История персонажа
Пифагор – герой сериала «Большой дом» Егора Кончаловского. Актер Сергей Мигицко исполнил роль осведомителя сотрудника НКВД Петра Еремеева (Виталий Кищенко). События ретродетектива развиваются в двух временных рамках, но Пифагор появляется только в блоке про осажденный Ленинград.
Создание персонажа
История осады Ленинграда дает писателям и режиссерам богатый материал для создания романов, фильмов или сериалов. Идея «Большого дома» пришла к Егору Кончаловскому, когда он узнал о банде «ЗИГ ЗАГ» («Защитники интересов Германии – Знамя Адольфа Гитлера»). Режиссер углубился в изучение вопроса в 2012 году и со сценаристами продумал основу сериала. Сюжет параллельно развивается в двух временных рамках – зимой 1942-го и 1965-го.
Когда образы главных героев были прописаны, авторы перешли к другим персонажам. С этого момента началась история создания Пифагора. В блокадном городе нашлось место для героя, которого прозвали в честь древнегреческого ученого. В 1942-м у ленинградских чекистов полно работы, поэтому помощь осведомителя ценна.
Образ Пифагора напоминает, что в Ленинграде охотились не только на диверсантов и мошенников, но и искали тайные антисоветские группы. История помнит дело № 555, в рамках которого арестовали около 300 ведущих ученых и членов их семей по подозрению в деятельности, направленной против СССР.
Пифагор – собирательный образ советского гражданина, который застал Октябрьскую революцию, пережил Гражданскую войну, блокаду Ленинграда. Кастинг на многие роли сериала «Большой дом» проходил долго. С некоторыми отобранными актерами пришлось распрощаться из-за несовпадения графиков съемок. В итоге роль осведомителя досталась Сергею Мигицко.
Биография Пифагора из сериала «Большой дом»
Пифагор живет в Ленинграде. Примечательным фактом его биографии является работа на НКВД. Он помогает Михаилу Филипповичу Широкову (Илья Коробко) и старшему лейтенанту Петру Николаевичу Еремееву поддерживать порядок в осажденном городе. Пифагор кропотливо собирает информацию и делится ею с чекистами, которые периодически наведываются к нему на квартиру. В начале 1942 года у сотрудников НКВД в Ленинграде много работы.
Члены банды «ЗИГ ЗАГ» крадут продовольствие у погибающего города. Тонны хлеба не доходят до жителей Северной столицы из-за вредителей. Внимание НКВД также направлено на коллаборациониста Кругловского (Владимир Глазков), которому нацисты обещают пост губернатора Санкт-Петербурга. Ради высокой должности он готов подрывать моральный дух горожан и сдать Ленинград немцам хоть завтра.
Еще одно дело связано с директором оптово-торговой базы Анатолием Геннадьевичем Зуйковым (Александр Лыков). Он распределяет продовольствие и за гроши выкупает у горожан драгоценности и предметы искусства. Пока ленинградцы умирают от голода и болезней, Зуйков купается в роскоши и живет лучше, чем 99% других советских граждан.
Но основное внимание НКВД направлено на карательный отряд ГФП-520, который действует под Гатчиной. В рядах подразделения служит военнопленный Александр Евгеньевич Строганов (Никита Волков) по прозвищу Граф. Группировка подготовила план по дестабилизации обстановки в городе. Они собираются начинить грузовики взрывчаткой и подогнать их к пяти ключевым объектам Ленинграда: Смольному, Дворцовому мосту, Госбанку, телеграфу и Большому дому (штаб-квартира НКВД).
Пифагор помогает Широкову и Еремееву в борьбе с диверсантами. Почти весь отряд ГФП-520 уничтожают. Выжить и сбежать удается только Графу и его сообщнице Лизе (Ольга Белинская). Предатели скрываются за границей и возвращаются в СССР спустя годы. Теперь постаревший Граф (Артур Ваха) работает киномехаником, а его напарница носит имя Лора Крутецкая и является его женой. Целью четы становится физик-ядерщик Александр Аркадьевич Вайнер (Александр Дюрис).
Строганов хотел без шума завербовать ученого для США, но бывшего карателя на улице узнает Зина Кожина (Карина Разумовская). Она сообщает об этом ставшему подполковником КГБ Широкову (Борис Хвошнянский). Офицер спецслужбы начинает охоту на старого врага, который избежал наказания 23 года назад.
Внешность и характер Пифагора
Внешность Пифагора строится на том, что это пожилой мужчина. На фото предстает человек, которому на вид 70 лет. У героя серые глаза, седые волосы, обычное телосложение и высокий рост (192 см). Черты характера рисуют в целом положительного персонажа, который даже в преклонном возрасте пытается помочь стране. Пифагор умеет располагать к себе людей, внимателен к деталям и осторожен.
Но образ осведомителя имеет и отрицательную характеристику. Эти люди ассоциируются с доносительством, а иногда и клеветой. Стукач – так презрительно отзывались об осведомителях. Но Пифагор не дает повода записать его в число отрицательных персонажей. Он уравновешивает баланс между тайными помощниками НКВД и шпионами вермахта.
Отношения с окружающими
Пифагор взаимодействует с Широковым и Еремеевым. Он собирает для них информацию и помогает взять правильный след в ходе расследования. Герой много общается с людьми, которые в разговорах с ним способны раскрыть ценные детали. Зуйков и подобные фигуры, которые промышляют незаконными делами, держатся подальше от таких персонажей, как Пифагор.
С помощью Пифагора чекистам удается раскрыть планы отряда ГФП-520 и не дать пособникам немцев ввергнуть Ленинград в хаос, а высокомерному Кругловскому – занять пост губернатора Санкт-Петербурга. В годы ВОВ Пифагор уже был стар, поэтому до событий середины 1960-х он не дожил и не застал второй раунд противостояния между Широковым и Строгановым.
Интересные факты
- Пифагору около 70 лет. Это значит, что он родился примерно в то же время, что и Владимир Ленин.
- Сергей Мигицко обрел славу после роли Хлестакова в фильме «Инкогнито из Петербурга» (1977) Леонида Гайдая, снятого по мотивам «Ревизора» Николая Гоголя.
- Исторические проекты требуют внимания к деталям, чтобы зрителям было легко поверить в происходящее на экране. Однако зрители обратили внимание на ляп, который портит впечатление. В сцене, где Еремеев приходит к Пифагору, осведомитель одет легко, а в комнате нет ни камина, ни буржуйки. И это в разгар зимы в осажденном городе.
- Пифагор живет в одном городе с Зуйковым и Кругловским. Эти герои созданы на основе реальных прототипов. Дело Георгия Зуйкова (в сериале зовут Анатолием) легло в основу картины «Два билета на дневной сеанс» (1966). Кругловский, который хотел занять губернаторский пост, на самом деле носил фамилию Круглов.