Ингрид Бергман — мировая кинолегенда из Стокгольма: факты и мифы об актрисе
Факты
6 сентября 2023 г. 17:55
Время чтения: 11 минут

Ингрид Бергман — мировая кинолегенда из Стокгольма: факты и мифы об актрисе

Ингрид Бергман — знаменитая голливудская актриса шведского происхождения. Зрителям она запомнилась по романтической драме Майкла Кертиса «Касабланка» и триллеру Альфреда Хичкока «Дурная слава». Американский институт кинематографии назвал ее четвертой величайшей женщиной-звездой американского кинематографа. Подробнее о жизни и творчестве актрисы — в материале 24СМИ.

Детство

Ингрид Бергман родилась 29 августа 1915 года в столице Швеции — Стокгольме. Ее отец, Юстус Бергман, открыл магазин фотопринадлежностей неподалеку от Королевского драматического театра.

Фотографировать окружающий мир люди начали в 1830–1840-х годах, а в молодости Ингрид создание фотоснимков превратилось в отдельный вид искусства наравне с живописью. Сегодня люди хранят в семейных альбомах десятки удивительно красивых фотографий родственников, созданных в 1930–1940-х.

Юстус сделал много снимков дочери. С них на зрителя смотрит спокойная блондинка нордической внешности. Ее именем в 1984 году датские садоводы назовут красную чайную розу. В 2000-м Всемирная федерация розоводов признает ее «любимой розой мира» и занесет в Зал славы.

Но до этого далеко, а пока что бизнес отца подарил дочери три хобби:

  • искусство наряжаться;
  • умение позировать перед камерой в роли модели;
  • снимать фото, а потом и участвовать в съемках фильмов.

Мать умерла через 3 года после рождения дочери. Девочка жила с отцом и тетей Эллен, которая уделяла ребенку мало внимания. Когда Ингрид исполнилось 13 лет, умер отец, а спустя год – и тетя. Девушку забрала к себе семья дяди.

Ингрид Бергман с отцом (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%BC%D0%B0%D0%BD,_%D0%98%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B4#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Ingrid_Bergman_with_her_father_1921.jpg)
Ингрид Бергман с отцом / Фото: Wikipedia.org

Начало творческого пути

Первым местом работы Ингрид стал Театр драматического искусства в Стокгольме. Кинодебют состоялся в 16 лет в драме «Состязание». Режиссер – Гуннар Скоглунд. Ингрид сыграла эпизодическую роль девушки, стоящей в очереди в билетную кассу. Премьера фильма прошла 21 марта 1932-го.

Первой большой ролью в фильмографии актрисы считается служанка в комедии 1935 года «Граф из Мункбру». Сегодня эту ленту помнят только потому, что «здесь впервые сыграла Бергман».

Момент в истории

Первые фильмы Бергман интересны не художественными достоинствами, а моментом в истории кинематографа. В 1930-х формировался национальный кинематограф Швеции. Режиссеры еще только искали что снять и как. Поэтому процессом руководило государство, а значит, все фильмы в той или иной степени что-то пропагандировали.

Тема «Состязания» – борьба с пьянством. Главный герой Эрик возвращается из армии в родную деревню. Однажды на вечеринке в сельском клубе нетрезвый герой подрался и ранил соперника. Сельчане осуждают поведение Эрика. Семья, скрываясь от неприятных слов, переезжает в Стокгольм, где парень вступает в спортивный клуб и оказывается талантливым бегуном.

В это время отец, оторванный от привычного ему уклада жизни, начинает спиваться. Мать бросает его и уезжает в деревню. Эрик после победы на соревнованиях и банкета вместе с нетрезвым менеджером клуба попадает в аварию. Итог: главный герой произносит речь о пользе трезвости. Зрителю показывают, как счастливая семья ужинает за столом без горячительных напитков.

Фильмы эпохи Иосифа Сталина тоже называют пропагандистскими. Почти в то же время, что и «Состязание», в СССР выходит на экраны первая советская комедия «Веселые ребята», снятая режиссером Григорием Александровым. Деревенского пастуха Костю сыграл Леонид Утесов, а домработницу Анюту – Любовь Орлова. Это была одна из первых ролей актрисы. Орлова и Бергман внешне похожи. Обе сделали модную голливудскую короткую стрижку с вьющимися локонами. Обе блондинки и обе играли в театре до кинематографа.

В «Веселых ребятах» высмеивается абсурдность сословной разницы (отношения Кости и Елены), подчеркиваются таланты необразованной молодежи (вокальные способности Анюты), почему-то показывают бесполезность образования (пастух Костя случайно «надирижировал» шедевр, которому рукоплещет зал). Все это смешно и немного наивно, но смотреть «Веселых ребят» интереснее, чем шведский фильм. Даже через 90 лет после выхода на экраны у «Веселых ребят» на Youtube набралось больше 800 тыс. просмотров.

Шведский этап кинокарьеры

Основным режиссером, с которым работает Ингрид, стал Густав Муландер. Актриса снялась в шести его фильмах, включая «Интермеццо», вышедший на экраны в 1936-м.

Фильм увидел Дэвид Селзник, снявший один из самых успешных фильмов Голливуда, «Унесенные ветром». Режиссеру понравилось все: идея картины, актриса. В 1939-м он снял американскую версию «Интермеццо». На главную роль пригласил Ингрид. Пресса в США называла ее «выдающимся подарком Швеции Голливуду».

Ингрид Бергман в "Граф из Мункбру" (https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%BC%D0%B0%D0%BD,_%D0%98%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B4#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Bergman_first_role.jpg)
Ингрид Бергман в «Граф из Мункбру» / Фото: Wikipedia.org

Начало Голливудской карьеры

Мировую известность актрисе принес фильм «Касабланка» 1942 года. Режиссер – Майкл Кертис. В ролях снимались: Ингрид Бергман, Хамфри Богарт, Пол Хенрейд. Действие картины происходит в разгар Второй мировой войны. Богарт играет владельца кафе в Касабланке, Бергман – женщину, в которую он влюблен, а Хенрейд – лидера французского Сопротивления.

«Касабланка» получила три «Оскара»:

  • за лучший фильм;
  • за лучший сценарий;
  • за лучшего режиссера.

Однако саму актрису сьемка раздражала. Сценарий писали почти на съемочной площадке. Никто из актеров не знал, с кем же останется главная героиня. Актриса понимала это так, что режиссеры сами не знают, чего хотят от картины. Она задавала вопрос: «Какие отношения у меня с этим героем?» В ответ звучало: «Сыграй что-то среднее»».

Несмотря на сложности, «Касабланка» считается символом современного романтизма и одним из успешнейших фильмов 1940-х годов. Через 30 лет после выхода на экран картина удерживала позиции самой транслируемой ленты на американском телевидении.

Стать звездой

«Интермеццо» называли картиной, пробуждающей любовь и патриотизм, демонстрирующей идеализм и честность, которые редко встречаются в кино. Пресса восхищалась игрой актрисы: «Это женщина, которая умеет сказать все, не произнося ни слова». Селзник писал о личных качествах девушки: «Мисс Бергман – самая добросовестная актриса, с которой я когда-либо работал». В том смысле, что на работе Ингрид думала только о работе.

«Касабланка» занимала второе место в рейтинге «100 лучших американских фильмов Американского института киноискусства», опубликованном в 1998 году, а в 2007-м – третье, уступив второе «Крестному отцу».

Актриса сыграла в фильме Сэма Вуда «По ком звонит колокол». А в 1945-м Бергман получила свой первый «Оскар» за роль Паулы в триллере «Газовый свет». Также она снялась в драме «Колокола святой Марии», детективе Альфреда Хичкока «Завороженный» и шпионском триллере «Дурная слава» с Кэри Грантом.

«Нью-Йорк Трибьюн» писала, что Бергман – удивительная женщина. Она создает новый образ не благодаря гриму (его почти не использует), а исключительно актерской игрой. Она подвижна. Способна выражать одну и ту же эмоцию десятками способов.

Богарт и Бергман в "Касабланке" (https://en.wikipedia.org/wiki/Ingrid_Bergman#/media/File:Humphrey_Bogart_Ingrid_Bergman_Casablanca_Promo_Still.jpg)
Богарт и Бергман в «Касабланке» / Фото: Wikipedia.org

Сложные роли

Ингрид Бергман не нравились роли с простым характером, где, как в сказке про Золушку, все понятно еще до начала повествования. В 40-х годах она играет в картинах, связанных с психологией и сферой бессознательного. В «Газовом свете» муж при помощи спецэффектов пытается убедить жену, что она сошла с ума, чтобы отправить ее в сумасшедший дом и завладеть имуществом.

В «Завороженном» сюжет вращается вокруг персонажа Грегори Пека. Сначала он притворяется доктором Энтони Эдвардсом, которого только назначили директором психиатрической клиники. Затем выясняется, что это неправда, и тогда Пек рассказывает, что убил Эдвардса, чтобы занять его место. На самом деле персонаж страдает амнезией, и героиня Ингрид Бергман (психоаналитик) пытается доказать невиновность героя, анализируя его сны. Они становятся ключом к раскрытию того, что произошло с Эдвардсом.

Читайте такжеМарлен Дитрих — звезда кинематографа родом из Берлина: путь к славе

Личная жизнь актрисы

В 1937-м Ингрид вышла замуж на врача Петтера Линдстрёма. В 1938-м у пары родилась дочь Пиа. Ее имя расшифровывается как «Питер, Ингрид, навсегда» (Petter, Ingrid, always).

Когда Ингрид уехала в Голливуд, отношения пары постепенно начали охладевать, но они поддерживали видимость идеальной семьи до самого развода. Причины конфликтов не озвучивались. Биографы считают, что Петтеру не нравилась ситуация в целом: рост популярности жены среди других мужчин, ее финансовая состоятельность.

Встреча с Росселлини

По легенде, Ингрид случайно увидела фильм Роберто Росселлини «Рим, открытый город». Картина так понравилась, что актриса написала режиссеру восторженное письмо, где объясняла, что снимается в романтических фильмах, но хотелось бы сыграть в чем-то таком же реалистичном, как его работы. А в это время Росселлини увлеченно создавал итальянский кинематограф и развивал жанр неореализма. Он редко смотрел картины Голливуда, поэтому с удивлением прочитал в письме, что фильмы об итальянцах кто-то смотрит за пределами Италии.

Режиссер написал ответное послание. Он планировал съемки фильма «Стромболи, земля Божья» и был готов подумать о совместной работе, поэтому «приезжайте». Биографы Росселлини описывают реакцию на приглашение со стороны итальянской актрисы Анны Маньяни, героини картины «Рим, открытый город».

Росселлини и Маньяни обедали в ресторане, когда режиссер решил рассказать о приглашении шведской актрисы. Темпераментная итальянка так разозлилась, что тарелка со спагетти оказалась у Росселлини на голове. Она предполагала, что роль в новом фильме ее, но увы. Ситуацию в ресторане назвали «разводом по-итальянски».

Общественное мнение

Сегодня сложно представить, каким было общество 100 лет назад. Люди на фото тех лет ничем не отличаются от нас, но сходство остается только внешним.

Съемки «Стромболи» успешно завершились. Лента отправилась покорять кинотеатры. Остров с вулканом Стромболи стал местом паломничества журналистов и туристов. Все это время Росселлини показывал Ингрид Италию. Она пришла в восторг и говорила, что наконец нашла место, где ей хочется жить.

Один из журналов опубликовал фото улыбающейся пары о офисе. Потом появились слухи о беременности актрисы. В результате в обществе вспыхивает грандиозный скандал.

Бергман осудили даже в Сенате США. Сенатор Эдвин К. Джонсон заявил, что его некогда любимая актриса «совершила посягательство на институт брака» и теперь она зло, а ее несчастные зрители чувствуют себя обманутыми. Росселлини сенатор назвал наркоманом и пособником нацистов. Призывал на их головы кары небесные, чтобы «из пепла Бергман возродился новый, лучший Голливуд».

Джонсон также требовал вменить в обязанности Департаменту торговли лицензировать кино и следить за моральным обликом звезд. Почтовый ящик актрисы заполнили письма возмущенных зрителей. Позже Бергман скажет: «Люди увидели меня в "Жанне д'Арк" и объявили святой, а я не святая. Я просто женщина».

Ингрид Бергман с тремя детьми от Росселлини, 1963 год, на съемках фильма «Визит»  (https://en.wikipedia.org/wiki/Ingrid_Bergman#/media/File:Ingrid-Bergman-is-visited-by-children-Robertino-Isabella-and-Isotta-Ingrid-352029841260.jpg)
Ингрид Бергман с тремя детьми от Росселлини, 1963 год, на съемках фильма «Визит» / Фото: Wikipedia.org

Итальянский период в карьере

В результате скандала в США актрисе ничего не оставалось, кроме как продолжить карьеру в Италии. Она пережила сложный развод с мужем, лишившим ее права опеки над дочерью. 24 мая 1950-го Ингрид стала женой Роберто Росселлини. У пары родились трое детей. С 1952 по 1954 год знаменитость снялась в четырех работах мужа: «Европа 51», «Путешествие в Италию», эпизод для киноальманаха «Мы – женщины» и «Страх». В США эти картины бойкотировали.

Возвращение в США

Даже самый большой скандал не может длиться вечно. Возвращение Ингрид Бергман в Голливуд состоялось в 1956 году. Она снялась в фильме «Анастасия» режиссера Анатоля Литвака, где сыграла спасшуюся от большевиков дочь Николая II, Анастасию Романову. За фильм получила второй «Оскар». В основу сценария «Анастасии» положена пьеса Марселя Моретта с одноименным названием. Частично она строилась на реальной истории самозванки Анны Андерсон, выдававшей себя за царскую дочь.

Триумфальное возвращение ознаменовалось чередой ролей в новых картинах. В 1960-м актриса удостоилась звезды на «Алее славы» в Голливуде. Третий и последний «Оскар» она получила за фильм «Убийство в "Восточном экспрессе"», где сыграла роль второго плана.

Грант и Бергман в фильме "Милый сэр" (https://en.wikipedia.org/wiki/Ingrid_Bergman#/media/File:Grant_Bergman_Indiscreet_Still.jpg)
Грант и Бергман в фильме «Милый сэр» / Фото: Wikipedia.org

Третий брак

Брак с Росселлини подошел к логическому завершению. Режиссер снимал фильм об Индии, и у него начался роман с молоденькой индианкой, работавшей над сценарием. Ингрид согласилась на развод и вскоре вступила в третий брак с Ларсом Шмидтом. Каждый год Ларс создавал новый спектакль с участием жены. По некоторым из них позже сняли телефильмы: «24 часа из жизни женщины», «Гедда Габлер».

Критики разочарованно отзывались об индийском фильме Росселлини, вышедшем на экраны. Тогда режиссер собрал пресс-конференцию, на которой заявил, что кинематограф умер и он уходит на телевидение. Альфред Хичкок по этому поводу сострил: «Это не кино умерло, а Росселлини». На ТВ итальянский режиссер стал снимать фильмы-биографии образовательного плана. В них рассказывалось о жизни выдающихся деятелей прошлого: Лоренцо Великолепного и его двора, Блаженного Августина, Сократа и других.

Предпоследний фильм Бергман – «Осенняя соната». Его продюсировал и писал сценарий Ингмар Бергман. Режиссер и актриса не родственники, как можно подумать, а однофамильцы. «Осенняя соната» – это история о семье, о любви матери и дочери, о семейной поддержке. Фильм получил датскую кинопремию «Бодил», итальянскую «Серебряную ленту» и американский «Золотой глобус» в 1979 году.

Читайте такжеЛюбовь Орлова: дворянские корни, ложный возраст и другие интересные факты о звезде советского кинематографа

Последние годы жизни

Последней ролью стала Голда Меир (в старости), премьер-министр Израиля. Молодую Голду создала на экране актриса Джуди Дэвис. Фильм назывался «Женщина по имени Голда». Дата выхода – апрель 1982-го. В статье The New York Times, посвященной картине, писали, что Бергман – отличная актриса, но у сценаристов такой избирательный взгляд на историю, что выдающегося фильма не получилось.

Ингрид умерла 29 августа 1982 года. Дата совпала с ее днем рождения. Причина смерти – рак груди. Ранее от рака желудка умер отец Бергман. Могила находится рядом с родителями на кладбище в Стокгольме, хотя ее прах частично развеяли у поселения Фьелльбакка по желанию звезды.

К 100-летию Каннского фестиваля ее фото украшало фестивальные афиши. Так организаторы отметили вклад актрисы в мировую киноиндустрию. Об Ингрид Бергман снято несколько документальных фильмов и телепрограмм. Основные сведения для экранизации биографии сценаристы черпают из ее личного дневника.

Читайте также