Биография
Иосиф Бродский считал Олега Целкова величайшим мастером кисти послевоенного времени. Сам Олег Николаевич полагал, что его заслуга лишь в том, что он первым из портретистов нарисовал лицо, лишенное идеализации, в котором нет ничего от лица Бога. Персонажа, перекочевывающего из картины в картину, автор называл Морд.
Детство и юность
Будущий художник появился на свет 15 июля 1934 года в Тушине. Населенный пункт в 1938-м получил статус города, а в 1960-м вошел в состав Москвы. Отец, Николай Иванович, был уроженцем подмосковного Дмитрова, мать, Роза Израилевна (в девичестве Цирельсон), родилась в Белоруссии. Родители Олега познакомились и полюбили друг друга во время учебы в техникуме на товароведов, а впоследствии вместе работали экономистами на авиационном заводе в Тушине, от которого и получили двухкомнатную квартиру.
Николай Иванович в юности мечтал стать художником и иногда показывал сыну репродукции картин Исаака Левитана, опубликованные в журнале «Огонек». В 15 лет Олег узнал, что в Москве есть школа, где учат на живописцев, и первое полотно он нарисовал на мешковине, содранной с родительского дивана. Работы уроженца Тушина не прошли творческий конкурс. Увидев рыдающего сына, отец поехал в Московскую среднюю художественную школу и уговорил директора допустить подростка до экзаменов. Соучениками Олега были будущие знаменитости Илья Кабаков и Эрик Булатов. 20-рублевая стипендия юноши оказалась хорошим вкладом в семейный бюджет.
Впоследствии Целкова неоднократно исключали из МСХШ и каждый раз восстанавливали после писем отца в ЦК КПСС. С 1953 года парень стал студентом: по году проучился в Белорусском театрально-художественном институте и Академии художеств имени Ильи Репина. Завершил высшее образование Олег на постановочном факультете ЛГИТМИКа, где среди его преподавателей был Николай Акимов.
Живопись
Михаил Шемякин назвал живопись Целкова «гремучей смесью из светотени Рембрандта, пышной плоти Рубенса, помноженной на русское безумие и мощь варварского духа». Сейчас картины Олега Николаевича, кроме частных коллекций, хранятся в Третьяковской галерее, Эрмитаже и Русском музее, который в 2004 году выпустил персональный альбом его работ. Среди покупателей полотен Целкова были Анна Ахматова и Людмила Гурченко, Артур Миллер и Габриэль Гарсиа Маркес.
Но путь к славе и признанию не был легким. Целкова показательно исключали из Союза художников, а его первую персональную выставку, открытую в январе 1966 года в Курчатовском институте, за идеологическую неприемлемость закрыли через два дня. Вторая — в Доме архитекторов — была закрыта через четверть часа.
Знаменитый Морд появился на картинах Олега Николаевича в 1960 году. Персонаж не восхитил, но изумил художника. Морд присутствует и на автопортрете живописца, и на картине «Двойной портрет», и даже на целковской интерпретации «Тайная вечеря». По словам Олега Николаевича, не он выбирал стиль, а стиль выбрал его. В 90-х годах на лице Морда появились дополнительные пары глаз.
Личная жизнь
Олег Николаевич утверждал, что всегда жил в гармонии с собой. Среди друзей художника были Иосиф Бродский и Евгений Евтушенко, Владимир Высоцкий и Ролан Быков. Как ни странно, Целкову не нравились работы Казимира Малевича и Василия Кандинского. Любимыми картинами уроженца Тушина, на которые он, будучи подростком, многократно ходил смотреть в Третьяковскую галерею, были «Боярыня Морозова» Василия Сурикова, а также «Пустынник» и «Видение отроку Варфоломею» Михаила Нестерова.
Когда в 1977 году под давлением советских властей Целков уехал во Францию, в СССР у него осталась, кроме родителей и сестры-литературоведа, дочь от первого брака. Впоследствии дочка Олега Николаевича вместе со своей мамой уехала на ПМЖ в США.
В молодости художник вел беспорядочную половую жизнь и случайных млюбовниц одаривал быстро нарисованными картинами. Музой и спутницей Олега Николаевича на протяжении полувека была его вторая супруга — актриса Антонина Боброва, первым мужем которой был режиссер Леонид Хейфец. Впервые любовь своей жизни Целков увидел по телевизору в спектакле «Обрыв» и убежденно сказал: «Вот она, моя жена». По стечению обстоятельств вечером того же дня они познакомились лично в доме у Беллы Ахмадулиной и с тех пор не расставались.
В течение всей взрослой жизни Олег Николаевич курил и был поклонником алкоголя. Художник следовал строкам Бориса Пастернака «Не надо заводить архивы, над рукописями трястись» и безжалостно выбрасывал как послания от знаменитостей, так и свои работы, «в которых плохого было больше, чем хорошего». Работал над картинами Целков без фартука и испачканные руки вытирал об одежду.
После переезда во Францию художник купил ферму в провинции Шампань, где оборудовал мастерскую. Почти 40 лет Целков оставался апатридом, а в 2015-м получил гражданство Российской Федерации.
Смерть
Олег Николаевич скончался 11 июля 2021 года, не дожив четыре дня до 87-летия, в парижской больнице Сен-Антуан. Причины смерти Целкова обнародованы не были, но известно, что в июне 2021-го уроженец Тушина ослеп, что лишило его возможности рисовать. Могила лидера нонконформизма находится на кладбище близ коммуны Он-ле-Валь провинции Шампань.
Со 2 марта по 10 июля 2022 года в Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре прошла выставка «Олег Целков. Чужой». К открытию экспозиции журнал «Сноб» приурочил публикацию фрагмента из книги падчерицы живописца Ольги Шмидт «Советская крутая штучка», проливающего свет на личную жизнь Олега Николаевича и обстоятельства его отъезда во Францию. Отрывок был щедро иллюстрирован фото из семейного архива. В декабре Первый канал познакомил зрителей с биографией и творчеством художника, показав фильм Анатолия Малкина «Олег Целков. Единственный из многих».
Интересные факты
- Среди знаменитостей, родившихся, как и Олег Николаевич, в Тушине, — актер Денис Рожков, прославившийся благодаря образу Дениса Антошкина в сериале «Глухарь», российский оппозиционер Илья Яшин (22 июля 2022 года решением Минюста РФ внесен в список физических лиц — иностранных агентов) и его однофамилец, футболист Лев Яшин. С великим вратарем художник жил в одном многоквартирном доме, отец спортсмена работал в одном цехе с матерью Целкова.
- Сергей Довлатов увековечил в рассказах метод ценообразования Целкова: художник установил таксу за квадратный сантиметр полотна и, умножая его на площадь картины, получал цену произведения.