История персонажа
Виктор Багров 一 один из главных героев фильмов «Брат» и «Брат 2», снятых Алексеем Балабановым. По сюжету Багров-старший является питерским бандитом, приехавшим в Северную столицу в поисках лучшей жизни. Его роль в обеих картинах исполнил актер Виктор Сухоруков.
Создание персонажа
Постановщик Алексей Балабанов рассказывал, что идея снять подобное кино возникла у него сама собой, поскольку он долгое время тесно общался как с музыкантами, так и с представителями криминального мира и однажды решил все это совместить воедино.
По признанию Балабанова, музыка в фильме должна была стать самостоятельным героем. После недолгих раздумий он решил использовать композиции группы «Наутилус Помпилиус», тем более что с ее вокалистом Вячеславом Бутусовым Балабанова связывала давняя дружба еще со времен жизни в Екатеринбурге.
Супруга режиссера, вспоминая историю создания первого «Брата», также упоминала о том, что актеров на некоторые роли ее муж выбрал еще в процессе написания сценария. Среди них оказался и Виктор Сухоруков.
Биография Виктора Сергеевича Багрова по кличке Татарин
Виктор Сергеевич Багров 一 старший брат Данилы Багрова. Последний является центральным персонажем всей истории. Как известно из фильма «Брат», оба они родом из небольшого провинциального городка, где жили с матерью. Отец мальчиков погиб в тюрьме, и фактически его роль взял на себя Виктор. Повзрослев, он ушел служить во флот, а после решил остаться в Санкт-Петербурге, где занялся преступной деятельностью, став наемным убийцей. Очень быстро Багров-старший приобрел определенную известность в криминальных кругах и даже обзавелся подручными. К нему за «помощью» нередко обращались и сами бандиты, не желавшие выполнять совсем уж грязную работу.
Все это время мать Виктора думала, что ее сын стал в городе большим начальником, чем очень гордилась и ставила того в пример младшему Даниле. Когда герой Сергея Бодрова возвращается с Чеченской войны, она отправляет его к Виктору в Питер «набраться уму-разуму», однако тот обманом втягивает брата в свои темные делишки, отправив вместо себя устранять неугодных, при этом пообещав намного меньше той суммы, что получил сам. В итоге, не выдержав истязаний со стороны криминального авторитета Круглого (Сергей Мурзин), Виктор заманивает Данилу в ловушку, а потом просит прощения у него за содеянное. Однако последний не держит на родственника зла, только просит вернуться обратно домой к матери и пойти на службу в милицию.
В отличие от Данилы, Виктор, получивший кличку Татарин, кажется человеком более открытым и жизнерадостным. Он громко смеется, постоянно шутит и всегда готов влиться в любую компанию. Из-за этого мать души в нем не чает, считая более успешным и положительным по своим характеристикам, чем младший сын. На самом деле тот довольно жесток и циничен, что умело скрывает под маской веселого парня. В нем есть большая доля хитрости и лукавства, на что как раз и намекает прозвище, которое ему дали «коллеги».
В Викторе также присутствуют такие черты характера, как алчность и меркантильность. Ради денег он не задумываясь готов пойти на преступление. Именно об этом Багров-старший и заявляет Даниле: «В деньгах вся сила, брат! Деньги правят миром, и тот сильней, у кого их больше!» На самом деле он просто хочет жить красиво в противовес младшему, для которого «сила в правде».
Вернувшись домой после недолгой криминальной карьеры в Питере, Виктор быстро теряет запал, столкнувшись с суровой реальностью, и становится более угрюмым и раздражительным, а утешение ищет в спиртном. Мать, увидев Данилу по телевидению, думает, что у того получилось наконец «пробиться» в Москве, и теперь уже Багров-старший получает от нее совет отправиться к брату.
В столице Виктор находит Данилу, и тот предлагает ему вместе отправиться США, чтобы помочь брату-хоккеисту своего погибшего друга Громова (роли обоих братьев сыграл Александр Дьяченко), на что первый с радостью соглашается. Любые авантюры ему гораздо больше по душе, чем тихая размеренная жизнь. Таким образом, Виктор попадает в Чикаго, перед этим расправившись в Москве с толпой преследовавших их бандитов. Он снова оказывается в родной для него стихии, и к нему быстро возвращается прежний веселый настрой. Однако жить без приключений Татарин не способен.
В ожидании Данилы, улетевшего в Нью-Йорк, Виктор пытается развлечь себя и ввязывается в драку с полицейским, сделавшим ему замечание. В итоге ему удается отобрать у того пистолет и деньги. Вскоре украинская мафия начинает охоту за Багровом-старшим. Через некоторое время братья воссоединяются и, заведя разговор по душам возле костра, делятся своими впечатлениями об Америке. И если младшему она совсем не по душе, то старший, наоборот, восторгается царящими здесь порядками.
В конце дилогии Виктор Багров, устроивший стрельбу в украинском ресторане, попадает в руки местных служителей закона, но, несмотря на это, он с радостью готов остаться в Штатах. Для него данная страна 一 воплощение мечты, ведь тут балом правят деньги, а жизнь напоминает красивую картинку из фильма.
Внешность и образ Виктора Багрова в фильме «Брат»
Виктор Багров 一 крепкий лысый мужчина среднего роста, которому на вид можно дать от 35 до 40 лет. Его внешность далека от классических канонов красоты, но он умеет располагать к себе людей, благодаря своей открытости и показному дружелюбию. Виктор частенько смеется и шутит, но способен мгновенно превратиться из веселого балагура в безжалостного убийцу.
Багров-старший любит выделяться из толпы и находиться в центре внимания и одежду подбирает соответствующую. Какого-то единого стиля у него нет. На протяжении двух фильмов он носит кожаные куртки, свитера, костюмы, а в Америку едет, вырядившись как настоящий франт 一 в черном костюме-тройке с галстуком, лакированных белых туфлях, ковбойской шляпе и белом шарфе, что выдает его приподнятое настроение.
Данила же к внешнему пафосу и самопрезентации совершенно равнодушен 一 почти все время он ходит в сером свитере крупной вязки, больше напоминающем кольчугу древнерусского воина. Это еще одно существенное различие между братьями: первый стремится к показному лоску, яркости, а второго больше заботят правда и справедливость, а все ненастоящее, поверхностное, сиюминутное ему чуждо.
Примечательно, что в первом «Брате» в некоторых эпизодах Виктор Сухоруков носит зеленое пальто, которое на самом деле принадлежало Надежде Васильевой 一 супруге режиссера Балабанова, которая работала на съемках фильма художником по костюмам. Эту вещь она купила в Германии, и, примерив на актера, решила, что оно как раз подойдет для его героя.
Ну а по признанию самого Сухорукова, ему достались в дар от Сергея Бодрова коричневые пальто и шляпа, в которые он был одет во время сцены в аэропорту в «Брате 2», когда Данила и Мэрилин (Дарья Юргенс) спешат сесть на рейс. Сухоруков рассказал, что Бодров отдал их ему, так как не собирался в дальнейшем носить, и, по мнению актера, его напарнику по фильму они подходили больше. Правда, тот долго не мог решиться надеть их, опасаясь быть осмеянным, но как-то, спустя три года, все же отправился в пальто на одну из телевизионных передач. А буквально через день, 20 октября, он узнал, что Сергей вместе со своей съемочной группой пропал в Кармадонском ущелье.
В целом персонаж Сухорукова из фильмов «Брат» и «Брат 2» очень неоднозначный. С одной стороны, он всегда готов поддержать Данилу, с другой 一 подставить его. Для него деньги и развлечения на первом месте, но при этом старший брат смело бросается в опасные авантюры, что называется, «на кураже», без какого-либо расчета.
Виктор Багров 一 собирательный образ тех россиян, кто в «лихие 90-е» увлекся мечтой о красивой и богатой жизни, «как в Америке», и ради ее воплощения готов даже на убийство. При этом восприятие действительности у таких людей несколько наивное и детское, что не мешает им совершать преступления различной степени тяжести. Они ведут себя подобно героям западных боевиков 一 дерзко и бесшабашно, постоянно отпуская шуточки и забывая о том, что это реальная жизнь. Последняя для них скучна и неинтересна. В конце истории Виктор выбирает свою «страну Эльдорадо», не желая возвращаться на родину. Его не пугает даже то обстоятельство, что оставшиеся годы на чужбине он проведет в тюрьме.
Виктор Багров в фильме «Брат 2»
В «Брате 2» герой Виктора Сухорукова предстает в несколько ином облике, чем в предыдущей картине. Поначалу он выглядит хмурым и раздражительным, что сильно контрастирует с тем образом наглого и уверенного бандита из первой части.
Переодевшись в форму милиционера, он тем не менее остался все таким же жестоким авантюристом, жаждущим денег, но теперь вынужден действовать прямо противоположным образом. Такое несовпадение внешнего и внутреннего заставляет его злиться на всех.
Во 2-й части братья меняются местами. Теперь уже Данилу мать ставит в пример старшему Виктору и предлагает тому уехать к нему в Москву. Перебравшись в столицу, бывший киллер быстро возвращается к своим прежним манерам, но на роль вожака больше не претендует, справедливо рассудив, что Данила его превосходит по многим параметрам. Он старается держаться рядом с ним и с радостью соглашается на поездку в Америку. Оказавшись на время без брата, тут же теряет самоконтроль и забывает о деле, пускаясь во все тяжкие. И даже само название картины говорит о том, что именно Данила теперь главный.
Отношения с окружающими
Наиболее близкое взаимодействие у Виктора Багрова складывается лишь с одним человеком 一 его младшим братом. Поначалу он выступает для Данилы как пример, заменив собой погибшего отца. Позже берет на себя роль этакого покровителя, когда тот приезжает в Питер, учит его жизни, что не мешает Виктору использовать Данилу, отправляя последнего на очередное опасное «дело». Он также предает брата, заманив в западню под давлением Круглого с подельниками, а потом просит не убивать его, пытаясь давить на братские чувства. Данила, осознавая все это, тем не менее прощает Виктора и отправляет на малую родину искупать свою вину на службе в милиции.
В дальнейшем Виктор снова оказывается рядом с младшим братом, который просит его помочь. Тот сразу соглашается, но не из-за любви к Даниле, а скорее из-за нежелания возвращаться к своим серым будням в провинциальном городишке. Виктор часто действует, поддаваясь импульсу и забывая об интересах окружающих, но не боится рисковать своей жизнью ради Данилы.
С матерью у Багрова-старшего отношения складываются противоречивые. В первом фильме он ее любимчик, но потом они перестают понимать друг друга. Вероятно, потому, что Виктор не оправдал возложенных надежд и оказался совсем не тем, кем она его представляла.
У Виктора нет ни жены, ни детей, ни постоянной девушки, так как он предпочитает жить сегодняшним днем, не задумываясь о будущем.
Интересные факты
- По заверениям продюсера дилогии Сергея Сельянова, изначально у них с Алексеем Балабановым было желание снять три фильма, но планы нарушила смерть Сергея Бодрова –младшего. У Виктора Сухорукова, по словам Сельянова, уже была идея по поводу третьей части, где вышедший из американской тюрьмы Багров-старший возвращается на родину, чтобы найти Данилу. Однако вскоре Балабанов раздумал снимать продолжение и не хотел даже слышать о нем.
- Сергей Сельянов отмечал, что Сухоруков был настоящей душой фильма. Он постоянно всех подбадривал на съемочной площадке, заставляя собраться, а еще много шутил, чем создавал благожелательную атмосферу вокруг.
- Сергей Бодров – младший рассказывал, что во время съемок 2-й части они с Сухоруковым жили в одной квартире, где были окна от пола до потолка, откуда открывался вид на город. Едва войдя туда, Сухоруков произнес: «Витька Сухоруков в Чикаго. Видела бы мамка моя». По словам исполнителя роли Данилы Багрова, Сухоруков тогда в первый раз выехал за границу и все свободное время гулял по Чикаго, добавив: «Витя замечательный».
- Изначально, в эпизоде в «Метрополе» должна была играть не «Стюардесса по имени Жанна», а песня группы «Черный обелиск» «Я остаюсь», а потому в конце Багров-старший в то время, как его уводят полицейские, кричит: «Я остаюсь! Я буду здесь жить!»
- Виктор Сухоруков признался, что его частенько окликают на улицах вопросом «Как дела, брат?». Причем узнают актера не только на родине, но и за границей, просят оставить автограф или сделать совместное фото. Сам он считает, что эти фильмы не потеряли популярности по одной простой причине: они по-прежнему актуальны — и в его актерской биографии занимают особое место.
Цитаты Виктора Багрова
Фильмы «Брат» и «Брат 2» давно разобрали на цитаты. Многие из них принадлежат и Виктору Багрову. Например, следующие:
«В деньгах вся сила, брат! Деньги правят миром, и тот сильней, у кого их больше!»
(во время дискуссии с Данилой о том, в чем же сила, «Брат 2»).
«Ну ты с этим особо не затягивай, простатит такое дело, брат: не встанет в нужный момент — и все!»
(постороннему водителю во время ожидания Данилы на улице, «Брат 2»).
«Свободу Анджеле Дэвис!»
(перед прохождением паспортного контроля в аэропорту, «Брат 2»).
«Вещь! Настоящий? Чапаевский! Во были времена!»
(о пулемете из музея, «Брат 2»).
«Да ты на себя посмотри! Черный как сволочь. Ты «Мойдодыр» читал?»
(разбираясь с чернокожими бомжами в Америке, «Брат 2»).
«Вы мне, гады, еще за Севастополь ответите!»
(во время перестрелки с украинской мафией, «Брат 2»).
«Нет, Киркоров мне не нравится. Слащавый он какой-то, подкрашенный весь, припудренный, как баба... Весь такой... Одно слово — румын».
(во время разговора с персонажем Ирины Салтыковой, «Брат 2»).
«Thank you very much! Вот уроды…»
(проходя американскую таможню, «Брат 2»).
«Да ладно, я сам милиционер»
(в ответ на реплику полицейского из Чикаго, «Брат 2»).
«Не Ленинград, а Петербург. Питер! Красивый город, но провинция. В Москву ехать надо, в Москве вся сила. Я тут разгребу чуть-чуть — и в Москву».
(во время разговора с Данилой, «Брат»).