Жорж Милославский

Юрий Милославский
О персонаже
Страна
Россия
Создатель
Деятельность
вор-домушник, карманник

История персонажа

Жорж Милославский – домушник по кличке Солист в пьесах «Блаженство» и «Иван Васильевич» Михаила Булгакова. Персонаж появляется в фильме Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» и короткометражке «Черные перчатки», в которых героя блестяще сыграл Леонид Куравлев.

Создание персонажа

Пьесы «Блаженство» и «Иван Васильевич» касаются настоящего, будущего и прошлого. Современники Булгакова переносятся в XXIII век, где описан СССР спустя 300 лет после основания. Герои также оказываются в XVI столетии в Русском царстве под управлением Ивана Грозного. Булгаков сначала написал «Блаженство», а на ее основе создал «Ивана Васильевича». В двух пьесах вор Милославский является одним из главных героев.

Прототипом писатель выбрал боярина Ивана Милославского, которого перенес в 1930-е и сделал домушником. Аристократ примерил на себе роль «серого кардинала» во времена царя Федора III и шесть лет пытался тайно управлять государством. Булгакову понравилась аналогия между боярином Милославским и большевистской элитой, которая в течение шести лет оказывала влияние на Владимира Ленина.

На эксперименты со временем писателя вдохновили коллеги. Евгений Замятин и его антиутопия «Мы», роман «Аэлита» Алексея Толстого, пьесы «Клоп» и «Баня» Владимира Маяковского. Булгаковеды считают, что через образ Милославского литератор рассуждает о вырождении родовой аристократии, что могло стать одной из причин революции.

Биография Жоржа Милославского по прозвищу Солист

Милославского зовут Юрием, но вор использует прозвище Жорж. Герой называет себя известным артистом театра, который не нуждается в представлении. Поэтому жулик носит воровское прозвище Солист. Дата рождения Милославского неизвестна, но возраст персонажа в момент развития сюжета составляет около 30 лет, поэтому он родился в начале XX века.

Леонид Куравлев в роли Жоржа Милославского / Фото: Кинопоиск
Леонид Куравлев в роли Жоржа Милославского / Фото: Кинопоиск

В пьесе «Иван Васильевич» домушник утверждает, что не был в Москве три года, намекая на пребывание в тюрьме. В первых версиях говорится о двух каналах, под которыми подразумеваются Беломорско-Балтийский и имени Москвы, для строительства которых привлекали заключенных. До и после тюремного заключения Жорж жил за счет воровских навыков. Милославский мастерски управляется с отмычками и без особого труда вскрывает замки любой сложности, а также не брезгует карманными кражами.

Внешность, образ и характер Жоржа Милославского

Повадки Милославского напоминают другого персонажа Булгакова – Коровьева из романа «Мастер и Маргарита», над которым писатель работал параллельно. Близким литературным «родственником» Жоржа является Остап Бендер из «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка» Ильфа и Петрова.

Образ Жоржа Милославского в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» / Фото: Кинориум
Образ Жоржа Милославского в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» / Фото: Кинориум

Булгаков описал персонажа как человека, который плохо одет, но имеет «артистическое бритое лицо». Вернувшись в Москву, Жорж занялся тем, что умеет лучше всего. Милославский проник в квартиру Антона Шпака и поразился тому, сколько новой техники появилось за три года. Любопытство и тяга к авантюризму привели его к машине времени инженера Тимофеева, с которой начались приключения домушника.

Находясь в нестандартных ситуациях, Милославский не оставляет руки без работы. Оказавшись в XVI веке, Милославский украл у шведского посла медальон, а у патриарха – золотую панагию с яхонтом и изумрудами.

Символизм персонажа

Жорж Милославский – представитель старинного дворянского рода литовского происхождения, который живет в стране рабочих и крестьян. Герой промышляет воровством и в пьесе «Блаженство» грабит квартиру гражданина Михельсона. Домушника выдали наручные часы, на которых выгравирована фамилия настоящего владельца. Милославский признался секретарю домоуправления Святославу Бунше-Корецкому, что ему нравится фамилия Михельсон, поэтому он сам нанес ее на часы.

Булгаков создавал пьесу в 1-й половине 1930-х, и нужна была смелость, чтобы написать такое в те времена. СССР помнил, что в 1918 году покушение на Ленина совершили на заводе Михельсона. Поэтому строки из пьесы получили довольно крамольную трактовку: «Нравится фамилия – одобряю покушение на вождя».

Хозяин квартиры Михельсон – это намек на Ленина, а в образе Милославского Булгаков спрятал отсылку к Вячеславу Молотову. Чиновник занял пост председателя Совета народных комиссаров в 1930 году – ту же должность, на которой Ленин находился до смерти. Для скептиков Булгаков оставил дополнительный намек, спрятанный в имени Молотова. «Милославский» складывается из отчества, партийной фамилии, имени и фамилии, полученной при рождении: Михайлович, Молотов, Вячеслав, Скрябин. Завершает конструкцию окончание –ий.

Персонаж на экране и театральной сцене

При жизни Булгакова его пьесы не поставили на театральной сцене из-за цензуры. Три десятилетия произведения пылились в архиве писателя. Во 2-й половине 1960-х их опубликовали в книге «Драмы и комедии», а затем режиссеры стали представлять первые постановки. На театральной сцене Милославского играли Павел Поль, Юрий Белов и Михаил Глузский.

Бессмертную славу произведению Булгакова принесла экранизация Леонида Гайдая, который внес ряд изменений. Режиссер сделал Милославского патриотом. В фильме «Иван Васильевич меняет профессию» Кемскую волость отдал шведам советский управдом и по совместительству царь Святослав Бунша (в ленте имя было изменено, и персонаж стал тезкой Ивана Грозного). В ответ Милославский разразился гневной тирадой на «самозванца», который «казенные земли разбазаривает».

В пьесе на передаче Кемской волости настоял сам Жорж, а ему противостоял Бунша. Кемь в 1930-х являлась пересыльным пунктом Соловецких лагерей, что перекликается с тюремным прошлым Милославского, который при первой возможности избавился от ненавистной территории.

Булгаков и Гайдай создали героев, которые сильно различаются в зрительском восприятии. У первого это явный антигерой, который может вызвать подлинный страх и злость. Например, булгаковский Жорж убил директора Института гармонии в XXIII веке. У Гайдая домушник превратился в обаятельного героя, угрозы которого могут напугать только Буншу. Режиссер видел Милославского интеллигентным мошенником и посчитал, что так его изобразит Леонид Куравлев.

Образ Жоржа Милославского в фильме «Черные перчатки» / Фото: Rutube
Образ Жоржа Милославского в фильме «Черные перчатки» / Фото: Rutube

Хотя изначально Гайдай представлял актерский состав иначе. Иваном Грозным на экране должен был стать Юрий Никулин, а не Юрий Яковлев. Сценарий картины писали специально под него, но актер отказался от роли. Никулин скептически отнесся к задумке Гайдая: «Это же Булгаков. Это же "на полку" пойдет». Артист отказался тратить время на фильм, который мог не пройти цензуру. На роль Милославского приглашали Андрея Миронова. Его дуэт с Никулиным после успеха «Бриллиантовой руки» казался беспроигрышным вариантом. Но отказ Юрия Владимировича заставил пересмотреть актерский состав.

Интересные факты о Жорже Милославском

  • Когда кандидатуру Яковлева утвердили, режиссер посчитал, что Миронов на его фоне выглядит слишком «театрально». Кроме него на роль Милославского забраковали Вячеслава Невинного, Георгия Буркова, Сергея Никоненко, Георгия Юматова.
  • Через несколько лет после премьеры фильма Гайдая в СССР появился виртуозный вор, которого прозвали Жоржем Милославским. В городе Липки он обокрал сберегательную кассу, а в Туле обчистил ювелирный магазин. Преступник действовал непредсказуемо, отчего оставался неуловимым. Например, он обворовывал не только кассы и магазины, но и частные коллекции. Однажды он проник в кабинет главврача ветеринарной клиники и вынес пластинки с иностранной музыкой, стоившие на черном рынке 50–70 руб. Вором оказался Вячеслав Съедин, который был схвачен во время попытки ограбления здания ДОСААФ. «Жоржу Милославскому» посвящен сюжет передачи «Следствие вели…» с Леонидом Каневским.
  • В 2020-м Сбербанк представил предновогоднюю рекламу, в которой спустя почти полвека на экранах появился Милославский. Персонажа советского фильма перенесли в XXI век с помощью технологий ИИ. По сюжету Жорж узнал, что Сбер в 2020-м не просто банк, а технологический гигант. Он познакомился с продуктами компании и побывал на концерте NILETTO.
  • В фильме Владимир Этуш сыграл Антона Шпака, квартиру которого обокрал персонаж Куравлева. В реальной жизни Этуш однажды столкнулся на лестничной площадке с преступником, обокравшим его квартиру.

Цитаты Жоржа Милославского

Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе! Если, конечно, они у вас есть…
Передай твой король мой пламенный привет!
Все свободны! Да, конвой тоже свободен. Конвой свободен!
Ты на что, царская морда, намекаешь?!