Биография
В конце 80-х — начале 90-х годов российский кинематограф переживал не лучшие времена своего развития и выпускал фильмы-однодневки. Исключением стали блестящие режиссерские работы Александра Рогожкина, Алексея Балабанова, последняя работа Леонида Гайдая. В тот же политически и экономически тяжелый период делал первые шаги в режиссуре молодой Александр Баранов.
Детство и юность
Родился Александр Николаевич в Алма-Ате (Казахстан) 20 марта 1955 года. Там же прошло детство будущего кинорежиссера и школьные годы. Искусством кино Баранов увлекался с раннего детства и уже тогда мечтал о карьере режиссера или оператора. Свои мечты он начал осуществлять в возрасте 25 лет, начав со стези сценариста.
В 1980 году молодой человек поступил во Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова на сценарный факультет. Целеустремленность и талант помогли ему стать студентом престижного вуза с первой попытки.
Первые годы трудовой биографии, по мнению самого Баранова, он провел за бездельем. На самом деле молодой специалист набирался опыта, снимая клипы и рекламу.
Фильмы Александра Баранова
Сразу по окончании института (в 1985-м) Александр успешно дебютировал в роли сценариста (совместно с Бахытжаном Килибаевым) казахской киноленты «Кто ты, всадник?», вышедшей на экраны в январе 1988 года. Работа выполнена в жанре приключений, в сценарии обыгрывалась тема романтики золотоискателей и контрабандистов в Казахстане в 20-е годы XX столетия. Фильм получился типичным истерном, отличного качества для тех лет.
В том же 1988-м Баранов приступил к первой режиссерской работе в устоявшемся тандеме с Килибаевым. На большой экран в России кинолента «Трое» производства студии «Казахфильм» попала в январе 1991 года. В ней освещается актуальная на тот период проблема поколения потерянных иллюзий. Зрителями фильм был принят на ура. Кинокритики также оценили работу молодого режиссера — картина получила четыре Гран-при на фестивалях. Кстати, в саундтреке к киноленте звучит голос молодого Леонида Утесова.
Первой работой, принесшей Александру Николаевичу славу сценариста, стал фильм «Игла», снова в дуэте с Килибаевым. В феврале 1989 года картина вышла в Москве и получила огромную популярность. Заслугой тому была и качественная работа сценаристов, и удачно подобранный актерский состав: главные роли исполнили Виктор Цой, солист группы «Кино», и Петр Мамонов, лидер группы «Звуки Му».
Фильм получил награды, в числе которых приз киноклубов на одесском кинофестивале «Золотой Дюк» в 1988 году и главный приз на международном кинофестивале в Нюрнберге в 1990-м. И это еще не все достижения: лента стала лидером кинопроката (14,6 миллионов зрителей за год), а Виктор Цой получил звание лучшего актера 1989 года. Известная песня группы «Кино» «Звезда по имени Солнце» была написана во время съемок и стала саундтреком к фильму.
В 1996 году Баранов выступил одновременно в роли режиссера, сценариста и продюсера киноленты «Шанхай», выигравшей приз киевского кинофестиваля «Золотой Витязь». Фильм пронизан болью и ностальгией по разрушенному СССР, что оценили российские зрители, уставшие от беззакония 90-х годов.
Большой удачей Александр Николаевич считает работу над сериалом «Участок» с Сергеем Безруковым в главной роли. К тому моменту режиссер еще громко о себе не заявил и был удивлен, узнав, что его кандидатуру предложил какой-то человек, пожелавший остаться анонимным.
В связке с Бахытом Килибаевым и Тимуром Бекмамбетовым постановщик работал над сагой «Громовы». Для приближения к реальности актеров для экранной семьи выбирали малоизвестных, кто-то из детей вообще впервые появился перед камерой. Александр Николаевич переживал за будущее юных артистов, осознавая, что ранняя популярность способна принести больше вреда, чем пользы.
С 2011-го Баранов включился в команду Тимура Бекмамбетова. Он выступил режиссером трогательной новеллы «Папа» в фильме «Елки-2».
В 2012 году вышел ремейк советского фильма «Джентльмены удачи», где режиссерский труд Александр Николаевич разделил с Дмитрием Киселевым. Признание телезрителей заслужил мастерски написанный сценарий, талантливая работа режиссеров и удачно подобранный актерский состав: Сергей Безруков, Гоша Куценко и Антон Богданов снялись в главных ролях.
После выхода нашумевшего фильма Баранова «Джентльмены, удачи!» режиссер сосредоточился на работе над телесериалами. В «Тайне кумира» Александр Николаевич работал с соотечественником — уроженцем Чимкента Игорем Миркурбановым, которого характеризовал как умного и талантливого артиста.
В июне 2017 года завершились съемки телесериала «Победители». Сюжет разворачивается вокруг команды успешных адвокатов, работающих в России в конце XIX столетия. Идею Баранову подсказал исторический факт: в XIX веке публика часто собиралась посмотреть на лучшие выступления знаменитых адвокатов. Существовала даже традиция организации судебных слушаний по билетам для зрителей.
К 70-летию танцевального ансамбля «Березка» Александр Николаевич снял сериал, передавший атмосферу долгие годы существующего коллектива. Зрители наконец узнали секреты необычных костюмов «Березки», а несколько танцоров появились в кадре наравне с актерами.
Взаимоотношения героев Егора Бероева и Марии Куликовой легли в основу детективной мелодрамы Баранова «Теорема Пифагора». После съемок сериала постановщик вошел в коллектив режиссеров сериала «Тайна Лилит».
Личная жизнь
О личной жизни Александра Николаевича публике и журналистам известно мало. Режиссер признавался в интервью, что, покинув Казахстан, гостил на родине очень редко: не было возможности, поскольку он годами работал без отпуска. На соцсети знаменитость тоже времени не тратит и не любит давать интервью, считая, что достаточно сказано через творчество. Фото Баранова в прессе появляются обычно в связи с премьерой нового фильма.
О своем семейном статусе — женат он или холост — Баранов в интервью не упоминает. Однако признается, что самое большое чудо в его жизни — это дети.
Александр Баранов сейчас
Сейчас Александр Николаевич так же строго подходит к отбору материала, как и на заре карьеры, когда он категорически отказывался снимать боевики, отдавая предпочтение лентам с нравственной составляющей. В 2023 году Баранов был занят работой над материалами нескольких будущих проектов.
Фильмография
- 1988 — «Трое»
- 1988 — «Игла»
- 2003 — «Участок»
- 2006 — «Громовы»
- 2010 — «Игла-Ремикс»
- 2011 — «Ёлки 2»
- 2012 — «Джентльмены, удачи!»
- 2014 — «День дурака»
- 2014 — «Екатерина»
- 2015 — «Рая знает»
- 2017 — «Победители»
- 2018 — «Берёзка»
- 2019 — «Невеста комдива»
- 2020 — «Теорема Пифагора»
- 2021 — «Тайна Лилит»
Интересные факты
- Сомневаясь, браться ли за съемки ленты «Джентльмены, удачи!», Баранов попросил своих детей-подростков посмотреть оригинальный фильм. Наследникам режиссера он показался слишком длинным и затянутым. Тогда Александр Николаевич и решил, что обновленному варианту — быть.
- Баранов верит в то, что у человека есть определенная судьба и одновременно свобода выбора.
- В начале карьеры режиссер снял несколько эпизодов киножурнала «Ералаш».