (24) июля 1828 года.
Первые 15 лет жизни живет и учится в кругу семьи (до 1843 года). Учителями выступают отец и гувернер-француз. Его главное увлечение в детстве – чтение литературы. Первое учебное заведение, куда Николай поступает в 15 лет, – семинария в Саратове. Он отучился там три года, а затем отправился в Санкт-Петербург. В семинарии парень отличался способностями к языкам. Кроме современных европейских, выучил также латынь, греческий и старославянский.
Для получения высшего образования Николай Гаврилович отправляется в Северную столицу России, где планирует поступить на факультет философии в университете. Годы учебы – 1846–1855-й. Здесь сформировались его взгляды на жизнь. В 1855-м философ защитил диссертацию под названием «Эстетическое отношение искусства к действительности».
Первой работой после университета стала должность учителя словесности в Саратовской гимназии, но в дальнейшем его жизнь будет только опосредованно связана с педагогикой. Он считает, что литература, а не школа, предлагает и формирует образы новых людей.
Работая учителем, Чернышевский укрепляется в убеждениях. Сопереживает революциям в Европе. Начиная с 1854-го становится одним из соредакторов «Современника» вместе с Николаем Добролюбовым и Николаем Некрасовым. В 1858-м редактирует «Военный сборник». Пишет статьи, призывающие к реформам.
В 1861 году император Александр II отменяет крепостное право. Процесс сопровождается бурлением революционных идей в среде рабочих и крестьян. В это время Чернышевский продолжает поддерживать и пропагандировать революционные настроения.
Он считается автором пламенного обращения к крестьянству, где содержались требования о:
- принятии конституции;
- даровании народу политических свобод;
- освобождении крепостных крестьян за счет общественных средств, а не сбережений самого крестьянина.
Автор воззвания оставался неизвестным, но полиция предполагала, что это Чернышевский. Независимо от авторства, для Николая Гавриловича это закончилось арестом в 1862-м. Арестанта направили в Петропавловскую крепость. Следующие два года он будет общаться с миром только через переписку. В заточении создан главный труд его литературного наследия – роман «Что делать?». Через два года арестант подвергнется процедуре гражданской казни, а затем его отправят по этапу в Сибирь, где Чернышевский останется почти до самой смерти. Только в конце жизни по хлопотам родных он окажется в Саратове, где умрет в октябре 1889-го. К этому моменту ему исполнился всего 61 год.
Характер и личность
После 1917 года Чернышевский стал одним из канонических персонажей, олицетворявших борьбу народа с царизмом. Учитывая советскую цензуру, можно предположить, что ту часть информации, которая не вписывалась в образ, заменяли правильной. Проверить это невозможно, но такое ощущение возникает, глядя на факты.
О характере Чернышевского пишут мало. Упоминают только две черты – любовь к чтению и способности к иностранным языкам. Николай Гаврилович много читал в детстве. Однако не упоминаются ни авторы, ни книги, которые любил мальчик. О детских забавах Чернышевский пишет в письме из Сибири. Он не участвовал в них, потому что был близорук. Если другие дети плели сети для рыбалки или вырезали игрушки из деревяшек, то он не мог из-за плохого зрения. Поэтому проводил время в уединении за чтением.
Автор письма лукавит. Ребенок, который плетет сеть или читает книгу, держит предмет в руках. Может приблизить его или отдалить. Буква мельче элементов рыбацкой сетки. Однако он видит буквы, а сеть нет. Это больше похоже на поведение ребенка, который делает только то, что хочет, а вместо остального выдвигает «железные аргументы»: болею, очень хотел сделать, но мне помешали и т. д. Выбор вида времяпрепровождения похож на канонический: все революционеры много читали.
Семья
Семья Чернышевского – это «семья победившего феминизма». Будущий литературный критик писал, что они жили как Швейцария с республиканским укладом. Опять автор лукавит, но искренне верит, что семья была дружной. Однако никто в ней не принимал решений сам, оторвавшись от коллектива.
Глава семьи – бабушка Пелагея Голубева. Женщина властная и строгая. Дед – протоиерей главного собора Саратова Егор Голубев. Протоиерей – это должность православного священнослужителя. Часто (но не всегда) так называют настоятеля храма.
В семье Голубевых родились две дочери – Евгения и Александра. Мужем Евгении стал Гавриил Чернышевский, выпускник Саратовской духовной семинарии. Александру выдали замуж за подпоручика Николая Котляревского.
Гавриил Чернышевский происходит из крестьян. Это подтверждается отсутствием фамилии. В XIX веке они были у знатных людей. Крестьяне пользовались именами и прозвищами. Фамилию получали в том случае, если оформляли документы для дальней поездки. Ею могла стать фамилия помещика, прозвище, род деятельности или название местности, из которой был человек. Гавриила назначили священником в село Чернышево. Так он, а затем и его дети стали Чернышевскими.
Доход священника формировался из пожертвований крестьян. В селе Чернышево, по данным переписи 1714 года, стояло 20 дворов, в которых жили 72 человека. Значит, Гавриил не был богат.
Другое дело Саратов. В 1828-м здесь действовала Саратовская епархия, объединявшая город и пригороды. Развивалась торговля. Строились фабрики и мануфактуры. После смерти свекра Гавриил станет настоятелем саратовского собора. Должности передавались по наследству, но до этого его жена и дети продолжали жить в доме Голубевых.
У историй с брачным мезальянсом обычно есть причина. Например, большая любовь. Но в биографии Чернышевского о такой не упоминается. Вторая причина, характерная для зажиточных крестьян, – брать в семью бедного зятя или невестку на правах пожизненного бесправного работника. Этот мотив подтверждает и сам Николай Чернышевский. Он иронично пишет в воспоминаниях, что отец и дядюшка принадлежали к сословию, не имевшему никакой собственности, кроме одежды. Свои доходы отдавали бабушке с матерью и тетей.
Религиозные взгляды
Точно неизвестно, верил ли Чернышевский в Бога. Скорее, его мнение менялось на протяжении жизни. Вопрос возник из романа «Дар», написанного Владимиром Набоковым. Там есть эпизод смерти Чернышевского. Писатель мечется в бреду, вспоминает какую-то книгу и произносит: «Странно, в этой книге ни разу не упоминается о Боге».
Выходцы из духовенства, выбравшие жизнь в миру, редко остаются глубоко религиозны. Для них новый образ жизни – это форма протеста против старого бытия, навязанных ценностей и правил, с которыми человек соглашался не из-за убеждений, а по причине неравенства весовых категорий спорщиков. Такими выходцами из духовенства были критик Николай Чернышевский, революционер Иосиф Сталин, писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк.
Учеба в университете и социальные взгляды
Философский факультет выбирали многие мыслители и литераторы. Чернышевский планировал получить не только знания по философии, предмету, интересному выходцу из духовной семинарии. Он также хотел лучше изучить историю. Поэтому и отделение выбрал историко-философское. Его студенческие взгляды и мировоззрение формировали труды Гегеля, Шарля Фурье, Александра Герцена и Виссариона Белинского.
Он знакомится с идеями социалистов-утопистов. Читает труды материалистов предыдущих веков – Исаака Ньютона и Пьер-Симона де Лапласа. Участвует в кружке Иринарха Введенского, заложившего основы русского нигилизма. Это философское течение, которое отрицает все идеалы: художественные, социокультурные, религиозные.
Термин «нигилизм» популяризировал писатель Иван Тургенев в романе «Отцы и дети». Автор писал о разочарованной молодежи, о разрушенных ценностных ориентирах общества и о том, что общественные институты не улучшают жизнь человека. Следовательно, они нуждаются в реформировании. После нигилизма Чернышевского возникнет антинигилизм. Его выражают романы Федора Достоевского «Бесы» и Эмиля Золя «Жерминаль». Достоевский напишет, что трудно примирить существование несправедливости в мире с понятием всемогущего Бога. Наличие первого исключает второе.
Диссертация Чернышевского
В 1855 году молодой философ защищает диссертацию под названием «Эстетическое отношение искусства к действительности». Работа отражает взгляды Чернышевского на искусство, а также подчеркивает его склонность к нигилизму.
По мнению автора, искусство не создает красоту. Жизнь прекрасна сама по себе. Люди любуются морем или закатом. Художник изображает это на полотне, но если зритель может любоваться живым закатом, то предпочтет его картине художника. Посмотреть на картину – это выбор, сделанный за неимением других вариантов.
Следующим элементом отрицания стала деятельность художника. Он не «рисует прекрасное», как говорят педагоги, а создает «интересное». Интересы не едины. Одним зрителям нравится рассматривать пейзажи, а другим нет.
Чернышевский не упоминает о том, что доход образуется из продаж картин. Рисовать то, за что не платят, живописец не станет. Но он подчеркивает классовую природу искусства. Чтобы живопись стала всеобщей, нужно создать общество с одинаковыми интересами, т. е. одноклассовое. Этот тезис объединяет его с революционерами.
Чернышевский и революционеры
Николай Чернышевский не принадлежал к какой-либо политической группе и не был ее создателем. Его нельзя назвать социалистом или демократом с точки зрения принадлежности к конкретной партии. Выходцы из духовенства, выбравшие жизнь в светском обществе, видят себя новыми пастырями.
Свое детство воспринимают как сельскую идиллию. Библейский рай – одна из ее форм. Мешают идиллии люди авторитарные, продвигающие устаревшие догмы. Реформатор же верит, что способен отбросить устаревшее и принести людям набор новых – «правильных» – правил. Так мыслили все религиозные активисты, начиная от фанатика Савонаролы до достигшей успеха религии Мартина Лютера.
Среди революционеров конца XIX века было до 25% выходцев из духовенства. Они обличали несправедливость, требовали реформ, но отличались негибкостью убеждений. Как только революционный народ стал структурироваться вокруг конкретных идей и появились политические партии, процент выходцев из духовенства в них резко упал.
В партии большевиков в 1917 году их было 0,4%. В центральный комитет партии в дореволюционные годы на разных этапах входило 59 человек. Из них выходцами из духовенства были двое, что составляет 3,3%. Поповичи не желали терпеть любую дисциплину. Для одних это форма принуждения, а они против. Другим важно, чтобы окружающие признавали их мессианство. Они прекращают общение с теми, кто с этим не согласен.
Журнал «Современник»
С 1853 по 1862 год Чернышевский жил в Санкт-Петербурге. Редактировал журнал «Современник». Писал литературные обзоры и философские очерки. Власти считали его более опасным, чем революционеры, устраивающие демонстрации и раздающие листовки.
Николай Чернышевский читал работы Фридриха Гегеля. В представлении немецкого философа политические идеи – это непрямой призыв. Он должен проистекать из ситуации, действий и чувств, которые испытывают герои. Это совпадает с потребностями редакторов «Современника». Чтобы не подвергаться преследованиям со стороны властей и цензуры, они пишут в опосредованном стиле.
Царская полиция могла не читать Гегеля, но там понимали, что вымышленного персонажа нельзя посадить в тюрьму за его взгляды или действия. Поэтому опасным считали автора. Так он стал арестантом Петропавловской крепости.
Главный труд Чернышевского
Николай Чернышевский пишет роман «Что делать» в 1863 году, находясь в заключении. Это его ответ на произведение Тургенева «Отцы и дети». Иван Сергеевич предлагает читателю героя, который сначала совершенствуется, ведет аскетический образ жизни и только потом становится революционером. Т. е. тургеневский профессиональный революционер – это совершенный человек.
Чернышевский предлагает собственный вариант главного героя. Это Вера Павловна, женщина, которая не желает брака, стремится к экономической независимости и для этого создает швейную мануфактуру. На своем пути «идеальная женщина» Вера встречает такого же мужчину – студента-медика Лопухова. Они разделяют идеи социализма, равенства людей и необходимость создания мануфактур.
Совместная жизнь Веры и Лопухова заканчивается, когда она встречает его друга – Кирсанова. Чтобы не мешать счастью любимой женщины, идеальный Лопухов инсценирует самоубийство. Превращается в американского промышленника Чарльза Бомонта. Потом встречает такую же, как прежняя возлюбленная, растерянную, не знающую, что делать, девушку. Направляет ее к Вере, где та радостно вливается в правильный мир. Заканчивается все «жизнью вчетвером».
Из романа становится очевидным, что Чернышевский – утопист, а его роман – утопия. Он верит, что жизнь большой семьей, какой жили его родители в доме Голубевых, – самая правильная форма. В ней недоставало только мануфактуры, чтобы облагодетельствовать еще и весь мир.
Влияние романа на интеллигенцию
В обществе XIX века роман стал поводом для оживленной дискуссии. Реальное положение женщины кардинально отличалось от того, каким Чернышевский желает его видеть.
Книга вдохновила Владимира Ленина настолько, что в феврале 1902 года он пишет собственный трактат с таким же названием. Его текст не касается женщин, их роли в обществе или идеальной общины. Брошюра Ленина – призыв к марксистам объединиться в единую партию, поскольку рабочий класс сам не совершит революцию и не добьется права на сокращение рабочего дня или повышение зарплаты.
Марксист Георгий Плеханов считал роман Чернышевского самым вдохновляющим произведением. Он оказал на Плеханова благотворное «оздоравливающее действие». Такую же оценку творчеству давали другие революционеры: Александра Коллонтай, Роза Люксембург, Эмма Гольдман.
Противоположного мнения придерживался Федор Достоевский. Если Чернышевский – нигилист, то Достоевского считают антинигилистом. Он высмеивал утопизм идей. Ответом на утопию Чернышевского стал его роман «Бесы». Это политическая сатира и психологическая драма одновременно. Аллегория на последствия нигилизма, описывающая хаос в вымышленном городе, который начался после попытки революции.
Достоевский видит ситуацию в России как признак упадка веры и распада социальных институтов. Его бесы – «измы»: нигилизм, марксизм, анархизм, социализм. Так их трактовал один из переводчиков романа на английский язык Ричард Пивер. В мире роман больше известен в переводе Констанс Гарнетт.
Феминизм Чернышевского
Отношения Чернышевского с женщинами базируются на убеждении в том, что модель его семьи самая правильная. Но такая установка подростка должна меняться под влиянием других моделей. У Чернышевского все осталось по-прежнему.
Его Вера Павловна бросает мужчину. Планирует создать собственное дело. Уверена, что у нее все получится, но говорит, что спутник должен держать наготове некоторую сумму денег, вдруг что. Цитата: «Ведь ты знаешь, у меня много надобностей, я не могу обойтись без этого». По ее мнению, это должно доказать мужчине, что он ей мил и по-прежнему является другом. Она же не отказывается от его помощи. «Милый» – вершина мужского существования по Чернышевскому.
Такими же странными были его отношения с собственной женой Ольгой. Они поженились в 1853 году и переехали из Саратова в Санкт-Петербург. По биографической легенде, Чернышевский считал, что мужчина и женщина оказываются неравны в браке. Общество прощает мужу измены. Поэтому он всячески подталкивал жену к адюльтеру и, когда это наконец произошло, был счастлив. Он «принес в семью равенство».
О романе Ольги с другом мужа писала в дневнике его двоюродная сестра Евгения Пыпина. Любовник настаивал, чтобы Ольга ушла к нему. Женщина колебалась, а Николай Чернышевский сказал «как хочешь». Ольга осталась, но большую часть жизни они провели раздельно. После ареста в 1862-м писатель был то в тюрьме, то в ссылке на каторге.
Либерал Борис Чичерин считал, что Чернышевский принес обществу больше вреда, чем пользы. Что либеральные реформы, начатые императором Александром II, оздоровили бы общество, но Николай Чернышевский привил ему «революционный яд». Это и привело к Октябрьской революции 1917 года. В СССР основополагающий роман о «правильной женщине» изучали в школе, но сейчас он снят из программы, а идеи писателя не привлекают режиссеров. Он правильно отметил, искусство – это об интересном, а общество привлекают уже другие утопии.