Биография
Анна Дубровская одарена не только артистическим талантом — она прекрасно поет, танцует, сочиняет стихи и все это использует в своем творчестве. Начало карьеры Анны пришлось на 90-е, но даже в таких сложных условиях яркая актриса смогла заявить о себе, полюбиться зрителям и добиться признания критиков.
Детство и юность
Актриса родилась 27 ноября 1972-го в Минске. Отец девочки работал конструктором-изобретателем, мать служила актрисой Театра оперетты. Когда маленькой Анне исполнилось 7 лет, родители развелись, однако отец охотно продолжал общаться с дочерями (у Анны Дубровской есть старшая сестра Илона).
Мать часто брала Анну в театр, где девочка наблюдала за перевоплощениями артистов, репетициями и спектаклями. Она признается, что до сих пор наизусть помнит тексты оперетт из репертуара матери — они вместе учили реплики и обсуждали постановки.
В раннем детстве Дубровская была замкнутой девочкой. Однако занятия музыкой помогли Ане поверить в собственные силы и раскрепоститься. Вместе с ансамблем «Ровесник» при Дворце пионеров юная артистка с гастролями объездила весь СССР вплоть до Дальнего Востока, была даже в Польше и ГДР. Кроме музыки ее интересовала поэзия: она сочиняла стихи и песни, а также самостоятельно их исполняла.
Позже эти композиции стали популярными на минском радио — непосредственное и трогательное исполнение пришлось по нраву слушателям. Аранжировки для композиций талантливому подростку помогал делать муж старшей сестры, который был бас-гитаристом и аранжировщиком в группе «Сябры».
Таланты Анны распространялись и на спорт — она добилась юношеского разряда в фигурном катании. Однако больше Дубровскую привлекал театр. Бывая за кулисами во время выступлений матери, будущая артистка мечтала об аплодисментах и славе. Первым шагом к осуществлению мечты стал переход из обычной школы в специализированную, где помимо традиционных предметов ученикам преподавали азы актерского мастерства.
В 1990-м, окончив школу, Дубровская отправилась прямиком в Минский театральный институт. К сожалению, здесь девушку ждало разочарование: экзаменаторы не допустили ее даже до первой ступени вступительных испытаний. Но Анна не опустила руки и решила отправиться в Москву.
В российской столице Дубровской повезло намного больше — она успешно прошла по конкурсу во многие театральные вузы, но в итоге выбрала в легендарное Щукинское училище. Анна попала на курс к Владимиру Иванову, которого до сих пор вспоминает с благодарностью. По признанию актрисы, этот педагог стал для студентов и учителем, и другом, и отцом.
Театр
В 1994-м Анна окончила «Щуку», став полноправной актрисой. Дипломной работой выпускницы стала роль Елизаветы в спектакле Владимира Иванова «Царская охота» по произведению Леонида Зорина.
Сразу после училища ее пригласили присоединиться к труппе Театра имени Евгения Вахтангова. Начинающая артистка с радостью согласилась, отвергнув предложения из «Ленкома» и Театра имени Владимира Маяковского. Дело в том, что Дубровская считала: ее актерское будущее связано только с Театром Вахтангова, где вчерашняя студентка сразу получила главную роль в знаменитой вахтанговской постановке «Принцесса Турандот».
Удачное начало карьеры, к сожалению, вскоре сменилось периодом застоя. Целых 4 года актриса провела без новых ролей. Это время оказалось тяжелым для Анны, которая едва не разочаровалась в выборе профессии. Однако вера в собственные силы и настойчивость вкупе с трудолюбием сыграли свою роль. Артистку пригласили на роль Дездемоны в шекспировском «Отелло». Игру Дубровской в спектакле оценили и зрители, и пристрастные критики, присудив ей премии «Чайка» и «Триумф».
Помимо вахтанговского театра артистка сотрудничала и с другими площадками: в 2007-м копилку ее наград пополнила еще одна «Чайка» — за роль в комедии «Много шума из ничего» в Театре на Малой Бронной.
Среди самых ярких театральных работ Анны Дубровской стоит упомянуть роли в «Ромео и Джульетте», «Горе от ума» и чеховском «Вишневом саду» по сценарию режиссера Вадима Дубровицкого.
Во время пандемии коронавируса актриса не выпала из культурной жизни — поклонники могли насладиться игрой Анны в постановке «Суббота, воскресенье, понедельник» в онлайн-трансляции.
Фильмы
В первый раз Анна Дубровская снялась в фильме в детстве. Девочке тогда едва исполнилось 6 лет. Это была картина «Между А и Б», где Ане досталась эпизодическая роль маленькой школьницы. В проект она попала благодаря старшей сестре, которая играла в ленте главную роль.
Настоящий профессиональный дебют в кино состоялся в 1992-м, когда актриса, будучи второкурсницей, получила приглашение сняться в фильме Сергея Никоненко «Хочу вашего мужа» по пьесе Михаила Задорнова «Последняя попытка». Дебютантка появилась на экране в компании уже состоявшихся звезд — Задорнова и Екатерина Ворониной.
«За все, что я там делала, мне не стыдно, кроме эпизода, где мне оголили грудь. Совершенно ненужная вставная сцена, но тогда было такое время. Обязательно нужна была клубничка», — вспоминала актриса.
Эта комедия пришлась по нраву зрителям, а режиссеры обратили внимание на молодое дарование. Вслед за первой съемкой последовали «Хочу в Америку», «Графиня де Монсоро», «Дом» и другие не менее запоминающиеся фильмы.
Казалось бы, актерская профессия не относится к опасным для жизни. Однако одна из съемок чуть не стала для Анны последней. Дубровская должна была сыграть главную роль в картине Сергея Бодрова – младшего «Связной».
В интервью артистка рассказала, что по непонятным для нее самой причинам не хотела соглашаться на этот проект и даже специально запросила очень высокий гонорар, но ее условия приняли. Сниматься было тяжело: только грим накладывали по 12–17 часов, неудобные линзы травмировали ей глаза, а из-за ночных съемок под дождем, который изображала поливальная машина, актриса получила ангину.
Вместе со съемочной группой, впоследствии погибшей из-за схода ледника, Дубровская отправилась в Кармадонское ущелье. Актрису уберегла судьба: за день до трагедии она вернулась в Москву, чтобы успеть на спектакль «Отелло», в котором играла Дездемону. Остальные участники съемок, в том числе сам Бодров, пропали без вести.
В 2004-м творческая биография Анны Дубровской пополнилась фильмом «Ночной дозор». Эта фантастическая история о противостоянии светлых и темных сил в условиях современной Москвы, снятая талантливым Тимуром Бекмамбетовым, заработала в прокате более $ 50 млн. Артистка призналась, что работа над этой картиной потребовала огромного напряжения сил — и физических, и моральных.
Съемки зачастую проходили на крышах московских высоток, что оказалось испытанием для актрисы, которая боится высоты. Кроме того, сложный грим, необходимый для роли вампирши, требовал от нее многочасового терпения: необходимо было неподвижно ждать, пока гримеры окончат работу над образом.
Однако подобные страдания того стоили: «Ночной дозор» до сих пор пересматривают новые поколения зрителей, восхищаясь продуманными спецэффектами и развитием сюжета. Сама же Анна, которая не относится к числу любителей фантастических картин, призналась, что предпочитает фильмы, в основе сюжета которых находятся личные отношения между людьми.
Еще одним заметным проектом в фильмографии актрисы стал сериал Александра Копейкина «Леший» с Дубровской и Александром Дьяченко в главных ролях. Мелодрама вышла настолько успешной, что получила продолжение в виде двух сиквелов. Также на счету Анны работы в таких рейтинговых сериалах, как «Каменская-5», «Моя прекрасная няня», «Склифосовский» и других.
Более запоминающейся в карьере Анны стала работа в фильме «Иванов», снятом по одноименной пьесе Антона Павловича Чехова. Главного мужского персонажа сыграл Алексей Серебряков, Дубровской достался образ его жены. Впервые зрители увидели ленту в мае 2010-го на Киевском кинофестивале. В том же году артистку пригласили на съемки документальной ленты о знаменитом актере и режиссере, который назывался «Сергей Бодров. Он просто ушел в горы».
Личная жизнь
С первым мужем Анна познакомилась еще в молодости — уроженец Молдавии Тудор Андронаки учился на курс старше в той же «Щуке». Скоротечный роман закончился для первокурсницы свадьбой, а на 2-м курсе Дубровская родила дочь Нину.
Для молодой пары ребенок был желанным, но у Анны впереди была учеба и только начинала складываться карьера, поэтому заботу о младенце пришлось взять на себя матери актрисы в Беларуси — она уволилась из Театра оперетты и растила внучку 3,5 года. Только после окончания «Щуки» Дубровская забрала дочь в Москву.
Хотя этот брак продлился почти 20 лет, в интервью артистка признавалась, что он был скорее гостевым. В какой-то момент она поняла, что в личной жизни ей не хватает поддержки и внимания супруга. Кстати, Андронаки так и не стал актером: в 90-е годы, чтобы прокормить семью, мужчина занялся бизнесом.
На съемках картины «Иванов» в 2008 году Анна познакомилась с режиссером Вадимом Дубровицким, на тот момент оба были несвободны. Чувства захлестнули влюбленных, и у пары случился роман. А когда проект был окончен, они решили, что должны быть вместе. В 2009-м актриса оформила развод с Тудором. Но, прежде чем стать женой режиссера, она прожила год вместе с ним, и лишь в 2010-м сыграли свадьбу.
Повзрослевшая дочь Анны Нина пошла по стопам матери: девушка окончила Театральный институт имени Бориса Щукина, после чего тоже стала играть в театре.
Дубровская не ведет страницы в соцсетях, зато поклонники создали группу во «ВКонтакте», посвященную ее творчеству. Там они обмениваются фото актрисы, обсуждают постановки, в которых она участвует, и делятся видеороликами.
Анну нередко приглашают в разные передачи, чтобы больше узнать о жизни артистки. 15 апреля 2020 года она появилась в эфире канала «Россия-1» в студии программы «Судьба человека» с Борисом Корчевниковым. В программе Дубровская рассказала о первых ролях в кино, нелегкой женской доле и том периоде жизни, когда наконец смогла почувствовать себя счастливой рядом с любимым человеком.
Анна Дубровская сейчас
Актриса и сейчас продолжает играть в спектаклях и периодически получает роли в фильмах. Театральный репертуар знаменитости в 2023-м составили постановки «Дядя Ваня», «Бовари», вместе с дочерью Анна выступает в музыкальном представлении «Мистер Twister».
Фильмографию Дубровской пополнила драма режиссера Дмитрия Суворова «Одна», основанная на реальных событиях авиакатастрофы над Завитинском. Артистка воплотила на экране мать главной героини Ларисы Савицкой (Надежда Калеганова), которая осталась в живых после падения с 5220 метров.
Реальный прототип центральной героини Савицкая после своего чудесного спасения попала в Книгу рекордов Гиннесса. Ходили слухи, что женщина скончалась, но создатели проекта разыскали Ларису, она работала консультантом в съемочной группе и появилась на премьере картины.
В 2023 году на канале «Россия-1» с участием Анны состоялась премьера комедийной мелодрамы «Развод с препятствиями», в каст которой также вошли Галина Сазонова и Леонид Громов.
Фильмография
- 1992 — «Хочу вашего мужа»
- 1994 — «Дом на камне»
- 1997 — «Графиня де Монсоро»
- 1998 — «Черное море 213»
- 2000 — «Горе от ума»
- 2003 — «Операция “Цвет нации”»
- 2004 — «Ночной дозор»
- 2006 — «Не было бы счастья...»
- 2008 — «Каменская-5»
- 2010 — «Доктор Тырса»
- 2012 — «Военный госпиталь»
- 2015 — «Черта»
- 2016 — «Сценарий»
- 2017 — «Герасим»
- 2018 — «Тетрада Фалло»
- 2019 — «Залиния»
- 2020 — «Чернобыль»
- 2021 — «Одна»
- 2021 — «Склифосовский»
- 2023 — «Развод с препятствиями»
Интересные факты
- По признанию Дубровской, случай с работой с Бодровым-младшим разделил ее жизнь на до и после. Она так радовалась, когда наконец получила главную роль у такого режиссера. Когда Анна поняла, что этот момент мог стать для нее последним, полностью переоценила собственную жизнь.
- Дочь Дубровской повторила судьбу мамы. Как и актриса в детстве, ранние годы девочка провела за кулисами и в гримерке Анны, пока она репетировала и готовилась к выступлениям. Но женщина не корит себя за это, а даже, напротив, считает, что только таким образом ей удавалось проводить с Ниной больше времени.
- Свободное от работы время Анна любит проводить в кругу семьи, с дочерью и мужем. Она не ходит в театры и оперу и редко посещает звездные тусовки. По ее мнению, такие мероприятия обезличивают всех, поэтому с актерами и режиссерами она предпочитает общаться лишь в рабочей обстановке.