Юрий Хой — творческий путь лидера группы «Сектор Газа»
Юрий Хой – провинциал, который достиг всего без денег и образования. Хамоватый солист «Сектора Газа» сочинял тексты, которые будоражили разум людей, чья молодость пришлась на перестроечные годы и непростые 1990-е. У рокера не было никаких государственных званий, но среди поклонников он заслуженно получил статус народного артиста. Песня «30 лет» превратилась в застольный хит, Life и «Твой звонок» входят в репертуар гитаристов-любителей, а «Туман» прочно обрел статус народной. Факты из биографии музыканта, который не боялся цензуры и пел для россиян о россиянах без капли пафоса, – в материале 24СМИ.
Феномен Хоя
В позднем СССР музыкальные пристрастия людей отличались от американских или европейских. На Западе публика получала удовольствие от попсы и незамысловатых мелодий, которые создавались «на коленке» ради заоблачных гонораров. Советские, а впоследствии российские слушатели наслаждались музыкой, которая исходила из сердца и души автора.
Мало наиграть мелодию, которая «засядет» в голове. Артист должен стать «своим» для российского слушателя, быть с ним на одной волне, сталкиваться с аналогичными чувствами и вопросами. Больше всех в этом преуспел Юрий «Хой» Клинских, который родился 27 июля 1964 года в Воронеже, прославился в 1990-х и не был забыт в 2020-х.
В детстве мальчика ничто не выделяло среди сверстников: средняя успеваемость, те же интересы и мечты. Увлечение музыкой переросло в желание освоить игру на гитаре, которую парень получил на 14-летие. Наставником подростка был отец и помогала книга-самоучитель, в музыкальную школу Юрия не отдавали. Поначалу казалось, что это обычное хобби, за которым не скрывается серьезных намерений. Отец помог разобраться с игрой на гитаре, научил сочинять стихи. Так, в подростковом возрасте Клинских создал первые песни.
Танкист
Юрий не сразу связал жизнь с музыкой. После школы парень отправился на сталелитейный завод, где работал отец. Параллельно молодой человек учился в ДОСААФ, где получил права на управление крупнотоннажным грузовиком, и хорошо разбирался в устройстве легендарного ЗИЛ-130. В 1982-м Клинских призвали в армию. Юрий в качестве новобранца отправился на Дальний Восток. Хой служил в части, расположенной в Благовещенске, водителем-механиком плавающего танка.
В СССР в армии служили 2 года, поэтому артист демобилизовался в 1984-м. Через 15 лет рокер отправился на гастроли по Дальнему Востоку. Клинских не преминул заглянуть в Благовещенск и встретиться с офицерами Благовещенского высшего танкового командного училища. К 1999 году здесь многое изменилось: на смену былым командирам пришли новые, а казарма, в которой жил Клинских, стояла заколоченной. Офицеры устроили Юрию экскурсию по части, даже майоры и полковники оставили дела, чтобы пообщаться с человеком, который здесь служил, а затем достиг всенародной славы.
Популярность Хоя позволяла ему не думать о бытовых мелочах. Например, в Благовещенске Юрий с товарищами провели неделю в ожидании авиарейса. Артисты жили в гостинице, на крыше которой размещался ресторан китайской кухни. Владелец заведения был преданным поклонником группы, поэтому неделю кормил музыкантов даром.
Гаишник
После армии Клинских вернулся на завод, а затем устроился в воронежскую ГАИ. Гаишником Юрий проработал около трех лет, неся службу возле площади Ленина. От Хоя требовали выполнения плана по штрафам, что иногда вынуждало тормозить водителей за надуманные нарушения. Это очень не нравилось Клинских, который останавливал всех, в том числе крупных чиновников. Однажды гаишник остановил председателя горисполкома Воронежа за проезд на красный свет. Начальство не оценило, ведь штрафовать можно было только простых водителей, а не главу города и других представителей администрации.
Отец рокера рассказывал, как завершился последний рабочий день Юрия. Будущий певец наспех сбросил ненавистную форму на пол и яростно потоптался по ней. Клинских при этом говорил, что в Госавтоинспекции нет места «нормальным людям». Позже он выпустил песню «ГАИ», в которой затронул этот период жизни.
Артист еще год работал во вневедомственной охране, обеспечивавшей порядок на железной дороге. Службу здесь Юрий оставил после первых музыкальных успехов. Начальство прямо сказало: либо охрана, либо творчество. Однако Клинских не сразу стал звездой, поэтому сочинение песен перемежалось с работой фрезеровщика, оператора станка, грузчика.
От ЗИЛа до «Гольфа»
ЗИЛ-130 – первая машина, на которой довелось поездить Юрию. После срочной службы Хой приобрел мотоцикл в плохом состоянии. Он прослужил мало, а за его починку мастера не хотели браться – мол, безнадежно это. Первым автомобилем музыканта была «Волга». На ней певец попал в аварию. Артист ехал по трассе, когда его подрезали. Он не справился с управлением и на полном ходу съехал в кювет. Клинских вспоминал, что машина получила серьезные повреждения. Юрий привел авто в порядок и продал парню, который плохо разбирался в машинах.
Первой иномаркой рокер обзавелся в середине 1990-х. В Германии он приобрел Volkswagen Golf III, который не был пределом мечтаний, но в те времена для многих россиян и «Жигули» были не по карману. С «Гольфом» музыкант обращался бережно и старался водить аккуратно, но в итоге все равно разбил. Последней машиной основателя «Сектора Газа» была Daewoo Nexia белого цвета. Она нередко мелькает на фото и видео, в том числе в репортаже от 21 июня 2000 года.
Рок-клуб
Свой первый альбом Юрий пробовал записывать на магнитофон в 17 лет. В итоге подросток оставил затею на четыре года. В бытность сотрудником ГАИ Клинских записал «Акустический альбом», который стал его первым опытом. Настоящим событием и отдушиной для Хоя явилось рождение воронежского рок-клуба в 1987-м. Юрий превратился в завсегдатая, который сначала презентовал «Акустический альбом», а затем стал выступать с новыми песнями.
Сам Клинских вспоминал, что тяга к сочинительству появилась еще в школьные годы. Точное содержание первого стихотворного наброска артист в интервью припомнить не смог: «Про весну что-то». Музыкант делился, что до армии сочинял песни про любовь и прочие незначительные вещи. Затем он пришел в рок-клуб, где его поразила беднота тем местных исполнителей. Клинских посчитал, что должен вынести на суд тусовки свои оригинальные тексты и музыку. Юрий отмечал, что к 1987 году накопил определенный опыт, собрал немало материала, поэтому просто не мог оставаться в стороне.
С рок-клуба стартовала карьера Юрия, который несколько месяцев выступал один, но взял название «Сектор Газа». Прозвище не связано с пресловутым регионом на Ближнем Востоке. Оно происходит от района, в котором жил Клинских. «Сектором газа» иронично называли Левобережную часть Воронежа, «где Шинный, ТЭЦ ВОГРЭС, СК, заводов миллион», из-за плохого экологического фона.
Прозвище
Исполнитель взял псевдоним Юрий Хой, хотя его настоящая фамилия – Клинских. Прозвищем музыканта стало слово-приветствие советских панков. В рок-клубе Юрий не только исполнял песни, но и помогал местным артистам разжиться дефицитной водкой, поскольку работал в милиции. Местная публика часто кричала: «Хой! Хой!»
У советских и российских панков слово имеет значение «привет» и позаимствовано у западных представителей субкультуры, которые использовали для приветствия слово «Ой!» (Oi!). Но в СССР его дополнили буквой «х», чтобы возглас звучал двусмысленно и походил на слово из ненормативной лексики.
Оценив треки «Гражданской обороны» и выйдя на собственный творческий путь, Клинских сам стал часто выкрикивать это приветствие на концертах. Поклонники впоследствии стали звать его не по фамилии, а просто Хой.
Щи
Легенда панк-рока Игги Поп – фанат стейков, Элтон Джон без ума от карри из креветок, а Юрий Хой, как человек русской национальности, обожал щи. Любимому яству рокер посвятил частушки, которые вошли в сборник «Ночь перед Рождеством». Лирический герой готов взять в жены даму любой наружности, пусть «кривую и в прыщах», главное, чтобы знала в щах толк. Любовь к русской еде у музыканта появилась в детстве. Отец артиста вспоминал, как сын-девятиклассник придумал строчки, подражающие древнегреческому Гомеру. В них будущий рокер сравнивал ароматные щи с нектаром, которым питались божества.
Алкоголь
Что общего у повести «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Стивенсона с секторской песней «Дурак»? Обыгрывается тема раздвоения личности. Но Хой делает это по-русски, по-народному. Раздвоителем его лирического героя является алкоголь, из-за которого «чистый эталон» превращается в «полный криминал». Не секрет, что певец и сам часто прикладывался к бутылке и говорил, что ему, как творцу, нужно не менее 1 л крепкого спиртного напитка в день. Кроме того, Юрий утверждал, что с 23 лет забыл, когда был трезвым последний раз.
Отец рокера рассказал, как однажды «Сектор Газа» дал концерт в Цирке Юрия Никулина. После выступления Хоя попросили зайти к прославленному артисту в кабинет. Никулин похвалил исполнителя и признался, что песни ему понравились. Затем Юрий Владимирович поставил бутылку коньяка на стол и выпил ее с тезкой. Хой впоследствии всем об этом рассказывал и гордился фактом.
Перестройка
Известность Клинских выросла, когда в январе 1987 года пленум ЦК КПСС объявил о новом государственном курсе. Хой поднимал остросоциальные вопросы, которые вмещал в тексты, изобилующие ненормативной лексикой. В перестроечные годы публика на ура восприняла песни на некогда запретные темы.
Например, группа не прошла мимо феномена позднесоветской эпохи – дефицита. «Ядрена вошь» через интимные отношения раскрывает болезненную тему для советских граждан. Сначала герой рассказывает о девушке, которая «наградила» его неприятной болезнью, а затем сетует на то, что не может найти ни дихлофос, ни бензин, чтобы разобраться с проблемой в интимной зоне. «Дефицитную» проблему затрагивал певец и в песне, посвященной популярному средству контрацепции, которое в Союзе тоже сложно было найти.
«Сектор Газа» Юрия Клинских – это еще и мастерски скроенная поэтика маргинального дна, которая ярко представлена в композиции «Бомж». Панк создал образ деклассированного элемента, который вызывает сочувствие и выглядит в разы честнее и приятнее многих современных лиц без проблем с местом жительства.
Любовница
В 1991-м Юрий встретил Ольгу Самарину, ставшую для него своеобразной Йоко Оно. Некоторые поклонники презирают ее: якобы из-за женщины рокер пристрастился к употреблению запрещенных веществ, что подорвало его здоровье и привело к преждевременной смерти.
Любовница свела Клинских с мужчиной, который дал певцу наркотики. Однако вина Ольги косвенная, ведь Юрий на тот момент был состоявшимся человеком и самостоятельно делал выбор. Друзья и знакомые запомнили Хоя как человека с твердым характером, который сам определял свой стиль жизни и никогда не поддавался чужому влиянию. Кроме того, исполнитель был старше подруги на 11 лет и имел более солидный багаж опыта, с которым можно не опираться на мнение вчерашнего подростка.
Музыкант никак не мог определиться в другом: развестись с женой или бросить любовницу. Разрушение семьи Хоя еще одна причина, по которой москвичку презирают поклонники «Сектора Газа». Однако Самарина утверждала, что Юрий и до нее изменял жене: «Юрка бабами был избалован, жестко тусил с ними».
Фольклор и лирика
Хой уникален любовью к малой родине: не переехал в Москву или Санкт-Петербург, когда обрел всенародную славу, а остался в Воронеже. Почитание русской культуры не ограничивалось щами. Многие тексты рокера тесно связаны с деревней, землей, красными углами лубяных изб и персонажами сказок. Клинских согласился с тем, что создал своеобразную народную музыку. Еще при жизни музыканта молодежь и взрослые люди распевали его песни на улицах, за праздничным столом, в кабаках. После смерти панка популярность композиций «Туман», «Пора домой» и «Демобилизация» не спала.
Но даже основоположнику «колхозного панка» не было чуждо романтическое настроение. Особенно тому способствовали отношения с Самариной. Композиция «Лирика» открыла другую сторону Хоя – красноречивого и романтического рокера. Песня попала в число саундтреков ряда современных кинопроектов. Среди них, например, «ЧОП» и «Толя-робот».
В 2015 году вышел альбом «Вой на Луну», в который попал сингл из раннего творчества Хоя. Композиция «Милая» была создана в начале 1980-х и представляет собой «сырой», еще совсем мягкий стиль, который только начинал формироваться. Песня интересна поклонникам как ранний пример лирики Хоя.
Язычество и Жириновский
«Сектор Газа» нельзя причислить к представителям паган-фолка. Однако в творчестве Клинских нашлось место и эху языческой Руси. Упыри, вурдалаки, избушка Бабы-Яги, ведьмы, колдуны, которые выглядывают из секторских куплетов, вводят души славянских волхвов в неистовый экстаз. Кроме того, это роднит «Сектор Газа» с группой «Король и Шут», которая была образована на год позже.
Наркозависимость, алкоголь, случайные интимные связи, сельские сальности, фольклор и политические события в конце 1980-х – начале 1990-х создали колоритную понятийную карту вселенной «Сектора Газа». Недаром Юрий Николаевич определял стиль своего коллектива как фьюжн.
Все это ценил Владимир Жириновский – преданный поклонник группы Хоя. Это подтверждал и сам исполнитель в 1997 году. Панки выступали на 7-летии ЛДПР в «Олимпийском» с двумя композициями. Владимир Вольфович оценил исполнение песен «Пора домой» и «Туман».
Не сколотил состояние
Клинских уважали Никулин и Жириновский, группа гастролировала не только по России, но и бывала в Восточной Европе, Германии и Израиле. Кассеты и диски разлетались как горячие пирожки, но в 1990-х процветало пиратство. На рынках предприниматели продавали секторское творчество без всяких авторских отчислений. На долю легальных продаж приходилось около 1%, поэтому Юрий не мог мечтать о доходах уровня Игги Попа или Оззи Осборна.
Клинских не бедствовал, но и не смог насладиться в полную меру плодами успеха. На первых порах в текстах группы было обилие нецензурных фраз. Однако в конце 1990-х рокер провел ребрендинг: рубашка вместо косухи, красноречие вместо матерщины. При таком подходе артисту было проще выйти за пределы захудалых ДК и пиратских кассет. Однако и здесь музыканту не повезло – умер в самом расцвете сил.
«13»
Вселенная «Сектора Газа» – это еще и тема смерти: мертвецы, некромантия и прочая «кладбищенская чертовщина». Клинских кропотливо собирал темы, истории, зачитывался мистическими романами. Артист по-своему исследовал жизнь и смерть – поклонникам на пользу и, возможно, себе на погибель. Финал биографии артиста и его группы интересен нумерологам.
Юрий Хой умер 4 июля 2000 года. Сначала он напророчил себе, что живущие в воронежском «Секторе газа» не смогут дожить и до 40 лет. Музыкант умер за несколько недель до 36-летия. Но интересно проследить за тем, как везде мелькает число 13: столько лет существовала группа, выпущено такое количество альбомов, а финальный («Восставший из ада») состоит из чертовой дюжины композиций. Роковая цифра заложена даже в дату смерти: 4.7.2.
Обстоятельства кончины рокера не менее мрачные и пугающие. Причины смерти не такие простые, как тексты песен. Юрий был крепким мужчиной ростом 186 см, который никогда не жаловался на серьезные проблемы со здоровьем. Вечером в день смерти артист планировал работу над клипом на песню «Ночь страха». Однако с утра рокер жаловался на плохое самочувствие, боли и говорил, что «кровь кипятком бежит и обжигает вены».
Хой выпил аспирин, а затем с Самариной заглянул к знакомому. Как вспоминал школьный друг артиста, Игорь Лобашов, скорая помощь приехала на улицу Барнаульскую, где в 1990-х и начале 2000-х были наркопритоны. На вызов выезжала медсестра – соседка Юрия. Женщина не узнала Клинских: лицо было черное. Позже медсестра выяснила, что рокеру вкололи лошадиную дозу наркотика. Однако сведений о проведении вскрытия нет, а милиция не вела детальное расследование.
Репутация у Хоя была такой, что подобная смерть не стала шоком для людей, которые знали его отдаленно, по выходкам на сцене и творчеству. Близкие не верили, что тот свел счеты с жизнью, вколов смертельную дозу запрещенного вещества. Но известно, что у Юрия была алко- и наркозависимость, гепатит C. Все это ухудшило состояние здоровья и, вероятно, привело к смерти от сердечного приступа в 35 лет.
«Хой жив!»
Похороны Клинских прошли 6 июля 2000 года. В тот день шел сильный дождь, но многие жители Воронежа пришли проводить рокера в последний путь. Хоя похоронили по христианским традициям на Левобережном кладбище. Его могила расположена в юго-восточной части, участок 7а. Рядом с ней на энтузиазме поклонников выросла своеобразная «Стена Хоя» – по аналогии с памятником Виктору Цою. Фанаты «Сектора Газа» неизменно произносят и оставляют на стенах городских построек фразы «Хой жив!».
«Зловещие мертвецы», «Ночь перед Рождеством», «Газовая атака», «Наркологический университет миллионов» – эти и другие музыкальные сборники навсегда ввели Юрия Хоя в зал славы русского рока. Аккорды его песен по-прежнему издают гитары начинающих музыкантов, а память о нем бережно хранят его дети – дочери Ирина и Лилия.
В марте 2023-го режиссер Владимир Щегольков анонсировал художественный фильм об основателе «Сектора Газа». Эта информация появилась на фоне общественного резонанса, вызванного выходом сериала о группе «Король и Шут». Каким получится экранный Юрий Хой в осмыслении российских мастеров, станет известно в 2024 году.