Биография
Наталии Дмитриевой хватало таланта и мастерства, чтобы сыграть любую роль, но ее стихией по праву были острохарактерные образы. Визиткой карточкой артистки являлись героини, которые отличались высокой нравственностью, строгой требовательностью к себе и другим, изящностью и интеллигентностью. Каждую роль Дмитриева проживала как последнюю, словно нанизывая жемчужины на ожерелье разнохарактерных образов, в основе которых лежали чуткость и глубина переживаемых чувств.
Детство и юность
Наталия Владимировна Дмитриева родилась 28 июня 1945 года в Ленинграде. Предки по отцовской линии по фамилии Алешины были творческими натурами, дед был известным в 1930-е годы писателем.
Сама Наташа в детстве хотела стать балериной, но с этой мечтой пришлось расстаться: из-за высокого роста родители не рискнули отдать дочь учиться хореографическому искусству.
Однако тяга Дмитриевой к самовыражению была настолько сильна, что в 16 лет она пришла в студию пантомимы при Доме культуры промкооперации (ныне Дворец культуры имени Ленсовета), которой руководил знаменитый цирковой режиссер и педагог Рудольф Славский. Вскоре Наташа стала лауреатом городского смотра художественной самодеятельности за постановку «Рассказ охотника», сценарий к которой написала сама, а также выступила автором эскиза сценического костюма.
В десятом классе Дмитриева сыграла роль рабочей Нюрки в драматическом фильме Сергея Микаэляна «Принимаю бой», а после окончания школы поступила в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии имени Н. К. Черкасова (ныне Российский государственный институт сценических искусств). Ей повезло учиться на курсе талантливых педагогов Владислава Андрушкевича и Розы Сироты.
Еще в студенческие годы Дмитриева проявила себя как актриса, склонная к психологическому прочтению ролей и умеющая ставить перед собой сложные цели. В дипломных спектаклях она представила непохожие друг на друга образы, сыграв ключницу Улиту в комедии «Лес» Александра Островского, служанку доктора Каюса миссис Куикли в «Виндзорских насмешницах» Уильяма Шекспира, девочку и мать в пьесе «Затейник» Виктора Розова.
Уже тогда о Дмитриевой заговорили как об острохарактерной актрисе, и действительно, ее пластика, отточенность каждого жеста вкупе с драматическим мастерством впоследствии придавали неповторимую окраску каждой сыгранной роли.
Театр
После окончания ЛГИТМиКа Дмитриева устроилась в Театр имени Ленинского комсомола (ныне «Балтийский дом»), которым руководил известный режиссер Геннадий Опорков. Одной из первых ролей артистки была Нина в пьесе «Вызываются свидетели» драматурга Юлиу Эдлиса.
За десять лет, проведенных на этой сцене, Наталия создала самые разные образы, от Нины Заречной в «Чайке» Антона Чехова и Алины Силикашвили (Силик) в «Лошади Пржевальского» Михаила Шатрова до Жанны д’Арк в «Жаворонке» Жана Ануя и возлюбленной Роберта Джордана Марии в спектакле по роману «По ком звонит колокол» Эрнеста Хемингуэя. Однако одной из самых любимых и значительных для нее стала роль Ирины в пьесе «С любимыми не расставайтесь» Александра Володина.
Критики, анализируя работу Дмитриевой того периода, прежде всего отмечали мастерство в изображении интеллигентных, сильных и требовательных к себе и окружающим женщин трудной судьбы.
«Все, кто видел на сцене своеобразных героинь Наталии Дмитриевой, вряд ли забудут их и саму Наташу — изящную, очаровательную», — говорил о ней Геннадий Опорков.
В 1981 году перспективная артистка перешла в Ленинградский государственный Молодежный театр на Фонтанке, успев недолго поработать в Театре Ленсовета. С тех пор судьба Дмитриевой оказалась навсегда связанной с Измайловским садом.
Начинала она под руководством Владимира Малыщицкого, однако настоящей звездой стала с приходом любимого ученика Георгия Товстоногова Ефима Падве, возглавившего театр в 1983 году. У него она раскрылась в спектаклях «Звучала музыка в саду» и «Пять углов» драматурга Сергея Коковкина. В последнем она блистательно сыграла балерину Лялю, переживающую личную драму. Эту работу критики впоследствии называли одной из лучших в творческой биографии Дмитриевой.
С приходом актрисы в театр Семена Спивака ее талант раскрылся с новой стороны. Она играла Феклу Саввишну в постановке «Своя семья, или Замужняя невеста», добродетельную госпожу де Монтрей в пьесе «Маркиза де Сад» японского писателя и драматурга Юкио Мисимы.
Трагикомическое дарование Дмитриевой обнаружилось в спектакле «Три сестры» по Чехову, где она создала настолько убедительный образ няни Анфисы, что затмила главных героинь. Не менее удачной в исполнении артистки получилась безумная мать Бернарды Мария Хосеф в постановке пьесы «Дом Бернарды Альбы» Федерико Гарсиа Лорки.
В 1996 году Наталии Владимировне присвоили звание заслуженной артистки России. Много времени и сил Дмитриева отдавала преподавательской деятельности в лицее искусств «Санкт-Петербург».
В качестве режиссера артистка попробовала силы еще в 1990-х, в числе работ — постановки «Вне рамок» по творчеству Марины Цветаевой и «Девочка на шаре» по повести «Зуб мудрости» Эфраима Севела.
Наталия Дмитриева в кино
Фильмография Дмитриевой насчитывает почти пять десятков работ. Среди самых известных ролей — красавица Варвара в трагикомедии «Бумбараш», снятой в 1971 году Николаем Рашеевым и Абрамом Народицким по мотивам ранних произведений Аркадия Гайдара. Экранным партнером Наталии был Валерий Золотухин, в картине также снимались Юрий Смирнов, Александр Хочинский, Александр Белина и Екатерина Васильева.
В числе других значимых работ Дмитриевой советского периода — фильмы «Письмо из юности» Юрия Григорьева, «Двадцать дней без войны» Алексея Германа с Юрием Никулиным и Людмилой Гурченко в главных ролях, «Уходя — уходи» Виктора Трегубовича с Николаем Рыбниковым.
После распада СССР артистка не снималась в кино, но с приходом нового тысячелетия вернулась на площадку, начав играть в таких сериалах, как «Агентство НЛС», «Улицы разбитых фонарей», «Литейный», «Лабиринты разума».
В последующие годы Дмитриева запомнилась зрителям по ролям в мелодраме «Родные пенаты» и криминальном детективе «Охота на певицу». В обеих картинах она сыграла матерей главных героев: в первой — родительницу Бориса в исполнении Владислава Резника, во второй — экранную родственницу Александра Устюгова.
Последней работой заслуженной артистки России стала мелодрама режиссера Олега Штрома «Сыграй моего мужа», вышедшая в 2022 году. Главные роли исполнили Александра Волкова, Алексей Демидов и Алена Новицкая. Дмитриева засветилась в эпизоде.
Личная жизнь
В молодости Дмитриева вышла замуж за коллегу по цеху Леонида Неведомского, с которым вместе училась в ЛГИТМиКе и играла в фильмах «Впереди день» и «Письмо из юности». В 1970 году у супругов родилась дочь Полина, которая после развода родителей осталась жить с отцом. Тем не менее она прекрасно общалась с матерью и впоследствии частично исполнила ее мечту, став балетмейстером. Затем наследница артистов окончила театральный институт и работала режиссером в разных театрах.
Бывший муж Дмитриевой женился во второй раз, когда дочь уже была взрослой. Его избранницей стала психолог Валентина Гоголева, с которой он познакомился в санатории. Наталия Владимировна смогла подружиться с новой женой Леонида Неведомского. Женщины подолгу общались по телефону, нянчили внуков. В 2018 году народного артиста России не стало.
Наталия Владимировна не делилась подробностями личной жизни после развода и редко выкладывала фотографии в соцсетях.
Смерть Наталии Дмитриевой
25 ноября 2023 года актриса театра и кино умерла. Ей было 78 лет. Официальная причина смерти Дмитриевой не сообщалась, известно лишь, что на протяжении последних двух лет она боролась с тяжелой болезнью.
Дочь артистки Полина Неведомская посвятила ушедшей матери трогательный пост в соцсетях:
«Актриса и режиссер, педагог и поэт, которая не считала себя поэтом, мама и бабушка трех внуков, мой единственный настоящий друг и коллега. Два года мужественной борьбы с болезнью показали огромную волю и любовь к жизни. Помолитесь о ее душе, кто верит, кто искренне сочувствует, в чьей жизни случилась встреча с этим прекрасным и многогранно талантливым человеком».
В петербургском лицее, где преподавала Дмитриева, также выразили соболезнования в связи с кончиной педагога, друга и ненавязчивого наставника, который открыл ученикам театр, научил дышать им, позволяя творить и вытворять.
Фильмография
- 1966 — «Принимаю бой»
- 1970 — «Впереди день»
- 1971 — «Бумбараш»
- 1973 — «Письмо из юности»
- 1979 — «Уходя — уходи»
- 1987 — «Мы — ваши дети»
- 1991 — «Невозвращенец»
- 2015 — «Иные»
- 2018 — «Родные пенаты»
- 2019 — «Охота на певицу»
- 2022 — «Чингачгук»
Интересные факты
- Дмитриева ушла из жизни в том же возрасте, что Неведомский. Оба скончались на 79-м году.
- В свободное время артистка писала стихи и драматургические произведения, которые вошли в сборник «Свое недосказать», вышедший в 2020 году.
- За свою продолжительную театральную жизнь Наталия Владимировна дважды участвовала в спектакле «Жаворонок» по Жану Аную. В Театре имени Ленинского комсомола играла Жанну д’Арк, в Молодежном театре на Фонтанке — мудрую королеву-мать.