Биография
В начале 2020-го в печать вышла книга Романа Лейбова, Олега Лекманова и Елены Ступаковой «Господь, прости Советскому Союзу!», где авторы разложили по полочкам поэму концептуалиста Тимура Кибирова «Сквозь прощальные слезы». Три филолога объяснили современным читателям значение непонятных слов, прокомментировали отсылки и разобрали символы СССР, не пропуская ни единой строки. Среди прочих упоминались и «Голубые гитары» — популярный в 1970-х ВИА.
История создания и состав
В конце 1960-х Игорь Гранов вместе с организованным специально для заграничных поездок небольшим оркестром советского мюзик-холла гастролировал по Латинской Америке. Турне стартовало с Чили и закончилось Мексикой. Коллектив состоял сплошь из звезд — вокалистов и народных исполнителей, чьим непререкаемым авторитетом считалась Надежда Казанцева.
Во многих странах, которые посетили музыканты, до них ни разу не бывали граждане СССР, это Коста-Рика, Ямайка, Барбадос, Тринидад и Тобаго, Эквадор. Выступление перед членами правительства последней республики и теплый прием после него поспособствовали укреплению дипломатических отношений между государствами.
Во время пребывания на родине яркой представительницы наивного искусства Фриды Кало артисты узнали, что по соседству с ними работал сам Луи Армстронг. И, конечно, не упустили возможность познакомиться и попасть к нему на концерт. Именно встреча с маэстро и его совет, а также опыт, приобретенный в путешествии, подтолкнули Игоря Яковлевича к замыслу нового жанра на отечественной эстраде.
«Репертуар должен быть построен так, чтобы он был доступен для аудитории, для которой вы выступаете. Сегодня здесь собралась аудитория, для которой джаз был бы непонятен, так как джаз — это трудная музыка, требующая специальной подготовки. Поэтому мы исполняли сегодня легкие эстрадные номера», — сказал тогда знаменитый трубач.
Так, отчасти благодаря «отцу джаза», началась история создания «Голубых гитар» — вокально-инструментального ансамбля, обзаведшегося столь необычным названием по двум причинам. Во-первых, в такой цвет были окрашены первые немецкие электрогитары заводского типа, а во-вторых, данный оттенок символизировал романтику и мечты.
Первый состав группы получился немаленьким. Вокалистами назначили Николая Агутина и Вячеслава Кузина, за клавишные отвечали Игорь и Юрий Грановы, ударными заведовал Владимир Колобов. Гитарами различных видов и фасонов владели Николай Сахаров, Альфред Быков, Вячеслав Аронов, Владимир Царев, электроорганом — Георгий Розенвассер, Станислав Борисов — саксофоном.
Позднее ВИА неоднократно менял свое «внутреннее содержание». И в разные годы его солистами оказались Игорь Крутой, Роксана Бабаян, Вячеслав Малежик, Аида Ведищева, Александр Малинин и т. д.
Музыка
«Голубые гитары» старались угодить каждому слушателю. Поэтому их репертуар хранил в себе и шлягеры советских композиторов, и русские народные песни в новаторских аранжировках, и зарубежные хиты. Популярность коллектива, где каждый член имел отдельный сценический образ и запоминающуюся «фишку», росла как на дрожжах. Концерты проходили с неизменными аншлагами, билеты раскупались молниеносно.
Уже через год после образования ВИА получил первую престижную награду и записал дебютную пластинку, содержавшую четыре композиции («Романтики», «Скачки», «Простая песенка» и «Не жалею, не зову, не плачу» на стихи Сергея Есенина).
Дискография исправно пополнялась, и вскоре огромная страна пыталась постичь тайну «О чём плачут гитары», почувствовать «Ветер северный», не промокнуть под «Дождем» и вспомнить «Первый поцелуй». Гастроли, в том числе и за границей, продолжались, первый громкий триумф случился в Чехословакии в 1973-м.
В упомянутом выше печатном издании, названном по последней строчке поэмы Тимура Кибирова «Сквозь прощальные слезы», точно и емко показано то, чем являлся и о чем пел ансамбль:
«Мотивы песен “Голубых гитар” и подобных им групп беззастенчиво, хотя иногда и талантливо имитировали западные рок- и поп-образцы (прежде всего, “Битлз”), однако в репертуар таких ВИА в обязательном порядке входили не только слащавые баллады о любви, но и песни об отчизне».
Чтобы оставаться на плаву и угождать чаяниям публики, Гранов придумал рабочую схему — усиливать творческий потенциал музыкального детища за счет новичков из подполья. В разные годы в «Гитарах» «служили» «Скифы», двое из «Веселых ребят» и будущий основатель «Чарівні гітари».
В 1978-м «Мелодия» выпустила предпоследний сборник, куда попал мюзикл «Красная шапочка, Серый волк и “Голубые гитары”». Над сценарием трудились небезызвестные Лион Измайлов, Михаил Задорнов и Аркадий Хайт, а хореографию ставил Петр Гродницкий.
Распад
В 1980-х интерес к некогда гремевшему на весь Советский Союз коллективу резко ослаб. И чтобы хоть как-то удержать внимание публики, он решался на эксперименты. Например, исполнял популярную музыку с беспощадным хеви-металом и регулярно менял состав и названия, становясь то «Группой Игоря Гранова», то его же «Синтез-труппой», то короткой «Игрой».
Мнение по поводу деятельности ансамбля у пребывавших в нем солистов кардинально разнились. И если одни с благодарностью вспоминали опыт сотрудничества, то экс-клавишник «Машины времени» и «Воскресения» Петр Подгородецкий откровенно «плевался».
Артист рассказывал, что при шикарной аппаратуре и инструментах, с которыми бы «Алиса» «разрывала» стадионы, «Голубые гитары» умудрялись создавать откровенную «нудятину», при этом практически не играя на гитарах. К тому же певцы должны были облачаться в обязательную униформу.
В итоге, явив миру в 1984-м последний альбом, ВИА распался окончательно, а многие его бывшие исполнители решили строить сольную карьеру. В том числе и основатель, занявшийся организацией гастролей советских юмористов.
Дискография
- 1970 — «Романтики»
- 1971 — «О чём плачут гитары»
- 1972, 1973 — «Ветер северный»
- 1973 — Modré Gitary. Karavan / Kazačok
- 1974 — Ansambel Plave Kitare. Golubie Gitari. SSSR
- 1975 — «Почтальон»
- 1977 — «Преддорожная»
- 1978 — «Весенняя бессонница»
- 1978 — «Красная шапочка, Серый волк и “Голубые гитары”»
- 1984 — «Я тебе пригожусь» (песни на стихи Леонида Дербенева)
Интересные факты
- На советской и российской эстраде нашлось немало групп, в чьих названиях имелось указание на нежный небесный цвет. Это и «Голубые ритмы», существовавшие во второй половине 60-х и начале 70-х, и «Голубоглазый таракан», исполнявший шансон, и «Голубые береты» — коллектив Министерства обороны РФ в составе Ансамбля песни и пляски Воздушно-десантных войск.
- Любопытная информация и мудрый авторский взгляд на «Голубые гитары» содержатся и в 7-й главе «Рич & Бьюти. История мира в 9 найт-клабах». Создатель — Илья Стогов, получивший почетное звание «Писатель года» за бестселлер «Мачо не плачут» в 2001-м.
- Вокалист ВИА Николай Агутин приходится отцом Леониду Агутину и, соответственно, тестем Анжелике Варум.
- Вместе с подробным объяснением, чем являлись «Голубые гитары» для Советского Союза, в книге «Господь, прости Советскому Союзу!», содержащей и архивные фотоиллюстрации, читатель узнает значение слов «бикса», «суперрайфл», «Солнцедар», «рейганомика» и иных.
- 19 февраля 2020-го во владивостокском Fesco Hall состоялась ретровечеринка «Мой адрес — Советский Союз», ведущими которой были назначены участники «Веселых ребят», «Аракса», «Самоцветов», «Поющих сердец», «Голубых гитар» и «Лейся, песня».